СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
Эколого-педагогическая работа в дошкольном учреждении направлена на решение задач экологического образования подрастающего поколения. Ее целью является формирование начал экологической культуры.
Очевидно, что научное обоснование процесса становления человека, знающего, любящего, понимающего природу, умеющего правильно вести себя в окружающей среде, не терпящего проявления отрицательного отношения к ней, невозможно без определения понятий «экологическая культура» и «экологическое образование». Поэтому нам представляется важным вскрыть их сущность, рассмотреть структуру, установить основные пути воспитания экологически ориентированной личности.
В исследовании педагогического феномена экологической культуры возможно выделить, как минимум, два главных аспекта:
ü социально-философский
ü психолого-педагогический.
Теоретический анализ философской литературы показывает, что в современной культурологии насчитывается свыше четырехсот определений понятия «культура». По мнению большинства ученых это связано с многообразием пониманий и определений различной степени обобщенности, выдвигающих на первый план разные аспекты культуры (Давидович В.Е., Жданов Ю.А., Каган М.С., Щепаньский Я. и др.) Этот термин выступал во многих значениях не только в обиходном языке, но и в разных науках, где ему придается различное значение и смысл.
В традиционном понимании слово «культура » (от лат. - cultura) первоначально трактовалось как возделывание, обработка почвы, в последствии этот термин был перенесен на человека и стал означать его воспитание и образование, «возделывание человека».
|
Энциклопедический словарь определяет культуру как «совокупность созданных человеком в ходе его деятельности материальных, духовных ценностей и специфических для него жизненных форм поведения, а так же сам процесс создания и воспроизводства. В этом смысле понятие культура в отличие от понятия природы характеризует мир человека и включает в себя ценности и нормы, знания и умения, обычаи и установления...»
Американский культуролог Дж. Спедли считает, что «культура - это приобретенная совокупность знаний, которая используется людьми для интерпретации их жизненного опыта и выбора линии поведения».
Нельзя не согласиться и с мнением Г.Н. Давыдовой, считающей, что культура «есть истинный «медиум» единства человека и природы - та живая субстанция, внутри которой человек раскрывает и развивает себя посредством природы, а природа раскрывает и развивает себя посредством человека».
Л.Зеленов (38) в качестве комплексного объяснения феномена культуры предлагал использовать многоаспектное понятие, при котором культура - это и «деятельность», и «способ», и «отношения», и «процесс», и «норма», и «результат», и «система», главным и единственным субъектом и преимущественным объектом которых является сам человек.
Отношения природы и культуры очень сложны, поскольку глубоко пронизывают жизнь человека, выступающей соединительным звеном между ними. Это, по мнению Д.С. Лихчева (55), отношения двух культур, каждая из которых по своему социальна и обладает своими правилами поведения. Вводя термин «экологическая культура», ученый фактически ратует за экологизацию последней, считая что «культура» - это понятие нравственное и входит в сферу экологической морали.
|
Того же мнения придерживаются С.Н. Глазачев и О.Н. Козлова, подчеркивающие, что данный подход вовсе не означает упрощения культуры. Просто в таком понимании она связана с изменениями представлений человека о себе, своих интересах, ведет к обновлению в понимании принципа гуманизма, человечности.
Ученый Н.Н. Храменков, раскрывая специфику экологической культуры, определяет ее как часть общей культуры, единство разумных экологических потребностей и способностей экологически активного человека, включенного в систему экологических отношений и осуществляющего экологическую деятельность. Это особое личностное качество, в котором личность, реализуя свою деятельность и свою индивидуальность, содействует раскрытию жизненных сил природы, её многообразных свойств и потенциальных возможностей.
На основе высказанных выше мнений, можно сделать вывод, что решение проблем гармонизации отношений человека с природой и самим собой, как частью природы, невозможно без изменений культуры в целом, ее экологизации, без формирования экологической культуры личности.
