Задачи:
· выявить соответствие или несоответствие словаря возрастной норме; охарактеризовать активный словарь (наличие существительных, глаголов, прилагательных, использование других частей речи);
· выяснить точность употребления лексических значений слов. В обследование необходимо включить:
§ Предметный словарь;
§ существительные, обозначающие предмет и его части (чайник, крышка, носик, донышко);
§ существительные со сходными лексическими значениями (платье — сарафан);
§ обобщающие слова (овощи, фрукты, посуда, одежда и т.п.);
§ названия времен года;
§ названия животных и их детенышей;
§ названия профессий. Глагольный словарь:
§ глаголы, обозначающие действия с предметами;
§ глаголы, обозначающие состояния, чувства, явления.
Словарь признаков: прилагательные, обозначающие:
ü величину предметов (высокий, низкий, узкий);
ü цвет (основной и его оттенки);
ü форму (круглый, овальный, квадратный);
ü качества (молочный, пушистый, гладкий);
ü сезонные признаки (летний, осенний, зимний, весенний). К словарю признаков относят и употребление наречий типа:
быстро, медленно, громко, высоко.
Обследование грамматического строя.
Важный момент логопедического обследования — изучение сформированности грамматического строя речи.
Выявляются:
правильность построения грамматической структуры предложения;
характер использования падежных форм существительных;
правильность употребления рода существительных, форм единственного и множественного числа;
правильность согласования различных частей речи;
характер употребления предложных конструкций;
степень владения навыками словообразования и словоизменения.
При обследовании грамматического строя речи используются следующие задания:
составить предложение по сюжетной картинке (при этом отмечается преобладающее количество слов в предложениях, соответствие последовательности слов в предложении грамматической норме);
составить предложение по картинке, сюжет которой предусматривает употребление заданных грамматических форм («Дети видели в зоопарке слона, льва, обезьяну, белку»);
вставить пропущенный предлог или слово в нужной падежной форме («Самолет летит... лесом»; «Мяч лежит... столом»);
преобразовать заданную грамматическую форму единственного числа во множественное («Один стол, а много...?»);
образовать формы родительного падежа единственного и множественного числа («На этой картинке есть дерево, а на этой нет чего?» (дерева, деревьев);
согласовать имена прилагательные и числительные с существительными.
Основные виды словообразования.
o образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (стульчик, ложечка, глазки и т.п.);
o образование прилагательных от существительных (стакан из стекла — стеклянный, стол из дерева — деревянный и т.п.);
o образование названий детенышей животных в единственном и множественном числе (у белки — бельчонок, бельчата; у лошади — жеребенок, жеребята);
o образование глаголов с помощью приставок.
Обследование связной речи.
Обследование связной речи может проводиться в ходе беседы и включает серию заданий по углубленному изучению развернутого самостоятельного высказывания:
v беседа;
v составление рассказа по сюжетной картинке;
v составление рассказа по серии сюжетных картинок;
v пересказ;
v составление рассказа-описания;
v составление рассказа по представлению.
Характерные особенности связной речи при речевом недоразвитии:
Ø бедность и однообразие синтаксических конструкций; в самостоятельной речи ребенок пользуется в основном простыми предложениями;
Ø неумение распространять предложение однородными членами;
Ø ребенок ограничивается перечислением предметов или действий;
Ø нарушение логики рассказа: рассказывая о несущественном, ребенок опускает главное.