МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ ИМЕНИ К.Г. РАЗУМОВСКОГО
(Первый казачий университет)»
(ФГБОУ ВО «МГУТУ ИМ. К.Г. РАЗУМОВСКОГО (ПКУ)»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ)
Обязательственное право.
(наименование дисциплины (модуля))
По направлению подготовки:
030900 «Юриспруденция».
(код, наименование)
Магистерская программа:
Российское частное право.
Квалификация выпускника
магистр.
(специалист, бакалавр, магистр)
Одобрено на заседании кафедры «Гражданско-правовых дисциплин»
Юридического института
(протокол №2 от 5 сентября 2014 г.)
Зав. кафедрой к.ю.н., доцент Лебедева Н.Н.. /_________
Москва 2014
Аннотация к рабочей программе дисциплины
«Обязательственное право»
1.1.Целью изучения дисциплины:
«Обязательственное право» является формирование у студентов-магистров более глубоких знаний в области регулирования обязательственных отношений в гражданском праве и практике применения соответствующего законодательства
1 .2.Место дисциплины в структуре образовательной программы, в модульной структуре ОП
Дисциплина относится к профессиональному циклу М2.В2 вариативная (профильная) часть.
1.3.Содержание дисциплины (модуля)
№ п/п | Наименование тем |
МОДУЛЬ. Обязательственное право | |
1. | Тема 1. Понятие обязательств в гражданском праве |
2. | Тема 2. Проблемы классификации гражданско-правовых обязательств |
3. | Тема 3. Основания возникновения обязательств |
4. | Тема 4. Субъекты обязательств. Перемена лиц в обязательствах |
5. | Тема 5. Исполнение обязательств |
6. | Тема 6. Способы обеспечения исполнения обязательств |
7. | Тема 7. Ответственность за нарушение обязательств |
8. | Тема 8. Прекращение обязательств |
1.4.Основные образовательные технологии
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО реализация компетентностного подхода к обучению предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.
Центральное место занимают методы активного обучения, стимулирующие познавательную деятельность студентов, таких как: метод монологического изложения (монологический метод); метод диалогического изложения (диалогический метод); метод эвристической беседы (эвристическая беседа); метод исследовательских заданий (исследовательский метод); метод алгоритмических предписаний (алгоритмический метод); метод программированных заданий (программированный метод).
Основные виды образовательных технологий, используемые при реализации рабочей программы дисциплины «Обязательственное право»:
– информационные технологии – обучение в электронной образовательной среде с целью расширения доступа к образовательным ресурсам (теоретически к неограниченному объему и скорости доступа), подготовка презентаций учебного материала для совместного обсуждения, увеличения контактного взаимодействия с преподавателем и объективного контроля и мониторинга знаний студентов;
– работа в команде (малой группе) – совместная деятельность студентов в группе под руководством лидера, направленная на решение общей задачи путем творческого сложения результатов индивидуальной работы членов команды с делением полномочий и ответственности. Используется при работе в аудитории и для проведения исследований на заданную темы вне аудитории;
– творческие задания – учебные задания, которые требуют от студентов не простого воспроизводства информации, а сообразительности и творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов к решению;
– разрешение проблем – учебные задания, которые требуют от студентов умения мыслить, творчески усваивать знания и развивать навыки их практического применения. Предполагает совместное последовательное движение студенческой аудитории к выстраиванию пути или путей разрешения возникшей проблемы («Дерево решений», «Мозговой штурм» и др.);
– дискуссия – обсуждение какого-либо спорного вопроса в рамках изучаемого контекста учебного материала. Формирует у студентов навыки аргументированного и организованного ведения спора, так как каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, должна аргументировать свою позицию;
– сase-study – анализ реальных проблемных ситуаций, имевших место в соответствующей области профессиональной деятельности, и поиск вариантов лучших решений;
– обучающая игра – ролевая имитация студентами реальной профессиональной деятельности с выполнением функций специалистов на различных рабочих местах;
– проблемное обучение – стимулирование студентов к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы;
– контекстное обучение – мотивация студентов к усвоению знаний путем выявления связей между конкретным знанием и его применением;
– обучение на основе опыта – активизация познавательной деятельности студента за счет ассоциации и собственного опыта с предметом изучения;
– интеллектуальная разминка – активизация учебной деятельности студентов (как правило, в начале практического занятия) с выяснением степени усвоения учебного материала на уровне знания;
– изучение и закрепление нового материала – «ученик в роли учителя», подготовка вопросов для обсуждения и т.п.;
– индивидуальное обучение – выстраивание студентом собственной образовательной траектории на основе формирования индивидуальной образовательной программы с учетом интересов студента
– междисциплинарное обучение – использование знаний, умений и способностей в практической деятельности из разных областей, их группировка и концентрация в контексте решаемой задачи.
1.5.Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
· общекультурные компетенции (ОК):
-способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
-компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).
· профессиональные компетенции (ПК):
в правотворческой деятельности:
-способностью разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
-способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);
в правоохранительной деятельности:
-готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);
-способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);
в экспертно-консультационной деятельности:
-способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);
-способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);
в организационно-управленческой деятельности:
-способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);
-способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);
в научно-исследовательской деятельности:
-способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);
в педагогической деятельности:
-способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать:
· понятие и особенности обязательства как вида гражданского правоотношения;
· виды обязательств, основания возникновения обязательств, правила исполнения обязательств, особенности исполнения денежных обязательств, способы обеспечения исполнения обязательств и их виды;
· положения об ответственности за нарушение обязательств;
· соотношение различных форм ответственности за нарушение обязательств;
· основания прекращения обязательств, правила судебной практики применения положений об обязательствах.
уметь:
· правильно квалифицировать обязательственные правоотношения, применять нормы права об обязательствах к решению практических задач;
· давать толкование норм права, выявлять особенности правого регулирования отдельных видов обязательств;
· анализировать судебную практику по проблемных вопросом правоприменения.
владеть:
· теоретическими и практическими методами исследования законодательства, научной литературы и судебной практики.
1.6.Общая трудоемкость дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет – 144 часа, 4 зач. ед.
1.7.Формы контроля
Изучение дисциплины предполагает следующие виды текущего и промежуточного контроля:
· 1 курс (2 семестр) – экзамен.
1.8.Составители
Гриднева Ольга Вячеславовна – кандидат юридических наук, доцент кафедры «Гражданского права и процесса» Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г. Разумовского.
Мельников Владимир Сергеевич – доктор юридических наук, профессор кафедры «Гражданско-правовых дисциплин» ФГБОУ ВО «МГУТУ ИМ. К.Г. РАЗУМОВСКОГО (ПКУ)»
2. Цели изучения дисциплины (модуля).
Целью освоения дисциплины «Обязательственное право» является формирование у студентов-магистров более глубоких знаний в области регулирования обязательственных отношений в гражданском праве и практике применения соответствующего законодательства. Обязательственные отношения занимают особое место в системе гражданских правоотношений и в сфере гражданского оборота, нормы обязательственного права содержат фундаментальные правовые категории, принципы и положения, которые успешно используются в процессе регулирования современных имущественных отношений.
3. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
знать:
· понятие и особенности обязательства как вида гражданского правоотношения;
· виды обязательств, основания возникновения обязательств, правила исполнения обязательств, особенности исполнения денежных обязательств, способы обеспечения исполнения обязательств и их виды;
· положения об ответственности за нарушение обязательств;
· соотношение различных форм ответственности за нарушение обязательств; основания прекращения обязательств, правила судебной практики применения положений об обязательствах.
уметь:
· правильно квалифицировать обязательственные правоотношения, применять нормы права об обязательствах к решению практических задач;
· давать толкование норм права, выявлять особенности правого регулирования отдельных видов обязательств;
· анализировать судебную практику по проблемных вопросом правоприменения.
владеть:
· теоретическими и практическими методами исследования законодательства, научной литературы и судебной практики.
Выпускник в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями образовательной программы после изучения дисциплины «Обязательственное право» должен обладать следующими компетенциями:
· общекультурные компетенции (ОК):
-способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
-компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).
· профессиональные компетенции (ПК):
в правотворческой деятельности:
-способностью разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
-способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);
в правоохранительной деятельности:
-готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);
-способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);
в экспертно-консультационной деятельности:
-способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);
-способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);
в организационно-управленческой деятельности:
-способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);
-способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);
в научно-исследовательской деятельности:
-способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);
в педагогической деятельности:
-способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).
4. Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы:
Дисциплина относится к профессиональному циклу М2.В2 вариативная (профильная) часть. Для изучения дисциплины необходимы знания вопросов изучаемых предшествующих дисциплин: актуальные проблемы российского частного права, сравнительное правоведение.
Дисциплина является предшествующей для изучения следующих дисциплин – недвижимость: права и сделки, актуальные проблемы жилищного права.
Актуальные проблемы Российского частного права
Цели освоения дисциплины:
изучить и понять сущность проблем гражданского права, цивилистической науки;
- освоение теоретических знаний об основах проблемах гражданско-правовой отрасли, правореализационных гражданско-правовых проблемах;
- развитие практических навыков, которые позволят ориентироваться и правильно применять гражданское законодательство.
Знать:
- сущность основных проблем гражданского права как отрасли права и как цивилистической науки.
Уметь:
- ориентироваться в актуальных проблемах гражданского законодательства и цивилистической науки
Владеть:
- теоретическими знаниями об основных проблемах гражданско-правовой отрасли, источников гражданского права, правореализационных гражданско-правовых проблемах;
- основными навыками применения современного гражданского законодательства с учетом существующих правовых коллизий.
Сравнительное правоведение
Целями являются:
- формирование профессиональной культуры в области сравнительного права различных государств мира как важнейшего средства сближения правовых систем мирового сообщества, развития и совершенствования национальной правовой среды;
-освоение студентами теоретических знаний, приобретение умений и навыков сравнительного анализа правовых явлений, правовых систем различных стран мира и возможности использования правовых установлений в профессиональной деятельности;
- создание у студентов целостной системы знаний, умений и навыков о сравнительно-правом методе, применяемом при изучении зарубежных национальных правовых системах при выполнении профессиональных юридических задач в соответствии с профильной направленностью магистерской программы и видами профессиональной деятельности.
Знать:
-процессы формирования развития идей сравнительного правоведения;
-объект, предмет, источники и принципы сравнительного правоведения;
-место и роль сравнительного правоведения в обществе, в том числе в системе юридического образования;
- взаимосвязь и взаимодействие международного и внутригосударственного права;
-классификацию правовых систем
Уметь:
-применять полученные знания для понимания закономерностей развития государства и права, для использования в процессе правотворчества и научно- исследовательской работы.
Владеть:
-методикой самостоятельного изучения и анализа политико правовых доктрин, исторического процесса становления и развития политико-правовой идеологии, юридической науки.
Недвижимость: права и сделки
Цель дисциплины:
-особенности правового режима сделок с недвижимостью, их широкое распространение при несовершенстве законодательства, регулирующего правовой режим недвижимого имущества и сделок с ним (находящегося в стадии становления и не лишенного пробелов и коллизионных норм), связанные с этим трудности в правоприменительной практике обусловливают целесообразность углубленного изучения студентами юридических вузов (в рамках гражданско-правовой и государственно-правовой специализаций) таких сделок на уровне спецкурса «недвижимость: права и сделки».
-рассматриваются виды и специфические признаки недвижимого имущества и обусловленные ими особенности правового режима недвижимых вещей, закрепленные в нормах действующего гражданского и иных отраслей права (в частности, административного, семейного и земельного). дается определение недвижимости, отсутствующее в законе.
-уделяется внимание особенностям правового режима недвижимого имущества как такового и отдельных его видов – предприятия, имущества в кондоминиуме, жилого помещения, незавершенного строительства, нежилых зданий и сооружений и отдельных помещений в них, а также земельных участков.
Иметь представление:
- о системе нормативных правовых актов, обеспечивающих соблюдение законности и защищающих права и интересы участников торгового оборота
- об основных принципах регулирования сделок с недвижимостью на международном и национальном уровне,
- об основных и актуальных проблемах современной науки по вопросам дальнейшего совершенствования и унифицирования законодательства о сделках с недвижимостью
Знать:
-договорные формы, регулирующие оборот недвижимости
-условия государственной регистрации прав собственности на недвижимое имущество и сделок с ним
- основные институты гражданского и торгового права зарубежных стран, регулирующие оборот недвижимости
Уметь и приобрести навыки:
-ориентироваться в законодательстве и принимать самостоятельные решения по практическим правовым ситуациям,
-составлять проекты договоров, которыми оформляются сделки с недвижимостью во внутреннем и международном торговом обороте-толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты, которые регулируют правоотношения, связанные с недвижимостью
-принимать основанные на праве решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом,
-разбираться и правильно применять нормы не только частного, но и публичного (прежде всего административного) права, воздействующего на правоотношения, связанные с недвижимостью
-работать с научной литературой и вести дискуссию по проблемам изучаемого курса,
-анализировать и решать юридические проблемы в сфере гражданско-правовых отношений с иностранным элементом;
Владеть:
-терминологией и основными понятиями, относящимися к недвижимости
-методами сбора нормативной и фактической информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности, а также методами анализа судебной практики,
-навыками быстро разбираться в действующем законодательстве и правильно применять его на практике.
Актуальные проблемы жилищного права
Цели дисциплины:
-сформировать профессиональную культуру применения в сфере жилищного права,
-овладеть юридическим мышлением, теоретическими знаниями, умениями и навыками в области наследственного права, необходимыми для профессиональной деятельности; создать целостную систему знаний, умений и навыков по правовым основам и правовому регулированию наследственных правоотношений;
-изучить действующее наследственное законодательство;
-ознакомить студентов с основными проблемами жилищного права;
-научить исследовать особенности и тенденции развития наследственного права.
Знать:
- роль и место наследственного права в правовой системе Российской Федерации в условиях формирования правового государства, основные положения наследственного права;
- сущность и содержание основных понятий и категорий наследственного права;
- сущность и содержание отношений, являющихся предметом правового регулирования наследственного права;
- методы правового регулирования отношений, входящих в предмет наследственного права;
- основы правового статуса субъектов наследственных правоотношений;
- основные источники правового регулирования наследственных правоотношений, нормативно-правовые акты в области наследования;
- механизм правового регулирования наследственных правоотношений.
Уметь:
- оперировать юридическими понятиями и категориями;
- анализировать нормы о наследовании, правильно толковать и применять их в практической деятельности;
- анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;
- решать задачи, соответствующие его квалификации и квалификационным требованиям, указанным в Государственном образовательном стандарте;
- обосновывать и принимать в пределах должностных обязанностей решений, а также совершать действия, связанные с реализацией норм о наследовании;
- составлять проекты юридических документов, относящихся к сфере наследования и наследственного правопреемства;
- принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;
- анализировать юридически значимые ситуации, юридически грамотно излагать и аргументировать свою позицию;
- анализировать судебную практику;
- самостоятельно пополнять знания по наследственному праву в условиях социально-экономических реформ.
Владеть:
- юридической терминологией;
- навыками работы с правовыми актами;
- навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;
- навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики;
- навыками разрешения правовых проблем и коллизий в сфере наследственного правопреемства в конкретных ситуациях;
- навыками реализации норм материального и процессуального права.
Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на аудиторную работу студентов с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу студентов (Таблица 1)
Таблица 1
№ | Вид учебной работы | Трудоемкость в соответствии с учебным планом | Кол-во зачетных единиц | Распределение по семестрам (в соответствии с учебным планом) час. | |
семестр | семестр | ||||
Аудиторные занятия: | |||||
Лекции | 0,1 | ||||
Практические занятия | 0,3 | ||||
Лабораторные работы | - | - | - | - | |
Другие виды аудиторных работ | - | - | - | - | |
Самостоятельная работа | 3,4 | ||||
Контрольная работа (для заочной формы обучения) | - | - | - | - | |
Курсовая работа (проект) | - | - | - | - | |
Формы текущего контроля | - | - | - | - | |
Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом | 0,25 | Экзамен | |||
ИТОГО |
Содержание дисциплины (модуля)
6.1. Разделы дисциплины (модуля), структурированные по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов, видов учебных занятий, реализуемых компетенций (Таблица 2)
Таблица 2
Темы дисциплины | Лекций (ч.) | Лабораторных (ч.) | Самостоятельная работа (ч.) | Перечень компетенций | |||||||||||
ОК 2 | ПК 5 | ПК 1 | ПК 2 | ПК 3 | ПК 5 | ПК 7 | ПК 8 | ПК 9 | ПК 10 | ПК 11 | ПК 15 | ||||
Тема1 | 0,25 | - | 15,4 | х | х | х | х | ||||||||
Тема2 | 0,25 | - | 15,3 | х | х | х | |||||||||
Тема3 | 0,25 | - | 15,4 | х | х | х | х | х | х | ||||||
Тема4 | 0,25 | - | 15,4 | х | х | х | х | ||||||||
Тема5 | 0,25 | - | 15,4 | х | х | х | |||||||||
Тема6 | 0,25 | - | 15,4 | х | х | х | х | х | х | ||||||
Тема7 | 0,25 | - | 15,3 | х | х | х | х | ||||||||
Тема8 | 0,25 | - | 15,4 | х | х | х | |||||||||
Итого | - |
6.2.Содержание разделов дисциплины (модулей):
Тема 1. Понятие и виды обязательств в гражданском праве.
Понятие обязательственного права. Признание обязательственного права как подотрасли гражданского права. Система обязательственного права. Тенденции эволюции обязательственного права. Особенности обязательств как вида гражданского правоотношения. Содержание, предмет, объект обязательства: соотношение указанных понятий. Проблемы существования обязательств с отрицательным содержанием.
Тема 2. Проблемы классификации обязательств.
Критерии классификации обязательств. Значение классификации обязательств. Эволюция классификации обязательств в современном гражданском праве. Виды обязательств. Однообъектные, альтернативные, факультативные обязательства. Обязательства со множественностью лиц. Долевые, солидарные, субсидиарные обязательства. Обязательства с участием третьих лиц. Особенности правового регулирования обязательств в сфере предпринимательской деятельности. Акцессорные обязательства.
Тема 3. Основания возникновения обязательств.
Понятие оснований возникновения обязательств. Критерии классификации оснований возникновения обязательств. Взаимосвязь системы оснований возникновения обязательств и системы обязательств в гражданском праве. Тенденции развития системы оснований возникновения обязательств в современном гражданском праве.
Тема 4. Субъекты обязательств. Перемена лиц в обязательствах.
Понятие субъектов обязательств. Множественность лиц в обязательстве и ее виды. Активная, пассивная, смешанная множественность. Солидарные обязательства. Долевые обязательства. Обязательства с участием третьих лиц. Обязательства исполняемые третьими лицами. Обязательства в пользу третьих лиц. Субсидиарные обязательства. Регрессные обязательства.
Основания замены сторон в обязательстве. Форма соглашения об уступке права требования и переводе долга. Проблемы применения законодательства об уступке права требования.
Тема 5. Исполнение обязательств.
Понятие и правовая природа исполнения обязательств. Принципы исполнения обязательств. Последствия нарушения принципов исполнения обязательств. Содержание принципа надлежащего исполнения обязательств. Содержание принципа реального исполнения обязательств и сфера его применения в современном гражданском обороте. Значение и правила определения места и срока исполнения обязательства. Принцип экономичности и делового сотрудничества при исполнении обязательств. Принцип солидарности интересов должника и кредитора при исполнении обязательств. Особенности исполнения денежных обязательств. Очередность погашения долга по денежному обязательству. Способы исполнения обязательств.
Тема 6. Способы обеспечения исполнения обязательств.
Понятие и система способов обеспечения исполнения обязательств. Акцессорный характер способов обеспечения исполнения обязательств. Развитие способов обеспечения исполнения обязательств в современном гражданском обороте.
Понятие и правовая природа залогового права. Стороны залогового правоотношения. Основания возникновения залогового права. Формы договора о залоге. Содержание договора о залоге. Требования к предмету залога. Проблема использования в качестве предмета залога денег, денежных средств и имущественных прав. Основания и порядок обращения взыскания на заложенное имущество. Особенности ипотеки.
Неустойка и ее виды. Задаток и его функции. Сущность удержания. Понятие и правовая природа поручительства. Форма и содержание договора поручительства. Основания прекращения поручительства. Виды поручительства. Проблемы применения законодательства о поручительстве.
Понятие и правовая природа банковской гарантии. Проблемы применения банковской гарантии в судебной практике.
Тема 7. Ответственность за нарушение обязательств.
Основания и условия ответственности за нарушение обязательств. Особенности ответственности за нарушение договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности.
Формы ответственности за нарушение обязательств и их соотношение друг с другом.
Возмещение убытков как форма ответственности за нарушение обязательств. Неустойка как форма ответственности и правила определения ее размера. Соотношение неустойки и убытков. Проблемы применения ст. 333 ГК РФ об уменьшении размера неустойки в судебной практике.
Проценты за неправомерное пользование чужими денежными средствами (проценты по ст. 395 ГК РФ) и их правовая природа. Соотношение процентов по ст. 395 и неустойки за нарушение денежного обязательства. Проблемы уменьшения размера процентов по ст. 395 ГК РФ.
Тема 8. Прекращение обязательств.
Основания и способы прекращения обязательств. Система способов прекращения обязательств.
Зачет и условия его применения. Отступное. Проблемы квалификации соглашения об отступном. Проблемы определения предмета отступного. Доля в праве общей долевой собственности как предмет отступного: проблемы применения. Проблемы соотношения отступного и последствий недействительности сделок.
Новация, ее отличие от отступного. Правовая природа новации. Проблема новации неустойки и убытков в заемное обязательство.
Прощение долга. Соотношение прощения долга и договора дарения.
Особенности прекращения обязательств совпадением должника и кредитора в одном лице.