Итоги шахматного образования в образовательном учреждении и предложения в паспорт III-ей пятилетки проекта шахматного образования в Курганской области




Эссе

Составила:

учитель Князева Е.А

2020г.

«Итоги шахматного образования в образовательном учреждении и предложения в паспорт III-ей пятилетки проекта шахматного образования в Курганской области»

 

«Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами». Эти слова ученого, мыслителя Али Апшерони чрезвычайно животрепещущи. И потому, мы, преподаватели, не стоим на месте, а изучаем ФГОС второго поколения, проходим курсы повышения квалификации и основы шахматной игры.

В 2016 году я пришла трудиться в школу. Для меня все было новым и инноваторским. Новые формы целеполагания, которые направлены на обучающегося, нетрадиционные формы и способы учебных и практических занятий, технологические карты уроков. Мне не хватало живого педагогического опыта. Чрезвычайно хотелось побывать на занятиях у остальных преподавателей, посмотреть, все ли я верно делаю.

В 2017 году мне предложили вести кружок «Шахматы». Сначала я испугалась, в связи с тем, что никогда не играла, ну и представления не имела об игре в шахматы. Однако ведь «дорогу осилит идущий». Я была удивлена «Для чего в школе учить шахматы?», но позднее поняла, что занятия шахматами полезны ребенку как исходя из убеждений развития мышления, так и в плане становления личности. В данном же году прошла курсы по программе «Методика обучения игре в шахматы».

На сегодняшний день в школе преподается лишь 1 час кружка, потому охватить всех обучающихся школы не возможно. Очень бы хотелось, чтоб предмет «Шахматы» ввели в школьную программу обучения.

Приходя к детям, хочется обучить их мыслить, выбирать, решать.… Однако самое основное обучить детишек мыслить и использовать это в жизни. Шахматы учат ребят логически мыслить и рассуждать.

Почти все считают, что шахматы это просто игра. Нет, это не только игра, доставляющая много радости, наслаждения, да и действенное средство интеллектуального развития и адаптации школьников.

Шахматы развивают: математические способности, выдержку, стойкость, упорство в экстремальных ситуациях.

Шахматы и школа обнаружили друг друга! В нашей школе проект «Шахматы» реализуется с 2011 года, за этот период времени обучено свыше 80 учащихся. Перед этим была большая предварительная работа, совершенная руководителем школы и, завучем по УВР. И речь тут идет не только о разработке материально – технической базы, да и об ответе на вопросы неуверенных и интересующихся родителей и преподавателей – коллег: стоит ли учить детей шахматной игре, как это лучше делать, имеется ли соответствующая методическая литература, не приведет ли введение шахматного всеобуча к перегрузке учащихся? К счастью, руководителю и поддерживающей его администрации школы получилось дать достойные и положительные ответы на эти вопросы…. Скоро педагогический коллектив увидел и оценил, что увлечение игрой в шахматы помогает ребятам развить внутри себя подобные качества как память, воображение, интуиция, целеустремленность, умение отыскивать выход из затруднительных ситуаций, способность к самоанализу. Ну а то, что характеристики интеллектуального развития у учащихся школ, которые изучают игру в шахматы, через довольно короткое время становиться выше, чем у ровесников, подтвердили наблюдения психологов еще в 19 веке. Все это дало возможность по предложению администрации школы (с учетом пожеланий учащихся и их родителей) сделать систему, когда уже с первого класса создается группа детей, которые желают узнать азы древней игры в большем объеме. Работа по обучению игре в шахматы осуществлялась и осуществляется по разработанным программам, содержание которых корректировалось и уточнялось (корректируется и уточняется) в ходе образовательного процесса.

Наши учащиеся начинают учить шахматное искусство с 1 класса, а в 4 классе в праздничной обстановке проходит мероприятие вручения Свидетельство выпускника «Шахматного всеобуча». Обучение ведется по методике И.Г.Сухина «Шахматы – школе».

Благодаря проекту нам удалось заинтересовать шахматами десятки детей. Дети с интересом посещают занятия кружка и активно работают. Ребенок, обучающийся этой игре становиться собраннее, привыкает самостоятельно думать принимать решение, бороться до конца не унывать при неудачах. Многих настолько сильно увлекла эта игра, что на перемене в любую минуту они стараются разложить шахматную доску и поиграть.

Действительно шахматы делают все дидактические условия для овладения универсальных учебных действий.

Мы нередко слышим: дети – наше будущее. А мы, преподаватели, формируем это будущее.

