Мастер детской игрушки Алексей Парамонов




Мастер детской игрушки

Есть в Заонежье, в южной части Шуньгского полуострова живописное местечко Фоймогуба. Это название носит и деревня, чуть наклонившиеся от времени древние стены деревянных изб над гладью Путкозера. Здесь чуть более ста лет назад родился и вырос известный в свое время по всему Заонежью и ныне позабытый мастер деревянной игрушки Алексей Петрович Парамонов. В Заонежье было немало знаменитых краснодеревцев, и о некоторых из них мне уже доводилось рассказывать. А вот резчиком детской игрушки был единственный мастер Парамонов. Нужно было иметь особый дар и душевную склонность, чтобы все свободное время (а много ли его было у крестьянина!) заниматься редким ремеслом.

 

 

  Он дарил радость

 

 



 


Народные фольклорные праздники в селах Заонежья становятся традиционными. Отдел культуры администрации Медвежьегорского района при участии общественной организации "Земля Заонежья" провел их в Великой Губе, Толвуе, Космозере... Этим летом предполагается проведение в селе Фоймогуба, где, кстати сказать, при сельской библиотеке в прошлом году была открыта картинная галерея из полотен карельских художников, преподнесенных ими в дар жителям села. Все это дает повод сказать слово о замечательном народном мастере-умельце этого села, жившем здесь во второй половине XIX века, Алексее ПАРАМОНОВЕ.
Село раскинулось над зеркальной гладью Путкозера. Дом мастера, к сожалению, не сохранился, но память о нем еще жива среди людей старшего поколения. Заонежье выдвинуло немало народных мастеров во многих жанрах творчества. А вот резчиком детской игрушки был единственный из них - Алексей Парамонов. Нужно было иметь особый дар и душевную склонность, чтобы все свободное время (а много ли его было у крестьянина?) занимать таким кропотливым делом.

 


- Досельное время было таким, что торгоськую бобку не очень-то купишь. Да и денег она стоила... И люди шли на поклон к Алексею Петровичу. "Уж ты не откажи, соседушко, смастери для нашего Петеньки (или Иванушки) какую-либо бобку", - просили его люди, не только односельчане, но и из окрестных деревень.
И мастер никому не отказывал, делал сколько мог.
Такую память об умельце Алексее Парамонове сохранила местная жительница Наталья Степановна Карманова, с которой автор этих строк беседовал в далекие уже 60-е годы прошлого века. А сегодня слово "бобка", то есть "игрушка", едва ли услышишь и в самом Заонежье. В те годы в соседних селах Онежины (откуда была родом Наталья Степановна) или в Падмозере, как и в соседней Палтеге, еще можно было встретить парамоновскую игрушку.
В русском искусстве прошлых веков встречаются отдельные уникальные произведения, выполненные мастерами вне связи с устоявшимися традициями. К таким можно отнести и Алексея Парамонова. У него не было учителей, у кого он смог бы пройти ремесленную школу. Он все постигал опытом и душевным озарением. Выразительность и динамику игрушки ему подсказывала сама жизнь, он безошибно понимал, что нравится детям. Его природное воображение было обогащено сказками и преданиями.
Рассказ М. Горького о том, как на пароходе по пути в Нижний Новгород он встретил старого резчика по дереву и интересовался, как и где мастер ищет свои сюжеты, как раз мне напомнил образ Алексея Парамонова.
"Я натурально режу, - говорил горьковский мастер, - приятных делаю приятней, а которы неприятны мне, так не боюсь охаять их пуще того, каковы они есть!"
В этих немудреных словах выражена четкая эстетическая позиция народного умельца, которая была в полной мере присуща и нашему фоймогубскому земляку, когда он вырезал уродливых леших или лесных кикимор, не боясь изобразить их страховитее тех, что жили в сказках и преданиях. Зрячая детская душа понимала, что сказочное не может быть уродливым, потому что оно переходит в природу смешного.
Вскоре после тогдашнего посещения Фоймогубы я написал такие строки, навеянные образами парамоновских игрушек:

Как природой велено,
И чутьем подсказано,
Оживало дерево
Образами разными:
Птицею парящею,
Скачущей лошадкою,
Дудочкой свистящею,
Иль качелью шаткою...
Волшебства не сглазили
Сотни взоров пристальных.
Были и фантазии
Сердцем мастер выстрадал.

Что же еще после дополнительных поисков мне удалось узнать об умельце Алексее Парамонове? Как-то перечитывая книгу "Заонежье", изданную в 1927 году, где были опубликованы отчеты комплексной фольклорной экспедиции в наш край, в одном из разделов о народном творчестве я наткнулся на такие строки: "Своими работами по детской игрушке известен был краснодеревец А.П. Парамонов из д. Фоймогуба. Но личное хозяйство и искусство резчика не приносили ему достаточного дохода, и он вынужден был посезонно уходить на заработки в Петербург. Там он работал на отделке залов Аничкова и Таврического дворцов..." Сведения более чем скупые, но и они говорят о многом. Надо думать, что к таким работам привлекались мастера самого высокого класса.
Наверно, Алексей Петрович, как это и было свойственно деревенскому человеку, в свободное время ходил по торговым рядам, присматривался к товарам, к ценам, чтобы обо всем подробно поведать дома. Мог ли он не интересоваться игрушками, которых тоже было в продаже достаточно? Он сравнивал опыт других мастеров со своим умением, пытался проникнуть в тайны их мастерства. Но как истинный самородок, думаю, никогда не стремился копировать, а шел от природы своего дарования.
В 60-е годы я услышал от Натальи Степановны такое предание, будто Алексей Парамонов делал игрушки не для заработка, а чтобы доставить радость и себе, и детям, и денег за работу не брал.
Сегодня, когда мы пытаемся продолжить традиции народного искусства и творчества, среди ярких представителей прошлого, кто внес свой достойный вклад в народную культуру нашего края, необходимо вспомнить и замечательного мастера-умельца из старинного села Фоймогуба.

Иван КОСТИН

Газета «Карелия» №58 2 июня 2005 г

Мастер детской игрушки Алексей Парамонов

В статье «Заонежские бобки – бовушки» Иван Костин писал:

«Кузьмич (Михаил Кузьмич Мышев) взял в руки смуглое сосновое поленце. Взмахами топора распустил на лучины.

- Это называлось «бавушничать»…баловство плотницкое. Нас мастеров средней руки обступят местные ребятишки: «Дяденька, бобку!» Вот и вырежешь для ихнего удивления пильщика. Ино из лучины человечек, ино из бруска. Пила, конечно, из тяжелой длинной лучины, такой, чтобы был фигурке противовес!

С этими словами славутник поставил на край скамьи грубовато вырезанного человечка. В вытянутых вперед руках заонежский Буратин держал ручки опущенной вниз продольной «пилы» с крупно нарезанными зубьями.

«Пильщик» встал на острые носки резных сапожек, качнулся – и пила его мерно заходила в маятниковом движении – вперед – назад и вверх – вниз.

-Хорош парень? – просветлел старый плотник.

-Бобку эту вот, пильщика, я перенял делать от знаменитого в наших краях столяра Алексея Петровича Парамонова из заонежского села Фоймогуба.

Фоймогубский бавушник делал не только простые панки – резных дедов из четырехгранных брусков. Не только коников на колесах. Резал игрушку все больше такую, что требует технического расчета. Сработает, бывало, вододействующий молот. Ребятишки ручей запрудой затворят, воду на колесо направят. Станет вода крутить колесо, вздымать молоток – аккурат как на бывалошнем заводе Бутенанта.

Мог сделать ветряк. Такой, какой сработал Беканин из Волкострова. Только Парамоновская мельница-бавушка вся как есть в горсти уместится.

У него все больше движущаяся была игрушка.

Парамонов никогда за свои бавушки денег не брал, отдавал в даровьях»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: