Средства выразительности
I.ТРОПЫ
Средство выразительности | Определение | Пример |
Фонетические (звукопись) | ||
Аллитерация | Повтор согласных, создающий образ | Полночной порою в болотной глуши/ Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши – стечение шипящих согласных помогает передать шелест камышей |
Ассонанс | Повтор гласных, создающий образ | Люблю березу русскую То светлую, то грустную – передает легкую грусть, нежность |
Лексические (тропы) | ||
Эпитет | Красочное, образное определение в переносном значении. Подчеркивает наиболее существенные признаки. Содержит элемент сравнения | И вы не смоете всей вашей чернойкровью/ Поэта праведнуюкровь. Парус одинокий; весёлый ветер; болтушкасорока; жадновсматривается. |
Сравнение | Выражение или слово, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Чаще всего сравнение оформляется в виде сравнительного оборота, начинающегося с союзов: как, точно, словно, будто, как будто, что | Как море бесшумное, волнуется все войско. Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием. |
Метафора | Троп, на основе сходства двух явлений. Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в её основе лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов | Летят алмазные фонтаны/ С веселым шумом к облакам – (сверкающие, как алмаз); Сонноеозеро, слов моих сухие листья, луковкицерквей, теплыйприем, цепь гор, хвостпоезда. |
Метонимия | Замена одного слова другим, смежным по значению. | Эй ты, шляпа! (человек в шляпе) Читая Булгакова… (его книги) Весь пансионпризнавал превосходство Д.И. Писарева |
Синекдоха | Разновидность метонимии: целое выявляется через свою часть | Каждую копейкув дом несет (деньги); «очаг» (дом) И слышно было до рассвета, как ликовал француз(французская армия) «Всё спит — и человек, и зверь, и птица». (Н.В.Гоголь) |
Аллегория | Изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ | Лиса– аллегория хитрости, заяц- трусости |
Ирония | Слово или выражение, употребленное в смысле, противоположном прямому | Такой ты умный! (=глупый) |
Олицетворение | Неодушевленному предмету приписываются свойства живого существа | Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки. |
Гипербола | Преувеличение | В сто сорок солнц закат пылал |
Литота | Преуменьшение | Ваш шпиц, прелестный шпиц, - Не более наперстка; Ниже тоненькой былиночки Надо голову клонить, Чтоб на свете сиротиночке Беспечально век прожить. |
Перифраз(а) | Слово или выражение заменяется синонимичным, чтобы избежать повтора | Лев = царь зверей; «люди в белых халатах»(врачи); «рыжая плутовка» (лиса); Нефть = черное золото;Утро года = весна |
Афоризм | Обобщённая, глубокая мысль автора, отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения. У афоризма есть автор | «У сильного всегда бессильный виноват» |
II. Лексические
Средство выразительности | Определение | Пример |
Синонимы. Контекстные синонимы | 1) Слова, различные по написанию, но близкие по значению. 2) Контекстные синонимы — слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста | 1) Победить-одолеть; бежать – мчаться. 2) Останкинская игла (башня); говор(ропот) волн; шум(шелест) листвы. Котёнок живёт у нас совсем недавно. Муж снял бедолагу с дерева, куда тот забрался, спасаясь от собак. Я догадался, что она студентка. Девушка продолжала молчать, несмотря на все усилия с моей стороны разговорить её. |
Антонимы, контекстные антонимы | Слова, имеющие противоположенные значения. Контекстные антонимы – именно у контексте они являются противоположными. Вне его эта противоположность теряется. | Коварствои любовь; Белейлишь блеск, чернеетень. Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень. Не столь различны меж собой. А.С. Пушкин |
Книжная лексика | Слова, характерные для письменной речи | Бессмертие, стимул, превалировать и т.д |
Неологизм | Слово, вновь образованное, появившееся в связи с возникновением в жизни новых понятий | «Бездарь» вместо «бездарность»; интернет, космос, генетика и т.д. |
Окказионализмы | Индивидуальное авторское словообразование | Крылышкуя золотописьмом Тончайших жил, Кузнечик в кузов пуза уложил Прибрежных много трав и вер. «Пинь, пинь, пинь!» – тарарахнул зинзивер. О, лебедиво! О, озари! поэт-футурист Велимир Хлебников. Стушеваться– одна из гордостей Достоевского. Сейчас этот глагол означает «смутиться». Лимонничать Сейчас в русском языке к «лимонничать» есть синонимы «нежничать» и «любезничать». Ф.Достоевский Сиюминутный – прилагательное, которое В.Маяковский впервые употребил в предисловии к «Мистерии-Буфф». Дрыгоножество– так Маяковский назвал действия балерины в поэме «Владимир Ильич Ленин» |
Диалектизмы (профессионализмы) | Слово или оборот бытующие в определённой местности (территориальный диалектизм), социальной группе (социальный диалектизм) или профессии (профессиональный диалектизм) | Петух – кочет, ковшик - корчик, разравнивать граблями – скородить; Сковорода- чапля;крыльцо- гуляночка |
Устаревшие слова. Архаизмы. Историзмы | Архаизмы- это устаревшие слова, полностью изменившие свою структуру, но имеющие соответствующий синоним в современной речи.Историзмы— это слова, называющие исчезнувшие предметы и явления объективной действительности | Архаизмы: Око- глаз; ланиты- щеки; изрядный- отличный; чужестранец-иностранец; Историзмы: боярин, бурлак, городничий, стрелец, верста, сажень, гривенник, полушка, армяк, кафтан |
Фразеологизм | Лексически неделимое, устойчивое, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы | Бить баклуши, положа руку на сердце, зарыть талант в землю, закадычный друг, заклятый враг, щекотливое положение |
Жаргонизмы | Речь социальной группы, отличная от общего языка. | «Хвост» - несданный экзамен; «амба»- конец работе (из морского). Влипнуть– попасться. Глюк – галлюцинация. |
Экспрессивная лексика Оценочная лексика | Слова, выражающие ласку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежение, фамильярность и т.д. Прямая авторская оценка событий, явлений, предметов как положительная, так и отрицательная | Пушкин – это чудо. Прелестный, чудный, отвратительный, злодей, миленький, глупышка. Дурочка, умишко, сыночек, рифмоплёт, балбес, забулдыга, трепач, грязнуля, крикун |
Термины | Специальные понятия науки, техники и проч. | Грамматика, хирургия, оптика |
Паронимы | Паронимы — это слова, близкие по звучанию, но различающиеся частично или полностью значением. | Генеральскоезвание, мундир; генеральный план, штаб; Описка — случайная ошибка при письме; отписка — ответ, не затрагивающий существа дела. выборный (относящийся к выборам) участок, выборный представитель; выборочная (не сплошная, частичная) проверка, выборочные угодья; |
Сарказм | Едкая, язвительная насмешка, один из приёмов сатиры За всё, за всё тебя благодарю я: За тайные мучения страстей, За горечь слёз, отраву поцалуя, За месть врагов и клевету друзей; За жар души, растраченный в пустыне, За всё, чем я обманут в жизни был… Устрой лишь так, чтобы тебя отныне Недолго я ещё благодарил. | А ТЫОПЯТЬ ВОВРЕМЯ. Так говорят человеку, который вечно опаздывает. СПАСИБО, ДРУГ, ПОМОГ! Явно негативная оценка действий собеседника, которые лишь ухудшили ваше собственное положение. А ЧЕГО ТЫСЕГОДНЯ ТАКОЙ КРАСИВЫЙ?! Так могут сказать человеку, если хотят заострить внимание на недостатках в его внешности или одежде. Например, синяк под глазом или грязная куртка. НУ, ТЫМОЛОДЕЦ! На самом деле человек может быть крайне недоволен поступком другого и говорить эту фразу с явным раздражением. |
III. Стилистические фигуры (приёмы). Синтаксические конструкции
Средство выразительности | Определение | Пример |
Антитеза | Противопоставление | Волос длинный– ум короткий; Я вчеразадыхался от счастья, а сегоднякричу от боли. |
Анафора (лексический повтор) | Повтор частей в начале строк (единоначатие) | Этоутро, радость эта, Этамощь и дня и света, Этотсиний свод, Этоткрик и вереницы, Этистаи, этиптицы… |
Эпифора (лексический повтор) | Повтор частей, одинаковое синтаксическое построение конца предложений | Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя. |
Композиционный стык (лексический повтор) | Повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его | Все сделала для меня Родина. Родинаменя выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь. |
Бессоюзие | Однородные члены предложения соединяются без помощи союзов | Швед, русский колет, рубит, режет… |
Многосоюзие (полисиндетон) | Однородные члены или предложения, соединенные повторяющимися союзами | Какое странное, иманящее, инесущее, ичудесное в слове дорога! Икак чудна она сама, эта дорога. |
Инверсия | Нарушение обычного порядка слов. Обычно: определение + подлежащее + обстоятельство + глагол-сказуемое + дополнение (напр. Осенний дождь громко стучал по крыше) | Он пришёл – пришёл он; Роняет лесбагряный свой убор (А.С.Пушкин) Швейцара мимо он стрелой взлетел по каменным ступеням. – (ср. «он стрелой взлетел мимо швейцара») |
Градация | Расположение синонимов по степени нарастания или ослабления признака | На лице светились, горели, сиялиогромные синие глаза. Но ты должен понятьэто одиночество, принятьего, сдружитьсяс ним и духовно преодолеть... |
Оксюморон | Соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга | Смотри, ей весело грустить такой нарядно обнаженной. Мёртвые души, живой труп, горячий снег |
Параллелизм | Сходное, параллельное построение фраз, строк. Повторяющаяся последовательность членов предложения. | Тот, ктожилдля вещей, - Все теряет с последним дыханьем. Тот, ктожилдля людей, - После смерти живет средь живых. (В.С.Шефнер) |
Парцелляция | Намеренное членение единого по смыслу высказывания на самостоятельные предложения | И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь. Случилось это давно. Очень давно. У Анны беда стряслась. Большая. |
Риторическое восклицание | Восклицание, усиливающее в тексте выражение чувств | Кто не бранивал станционных смотрителей! |
Риторический вопрос | Вопрос, который задаётся не с целью дать или получить на него ответ, а с целью эмоционального воздействия на читателя | Какой русский не любит быстрой езды? = «все русские любят» |
Риторическое обращение | Обращение, направленное не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения | Прощай, немытая Россия! |
Эллипсис | Пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекста | Мужики – за топоры! (пропущено слово «взялись») |
Именительный темы | Особый вид назывных предложений, который называет тему высказывания (сущ. В Им. п.) | Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь... Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось, как много в нём отозвалось. (А.С. Пушкин) Ах, Франция!Нет в мире лучше края! (А.С. Грибоедов) |
Вопросно-ответная форма | Это приём, при котором размышления автора представлены в виде вопросов-ответов. | И снова взрывы и смерти. Что это значило? Это значило, что о мечтах и чаяниях можно надолго забыть. |
Умолчание | Прерванное высказывание, дающее возможность домыслить, доразмышлять | Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею,/Я близ Кавказа рождена. Баснь эту можно бы и боле пояснить – Да чтоб гусей не раздразнить... И.А. Крылов "Гуси" |
https://егэша.рф/news/b8/2012-04-28-108