Изучение словарного запаса.




Задачи:

· выявить соответствие или несоответствие словаря возрастной норме; охарактеризовать активный словарь (наличие существительных, глаголов, прилагательных, использование других частей речи);

· выяснить точность употребления лексических значений слов. В обследование необходимо включить:

§ Предметный словарь;

§ существительные, обозначающие предмет и его части (чайник, крышка, носик, донышко);

§ существительные со сходными лексическими значениями (платье — сарафан);

§ обобщающие слова (овощи, фрукты, посуда, одежда и т.п.);

§ названия времен года;

§ названия животных и их детенышей;

§ названия профессий. Глагольный словарь:

§ глаголы, обозначающие действия с предметами;

§ глаголы, обозначающие состояния, чувства, явления.

Словарь признаков: прилагательные, обозначающие:

ü величину предметов (высокий, низкий, узкий);

ü цвет (основной и его оттенки);

ü форму (круглый, овальный, квадратный);

ü качества (молочный, пушистый, гладкий);

ü сезонные признаки (летний, осенний, зимний, весенний). К словарю признаков относят и употребление наречий типа:

быстро, медленно, громко, высоко.

Обследование грамматического строя.

Важный момент логопедического обследования — изучение сформированности грамматического строя речи.

Выявляются:

правильность построения грамматической структуры предложения;

характер использования падежных форм существительных;

правильность употребления рода существительных, форм единственного и множественного числа;

правильность согласования различных частей речи;

характер употребления предложных конструкций;

степень владения навыками словообразования и словоизменения.

При обследовании грамматического строя речи используются следующие задания:

составить предложение по сюжетной картинке (при этом отмечается преобладающее количество слов в предложениях, соответствие последовательности слов в предложении грамматической норме);

составить предложение по картинке, сюжет которой предусматривает употребление заданных грамматических форм («Дети видели в зоопарке слона, льва, обезьяну, белку»);

вставить пропущенный предлог или слово в нужной падежной форме («Самолет летит... лесом»; «Мяч лежит... столом»);

преобразовать заданную грамматическую форму единственного числа во множественное («Один стол, а много...?»);

образовать формы родительного падежа единственного и множественного числа («На этой картинке есть дерево, а на этой нет чего?» (дерева, деревьев);

согласовать имена прилагательные и числительные с существительными.

Основные виды словообразования.

o образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (стульчик, ложечка, глазки и т.п.);

o образование прилагательных от существительных (стакан из стекла — стеклянный, стол из дерева — деревянный и т.п.);

o образование названий детенышей животных в единственном и множественном числе (у белки — бельчонок, бельчата; у лошади — жеребенок, жеребята);

o образование глаголов с помощью приставок.

Обследование связной речи.

Обследование связной речи может проводиться в ходе беседы и включает серию заданий по углубленному изучению развернутого самостоятельного высказывания:

v беседа;

v составление рассказа по сюжетной картинке;

v составление рассказа по серии сюжетных картинок;

v пересказ;

v составление рассказа-описания;

v составление рассказа по представлению.

Характерные особенности связной речи при речевом недоразвитии:

Ø бедность и однообразие синтаксических конструкций; в самостоятельной речи ребенок пользуется в основном простыми предложениями;

Ø неумение распространять предложение однородными членами;

Ø ребенок ограничивается перечислением предметов или действий;

Ø нарушение логики рассказа: рассказывая о несущественном, ребенок опускает главное.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: