Это явление называется экзогамией
Брак и семья как социальные институты. Семья как социальный институт выделяется из всей системы существующих в обществе институтов. Трудно найти другой социальный институт, в рамках которого удовлетворялось бы такое число общезначимых и повседневных потребностей. Семья выступает основным носителем культурных образцов, передаваемых по наследству, в ней человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения. Более того, в большинстве примитивных обществ Центральной Африки, народов Севера семья является единственным реально функционирующим институтом. Семью можно определить как основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственности за воспитание детей.
Основные функции семьи. Семья всегда выполняет целый ряд функций, среди которых важнейшими являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и репродуктивная.
Репродуктивная функция – это воспроизводство в детях численности родителей. Чтобы через 25-30 лет уровень населения в нашей стране не снизился количество детей в каждой семье должно быть не менее двух.
Тенденции развития семейно –брачных отношений. Исследование проблем, связанных с семьей, приобретает все
большее значение, как в теоретическом, так и в практическом, жизненном плане. Известно, что нестабильность брака и семьи, проявляющаяся в росте числа разводов, характерна практически для всех развитых стран мира. Это объясняется влиянием урбанизации и вызванной ею интенсивной миграцией населения, эмансипацией женщин, научно-технической революцией, причинами социально-экономического, культурного, этнического, религиозного характера.
|
Конфликт в семье. Выделяются несколько уровней супружеских взаимоотношений, на которых могут происходить конфликты
Воспитательная функция. Известно, что для нормального, полноценного развития ребенка семья жизненно необходима, и ее нельзя заменить никакими другими институтами или общественными учреждениями.
Социологи выделяют несколько достаточно устойчивых стереотипов семейного воспитания.
Детоцентризм, т.е. всепрощенческое отношение к детям, ложно понимаемая любовь к ним. В таких семьях дети вырастают избалованными, не приемлют разумных запретов и обязанностей, в том числе и долга перед родителями. Как правило, их обслуживают старшие члены семьи. Подобная тенденция наиболее характерна для тех семей, в которых растет один ребенок и (или) воспитание возложено на бабушек и дедушек, оберегающих своих внуков от жизненных трудностей. В результате вырастают эгоцентричные, инфантильные молодые люди, не умеющие и не желающие брать ответственность на себя.
Профессионализм, т.е. тенденция своеобразного отказа родителей от воспитания детей под предлогом того, что этим должны заниматься педагоги, воспитатели-профессионалы в детских садах и школах. Таким родители считают своим долгом прежде всего материально обеспечить своих детей. К «воспитательным» воздействиям они прибегают обычно лишь тогда, когда ребенок провинился или «мешает» им.
Прагматизм, то есть воспитание, цель которого – выработка у детей «практичности», умения «ловко устраивать свои дела». Ориентации, прежде всего на получение непосредственной материальной выгоды. Очевидно, что существует опасность усиления прагматической тенденции в воспитании при переходе к рыночным отношениям, когда именно утилитаристское поведение расценивается на уровне обыденного сознания как наиболее адекватное новым условиям, как стратегия выживания
|
Хозяйственно – экономическая функция. Эта функция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, организацию семейного потребления, проблему распределения домашнего труда, поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами и т.д
Рекреационная функция. Эта функция семьи приобретает все большее значение в наше время. В условиях убыстряющегося ритма жизни, роста всякого рода социальных и психологических нагрузок, увеличения количества стрессовых ситуаций семья принимает на себя особую терапевтическую роль
материальные и нематериальные.
Материальные элементы образуют материальную культуру. В качестве базисных единиц материальной культуры выступают физические объекты, созданные человеческими руками (их называют артефактами): книга, паровая машина, погребение, храм, орудие труда, жилой дом, галстук и многое другое. Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, несут в себе определенное символическое значение, выполняют конкретную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.
Нематериальными элементами, составляющими духовную культуру, являются нормы, правила, образцы, эталоны, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они также являются результатами деятельности людей, но сотворены не руками, а разумом и чувствами. Нематериальные объекты нельзя трогать, слышать, видеть, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением
|
Первоначально слово «культура» означало способ обработки земли (от лат. Cultura – заботиться, выращивать, ухаживать). Переход от этого узкого понимания смысла культуры к широкому, происшедший в европейском общественном сознании в XXII-XXIII вв., имеет принципиальное значение
Знания являются результатом познания, то есть специализированной деятельности, осуществляемой подготовленными людьми.
Мифы – фантастические, вымышленные картины мира в целом, места в нем общества и человека.
Если ценности определяют то, что считать хорошим или желаемым, то верования представляют собой: утверждения о том, что считать истинным или фактически достоверным; убежденность, эмоциональную приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной. Вера не требует никаких доказательств. На верованиях основаны не только мифы, но и научные знания. Ученые уверены в правильности своих теорий.
Система ценностей, верований, убеждений предписывает человеку определенный образ жизни, стандарты поведения. Образ жизни включает язык, верования, установки, ценности, манеры поведения, фасон одежды, качество жилья, условия труда, времяпровождение, обычаи, нравы, этикет, нормы и другие элементы культуры, которые типичны не только для данной социальной группы, но и отличают ее от других групп.
Образ жизни создается нашими привычками – установившимися стандартами поведения в определенных ситуациях. Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате регулярного поведения. Большинство привычек не встречает со стороны окружающих ни одобрения, ни осуждения. Но встречаются так называемые вредные привычки, которые свидетельствуют о плохих манерах.
Манеры – внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку у окружающих. Они основаны на привычках. По отдельности манеры составляют элементы, или черты, культуры, а вместе – особый культурный комплекс, называемый этикетом.
Этикет – принятая в отдельных социальных кругах система правил поведения, составляющая единое целое. Этикет как свод правил поведения касается внешнего проявления внутреннего отношения к людям.
Обычай – традиционно установившийся порядок поведения, одобренный обществом массовый образец действий, которые рекомендуется выполнять. Он также основан на привычках, но относится не к индивидуальным, а к коллективным привычкам. Обычаи гостеприимства, празднование Нового Года, Наурыза, Рождества, уважение к старшим и многие другие берегутся народом как коллективное достояние, ценность.
Традиции – это все то, что унаследовано от предшественников. Первоначально это слово означало предание. В качестве традиции выступают также ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установления, вкусы, взгляды.
Обряд – это совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения.
(крещение, наречение именем, посвящение в студенты и т.д.).
Церемония – последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных выделению (празднованию) каких-либо событий, людей или дат.
Ритуал – сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых лицами, особо избранными и подготовленными для этого. (ритуал бракосочетания, выдачи паспорта, подписание международных договоров и.п.).
Нравы – обычаи, имеющие моральное значение. Вообще, что именно считать нравственным, зависит от культуры данного общества. Однако во всех случаях наказание за безнравственное с точки зрения данной культуры, поведение следовало более суровое, нежели наказание за нарушение других норм и правил.
Табу – абсолютный запрет, накладываемый на какие-то действия, слово, предмет. (кровосмешение, каннибализм и т.п.).
Законы – нормы поведения, оформленные парламентским или правительственным документом, то есть подкрепленные политическим авторитетом государства и требующие неукоснительного выполнения. Законами общество защищает самые дорогие и почитаемые ценности: жизнь человека, государственную тайну, человеческие права и достоинство и т.п.).
Вкус – склонность или пристрастие к чему-либо, чаще всего это чувство или понимание изящного. Вкус в одежде формирует индивидуальный стиль, манеру одеваться.
Увлечение – кратковременное эмоциональное пристрастие.
Мода – смена культурных образцов и норм, замена одних массовых увлечений другими.
Культура представляет собой специфический способ существования человека и общества, позволяющий им приспосабливаться к окружающей среде путем ее преобразования. В обществе культура выполняет ряд функций.
Коммуникативная функция культуры выражается в ее способности обеспечивать взаимодействие индивидов, социальных общностей на основе общепринятых ценностей. Таким образом, культура организует жизнь общества в условиях существования у людей разнородных социальных интересов.
Функция социализации состоит в том, что благодаря культуре осуществляется передача социального опыта от одного поколения к другому. В результате усвоения ценностей, верований, норм, идеалов происходит формирование личности, его подготовка к выполнению социальных ролей.
Регулятивная функция культуры выражается в том, что она формирует наиболее важные духовные ориентиры, с которыми должен согласовывать свое поведение индивид.
Культура не только регламентирует человеческую жизнь, она стремится ее развивать в соответствии с изменяющимися условиями, растущими потребностями личности. В связи с этим культура осуществляет функцию отбора (фильтрации) культурных форм.
Если подлинная и массовая культуры различаются по своим целям и ценностям, то по отношению к господствующей культуре выделяются субкультура и контркультура – культуры различных социальных групп: возрастных, профессиональных, территориальных, поселенческих и т.д. Иначе их еще называют частичными культурами
Образование - это социальный институт, связанный с формированием духовного облика людей путем передачи сложившейся в обществе системы знаний и ценностей, умений и навыков, необходимых в их жизнедеятельности. Образование, опираясь на культурные традиции и новации, открываемые наукой и практикой, пробуждает у индивида познавательно-практический интерес, желание и способность самостоятельно искать и находить ту информацию, которая нужна для решения конкретных жизненных проблем. Образование - это система образовательных учреждений - дошкольных, средних, средних
профессиональных, высших, послевузовских, дополнительных и профессиональных. Образование может быть как государственным, так и общественным, частным и домашним, долгосрочным и краткосрочным, стационарным и дистанционным очным и заочным, с отрывом и без отрыва от производства.
ГЛОССАРИЙ
Объект познания – все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности.
Объект социологического познания – то или иное социальное явление: групповое взаимодействие, социальные отношения, социальные организации, системы социального действия, социальные группы и общности, социальные процессы и социальная жизнь.
Предмет социологии – совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных.
Социальная закономерность – объективно существующая, повторяющаяся связь социальных явлений, выражающая возникновение, функционирование и развитие общества как целостной социальной системы или отдельных его подсистем.
Социальное явление – совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных людьми и общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, проявляющихся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни.
Социология - наука о социальном в различных его проявлениях, раскрывающая закономерности возникновения, функционирования и развития социальных образований различного уровня и отношений.
Микросоциология – исследование поведения индивидов, их поступки, мотивы, значения, определяющие взаимодействие между людьми, которое, в свою очередь, оказывает влияние на стабильность общества или происходящие в них перемены.
Макросоциология – исследование взаимосвязей между различными частями общества, таких общественных институтов как семья, образование, религия, а также политический и экономический строй.
Метод – от греч. «путь к чему- либо», конкретные познавательные ориентации, подходы, приемы, способы и инструменты, применяемые в социологическом исследовании.
Познавательная функция – исследование социальных явлений с целью получить адекватные научные представления о их сущности и содержании, связи с другими явлениями, характере и закономерностях развития.
Практическая функция – на основе эмпирического и теоретического анализа социальных явлений и процессов разработка практических рекомендаций.
Идеологическая функция – выражение интересов определенных социальных групп, классов, политических партий и движений.
Мировоззренческая функция – формирование у людей системы взглядов на человеческий мир и место в нем человека, отношение человека к окружающей его социальной действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные позиции людей, их идеалы.
Основной закон интеллектуальной эволюции человечества – познавательная деятельность людей и в целом их общественное сознание прошли через три стадии своего развития: теологическую, метафизическую и позитивную.
Социальная статика – рассматривает общество с точки зрения его строения, выделения основных элементов структуры общества и их взаимосвязей, определения условий его оптимальной организации, достижения социальной гармонии и общественного порядка.
Социальная динамика – формулирует теорию общественного развития, в основе которой лежит «прогресс духа».
«Органическая теория» Г. Спенсера – все стороны общественной жизни органично связаны между собой и не могут функционировать вне данной связи.
Марксизм – в основе общества, законов его развития, по их мнению, лежат не идеи, не революции в умах людей, а способ производства материальной жизни.
Теория социального реализма Э. Дюркгейма – природу социальных явлений следует объяснять социальными факторами; исходным моментом анализа поведения людей, их разнообразной деятельности является общество как система взаимодействий индивидов, социальных групп и соответствующих социальных институтов.
Научный метод в социологии Э. Дюркгейма – явления социальной жизни, исследуемые социологией отдельно друг от друга можно понять лишь в контексте их причинной обусловленности и значения тех функций, которые они выполняют.
Аномия – состояние ценностно-нормативного вакуума, когда старые социальные нормы и ценности уже не работают, а новые пока отсутствуют или еще не работают эффективно.
«Понимающая социология» М. Вебера – социология должна изучать только такое поведения и деятельность человека или группы людей, которые осмыслены ими с точки зрения целей и средств их достижения, ориентированы на других субъектов, т.е. учитывают влияние на них своих действий и их ответную реакцию на это.
Идеальный тип – «интерес эпохи, выраженный в виде теоретической конструкции», некая идеальная модель того, что наиболее полезно человеку, что объективно отвечает его интересам в современной ему эпохе.
Эмпирическая социология – выработка практических рекомендаций по совершенствованию тех или иных сторон жизни, исследуемых учеными на основе собранного эмпирического материала.
Бихевиористское направление – изучение поведения отдельного индивида как его реакция на поведение других людей.
Психологическое направление – социология должна исходить из психических отношений между людьми.
Социальная интеракция – социальную жизнь необходимо рассматривать в совокупности межиндивидуальных взаимодействий.
Теория инстинктов – наследуемая или врожденная психофизическая склонность, благодаря которой лицо, которому она присуща, обращает внимание на известного вида вещи, испытывает определенного рода эмоциональное воодушевление, когда замечает этот предмет, и определенным образом на него реагирует».
Психоаналитическая школа З.Фрейда – все существующие социальные явления возникли под влиянием одного основного социального влечения, имеющего индивидуальную природу, - полового влечения (либидо).
Общество – это устойчивое и саморазвивающееся объединение людей, связанных между собой общим интересом и взаимодействующих друг с другом на основе общеобязательных норм и ценностей в целях удовлетворения индивидуальных потребностей.
Социальное действие – все виды поведения, которые мотивируются и направляются теми смысловыми значениями, которые придает им действующий субъект как существо культурное, а не инстинктивное и которые ориентированы на поведение другого человека.
Социальное взаимодействие – социальное действие одного индивида с другими индивидами.
Социальная структура – определенная форма устойчивых связей, отношений, приводящих к созданию социальных групп и институтов.
Социальная группа – совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются с членами этой группы с точки зрения других.
Социальный институт – устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм и установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.
Социальная роль – ожидаемое поведение, связанное с определенными правами и обязанностями.
Ценности – общепринятые в данном обществе убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться, и средства, посредством которых он должен их достичь.
Социальные нормы – правила поведения, регулирующие взаимодействия людей в соответствии с ценностями доминирующей в обществе культуры.
Тип общества – это совокупность устойчивых признаков, которые характеризуют в конкретное время и у конкретных народов.
Социальная структура общества – совокупность связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических, духовных условий их жизнедеятельности.
Социальная стратификация – совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев населения.
Социальные отношения – специфические отношения, которые складываются между субъектами, в том числе между социальными группами, по поводу удовлетворения их потребностей в соответствующих условиях труда, материальных благах, улучшении быта и досуга, получении образования и доступа к предметам культуры, а также в медицинском обслуживании и социальном обеспечении.
Большие социальные группы – классы, сословия, профессиональные, демографические, а также национальные общности.
Малые социальные группы – политические партии, профессиональные и молодежные организации, научные общества, клубы по интересам и даже группы людей.
Формальные организации – действуют на основе принятых ими уставов и программ, имеют свои постоянно действующие координирующие и руководящие органы.
Неформальные организации – действия осуществляются на основе личных контактов, путем организации собраний, конференций, митингов, массовых движений.
Социальная мобильность – переход людей из одних социальных групп и слоев в другие.
Человек – высшая ступень развития живых организмов.
Социальный индивид – отдельный, обособленный член социальной общности.
Индивидуальность – совокупность черт, отличающих одного индивида от другого.
Личность – целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.
Социальная среда – совокупность социальных факторов, влияющих на формирование и поведение личности.
Социальные отношение – это определенная устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества.
Биологизаторский подход – сводят природу человека к животному началу, исходя из того, что он обладает теми же органами чувств, кровеносной, мышечной, гормональной, костной, нервной системами и т.д.
Марксизм – рассматривает личность как продукт, результат существующих общественных отношений, где главными являются материальные отношения.
Аврелий Августин – считал, что освобождение человека от его греховной природы возможно через веру в Бога, являющуюся результатом божественного откровения.
Фома Аквинский – вера в возможность постижения существования Бога возможна с помощью не божественного откровения, а рациональных процессов.
Социализация – процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, необходимых для эффективного выполнения им социальных ролей в конкретном обществе.
Социальный статус – социальная позиция человека в обществе или группе, наделенная определенными правами и обязанностями и связанная посредством них с другими позициями.
Личный статус – положение, которое человек занимает в малой, или в первичной группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам.
Прирожденный статус – положение, которое биологически унаследовано человеком от рождения.
Приписываемый статус – является социально приобретенным.
Достигаемый статус – положение, которое человек получает благодаря собственным усилиям, свободному выбору, собственным усилиям либо благодаря удаче или везению.
Социальная роль- ожидаемое поведение, обусловленное определенным статусом.
Семья – основанная на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей.
Брак – санкционированная обществом, социально и личностно целесообразная, устойчивая форма половых отношений.
Репродуктивная функция – воспроизводство в детях численности родителей.
Воспитательная функция – социализация личности.
Хозяйственно-экономическая функция – ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, организация семейного потребления, распределение домашнего труда, поддержка и опека над престарелыми и инвалидами.
Рекреационная функция – духовно-эстетические моменты, организация семейного досуга и отдыха, психологический комфорт, эмоциональная поддержка и сохранение общего жизненного тонуса.
Культура – система отношений между человеком и природой, человеком и обществом, человеком и человеком; совокупность ценностей (духовных и материальных), живая человеческая деятельность по их созданию, распространению и хранению.
Материальная культура – физические объекты, созданные человеческими руками.
Духовная культура – нормы, правила, образцы, эталоны, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык, чувства.
Ценности – социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п.
Ценностные ориентации - поведение, ориентированное на определенные ценности.
Знания – достоверные сведения о чем-либо, научные сведения.
Мифы – фантастические, вымышленные картины мира в целом, места в нем человека, общества.
Образ жизни – установившиеся стандарты поведения в определенных ситуациях.
Манеры – внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку у окружающих.
Этикет – принятая в определенных социальных кругах система правил поведения, составляющая единое целое.
Обычай – традиционно установившийся порядок поведения, одобренный обществом массовый образец действий, которые рекомендуется выполнять.
Традиция – ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установления, вкусы, взгляды; все то, что унаследовано от предшественников.
Обряд – совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом.
Церемония – последовательность действий, имеющих символическое значение.
Ритуал – стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых лицами, особо избранными и подготовленными для этого.
Нравы– обычаи, имеющие моральное значение.
Табу – абсолютный запрет, накладываемый на какие-то действия, слово, предмет.
Законы – нормы поведения, оформленные парламентским или правительственным документом.
Вкус – склонность или пристрастие к чему-либо, чаще всего это чувство или пони мание изящного.
Увлечение – кратковременное эмоциональное пристрастие.
Мода – смена культурных образцов и норм, замена одних массовых увлечений другими.
Коммуникативная функция культуры – способность обеспечивать взаимодействие индивидов, социальных общностей на основе общепринятых ценностей.
Функция социализации – передача социального опыта от одного поколения к другому.
Регулятивная функция – формирует наиболее важные духовные ориентиры, с которыми должен согласовывать свое поведение индивид.
Массовая культура – лишенная внутреннего источника развития и функционирующая на основе социального заказа.
Субкультура – культура различных социальных групп: возрастных, профессиональных, территориальных, поселенческих и т.п.
Контркультура –комплекс, набор норм и ценностей какой-либо социальной группы, которые резко противоречат нормам и ценностям, господствующим в обществе, частью которого эта группа является.
Контркультура – образ жизни, осознанно и целенаправленно противопоставляемый господствующей в данном обществе культуре
Общество - Наиболее крупные объединения людей, устойчиво связанных между собой разнообразным взаимодействием, общей территорией, историей и культурой
Государство - обособленная территория незасимого переживания данного общества со своими границами и общественным устройством
Страна -политическая организация данного обществ с определеным режимом власти и органами управления
Социальная роль – модель поведения человека, социальная роль - «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус».
Средний класс - социальная группа людей, имеющая устойчивые доходы, достаточные для удовлетворения широкого круга материальных и социальных потребностей.
Социальная система - это совокупность социальных явлений и процессов, которые находятся в отношениях и связи между собой и образуют некоторый социальный объект.
Социальный институт - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Термин "социальный институт" употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институте государства.
Индустриальное общество - тип общества, которое достигло такого уровня общественно-экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит добыча и переработка природных ресурсов, а также промышленность.
Эволюция- органический синтез постепенности и скачка при определяющей роли постепенности
Революция - (от позднелат. revolutio — поворот, переворот, превращение, обращение) — радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, природы, или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием.
Реформа- (от фр. reforme, лат. reformare — преобразовывать).
Социальная стратификация -(от лат. stratum— слой и facio— делаю) — одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии.
Постиндустриальное общество -это общество, в экономике которого, в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения, приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания.
Доиндустриальное общество - с аграрным укладом, с преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, малоподвижными структурами и основанными на традиции способом социокультурной регуляции. Для него характерны ручной труд, крайне низкие темпы развития производства, которое может удовлетворять потребности людей лишь на минимальном уровне.
Социальная мобильность — изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре (социальной позиции), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность).
Аудитория – 1) помещение для чтения лекций; 2) слушатели лекции, доклада и др.; группа читателей, слушателей и зрителей, принимающая информацию от одного источника.
Аудитория зрительская – потенциальная или реальная аудитория реципиентов (получателей информации), воспринимающих или готовых воспринимать визуальную информацию (кино, телевидение и др. зрительные образы).
Аудитория потенциальная – категории людей, которые могут быть включены в определенные виды коммуникации. Потенциальная аудитория формируется на базе общих закономерностей, связанных с общечеловеческими потребностями, включая потребность в информации. И ситуативных, связанных с закономерностями, проявляющимися в связи с предложенными внешней средой услугами (прежде всего – информационными, познавательными).
Аудитория слушателей (слушатели) – потенциальная или реальная аудитория, принимающая или готовая принимать определенную информацию посредством слуха (радиоаудитория, участники митингов и др.).
Аудитория читательская (читатели) – потенциальная или реальная аудитория определенных печатных средств массовой информации (газет, журналов, пресс-релизов и др.).
Аудитория целевая – конкретная группа людей с определенными демографическими, географическими, психологическими, поведенческими и др. Характеристиками, отношениями, предпочтениями.
Валидность (лат. validus- сильный, крепкий) – обоснованность и адекватность исследовательских инструментов. По отношению к информации (валидность информации) – способность отражать фактическое состояние объекта.
Вторичная социализация – освоение социальных норм, исходя не из жизненного опыта, а из информации, представленной в телевизионных новостях с их собственными кодами, временем и пространством. Вторичной социализации могут подвергаться люди, не имеющие прочного опыта, минуя первичную социализацию.
Антисоциальное поведение – это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих. В детском возрасте (5-12 лет) наиболее распространены такие формы антисоциального поведения, как насилие в отношении сверстников или более младших и слабых детей, жестокое отношение с животными, воровство, порча чужого имуществ. У подростков (13-18 лет) преобладают хулиганство, кражи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками.
Асоциальное поведение – это уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе.
У детей наиболее распространены побеги из дому, систематические пропуски в школе, воровство, агрессивное поведение, вымогательство, ложь.
В подростковом возрасте характерны уходы из дому, бродяжничество, отказ от обучения, агрессивное поведение, ненормативная лексика.
Аутодеструктивное поведение – это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности.
Наркомания – медицинский термин, обозначающий заболевание, выражающееся в компульсивном влечении к потреблению наркотического вещества и снижении способности контроля поведения в целом.
Преступность - как социальный феномен имеет определенные истоки в жизни общества и государства, является результатом действия совокупности разнообразных факторов объективного и субъективного, организованного и стихийного характера.
Преступность - это исторически изменчивое социальное и уголовно-правовое явление, представляющее собой систему преступлений, совершенных в соответствующем государстве (регионе) за тот или иной период времени.
Преступность – социальное явление не только онтологически, но и гносеологически.
Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.
Проблема девиантного поведения находится в центре внимания с начала возникновения социологии. Эмиль Дюркгейм, написавший ставшую классической работу «Самоубийство» (1897).