Сочинение 9.3 - это сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. В нем необходимо сформулировать и прокомментировать предложенное нравственное понятие, а затем аргументировать свое мнение. Как научить писать тезис?
Тезис - мысль, которую нужно доказать. В него входят определение понятия и комментарий.
Понятие ни в коем случае не надо формулировать с помощью таких фраз, как "ПОНЯТИЕ - это то, что" или "ПОНЯТИЕ - это когда". Для каждого понятия должно быть свое определение, начинающееся с конкретного существительного. Чтобы девятиклассникам было легче подбирать эти существительные, даю им вот такой список:
Качество, черта характера, свойство, чувство, способность, отношение, взаимоотношения, ситуация, поступок, нравственное понятие, сила, произведение, убеждения, идеалы, совокупность, возможность, необходимость, состояние.
Из этого списка можно выбрать подходящее слово для формулировки.
Например: любовь - это чувство, дружба - это взаимоотношения, доброта - это качество, воображение - это способность, жизненные ценности - это идеалы и убеждения, подвиг - это поступок, добро - это нравственное понятие, неуверенность в себе - это состояние.
Однако одного слова для формулировки недостаточно. Нужно это понятие расширить. Для этого я использую такой прием. Предлагаю ученикам написать в центре листа понятие, поставить от него несколько стрелок (например, пять) и возле каждой стрелки написать в виде ключевых слов всё, что у них ассоциируется с этим понятием. Потом из этих ключевых слов что-то будет использовано для формулировки определения, что-то - для комментария или вывода.
Например: дружба - понимание, помощь, интересы, общение, поддержка.
1 из 3
Для того чтобы определение было правильно оформленным, предлагаю ребятам такие слова для связки:
Проявляющееся (которое проявляется)
Состоящее (которое состоит)
Основывающееся (которое основывается)
Включающее в себя (которое включает в себя)
Являющееся (которое является)
Заключающееся (которое заключается)
Характеризующееся (которое характеризуется)
А это клише для написания тезиса:
Понятие - это... Я считаю (я думаю), что...
Что писать в комментарии? Надо внимательно прочитать тему сочинения. Как правило, это вопрос. В комментарии даем краткий ответ на этот вопрос. Именно эту мысль мы и будем доказывать дальше.
Если тема сочинения совпадает с определением понятия, например "Что такое дружба?", то внимательно читаем предложенный для анализа текст и смотрим, какое именно проявление этого понятия есть в сюжете. Например, как именно проявляется дружба: во взаимопомощи, или в общих интересах, или в желании иметь друга. В зависимости от этого пишем комментарий.
Теперь с помощью этого конструктора можно составлять тезис.
Например:
Предложено понятие "дружба". Тема: "Что значит быть настоящим другом?"
Составляем с помощью конструктора тезис:
Дружба - это взаимоотношения, основывающиеся на понимании и общих интересах. Я считаю, что быть настоящим другом - значит всегда прийти на помощь своему товарищу в трудную минуту.