На своих уроках я учу ребят преодолевать себя, быть самостоятельными, готовыми к сложностям, быть дисциплинированными. Какое счастье видеть победы детей, преодоление слабостей – данному и учат шахматы.

Работаю я над этим проектом всего 4 год, но уже могу сказать, что у детей, играющих в шахматы, повысилась успеваемость по всем предметам. Дети становятся более целеустремленными.

В подтверждении своего мнения приведу пример из моей практики работы с детьми.

 

В 2017 году я начала работу в кружке «Шахматы», в данном же году я набрала первоклашек. Ох и трудно думала, будет. Сама играть не умею, а здесь еще 20 голодных глаз, жаждущих познаний. Работая со своими первоклашками, я обратила внимание на одного мальчика. Он чрезвычайно плохо адаптировался в новых для себя обстоятельствах, не мог найти друзей в числе одноклассников, на уроке не все и не постоянно выходило, если ему не любопытно задание мог не делать, не работать на уроке. Вместе с родителями мы пробовали заинтересовать его, привлечь к участию в школьной жизни, ничего не помогало. И вот с 3 четверти малыша как подменили. Он стал ответственным, самостоятельным, попросил родителей приобрести ему шахматы. На данный момент это ученик четвертого класса, принимает участие в школьных шахматных турнирах, имеет много друзей, подтянулся в учебе.

Занятия по шахматам и состязание с их четкими и справедливыми правилами прививают ребятам умение вести себя в обществе, почтения к людям.

Преподавателями ежегодно организуется участие обучающихся школы в районных турнирах, ведутся школьные турниры, мастер-классы. Команда школы каждый год участвует в районных шахматных турнирах.

Итоги анкетирования проводимых в числе обучающихся и их родителей, продемонстрировали, что семьдесят процентов обучающихся проявляют интерес к шахматам, свыше восьмидесяти процентов родителей думают, что обучение шахматам благоприятно влияют на достижения детей, и развивает их уверенность в собственных силах.

В олимпиаде по шахматам «Папа+Мама+Школа+Я=Шахматная семья», от нашей школы участвуют две семьи. Хочется рассказать немного о них.

Семья Ситдикова Айдара. Айдар учащийся 4 класса, шахматами начал заниматься с 1 класса. И уже в первом классе наблюдались успехи в шахматных турнирах турнирах на школьном уровне. Папа Айдара – Ситдиков Сагидулла Сайфуллович работает в СУЭНКО. Мама Айдара – Ситдикова Зайтуна Шавановна, учитель биологии и географии.

Семья Гайнутдиновой Дарины. Дарина учится во 2 классе, шахматами занимается с 1 класса. Папа Дарины-Гайнутдинов Эдуард Раисович, работает кочегаром в котельной. Мама Дарины – Гайнутдинова Инна Александровна учитель русского языка и литературы.

За время работы в кружке «Шахматы» выбывших детишек и недовольных родителей не было.

Естественно, при внедрении проекта есть и сложности. Прежде всего это оснащение школы нужным инвентарем. В школе имеется демонстрационная доска, а вот настольные шахматные доски имеются не в достаточном количестве. Знаю, что учебно - методический комплект (УМК) трех лет обучения, включают в себя программу, пособия для учителя, учебник, рабочая тетрадь и тетрадь для проверочных работ. В нашем образовательном учреждении полного комплекта нет даже у первого класса, и обучающиеся обеспечены лишь учебниками и рабочими тетрадями по одному комплекту на парту (2 учащегося). Таким образом, работа с учебником может осуществляться только на занятии в классе. Пополнение фонда за последние 8 лет не наблюдалось.

Строя планы на будущее, я планирую продолжать работать с детьми по этому проекту, находить все более интересные и увлекательные способы преподавать урок шахмат. В наше время комьютерных технологий, очень удобно.

Обобщая все выше сказанное – шахматы – это спорт, наука и искусство. И занимаясь этой старой игрой, у меня есть надежда, что дети прошедшие хоть маленькую шахматную школу, поглотят в себя всего понемногу, и это поможет им в дальнейшем стать достойными личностями.

В заключении хочется сообщить: шахматы – это всепригодное занятие, не зависящее ни от времени года, ни от возраста. Нужно просто обожать шахматы, тогда и каждый сумеет найти в них, что то свое, близкое и понятное. И не непременно каждому ученику становиться великим шахматистом.

Что хочется пожелать проекту шахматного образования, естественно процветания. И предложить чтоб в учебных заведений ввели уроки обучения шахмат, преподавая шахматы в кружке по 1 часу в неделю чрезвычайно трудно охватить всех учащихся. Обеспечить все образовательные учреждения материалами УМК.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: