В России система сельскохозяйственной кооперации начала формироваться еще в дореволюционное время, была восстановлена в период нэпа, но затем в результате политики сплошной коллективизации единственной формой кооперации в сельском хозяйстве были выбраны колхозы, образовавшие колхозную систему.
После Закона о кооперации в СССР 1988 г. в сельском хозяйстве стали создаваться отдельные кооперативы, но этот процесс не мог стать массовым, пока не была проведена реорганизация колхозно-совхозной системы, начатая в 1991 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" экономические исследования, как и имеющаяся практика, подтверждают, что среди форм коммерческих организаций наиболее органичной для сельского хозяйства является именно кооперативная форма. Создание системы сельскохозяйственной кооперации – вопрос социальной, политической и экономической важности.
В соответствии с Постановлением второго (внеочередного) Съезда народных депутатов РСФСР "О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса" и законами РСФСР "О земельной реформе", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", "О социальном развитии села" в Российской Федерации было начато осуществление земельной реформы.
В ряде регионов активно проводилась работа по формированию фондов перераспределения земель и наделению земельными участками граждан для ведения крестьянского хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства. Значительное внимание этой работе уделялось в Чечено-Ингушской и Удмуртской республиках, Алтайском, Краснодарском, Приморском и Хабаровском краях, Амурской, Волгоградской, Кемеровской, Ленинградской, Сахалинской и Свердловской областях.
|
Согласно Указа Президента СССР от 5 января 1991 г. № УП-1285 "О первоочередных задачах по реализации земельной реформы" Правительству СССР, правительствам республик при осуществлении земельной реформы необходимо было определить возможные пути и формы преобразования неэффективно работающих колхозов и совхозов в ассоциации крестьянских хозяйств, кооперативов, а также предоставления их земель арендаторам, крестьянским хозяйствам, промышленным и другим предприятиям.
Теоретически колхозы всегда признавались разновидностью кооперативов. Но многолетний процесс огосударствления колхозов в условиях плановой регулируемой экономики привел к тому, что ни один из кооперативных принципов в отношении их фактически не действовал, колхозы, по существу, не имели права распоряжаться своим имуществом и произведенной продукцией. Поэтому в ходе аграрной реформы было принято решение о реорганизации как совхозов, так и колхозов в новые, современные виды коммерческих организаций.
Однако при этом постановлением Правительства Российской Федерации "О ходе и развитии аграрной реформы в России" от 6 марта 1992 " было разрешено по желанию коллектива предприятия оставлять прежнюю форму хозяйствования. Этим правом воспользовалось значительное число коллективов колхозов.
Закон о сельскохозяйственной кооперации (ЗоСК) "легализовал" эту форму производства. Однако, если Закон о кооперации в СССР называет колхозы преобладающей формой сельскохозяйственной кооперации, то ЗоСК этого не делает. Надо сказать, что колхозы и теперь обладают спецификой по сравнению с кооперативами других видов: это крупные многоотраслевые хозяйства (что вообще не свойственно для кооперативной формы производства), а члены колхозов никогда не вносили паевых взносов (свои условные паи они получили в ходе реорганизации и раздела колхозного имущества). Уставы действующих колхозов, принятые на основе Примерного устава колхоза 1992 г., в отдельных положениях противоречат ЗоСК. Поэтому перед многими колхозами встала проблема выбора: оставить кооперативную форму с соответствующими изменениями устава либо перерегистрироваться в хозяйственное общество или товарищество.
|
Если кооператив отвечает всем признакам, указанным в п. 1 ст. 3 ЗоСК, он автоматически не становится колхозом и не обязан включать эти слова в свое фирменное наименование. И таких кооперативов действует уже достаточное количество, образовались они в основном в ходе реорганизации и раздела колхозов и совхозов путем выделения одного из подразделений бывшего хозяйства вместе с земельными и имущественными паями его членов.
В ходе земельной реформы к январю 1999 г. произошли значительные преобразования. Ликвидирована монополия государственной собственности на землю. Проведена реорганизация 23,5 тыс. колхозов и совхозов, осуществлена приватизация 115,9 млн. га их земель. В итоге 11,8 млн. работников бывших колхозов и совхозов стали собственниками земельных долей. Сформирован значительный слой крестьянских (фермерских) хозяйств (270,2 тыс. хозяйств), в распоряжение которых передано 13,8 млн. га земель. Создан фонд перераспределения земель на площади около 32 млн.га. В собственность граждан передано 138 млн. гектаров, или 63 процента всех сельскохозяйственных угодий страны. Дополнительно еще около 4 млн. граждан могут стать собственниками сельскохозяйственных земель в ходе дальнейшей приватизации сельскохозяйственных угодий.