Конституция является Основным законом государства. Современная Конституция была разработана в 1994 и скорректирована в 1996 и 2004 годах. Это пятая
Конституция Беларуси базируется на трех основных компонентах:
· регулирование прав и свободустановление государственного механизмарегламентирование законодательной системы и системы правосудияКонституция Беларуси гарантирует следующие права белорусским гражданам:
· право на медицинское обслуживание право на социальное обеспечение для пожилых, больных, инвалидов и нетрудоспособныхправо на бесплатное общее образование для всехправо на бесплатное профессионально-техническое образованиеКонституция Республики Беларусь является основой демократических институтов белорусского государства.
Она гарантирует проведение свободных выборов, включая выборы национального и местного уровней, и референдумов.Согласно Конституции Беларуси путем свободного прямого тайного голосования избираются:Президент Республики Беларусьдепутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусьместные Советы депутатов Республики Беларусь
· 53. Политика по развитию глобализирующегося мира.
· Наиболее продвинутой и глубокой формой интеграции является Союзное государство, договор о создании которого был подписан 8 декабря 1999 года в г. Москве Президентом РФ и Президентом РБ. 26 января 2000 года договор вступил в силу. Союзное государство Беларуси и России – это не только экономический, но и политический проект, который является примером успешной интеграции на постсоветском пространстве.
· Республика Беларусь заинтересована в максимальной реализации потенциала стратегического партнерства с Российской Федерацией. Это вытекает из нашей истории и географического положения. Ключевые внешнеэкономические задачи на российском направлении – наращивание объемов белорусского экспорта, эффективное использование потенциала прямых связей между регионами двух стран, углубление кооперации во всех сферах. Выстраивая взаимовыгодное сотрудничество с Российской Федерацией, Беларусь неукоснительно придерживается принципа сохранения суверенитета и территориальной целостности сторон, ответственного выполнения ими своих обязательств.
· Россия традиционно является основным торговым партнером Беларуси и крупнейшим экспортным рынком для белорусских товаров.
· За последнее время товарооборот между двумя странами вырос более чем в четыре раза, достигнув в 2013 голу уровня в 39,7 млрд. долларов США. Беларусь заняла второе место во внешней торговли России со странами СНГ и седьмое среди основных торговых партнеров России. В 2013 году на долю России пришлось 49,5 процента всего объема внешней торговли Беларуси.
·
· 54. Национально-государственные интересы. Актуальные приоритеты внешнеполитической деятельности Республики Беларусь.
· Под национальными интересами понимаются официально выраженные или осознанные потребности страны, направленные на обеспечение благоприятных условий для ее развития. Национальные интересы определяются характером исторических процессов, геополитическими условиями, внутренней и международной ситуацией, вероятностными или возможными угрозами. На уровне государственной политики национальные интересы, являясь важным элементом концепции национальной безопасности, представляют собой важный социально-политический ресурс, непременное условие для решения внешнеполитических задач и проблем развития страны.
· Национальные интересы в области внешней политики наиболее полно находят свое отражение в военно-политической и дипломатической областях. В военно-политической сфере эти интересы заключаются в необходимости обеспечения суверенного развития государства, исключении возможного его распада, недопущении раскола в вооруженных силах, сохранении мира и стабильности как внутри страны, так и на границах с сопредельными государствами. Национальные интересы в дипломатической области находят свое выражение в выработке внешнеполитической стратегии, основанной на демонстрации целей, не связанных с пересмотром существующего международного порядка или использованием государством своих возможностей в изменении международной обстановки, ухудшающей положение других стран. Деятельность государства на международной арене становится логичной и предсказуемой, если ее представить в виде последовательной и согласованной цепочки действий, в ходе которых реализуются национальные интересы.
· Каждое государство имеет свои собственные национальные интересы, которые нередко приходят в столкновение с национальными интересами других стран. Необходимость регулирования национальных интересов различных государств стала основной причиной создания международных и межгосударственных систем коллективной безопасности.
· Разрабатывая шкалу собственных национальных интересов в сфере внешней политики, руководство Республики Беларусь исходило из следующих внешнеполитических императивов: обеспечение надежной безопасности страны, сохранение суверенитета и территориальной целостности государства, создание демократического государства при соблюдении гарантированных условий для свободной и безопасной жизни каждого его гражданина, учет факторов политэничности и поликонфессиональности белорусского народа, многовекторность внешней политики страны при равнозначности и взаимодополняемости двух исторических векторов внешней политики Беларуси – восточного и западного. Вместе с тем национальные интересы нашего государства во внешнеполитической сфере должны были органически вписываться в контекст формирующегося нового миропорядка.
·
55. Устойчивое и инновационное развитие – способ движения Беларуси к своей стратегической цели.
Стратегической целью развития Беларуси на современном историческом этапе является переход к постиндустриальному (информационному) обществу. Характер будущего состояния общества – организация общественного производства на основе информационных технологий – предопределяет и путь движения к такому обществу.
В научной литературе и политических документах нашего государства этот путь определяется как устойчивое инновационное развитие. Как видно, данная формула отражает два взаимосвязанных аспекта процесса общественного развития – его устойчивость и его инновационный характер.
Концепция устойчивого развития ориентирована на такое удовлетворение потребностей людей, которое не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Она содержит совокупность взаимообусловленных социально-экономических, политических, духовно-нравственных, экологических и других составляющих. Ее стержневой идеей является повышение производительности ресурсов за счет внедрения качественно новых технологий, основанных на синтезе веществ и получении энергии из «недр» микромира (биотехнология, генная инженерия и т.п.
Инновационный аспект обеспечения достижения стратегической цели развития Беларуси является конкретизацией и развитием принципов концепции устойчивого развития.
В современной литературе под инновацией принято понимать новшество, прогрессивный результат творческой деятельности, который находит широкое применение и приводит к значительным изменениям в жизнедеятельности человека, общества, природы. Соответственно понятие «инновационное развитие» обозначает прогрессивные изменения в какой-либо области жизнедеятельности человека и общества, полученные путем нововведений. Современные, индустриально развитые общества представляют собой результат проникновения инноваций во все сферы их жизнедеятельности.
С учетом глобальных проблем, вызвавших к жизни идею устойчивого развития, безоговорочный в прошлом статус инноваций как принципа деятельности в последнее время проблематизируется. Приемлемыми считаются не любые инновации, а лишь такие, которые не наносят ущерба среде обитания людей и возможностям развития будущих поколений.
Из этой установки исходит и программа инновационного развития белорусского общества, главным приоритетом которой является перевод национальной экономики в режим интенсивного развития. В современных условиях, когда возможности экстенсивного развития практически исчерпаны, рост валового внутреннего продукта может обеспечиваться только за счет модернизации материально-технической базы производства и социальной сферы на основе новых и высоких технологий. На данном направлении ныне концентрируются усилия всех общественных структур, участвующих в процессе модернизации