Источники римского права




История возникновения и развития римского права

История римского права

Римское право, как полное собрание правовых норм и обычаев, зарождалось долго - более 1000 лет. Если говорить о периодизации, то в Риме было 3 основных периода - Родоплеменное устройство, Республика и Империя.

Роды состояли из Семей. Курии из Родов. Трибы - из Курий. Род - самая мелкая структура, которая могла бы принять участие в управлении страной. Каждый род был замкнутой и экзогамной организацией, где отсутствовала эксплуатация членов рода благодаря полной солидарности родственников. В этой организации полностью отсутствовала частная собственность. Во главе рода стоял старейшина - "Patter Gentes"[1].

Более крупной единицей управления были Курии - союз из десяти родов. Курией управляли старейшины из которых выбирали верховного правителя - "curio".

В Риме было тридцать Курий и три Трибы. Трибы - высшая ступень управления в раннем Риме. Союз трёх Трибов - Raunenses, Fitienses и Luceres образовывали Quirtium (Римский народ Квиритов). Из правителей Трибов избирался царь - rex.

Отличительной чертой ранней Республики является становление и функционирование народных собраний. В республике учреждаются Трибутные комиции. Под комицями подразумевается собрания патрициев и плебеев, имеющие законодательные, управленческие и судебные функции. Кроме этого, существовали собрания одних плебеев "Cilia plebs". Так же, кроме комиций и концилий существовали "Contiones" - неформальные собрания граждан, не имеющие права принимать решения, а только ведущие политическую агитацию, рассматривали и обсуждали постановления магистратур.

Комиции делились на[2]:

1. Куриатные комиции были реликтом родоплеменного устройства. Они рассматривали прежде всего семейно-правовые и наследственные отношения.

2. Центуриальные комиции созывали наивысшие магистратуры незадолго перед народным собранием для проведения некоторых формальностей: вопрошание воли богов, отправление стражи на яникум.

Сенат в ранней Республике был государственным органом, состоящим из трёхсот виднейших патрициев, но позже плебеи также могли входить в Сенат.

Сенат - собрание виднейших патрициано-плебейских членов, которые по своему моральному поведению признавались оными. Сенаторы делились по рангам: консульский, преторский, цензорский и эдильский ранг. Самыми низшими были "senatores pedarii" не имеющие права участвовать в дискуссиях[3].

Заседания Сената проходили в храме. При голосовании имеющие одну точку зрения занимали одну сторону храма, а оппоненты - другую.

Римское государственное устройство до конца республиканского периода будто не изменилось, однако по своей сути претерпело существенные изменения.

Римская государственная организация из государства, в котором к концу первого периода выделились объединения патрициев и плебеев, трансформировалось в государство, в котором большинство поддерживало оптиматов-нобилей. Олигархия нобилей не могла продержаться долго. Сильные волнения в народе побудили олигархов-рабовладельцев создать принципат, в сущности являющийся скрытой формой диктатуры. Принцепсы основывали свою власть на аккумуляции республиканских магистратур в своих руках. Вопреки Августу, который практиковал каждый год, хотя бы формально обновление определённых магистратур, его наследники, избираемые в сенат по lex de imperio пожизненно, пренебрегали функциями магистратов.

По lex de imperio, принцепс обладал правомочиями, которые не могли быть перечислены. Утверждались два основных правила[4]:

1. Quidquid princi pi placuit legis habet vigorem - всё, что предписано принцепсом, имеет силу закона и

2. Princeps legibus solutus est - принцепс не должен подчиняться правовым нормам. Наследование престола определяли обычно сами принцепсы, назначая наследника путём усыновления, а если этого не происходило, сенат был вынужден давать инвеституру кандидату, которого провозглашала преторианская гвардия.

В эпоху монархии верховным правителем был император. Его приближенными были высшие чиновники, и члены его свиты[5].

1. Quaestor sacri paboti - квестор, исполняющий роль личного секретаря императора и одновременно министра правосудия (юстиции)

2. Comes sacrarum - главный казначей (министр финансов).

3. Comes rerum privatiorum - управляющий имуществом императора.

4. Magister oficiorum - высший бюрократический служащий.

5. Consistorium - священный совет, постоянный совещательный орган императора.

Закон в римском праве

Римское понимание закона стало основой правопонимания всей континентальной правовой семьи. Lex (закон), по мнению римлян, представлял собой прямое и непосредственное выражение коллективной воли всего римского народа (populus Romanus quiritium)[1]. Установление закона гражданами (cives) для самих себя делает закон основой частного права (ius civile). Гражданским это право называется потому, что законы – основной его источник – принимаются гражданами для граждан. Подтверждением служит определение закона, приводимое Гаем:

«Закон есть то, что народ римский одобрил и постановил»[6] (Gai 1.3)

Длительная эволюция римских правовых институтов в течение времени затрагивала и законодательство, в частности, изменялись сами органы законодательной власти. На смену комициям приходит в нормотворчестве римский Сенат, а затем и император. Меняется дефиниция закона:

«Закон есть то, что римский народ постановил по предложению сенатского должностного лица»(I. 1.2.4)[7]

Но даже спустя века существенные признаки закона в целом удерживаются на прежнем месте. Римский закон, дабы считаться таковым, должен быть, во-первых, исходить от компетентного органа законодательной власти, а во-вторых, быть издан в точно определённом порядке.

Впервые законы упоминаются в римской истории в царский период. Несмотря на то, что царь являлся главой государства, наделённым империем, обсуждение и принятие законов не было исключительно царской прерогативой. Так, Помпоний пишет:

«…сам (Ромул) внёс (на обсуждение) народу некоторые куриатные законы; вносили их и последующие цари: все эти законы были собраны в книге Секста Папирия, который жил во времена, когда правил Тарквиний Гордый <…> Эта книга называется Папириевым цивильным правом, но не потому, что Папирий внёс в неё что-либо от себя, но потому, что он законы, изданные (ранее) без порядка, собрал в одно целое» (D.1.2.2.2)[8].

Аналогичным образом говорит об этом и Дионисий Галикарнасский:

«Простонародью Ромул даровал три таких права: выбирать должностных лиц, утверждать законы и выносить решение о войне, когда прикажет царь. И даже в этих делах власть народа не была безусловной, если его решение не покажется верным сенату. <…> А голосование народ проводил не весь целиком, но собираясь по куриям, и то, что казалось нужным большинству курий, народ вносил в сенат»[9].

Уже на заре истории римский народ коллегиально решал важнейшие государственные вопросы, в том числе и обсуждая и принимая законы. Lex в первый период римской истории представлял собой решение куриатных комиций, а участвовать в обсуждении законов дозволялось, следовательно, одним лишь патрициям; плебс такой возможности был лишён, что в дальнейшем (и приведёт к появлению отдельных сходок плебеев и утверждению ими собственных постановлений (с принятием lex Hortensia в 287 до н.э. de iure приравненных к законам). Сам царь в некоторой степени связывался принятым народом законом и вынужден был соблюдать его, что логично следует из патрицианского строя римского государства. Именно патриции, коренные жители Города, являлись политической элитой, организованной в крупные самодостаточные роды, обладающие серьёзным политическим влиянием.

Проходит время, и царский период сменяется республиканским, что влечёт за собой перемены в правовом строе государства. Нелегитимность власти Тарквиния Гордого и последующее его изгнание приводит к отмене всех царских законов. Помпоний пишет:

«По изгнании царей все эти законы в силу закона трибунов потеряли силу, и римский народ снова начал более пользоваться неопределённым правом и некоторым обычаем, чем изданным законом, и такое положение продолжалось около 20 лет»[10].

Mores maiorum, широко известные римлянам, охраняют государство от беззакония. Но неписаный характер их предписаний и необходимость понтификального истолкования постепенно приедается римлянам: накаляется борьба между патрициями, в лице понтификов формирующими право Рима, и плебеями, лишёнными возможности влиять на содержание правовых норм. Борьба подогревалась народными трибунами, и римский народ в 451 г. до н.э. постановил взамен консулов избрать десять мужей (буквально на латинском – decem viri; в литературе известны под именем коллегии децемвиров).

Коллегия приступила к созданию законов и первоначально составила десять таблиц, принятых в голосовании по центуриям. Затем, в связи с мнением народа о неполноте законов, к десяти таблицам в 450 г. до н.э. были добавлены ещё две. В итоге все двенадцать таблиц составили Законы XII таблиц (leges duodecim tabularum). Текст закона был выставлен на досках перед рострами, дабы любой желающий мог с ним ознакомиться. Тем самым монополия патрициев на право была существенно поколеблена, поскольку любой желающий мог ознакомиться с текстом законов. Впрочем, и здесь плебсу не удалось полностью отстоять свою независимость: на основе Законов были составлены legis actiones (иски из закона), знание которых доступно было лишь понтификам (вплоть до их публикации Гнеем Флавием). Значение Законов было столь велико, что образованные римские граждане заучивали их наизусть, дабы не отговариваться незнанием закона.

В республиканский период, как видно из вышесказанного, законы принимались в центуриатных комициях, а не в комициях по куриям. Следовательно, стало учитываться (пусть и за вычетом недостатков цензовой системы формирования воинских собраний) мнение всего народа, обоих его сословий. О значении этого периода пишет Л.Л. Кофанов:

«Переход от монархии к республике ознаменовал собой победу идеи народовластия не только в политическом устройстве, но и в характере развития права. В период ранней Республики утверждается главный принцип законности и правомерности – «по праву квиритов» (ex iure Quiritium)»[11].

В результате принятия Законов XII таблиц формируется понимание закона как решения всего римского народа. Плебс и патриции, объединённые в борьбе с властью децемвиров, впервые в римской истории в борьбе за свою политическую свободу предстают как единое целое, как один народ – римский народ Квиритов. Объединение римского народа в единую нацию на базе рабовладельческого сословия делает и римское право строго национальным, гражданским.

Следующим известным актом в истории римского права справедливо считают закон Лициния-Секстия (lex Liciniae-Sextiae) 367 г. до н.э., по сути подтвердивший изменение политического равновесия в римском обществе и подчеркнувший слияние патрициев и плебеев в единый народ. Этот закон обязывает избирать одного консула из числа плебеев. Патриции, цепляясь за власть, вводят и магистратуру городского претора, избираемого из патрициев и ведавшего судебными делами в Городе.

Республиканская процедура принятия закона в центуриатных комициях сохраняется более полутысячелетия: в последний раз её использует император Нерва в I в.

Процедура принятия закона имеет три ярко выраженные стадии.

Первая стадия заключалась в испрошении у народа проекта закона (rogatio legis) высшим должностным лицом, облеченным империем (из ординарных маггистратов – консулами или претором, из экстраординарных – диктатором). Магистрат обращался к народу со словами: «velitis jubeatis Quirites ut…» – «Квириты, постановите и одобрите, чтобы…», а затем зачитывает текст закона[12].

Инициатор принятия закона готовил его текст и предварительно, до народного собрания, опубликовывал его: текст законопроекта выставлялся на всеобщее обозрение на форуме (сама процедура получила название promulgatio). Промульгирование дозволялось не позднее trinum nundinum (трёх недель) до народного собрания, на рассмотрение которому планировалось вынести законопроект. Римский народ знакомился с текстом закона как он был выставлен.

Вторая стадия состояла в голосовании по законопроекту. Римские граждане могли голосовать в любой из комиций, и решение каждой из них юридически считалось законом. Голосование происходило не индивидуально, а коллективно, т.е. учитывался не голос каждого отдельного участника, а структурной единицы комиции в целом (так, при голосовании по куриям каждая из курий обладала одним голосом, при голосовании по центуриям – каждая из центурий имела один голос, при голосовании по трибам – каждая триба). Положим, при принятии закона в собрании по центуриям члены каждой центурии голосовали внутри центурии, а затем по совокупности голосов определялось мнение всей центурии. Выражать своё мнение каждый из граждан мог лишь строго формально и лаконично: при согласии с законом – в форме «uti rogas» («как ты просишь»), при несогласии – в форме «antiquo legem» («стою на старом законе»). Рогация магистрата принималась или отвергалась, как сказано ранее, целиком, без изменений.

Если закон был принят собранием, наступала третья стадия принятия закона, для чего он передавался в Сенат. Но перед этим закон должен был отлежаться не менее месяца (vocatio legis), и лишь по истечении срока подавался на рассмотрение Сенату.

Третья стадия заключалась в рассмотрении принятого закона Сенатом. Отцы-сенаторы обсуждали закон и либо соглашались признать его, либо полностью отвергали. Согласие Сената придавало закону полную силу, несогласие – лишало даже принятый в собрании закон силы (что на практике практически не происходило, так как Сенат, в силу desuetudo, лишился этого права). Это правило, возникшее в древнейший период римской истории, описывает Тит Ливий:

«[Отцы-сенаторы] постановили, что, когда народ назначит царя, решение будет считаться принятым лишь после того, как его утвердят отцы. И до сего дня, если решается вопрос о законах или должностных лицах, сенаторы пользуются тем же правом, хотя уже лишенным действенности: прежде чем народ приступает к голосованию, при еще неясном его исходе, отцы заранее дают свое утверждение»[13].

Ему вторит и Дионисий:

«А голосование народ проводил не весь целиком, но собираясь по куриям, и то, что казалось нужным большинству курий, народ вносил в сенат. Но в наше время обычай изменился, так как сенат не утверждает то, что постановил народ, но сам народ имеет власть над решениями сената»[14].

Испрошенный, принятый народом и одобренный Сенатом закон приобретал силу и de facto становился известен всему населению Рима; начало действия закона – день принятия его в комиции. Принятый закон выставлялся на досках на форуме, а копия его сдавалась в архив.

Каждый из прошедших эту процедуру законов имел определённую, всегда одинаковую, структуру[8].

Первая часть закона называлась praescriptio (от лат. prae – «перед, до» + scribo – «пишу») – вводная часть, содержащая указание на магистрат, а также обстоятельства, в которых закон принимается. Например, единственный полностью дошедший до наших дней закон – lex Quinctia de aqaeductibus (закон Квинкция об акведуках 9 г. до н.э., принятый в собрании по трибам) начинается словами:

T. Quinctius Crispinus consul populum iure rogavit populusque iure scivit in foro pro rostris aedis divi Iulii pr(idie) [k.] Iulias. Tribus Sergia principium fuit, pro tribu Sex.... L. f. virro [primus scivit]

«Консул Тит Квинкций Криспин испросил у римского народа право, а римский народ на Форуме перед Рострами возле храма божественного Юлия решил утвердить предложенное 30 июня <9 года до н.э.>. Сергиева триба <первой> начала голосование по этому предложению, а Секст Вирр, сын Луция Вирра, подал первый голос <от своей трибы>»[15].

Вторая часть закона именовалась rogatio («просьба, законопроект») и содержала текст закона. Приведённый выше закон Квинкция содержал рогацию следующего характера:

Quicumque post hanc legem rogatam rivos specus fornices fistulas tubulos castella lacus aquarum publicarum, quae ad urbem ducuntur sciens dolo malo foraverit ruperit foranda rumpendave curaverit peiorave fecerit, quo minus eae aquae earumve quae queat in urbem Romam ire cadere fluere pervenire duci quove minus in urbe Roma et qua aedificia urbi continentia sunt erunt, in is hortis praediis locis, quorum hortorum praediorum locorum dominis possessoribus U. F. aqua data vel adtributa est vel erit, saliat distribuatur dividatur in castella lacus (in) mittatur <…>

«<Если> кто бы то ни был после вступления настоящего закона в силу каналы, подземный водопроводы, своды, трубы большие и малые, резервуары, чаны общественного водоснабжения, которые проведены в город, сознательно со злым умыслом продырявит, повредит или содействует их продырявливанию или поверждению, в результате чего вода так или иначе перестанет <поступать> в город Рим, или в результате чего вода <перестанет поступать> собственникам или владельцам садов, домов или зданий в городе Риме, а равно в их цистерны, резервуары <и т.д.> …»[16]

Третья часть закона называлась sanctio (вероятно, от слова sanctus – «святой, освящённый»). Санкция устанавливала меру ответственности за нарушение предписаний закона. И если древние законы (в царский период) отличались суровостью наказаний, то в праве республики санкции начинают смягчаться и становиться более разнообразными. Так, в качестве наказания могла предусматриваться не только смертная казнь, но и изгнание, обращение в рабство на рудниках или галерах, денежный штраф, обязание совершить определённые действия (обыкновенно в пользу потерпевего) и т.п. Приводимый в качестве примера закон содержит такую санкцию за нарушение названной выше нормы:

<…>is populo Romano [HS.] centum milia dare damnas esto; et qui d(olo) m(alo) quid eorum ita fecerit, id omne sarcire reficere restituere aedificare ponere excidere demolire damnas esto sine dolo malo.

«<То> такой да уплатит сто тысяч сестерциев римскому народу; кроме того, кто совершит <названные действия> со злым умыслом, да будет присуждён также <починить, восстановить, отстроить заново то, что он повредил> надлежащим образом»[17].

Однако не каждый закон, принятый в Древнем Риме, снабжался санкцией. Отсюда, в зависимости от наличия санкции, а также от её характера, все законы принято разделять на несколько видов.

Первый вид законов – это законы, вовсе лишённые санкции, т.е. не содержащие указания на меру ответственности за их нарушение. Такой закон назывался lex imperfectae («несовершенный закон»). По словам Г.Ф. Дормидонтова, несовершенный закон – это такой закон,

«…который запрещает известное действие, но не объявляет ничтожным то действие, которое совершено вопреки запрещению. Так в древнем Риме закон Цинция о дарениях запрещал подарки свыше известной суммы, но не объявлял недействительными сделки, совершенные вопреки этому закону. Законодатель полагал как бы, что одного его веления достаточно, чтобы остановить неправильное, вредное по его мнению, направление принятое дарственными сделками. Нередко в форме leges imperfectae в законы вносятся обыкновенные правила нравственности, например: супруги обязаны взаимно любить друг друга. При таком предписании и не мыслима какая-либо санкция»[18].

Названный вид законов имел целью указать на недопустимость определённого поведения с точки зрения иной, нежели право, нормативной системы. Вероятно, почтение к обычаям предков (mores) и сложившимся на их основе системы норм морали было чрезвычайно сильным и отсылка к их авторитету могла удержать римлянина, особенно знатного, от недостойного поведения.

Ко второму виду относились законы, называемые leges minus quam perfectae («законы менее чем совершенные»). Их санкция не уничтожала юридические действия, совершённые вопреки закону, но устанавливала штраф за их совершение. Объяснение их сущности даёт Н.М. Коркунов:

«…иногда обстоятельства могут сложиться таким образом, что признание правонарушительного действия ничтожным повлекло бы невыгодные последствия для третьих, ни в чём не повинных, лиц»[19].

Например, законы XII таблиц ограничивали предельный размер процентов по долгу 1/12 частью суммы долга. Ростовщика, истребовавшего больший процент, ждал штраф в четырёхкратном размере от размера процентов, полученных сверх закона. Само соглашение между ним и должником, тем не менее, оставалось в силе. И действительно, уничтожение соглашения вследствие виновных действий ростовщика поставило бы должника в невыгодное положение: ему немедленно пришлось бы вернуть всю сумму долга вместе с законными процентами, что могло поколебать его благосостояние, если займ оказывался крупным. Поэтому, в интересах должника, здесь применяется санкция менее чем совершенного вида.

Третий вид законов – это leges perfectae («совершенные законы»). Санкция такого закона запрещала определённые действия, а если они, вопреки закону, всё же совершались, то таковые действия признавались юридически ничтожными и не влекли никаких правовых последствий. Такой закон, однако, просто уничтожал неправомерное действие, но не налагал на лицо, совершившее это действие, никакой ответственности.

Так, согласно Гаю,

«…отказ, сделанный прежде назначения наследника, был недействителен, конечно, потому, что завещания получают силу от назначения наследников, и посему назначение наследника считается как бы существеннейшим условием и основанием целого завещания»[20].

Если некто откажет имущество до слов о назначении наследника, то этот отказ будет признан как будто вовсе не существующим, а правоотношение из такого действия не возникнет; налицо явная ничтожность ipso iure действия, противного праву. Однако же совершение такого действия не влечёт наказания. Подобные нормы характерны и для современного гражданского права в части объявления ничтожности сделок.

Наконец, средневековые юристы, анализируя дошедший до них нормативный материал, выделили и четвёртый вид законов – leges plus quam perfectae («законы более чем совершенные»)[21]. Особенность санкции таких законов заключалась в том, что юридическое действие, совершённое вопреки предписанию закона, признавалось ничтожным и сверх того на нарушителя налагалось наказание. Примером является lex Furia testamentaria (закон Фурия о завещаниях; около 190 г. до н.э.). Этот закон запрещал завещательные отказы на сумму свыше 1000 ассов. Подобный отказ признавался юридически ничтожным, а нарушитель – отказополучатель – подвергался штрафу в четырёхкратном размере от суммы полученного.


Источники римского права

Первым историческим источником римского (впрочем, как и в раннеклассовом любом обществе) являлся обычай. Обычай характеризуется как типичная повторяющаяся в социальном повседневном поведении норма, которой придерживается само общество. Таким образом, он есть не что иное, как некий общественный стандарт, передаваемый из поколения в поколение, который довольно часто сливается с религиозными нормами. По своему содержанию обычаи представляют моральные нормы, а это значит, что они всегда были первоначальными общественными представления о «хорошем и плохом», злом и добром. Как правило, нарушение данных норм влекло за собою меры общественного воздействия. В качестве примера обычая можно рассмотреть принцип Талиона (равное наказание преступлению) или же обычай кровной мести.

Рисунок 1 – Источники Римского права

 

Обычай как источник римского права

Обычай в качестве древнейшей формы формирования римского права состоял из[22]:

· Обычаев предков

· Обычаев, которые сложились в практической деятельности магистратов

· Обычаев, которые сложились в толковательной жреческой практике.

Обычные нормы передаются от поколения к поколению, не закрепляясь в письменной форме, при помощи жрецов или понтификов, которым было доверены тайны хранения заветов старейшин. Однако именно обычаи являлись вместилищем для всего справедливого и доброго и именно поэтому нормы обычного права в будущем были интерпретированы в законах и записаны в письменном варианте.

По мере укрепления римского государства из-за его расширения, а также возрастания денежно-товарных отношений обычное право уступает дорогу закону, не удовлетворяя потребностям юридической практики. Первым письменным источником римского права, который был принят в результате народного собрания был закон.

Гай настаивал, что закон – это то, что постановил и повелел сам народ. Данная формула характеризует сущность закона, а точнее то, что он лишь источник права, принятый в народном собрании коллегиальным путём и закон, который принимается в единоличном порядке, не имеет юридической силы.

Изначально обычное право и закон сосуществовали совместно, однако впоследствии обычай вытесняется законом, являясь в период республики единственным правовым источником.

Эдикты магистратов

Эдиктами магистратов были нормативные акты, которые принимались магистратом в момент вступления в должность, а также содержащие план действий во временной период осуществления данных должностных обязанностей. Подобные эдикты (от слова «говорю») считались источником преторского права эпохи республики. Сначала их составляли в устной форме, однако потом только в письменной[23].

При этом, магистраторские эдикты назывались «годичными», так как временной срок их действия полномочий был однолетним. Именно при помощи преторских эдиктов формировалось преторское право. В рамках него перетором могла быть предоставлена помощь лицу, не защищённому цивильным правом. Данным эдикты магистраторов сами по себе были очень гибкими правовым источником, дополняя и иногда исправляя цивильное право. Эдикт являлся обязательным для претора, который его издал, однако он не являлся таковым для нового претора. Последующий претор мог включить в собственный эдикт «переходящую часть», которая была наиболее повторяющейся устойчивой из эдикта в эдикт частью, ставшей в силу своего повторения традицией, обязательным правилом поведения.

Сенатусконсульты

Сенатусконсульты являлись нормативными актами, которые издавал Сенат и которые представляли собою императорскую речь, провозглашённую им в Сенате. Данные акты были главным источником права в эпоху принципата, когда императорская власть была ограниченной, однако при этом сам Сенат не обладал законотворческими полномочиями. Одним из наиболее часто используемых выражений юристов того периода было – «Сенат советует, полагая и рекомендует». То есть Сенат имел только совещательные полномочия. Именно по этой причине сенатусконсульты представляли собой волю императора, облечённую (хоть и формально) в законы, которые издавал Сенат[24].

Конституции императоров

Императорские конституции в период домината приобрели актуальное значение, когда сами императоры приобрели неограниченную власть. Данные конституции хотя и не являлись законом, однако имели их силу.

Различались такие виды конституций императоров[25]:

· Эдикты, являвшиеся распоряжениями общего характера, которые были обращены к общественности (для всего народа в отличие от магистратов)

· Декреты – решения по судебным делам, которые рассматривались в качестве высшей инстанции императором

· Рескрипты, являвшиеся ответами на поступающие к императору ходатайства и вопросы частного характера

· Мандаты – чиновничьи инструкции представителям императорской власти.

В эпоху Древности знатоками права являлись понтифики, которые присвоили себе единоличное право толкования законов. В более поздние периоды право стало приобретать общественный характер, а его толкованием и созданием стали заниматься юристы-профессионалы. Главной целью юридической деятельности было редактирование формальных актов, а также толкование и применение законов, что закрепляло за ними правотворческие функции[26].

 

 


Заключение

Выбранная тема курсовой работы звучит, как «Римское право».

Целью работы являлось исследование римского права, его основных характеристик. Поставленные цель и задачи работы были достигнуты, задачи исследования решены настолько, насколько позволяла доступная литература по данному вопросу.

Подводя итог исследования, можно сделать следующие выводы:

Римское право занимает уникальное место в правовой истории человечества. Оно представляет наивысшую ступень в развитии права в античном обществе древнем мире в целом.

Историю римского права принято делить на периоды:

- древнего римского права - jus civile (от возникновения римского государства до установления магистратуры перегринского претора - 753-242 г.г. до н.э.);

- классического, или преторского римского права (от установления магистратуры перегринских преторов до эдикта императора Каракаллы - от 242 года до н.э. до 212 года н.э.);

- период постклассического права, или единого императорского римского права (от эдикта Каракаллы до падения Западной римской империи или до смерти Юстиниана - от 212 до 476 или 565 года н.э.).

Каждый из этих периодов обладает своими особенностями и характеристиками.

Особенно тщательно были разработаны в римском праве различные способы защиты интересов частных, а также многообразных участников имущественного оборота. Именно римляне, опираясь на весь предшествующий мировой опыт, в том числе и стран Востока, впервые сделали индивидуальную частную собственность, а также другие имущественные права и интересы предметом искусного и весьма совершенного юридического регулирования.

Римские юристы разграничили jus publicum (публичное право) и jus privatum (частное право). Такое деление права на публичное и частное получило широкое признание как в мировой юриспруденции, так явилось основным и в национальных правовых системах современности.

В процессе своего становления римское право приобретало различные формы систематизации: кодексы, институции, дигесты, а также новеллы.

Первой известной нам римской кодификацией были Законы XII Таблиц, V в. до н.э. Во II в. н.э. по поручению императора Адриана были кодифицированы преторские эдикты юристом Юлианом. Эта кодификация фактически положила конец правотворческой деятельности претора.

В конце III - начале IV в. н.э. были изданы один за другим два кодекса императорских конституций.

Кодекс Грегориана - старейший сборник императорских конституций от Адриана до Диоклетиана (II-III вв.). Его продолжением стал кодекс Гермогениана, содержащий только конституции Диоклетиана (291-294 гг.). Первой официальной кодификацией императорских конституций стал кодекс Феодосия, 438 г., включивший конституции от начала правления Константина Великого до Феодосия. Существовала также и кодификация Юстиниана. Для постклассического права характерно деление права на ius и leges.

Таким образом, собственно кодификация Юстиниана была проведена в 529-534 г.г. и включала в себя Кодекс, Институции и Дигесты.

В I в. до н.э. систематизацию накопившихся за многие века законов и сочинений юристов хотел провести Гай Юлий Цезарь.

В процессе развития римского права в качестве источников выделяют следующие: юридические памятники и произведения римских юристов; обычаи и обычное право; законы, в частности VII Таблиц и XII Таблиц; Lex и плебесциты; Сенатус – консульты; конституции императоров, такие как эдикты, декреты, рескрипты, мандаты.

Начиная со Средневековья происходит рецепция римского права, т.е. его заимствования национальным законодательством европейских стран.

На базе римского права, отличавшегося большой разработанностью своих форм, сложилась правовая культура, ставшая общим достоянием человечества на последующих этапах развития цивилизации. Одним из элементов этой правовой культуры была римская юриспруденция, которая положила начало как самостоятельной науке о праве, так и профессиональному юридическому образованию.

За более чем, тысячелетний период истории Римского государства право претерпело в нем глубокие изменения. История римского права, естественно, отразила перемены в государственном строе Рима. Но, будучи связанным и с более глубинными пластами римского общества, оно в своей эволюции испытало на себе влияние все усложняющихся экономических и иных общественных отношений, в том числе связанных и с рабством. Кроме того, римское право пережило ту рабовладельческую государственность (Западную Римскую империю), на базе которой оно исторически сложилось и достигло наивысшего расцвета.

 


Литература

1. Белогруд Н.Е. Римское право; Книга по Требованию - Москва, 2012. - 244 c.

2. Бондаренко Н. Л. Римское частное право. Ответы на экзаменационные вопросы; Тетралит - Москва, 2013. - 112 c.

3. Васильева Т.Г., О.М. Пашаева. Римское право. Конспект лекций. – М.: Юрайт, 2011. – 160 с.

4. Вестготская Правда (Книга приговоров). Латинский текст. Перевод. Исследование. – М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2012. – 944 с.

5. Виноградов П.Г. Очерки по теории права. Римское право в средневековой Европе (под редакцией и с биографическим очерком У.Э. Батлера и В.А. Томсинова). - "Зерцало", 2010 г.

6. Есайчева Е.А. Шпаргалка по римскому праву. – М.: Аллель, 2012. – 64 с.

7. История древнего Рима. / Под ред. А.Г. Бакщанина, В.И. Кузищина. - М., 2011.

8. Кожевина Е. В. Римское частное право; Уральская государственная юридическая академия - Москва, 2013. - 148 c.

9. Кравчук Александр. Галерея римских императоров. Доминат. – СПб.: Астрель, У-Фактория, 2011. – 448 с.

10. Морев М.П. Римское право. Курс лекций. – М.: Эксмо, 2010. – 256 с.

11. Мэйн Г. Древнейшая история учреждений. – М.: Красанд, 2011. – 324 с.

12. Новицкий И. Б. Римское право; Юрайт - Москва, 2013. - 304 c.

13. Пиляева В.В. Римское частное право. М., 2011.

14. Прудников М.Н. Римское право. – М.: Юрайт, 2011. – 304 с.

15. Под редакцией И.Б. Новицкого, И.С. Перетерского. Римское частное право. – М.: Wolters Kluwer, 2010. – 608 с.

16. Римское право. – М.: Сова, АСТ, ВКТ, 2011. – 160 с.

17. Римское частное право. – М.: КноРус, 2013. – 608 с.

18. Сологубова Е.В. Иск в римском праве. М., 2011.

19. Седаков С.Ю. Римское право. – М.: Проспект, 2012. – 128 с.

20. Сморчков А.М. Религия и власть в Римской Республике. Магистраты, жрецы, храмы. – М.: РГГУ, 2012. – 606 с.

21. Трубецкой Е.Н. История философии права. Древняя Греция. Древний Рим. Раннее христианство. – М.: Либроком, 2012. – 184 с.

22. Тираспольский Г.И. Римские законы. Предъюстинианская эпоха. Словарь-справочник. – М.: Флинта, Наука, 2010. – 312 с.

23. Черниловский З.М. Курс лекций по римскому праву. М., 2011.

24. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древность и Средние века. – М.: Зерцало-М, 2012. – 562 с.

25. Щепина А.П. Шпаргалка по римскому праву. – М.: РГ-Пресс, 2013. – 80 с.


[1] Под редакцией И.Б. Новицкого, И.С. Перетерского. Римское частное право. – М.: Wolters Kluwer, 2010. – 608 с.

[2] Морев М.П. Римское право. Курс лекций. – М.: Эксмо, 2010. – 256 с.

[3] Есайчева Е.А. Шпаргалка по римскому праву. – М.: Аллель, 2012. – 64 с.

[4] Римское право. – М.: Сова, АСТ, ВКТ, 2011. – 160 с.

[5] Сморчков А.М. Религия и власть в Римской Республике. Магистраты, жрецы, храмы. – М.: РГГУ, 2012. – 606 с.

[6] Тираспольский Г.И. Римские законы. Предъюстинианская эпоха. Словарь-справочник. – М.: Флинта, Наука, 2010. – 312 с.

[7] Тираспольский Г.И. Римские законы. Предъюстинианская эпоха. Словарь-справочник. – М.: Флинта, Наука, 2010. – 312 с.

[8] Мэйн Г. Древнейшая история учреждений. – М.: Красанд, 2011. – 324 с.

[9] Кравчук Александр. Галерея римских императоров. Доминат. – СПб.: Астрель, У-Фактория, 2011. – 448 с.

[10] Щепина А.П. Шпаргалка по римскому праву. – М.: РГ-Пресс, 2013. – 80 с.

[11] Васильева Т.Г., О.М. Пашаева. Римское право. Конспект лекций. – М.: Юрайт, 2011. – 160 с.

[12] Черниловский З.М. Курс лекций по римскому праву. М., 2011.

[13] Виноградов П.Г. Очерки по теории права. Римское право в средневековой Европе (под редакцией и с биографическим очерком У.Э. Батлера и В.А. Томсинова). - "Зерцало", 2010 г.

[14] Белогруд Н.Е. Римское право; Книга по Требованию - Москва, 2012. - 244 c.

[15] Вестготская Правда (Книга приговоров). Латинский текст. Перевод. Исследование. – М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2012. – 944 с.

[16] Римское частное право. – М.: КноРус, 2013. – 608 с.

[17] Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древность и Средние века. – М.: Зерцало-М, 2012. – 562 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: