День народного единства празднуется в честь Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, которые организовали народное ополчение и освободили Москву от поляков в 1612 году.
Речь идет о временном промежутке с 1598 по 1613 год, более известном как Смутное время или Смута.
К тому времени прекратилась царская династия Рюриковичей. Царь Федор умер, а последний наследник престола - Дмитрий, младший сын Ивана Грозного - погиб.
В 1598 году на трон был возведен боярин Борис Годунов (фактически управлял страной при царе Федоре). Три года, с 1601 по 1603, были неурожайными. Начался голод. Тогда же распространились слухи о том, что наследник Дмитрий жив.
В начале 1604 года самозванец, более известный как Лжедмитрий, получил аудиенцию у польского короля. Король Сигизмунд III признал права Лжедмитрия на русский трон. И в 1605 году, после смерти Годунова, Лжедмитрий при помощи поляков сумел захватить власть.
Царствование Лжедмитрия ознаменовалось ориентированием на Польшу. Но в 1606 году он был жестоко убит в Москве.
В 1607 году появился Лжедмитрий II. Польско-литовские войска начали громить российские города, а в 1609 году польский король Сигизмунд III объявил войну России и взял в осаду Смоленск. В государстве фактически наблюдалось безвластие, российские войска были дезориентированы - ими некому было управлять.
В 1612 году нижегородский купец Кузьма Минин совместно с суздальским князем Дмитрием Пожарским организовали народное ополчение и выдвинулись защищать Москву от польских захватчиков.
Кузьма Минин (слева) и Дмитрий Пожарский
Минину и Пожарскому удалось собрать войско в 10 тысяч мужчин. В него входили крестьяне, казаки, стрельцы и дворяне.
В этом же году ополчению удалось взять Москву и изгнать польские войска. В итоге Минин и Пожарский были признаны героями, а центре Москвы был установлен их памятник.
Аргументация, почему День народного единства называется именно так, описана в пояснительной записке к закону Госдумы о введении нового праздника: "4 ноября 1612 года воины народного ополчения продемонстрировали образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе".
Однако дата празднования - 4 ноября - была выбрана не только потому что именно тогда была освобождена Москва. В этот день отмечается День Казанской иконы Божьей матери. Считается, что эту икону несли перед собой ополченцы Минина и Пожарского, и именно она помогла бойцам освободить Москву.
Изображение иконы Казанской Божьей матери
В память об этом в 1625 году на углу Красной площади и улицы Никольской появился Казанский собор. В 1936 году он был разрушен, а в 1993 году - восстановлен.
В республике единогласно подтверждают, что традиция праздновать этот праздник вместе с Россией возник задолго до официального введения и даже до переломного 2014-го.
Причинами учреждения праздника на своих территориях республики считают, во-первых, солидарность с корневым государством, в котором Луганск и Донецк когда-то состояли и куда рассчитывают вернуться в полной мере.
Второй немаловажный фактор – для жителей Донбасса празднование народного единства считается актуальным из-за войны, которую в Луганске и Донецке слышат уже не так сильно, но которая всё ещё ведётся, кроме того, часть территории Донбасса остаётся под Украиной.
Быть в единстве с исторической Родиной – вот основа и гарантия будущих и настоящих побед, считают Дончане и Луганчане.
Конечно, День народного единства можно будет считать полноценным только тогда, когда будет восстановлено единство разделенного русского народа и исторической России. Именно за это сложили головы тысячи ополченцев и мирных жителей Донбасса и Новороссии. Но то, что День русского единства навсегда стал праздников в Донбассе — это уже промежуточная победа.