Понятие - это... Я считаю (я думаю), что...




Сочинение 9.3 - это сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. В нем необходимо сформулировать и прокомментировать предложенное нравственное понятие, а затем аргументировать свое мнение. Как научить писать тезис?

Тезис - мысль, которую нужно доказать. В него входят определение понятия и комментарий.

Понятие ни в коем случае не надо формулировать с помощью таких фраз, как "ПОНЯТИЕ - это то, что" или "ПОНЯТИЕ - это когда". Для каждого понятия должно быть свое определение, начинающееся с конкретного существительного. Чтобы девятиклассникам было легче подбирать эти существительные, даю им вот такой список:

Качество, черта характера, свойство, чувство, способность, отношение, взаимоотношения, ситуация, поступок, нравственное понятие, сила, произведение, убеждения, идеалы, совокупность, возможность, необходимость, состояние.

Из этого списка можно выбрать подходящее слово для формулировки.

Например: любовь - это чувство, дружба - это взаимоотношения, доброта - это качество, воображение - это способность, жизненные ценности - это идеалы и убеждения, подвиг - это поступок, добро - это нравственное понятие, неуверенность в себе - это состояние.

Однако одного слова для формулировки недостаточно. Нужно это понятие расширить. Для этого я использую такой прием. Предлагаю ученикам написать в центре листа понятие, поставить от него несколько стрелок (например, пять) и возле каждой стрелки написать в виде ключевых слов всё, что у них ассоциируется с этим понятием. Потом из этих ключевых слов что-то будет использовано для формулировки определения, что-то - для комментария или вывода.

Например: дружба - понимание, помощь, интересы, общение, поддержка.

1 из 3

Для того чтобы определение было правильно оформленным, предлагаю ребятам такие слова для связки:

Проявляющееся (которое проявляется)

Состоящее (которое состоит)

Основывающееся (которое основывается)

Включающее в себя (которое включает в себя)

Являющееся (которое является)

Заключающееся (которое заключается)

Характеризующееся (которое характеризуется)

А это клише для написания тезиса:

Понятие - это... Я считаю (я думаю), что...

Что писать в комментарии? Надо внимательно прочитать тему сочинения. Как правило, это вопрос. В комментарии даем краткий ответ на этот вопрос. Именно эту мысль мы и будем доказывать дальше.

Если тема сочинения совпадает с определением понятия, например "Что такое дружба?", то внимательно читаем предложенный для анализа текст и смотрим, какое именно проявление этого понятия есть в сюжете. Например, как именно проявляется дружба: во взаимопомощи, или в общих интересах, или в желании иметь друга. В зависимости от этого пишем комментарий.

Теперь с помощью этого конструктора можно составлять тезис.

Например:

Предложено понятие "дружба". Тема: "Что значит быть настоящим другом?"

Составляем с помощью конструктора тезис:

Дружба - это взаимоотношения, основывающиеся на понимании и общих интересах. Я считаю, что быть настоящим другом - значит всегда прийти на помощь своему товарищу в трудную минуту.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: