Авангард (англ. — передовой отряд) — направление современного музыкального искусства, для которого характерен поиск новых музыкально-выразительных средств.
Алеаторика — техника сочинения музыки, основанная на принципе случайности. Это также свободная импровизация исполнителей в эпизодах, указанных композитором.
Вибрафон — ударный музыкальный инструмент с определенной высотой звучания. Состоит из металлических пластинок разной длины, под которыми располагаются резонаторы. Электродвигатель открывает и закрывает лопасти резонаторов, отчего возникает характерный для инструмента плывущий звук.
Грегорианский хорал — традиционное одноголосное песнопение римско-католической церкви. Его название происходит от имени Папы Римского Грегориуса I (VI век), которого считают автором большинства хоралов.
Гротеск (франц. - причудливый) - особый вид художественного образа, в котором реальное раскрывается в заостренном, фантастическом или уродливом облике. В музыке получил широкое распространение в XX веке.
Додекафония — система композиции, созданная в начале 20-х годов XX века А. Шёнбергом. Ее основа — серия из 12 неповторяющихся тонов, из которой выводятся различные варианты: например, ракоход — изложение серии от последнего звука к первому, а инверсия — перестановка звуков серии. Все звуки серии должны быть независимы и не испытывать тяготения одного к другому, как это свойственно тональной мажоро-минорной системе.
Знаменное пение - древнерусское одноголосное церковное пение, для которого характерно ровное, а не скачкообразное движение мелодии, подчиненное структуре текста. Записывалось особыми знаками - крюками или знаменами, от которых произошло название.
|
Кантата - крупное вокально-инструментальное произведение дли солистов, хора и оркестра.
Кластер — созвучие, образуемое тесным расположением нескольких звуков. На фортепиано кластер исполняется ударом ладони, кулака, предплечья по клавишам или струнам.
Коллаж (франц. — наклеивание) — термин заимствован из современной живописи. В музыке это включение в произведение цитат из других сочинений.
Кульминация — самый напряженный, высокий момент в развитии музыкального материала.
Микротоновая техника — принцип сочинения, основанный на разделении целого тона на '/3 '/4 '/5 '/6 '/12 и т.д. доли.
Неоклассицизм — обращение к жанрам, стилю эпохи Возрождения XV—XVI веков, барокко (XVIII век), классицизма (конец XVIII века) и соединение их с современным музыкальным языком. Одним из основоположников неоклассицизма был И. Стравинский.
Неофольклоризм — течение, возникшее в музыке в 20-е годы XX века. В его основе — обращение к фольклорной архаике, на основе которой формируется вся музыкальная ткань. Для такой музыки характерна жесткость, возникающая в результате свободного соединения коротких попевок по горизонтали и вертикали. У истоков стояли Б. Барток, И. Стравинский.
Обертон — частичный тон, призвук, расположенный выше основного тона. Образуется в результате колебания частей источника звука.
Партитура — нотная запись многоголосного произведения для хора, ансамбля, оркестра, в которой для каждого голоса выделяется отдельный нотоносец.
Полистилистика — соединение в произведении разных стилей. Разновидностью полистилистики является коллаж. В музыке могут быть использованы стили разных эпох, разных направлений.
|
Полифония (букв.: многоголосие) — разновидность многоголосия, основанного на соединении двух и более мелодических линий. Высшей формой полифонии является фуга.
Сонорная техника — техника сочинения, основанная на использовании различных красочных звучаний, часто без определенной высоты звука и без ярко выраженных тяготений.
Серийная техника — способ сочинения атональной музыки, в которой помимо серии звуков (см. додекафония) используются серии тембров, динамики, артикуляции.
Сюрреализм — направление в искусстве XX века, объявившее источником образности сферу подсознания (сновидения, галлюцинации и пр.).
Темперированный строй - разделение октавы на 12 равных полутонов.
Унисон - одновременное звучание нескольких голосов одинаковой высоты.
Челеста (итал. - небесный) - клавишный инструмент, внешне напоминающий небольшое пианино. Звук челесты высокий, серебристый, похож на звук колокольчиков.
Шёнберг Арнольд (1874—1951) — австрийский композитор, один из создателей додекафонной техники сочинения музыки.
Штокхаузен Карлхайнц (р. 1928) — немецкий композитор, один из лидеров музыкального авангарда. Крупнейший теоретик современной музыки.
Шостакович Дмитрий Дмитриевич (1906-1975) — русский советский композитор XX века с мировым именем. Основным направлением его творчества были симфония и камерная музыка.
Штраус Иоганн (сын) (1825-1899) — австрийский композитор, скрипач, дирижер, автор большого количества танцевальных произведений, в основном вальсов, а также оперетт.
|
Штраус Рихард (1864-1949) - немецкий композитор, дирижер, почетный член многих европейских академий искусств и университетов. Автор опер, п которых отришлоо. нлиипис экспрессионизма, и симфонических произведений.
Эллингтон Дюк (Эдуард Кеннеди) (1906—1975) —американский пианист, композитор, руководитель джаз-бэнда.
Эренбург Илья Григорьевич (1891-1967) — русский советский писатель, автор масштабных художественных мемуаров в шести книгах «Люди, годы, жизнь».
Эшпай Андрей Яковлевич (р. 1925) — российский композитор. Автор монументальных симфоний, концертов, демонстрирующих свободное владение техникой сочинения для разных инструментов.