В современной философской литературе, посвященной исследованию экологических проблем, можно выделить целый ряд определений сущности экологической культуры:
ü как процесса сохранения, восстановления и развития всей совокупности общественно-природных ценностей (Е.Н. Никонорова, Н.Н. Храменков, А.Ф. Лиходиевский и др.);
ü как деятельности человека в природе, практического отношения к ней (Н.Г. Васильев, М.С. Коган, С.Н. Кравченко, А.И. Кочергин, Ю.Г. Марков);
|
ü как способа регуляции нравственными и научными средствами системы экологических отношений, превращения негативных отношений в позитивные (Н.Н. Киселев, И.Д. Лаптев, К.И. Шилин и др.);
ü как специфической характеристики способов «взаимодействия общества не только с природой, но и с социально - исторической средой» (Э.С. Маркарян).
Анализ различных точек зрения ученых позволяет обобщить их мнения и дать следующее определение. Экологическая культура – мера и способ соединения человека с природой посредством познания, преобразования, регулирования общественной деятельности. Она включает в себя систему специальных знаний, усвоение соответствующих норм и правил поведения, способов сознательной деятельности людей, способствующих развитию взаимовыгодного единства с природой (Гирусов Э.В., Глазачев С.Н., Коган Л.Н., Курок М.Л., Маслеев А.Г., Шилин К.И. и др.). Такая культура базируется на эмоциональной отзывчивости людей и чувстве ответственности каждого за состояние окружающей среды, стремление жить в созвучии с природой, в строгом соблюдении правовых законов. Ее сущностью, как подчеркивает Н.М. Мамедов, является «совмещение социального с природой, их единство». Она формирует способность соизмерять свои потребности с природными возможностями.
Особенность экологической культуры заключается в том, что она выражает достигнутый уровень взаимодействия человека с природой на основе развития всей системы общественных отношений. Исходя из этого понятно, почему сегодня экологическая культура является «мерой цивилизованности общества» (по терминологии С.Н. Глазачева). Чем выше ее уровень, тем больше удается людям реализовывать направленность человеческой деятельности на сохранение природных условий, необходимых для жизни. Ясно, что общество, разрушающее среду своего существования, не может рассматриваться как отвечающее требованиям современного цивилизованного развития. Следовательно, экологическая культура становится не чем-то желательным, что может быть принято или не принято к выполнению, а строго обязательным требованием в мировом сообществе. Приобщение к экологической культуре является делом сугубо обязательным в современных условиях не только для каждого человека в отдельности, но и для страны и человечества в целом.
По мнению С.Г. Галагановой и И.В. Чернышевой, суть экологической культуры состоит в урегулировании научными, нравственными и художественными средствами системы экоотношений, в превращении негативных проявлений ведущих к экологическому кризису, в позитивную деятельность, сохранение и развитие последней.
В рамках того же подхода Э.В. Гирусов дает многоаспектное определение экологической культуры, подчеркивая, что она включает в себя достижения экознания, экологически продуманную технологию и всю систему поведения людей, направленную на сохранение природных условий, необходимых для прогрессивного развития общества.
Подобной точки зрения придерживаются A.M. Галеева и М.Л. Курок, указывая, что содержание экологической культуры включает не только предметные результаты освоения и преобразования природы, но и результаты духовной субъективной деятельности в форме знаний, умений, навыков рационального поведения в природе.
К.И. Шилин считает, что экологическая культура создается и совершенствуется осознанно для регулирования всей системы отношений человеческого общества с природой.
Согласно Л.Н. Когану, она является частью биологической, и в ее структуру входят культуры:
- отношения к использованию недр земли, к растительному и животному миру;
- безопасного поведения в природной среде.
В социологическом исследовании Н. В. Соловьевой определены основные признаки экологической культуры:
- направленность человеческой активности на оптимизацию социоприродных отношений;
- сохранение окружающей среды, обеспечение экологической безопасности является характеристикой способов взаимодействия общества и природы;
- создание социумом жизненных условий для своего развития и для существования будущих поколений.
А.Ф. Лиходиевский в функциональной форме экологической культуры выделяет три подсистемы:
1) природно-преобразующая система, включающая в себя технологические программы экологической деятельности, благодаря которым осуществляется процесс экологизации индустриального, сельскохозяйственного производства и других, связанных с ними сфер материально - практической деятельности людей;
2) когнитивная - обеспечивает возможность получения объективных знаний о системе «общество – биосфера» и на их основе способствует созданию и реализации программ, направленных на экологизацию всей системы научного знания;
3) регулятивно-аксиологическая подсистема, сущность которой состоит в
ориентации личности на социально-экологические ценности, которые, в свою очередь, выступают реальным основанием экологического компонента мировоззрения, экологического сознания, а также экологического образования и воспитания.
Культурологом А.О. Лагутиным изучена чувственно - эмоциональная функция экологической культуры, отражающая, по-мнению ученого, переживания человека за состояние окружающей среды.
Важная особенность экологической культуры заключается в том, что она выражает уровень взаимодействия человека с природой, соответствующий определенной фазе эволюции всей системы общественных отношений. Отсюда предпринимаемые в философской науке попытки типизировать экологическую культуру. Э.В. Гирусов, А.Г. Маслеев, Е.А. Плеханов и многие другие ученые связывают ее развитие со сменой общественно-экономических формаций.
А.П. Скрипка берет за основу типизации экологической культуры этапы развития производительных сил и выделяет три основных типа экологической культуры, соотнося их с неолитической, промышленной и современной научно- технической революцией.
В настоящее время все больше исследователей склоняются к мысли, что основу цивилизации составляет специфическое отношение человека к природе. Очень важную идею в этой связи высказал Ф.И. Гиренюк: «Среди того, что люди наследуют в рамках цивилизации... наследуется и вторая природа (преобразованные человеком экосистемы), т.е. искусственная среда обитания».
Придерживаясь цивилизационного подхода, Э.С. Маркарян указывает, что «в области природно-экологической подсистемы культуры этап цивилизации ознаменовался переходом от присваивающей экономики (собирательства, охоты, рыболовства) к производящей и к соответствующим ей принципиально новым способам взаимодействия с окружающей средой».
Говоря о необходимости отхода от существующего технологического типа развития и становления нового типа цивилизации, В.В. Лекторский отмечает: «Речь идет о необходимости новых отношений с природой. И я бы связал новый тип цивилизации именно с этой реальной проблемой, которая имеет отношение к выживанию человечества».
По мнению С.Н. Глазачева, принадлежащего к числу сторонников цивилизационного развития, сегодня, возможно, зарождается новая - «экогейская» цивилизация. Ее главные мировоззренческие принципы ученый формулирует следующим образом:
ü утверждение целостности, единства мира, человека как органичной части биосферы и космоса;
ü диалог природы и человека, неконфрантационное взаимодействие между людьми, человеком и природой;
ü гуманизм в контексте экологической культуры, свидетельствующий о приоритете природных факторов человеческого бытия над социальными;
ü оптимизация взаимодействия развивающегося общества и изменяемой им природы;
ü признание самоценности природы, более высокого уровня самоорганизации природных систем по сравнению с социальными.
Экологическая культура, подчеркивает С.Н. Глазачев, является синтезом истории, традиций природосообразного поведения и деятельности людей; показателем зрелости цивилизации.
Эти идеи берут начало в философском наследии B.C. Соловьева, который одним из первых заметил, что «возможно троякое отношение человека к внешней природе:... подчинение ей в том виде, как она существует, затем, длительная борьба с нею, покорение ее и пользование ею как безразличным орудием и, наконец, утверждение ее идеального состояния - того, чем она должна стать через человека... безусловно нормальным и окончательным, - продолжает B.C. Соловьев, - следует, разумеется, признать только третье, положительное отношение, в котором человек пользуется своим превосходством над природой не для своего только, но и для ее собственного возвышения».
Отношение к природе - это также и отношение человека к самому себе, нравственное отношение к другим людям. Указывая на эти тесные взаимосвязи, B.C. Соловьев отмечает, «что троякое отношение человека к земной природе есть только расширенное повторение такого же отношения к его собственной материальной природе».
Такая точка зрения актуальна именно сегодня, когда человечество стоит на пороге качественных изменений своего существования, связанных с ломкой ценностных ориентаций. Это не может не затронуть целостную систему «человек - общество - природа». По этому поводу Н.Н. Бердяев заметил: «Все социальные перемены в судьбе человечества... связаны с новым отношением человека к природе».
Опираясь на высказывания В.С. Соловьева, И.П. Сафронов выделяет следующие исторические типы экологической культуры:
- «страдательный», моделирующий такую систему, где человек подчинен природе; деятельность людей в этот период не имеет преобразовательного аспекта, тем не менее, человек и на этом этапе воздействует на природу, создавая себе новые условия существования;
- «преобразовательный», реализующийся в различных формах борьбы человека с природой, в стремлении к господству над ней (это объективный процесс, подготовленный тысячелетиями развития человечества, деятельность людей приобретает преобразовательный характер, который появляется у человечества в ходе индустриальной революции);
- «ноосферный» (развитие этого типа происходит на основе становления новой цивилизации – «цивилизации культурного человечества», которую В.И. Вернадский определил как форму «организации новой геологической силы, создавшейся в биосфере»).
Субъектом экологической культуры «ноосферного» типа становится человечество в целом. «Человек, - писал В.И. Вернадский, - впервые реально понял, что он житель планеты и может - должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетарном аспекте». Иными словами, экологическая культура данного типа призвана формировать человека, заинтересованного в сохранении природной среды.
Таким образом, с философской точки зрения, понятием «экологическая культура» в целом охватывается культура, которая способствует сохранению и развитию системы «общество-природа».
В психолого-педагогической литературе экологическая культура рассматривается как качественная характеристика личности, представляющая собой совокупность систематизированных знаний, умений, ценностных ориентации, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность каждого за состояние и улучшение социоприродной среды (Захлебный А.Н., Зверев И.Д., Николаева С.Н., Рыжова Н.А., Салеева Л.П. и др.).
Так, Л.П.Симонова, разрабатывая проблему экологического образования младших школьников, выделила следующие компоненты экологической культуры:
- интерес к природе и проблемам ее охраны;
- знания о природе, способах ее защиты и взаимодействия с ней;
- нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;
- экологически грамотная деятельность в природной среде, основанная на привычках соблюдать нормы и правила поведения, в умении проявлять активную жизненную позицию в решении экологических проблем;
- мотивы, определяющие деятельность личности в природном окружении.
Представляется, что такая трактовка компонентов экологической культуры является несколько упрощенной, однако более приемлемой в нашем случае.
Важным вопросом как философских, так и психолого-педагогических исследований (А.М. Галеева, А.Л. Гончарова, А.В. Крайнев, Е.Н. Никонорова, А.Г. Маслеев, Ю.П. Ожегов и др.) является изучение элементов экологической культуры: экологического сознания, отношения и деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что долгое время все сферы деятельности человека пронизывало антропоцентрическое экологическое сознание. Эта система представлений о мире, для которой характерны противопоставленность человека - высшей ценности природы - его собственности, восприятие природы как объекта одностороннего воздействия человека, прагматический характер мотивов и целей взаимодействия с ней. Сегодня со всей остротой встает вопрос о необходимости совершенствования системы взаимоотношений человечества с природой, в основе которых будет эксцентрическое экологическое сознание. Для него характерны: ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природной среды, восприятие природных объектов как полноправных субъектов; баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой.
Другая важная подсистема экологической культуры – экологические отношения.
Экологическими отношениями И.П. Сафронов называет отношения человека и природы и отношения, которые складываются между людьми в искусственной среде обитания, косвенно воздействуя на естественную среду жизни людей.
При этом экологические отношения выполняют различные социальные функции: познавательную, регулятивную и природоохранную, направленные, соответственно на познание, преобразование и сохранение естественных условий существования людей.
Проблеме формирования экологической ответственности нужно уделять внимание в любом возрасте (Захлебный А.Н., Зверев И.Д., Кирикэ Г.В., Николаева С.Н., Плохий З.П., Саморукова П.Г. и др.). Актуальна эта проблема и для дошкольных учреждений, которые призваны закладывать основы экологической культуры у маленьких детей. Она конкретизируется в следующих задачах: формирование системы биоэкологических знаний о предметах и явлениях природы, системы познавательных умений и навыков, основ экологического сознания, системы практических умений и навыков взаимодействия с природой, воспитание эстетического видения природы, любви, бережного и заботливого отношения к ней; воспитание культуры поведения в природе.
Не менее важны моральная позиция, эстетические чувства и волевые качества, позволяющие субъекту осознанно регулировать свое поведение и деятельность в природе. Ведь воля в сочетании с убеждениями и чувствами побуждает человека к активным, экологически грамотным и обоснованным действиям.
Последнее время в философской и психолого-педагогической литературе все чаще можно встретить отдельные статьи, монографии, освещающие проблему экологической этики (Ш.А. Гумеров, А.А. Гусейнов, А.К. Жирицкий, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Е.М. Кудрявцева, Л.О. Кяхрик, И.М. Лиллеорг, И.Б. Новик, Л.П. Салеева, В.М. Сенкевич, И.Т. Суравегина, Э.К. Федоров и др.).
Появление данных работ имеет большое значение, поскольку в связи с обострением экологической ситуации очевидна необходимость нового подхода к окружающей среде, в основе которого должна лежать этика, акцентирующая внимание людей на проблемах биосферы и создающая предпосылки для деятельности, ориентированной на сохранение и развитие человеческого и природного бытия. Эту этику называют по-разному: «новая этика» (Г. и М. Мише), «глобальная этика» (Я. Тинберген), «новый международный моральный порядок» (Э. Ласло). Многие же предпочитают называть ее «экологической этикой» (Г. Киефер, Д. Козловский и др.) и рассматривать как «меру экологической культуры» (Н.М. Мамедов).
В экологической этике в сферу нравственных отношений, кроме традиционно рассматриваемых отношений «человек – человек», «человек – общество», включается также целый ряд сторон отношений «человек – природа».
Основное свойство, присущее экологической этике, связано с тем, что приоритетной в ней остается забота о природных условиях существования будущих поколений. Обращенность в будущее, которая предполагает и заботу о настоящем, отличает экологическую этику от традиционных направлений этики.
Анализ работ, посвященных проблеме этического в экологическом образовании и воспитании, позволяет выделить основные нравственные нормы, регулирующие отношения человека и природы:
ü отказ от любых действий в природной среде, которые могут подорвать возможности существования будущих поколений;
ü мера ответственности перед потомками должна быть приоритетной при принятии решений, касающихся состояния биосферы;
ü недопустимость в интересах ныне живущих людей наносить ущерб интересам будущих поколений.
Эти и другие положения экологической этики, призванные обеспечить гармонизацию взаимодействия человека и природы, могут быть реализованы, если они практически пронизывают самые различные сферы человеческой деятельности: образование, воспитание, политику и др. Только в этом случае этические нормы, насыщенные экологическим содержанием, не останутся благим пожеланием и приблизят становление нового, экологического общества.
Еще одной важной подсистемой экологической культуры является экологическая деятельность личности, которая многими авторами представлена в двух основных направлениях:
- как внешняя, практическая деятельность, непосредственно направленная на сохранение, восстановление улучшение природной среды обитания и на совершенствование экологических отношений людей (экологическое обучение, образование, воспитание);
- как внутренняя, духовная деятельность, направленная на саморазвитие, экологическое самообразование и самовоспитание человека; она является подсистемой экологической культуры и тесно связана с экологическим отношением и экологическим сознанием.
Все приведенные выше положения являются принципиально важными при разработке содержания и методики эколого-педагогической работы в дошкольных учреждениях.