Современная музыка. Краткий словарь музыкальных терминов




Авангард (англ. — передовой отряд) — направле­ние современного музыкального искусства, для которого ха­рактерен поиск новых музыкально-выразительных средств.

Алеаторика — техника сочинения музыки, основанная на принципе случайности. Это также свободная импровизация исполнителей в эпизодах, указанных композитором.

Вибрафон — ударный музыкальный инструмент с опреде­ленной высотой звучания. Состоит из металлических пласти­нок разной длины, под которыми располагаются резонаторы. Электродвигатель открывает и закрывает лопасти резонато­ров, отчего возникает характерный для инструмента плывущий звук.

Грегорианский хорал — традиционное одноголосное песно­пение римско-католической церкви. Его название происходит от имени Папы Римского Грегориуса I (VI век), которого счи­тают автором большинства хоралов.

Гротеск (франц. - причудливый) - особый вид художе­ственного образа, в котором реальное раскрывается в заострен­ном, фантастическом или уродливом облике. В музыке полу­чил широкое распространение в XX веке.

Додекафония — система композиции, созданная в начале 20-х годов XX века А. Шёнбергом. Ее основа — серия из 12 не­повторяющихся тонов, из которой выводятся различные вари­анты: например, ракоход — изложение серии от последнего зву­ка к первому, а инверсия — перестановка звуков серии. Все звуки серии должны быть независимы и не испытывать тяготения од­ного к другому, как это свойственно тональной мажоро-минорной системе.

Знаменное пение - древнерусское одноголосное церковное пение, для которого характерно ровное, а не скачкообразное дви­жение мелодии, подчиненное структуре текста. Записывалось осо­быми знаками - крюками или знаменами, от которых произошло название.

Кантата - крупное вокально-инструментальное произведение дли солистов, хора и оркестра.

Кластер — созвучие, образуемое тесным расположением нескольких звуков. На фортепиано кластер исполняется уда­ром ладони, кулака, предплечья по клавишам или струнам.

Коллаж (франц. — наклеивание) — термин заимствован из современной живописи. В музыке это включение в произведе­ние цитат из других сочинений.

Кульминация — самый напряженный, высокий момент в развитии музыкального материала.

Микротоновая техника — принцип сочинения, основан­ный на разделении целого тона на '/3 '/4 '/5 '/6 '/12 и т.д. доли.

Неоклассицизм — обращение к жанрам, стилю эпохи Возрож­дения XV—XVI веков, барокко (XVIII век), классицизма (конец XVIII века) и соединение их с современным музыкальным язы­ком. Одним из основоположников неоклассицизма был И. Стра­винский.

Неофольклоризм — течение, возникшее в музыке в 20-е годы XX века. В его основе — обращение к фольклорной архаике, на основе которой формируется вся музыкальная ткань. Для такой музыки характерна жесткость, возникающая в результате свобод­ного соединения коротких попевок по горизонтали и вертикали. У истоков стояли Б. Барток, И. Стравинский.

Обертон — частичный тон, призвук, расположенный выше основного тона. Образуется в результате колебания частей ис­точника звука.

Партитура — нотная запись многоголосного произведения для хора, ансамбля, оркестра, в которой для каждого голоса вы­деляется отдельный нотоносец.

Полистилистика — соединение в произведении разных сти­лей. Разновидностью полистилистики является коллаж. В му­зыке могут быть использованы стили разных эпох, разных на­правлений.

Полифония (букв.: многоголосие) — разновидность много­голосия, основанного на соединении двух и более мелодиче­ских линий. Высшей формой полифонии является фуга.

Сонорная техника — техника сочинения, основанная на ис­пользовании различных красочных звучаний, часто без определенной высоты звука и без ярко выраженных тяготений.

Серийная техника — способ сочинения атональной музыки, в которой помимо серии звуков (см. додекафония) используются серии тембров, динамики, артикуляции.

Сюрреализм — направление в искусстве XX века, объявив­шее источником образности сферу подсознания (сновидения, галлюцинации и пр.).

Темперированный строй - разделение октавы на 12 равных полутонов.

Унисон - одновременное звучание нескольких голосов оди­наковой высоты.

Челеста (итал. - небесный) - клавишный инструмент, внешне напоминающий небольшое пианино. Звук челесты вы­сокий, серебристый, похож на звук колокольчиков.

Шёнберг Арнольд (1874—1951) — австрийский композитор, один из создателей додекафонной техники сочинения музыки.

Штокхаузен Карлхайнц (р. 1928) — немецкий композитор, один из лидеров музыкального авангарда. Крупнейший теоре­тик современной музыки.

Шостакович Дмитрий Дмитриевич (1906-1975) — русский советский композитор XX века с мировым именем. Основным направлением его творчества были симфония и камерная му­зыка.

Штраус Иоганн (сын) (1825-1899) — австрийский компо­зитор, скрипач, дирижер, автор большого количества танце­вальных произведений, в основном вальсов, а также оперетт.

Штраус Рихард (1864-1949) - немецкий композитор, ди­рижер, почетный член многих европейских академий искусств и университетов. Автор опер, п которых отришлоо. нлиипис экспрессионизма, и симфонических произведений.

Эллингтон Дюк (Эдуард Кеннеди) (1906—1975) —американ­ский пианист, композитор, руководитель джаз-бэнда.

Эренбург Илья Григорьевич (1891-1967) — русский советский писатель, автор масштабных художественных мемуаров в ше­сти книгах «Люди, годы, жизнь».

Эшпай Андрей Яковлевич (р. 1925) — российский компози­тор. Автор монументальных симфоний, концертов, демонстри­рующих свободное владение техникой сочинения для разных инструментов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: