Условные обозначения элементов на кинематических схемах




В машиностроение при вычерчивании различных кинематических схем используют условные обозначения их элементов, утвержденные ГОСТ 2.770-68, ГОСТ 2.782-68 и ГОСТ 2.782-68 (таблица 1).

Таблица 1 — Условные обозначения элементов кинематических схем

Наименование Тип Условные обозначения
Подшипники скольжения и качения на валу без уточнения типа – радиальные
– упорные
Подшипники скольжения – радиальный
– радиально-упорный односторонний
– радиально-упорный двусторонний
– упорный односторонний
– упорный двусторонний
Подшипники качения – радиальный
– радиально-упорный односторонний
– радиально-упорный двусторонний
– упорный односторонний
– упорный двусторонний
Муфта (общее обозначение без уточнения типа)
Муфты нерасцепляемые (неуправляемые) – глухая
– упругая
– компенсирующая
Муфты сцепляемые (управляемые) – общее назначение
– односторонняя
– двусторонняя
Муфты сцепляемые механические – синхронная (например, зубчатая)
– асинхронная (например, фрикционная)
Муфта сцепляемая электрическая  
Муфта сцепляемая гидравлическая или пневматическая  
Муфты автоматические (самодействующие)  
– обгонная (свободного действия)
– центробежная фрикционная
– предохранительная с разрушающим элементом
– предохранительная с неразрушающим элементом
Тормоз (общее обозначение без уточнения типа)
Храповые зубчатые механизмы – с наружным зацеплением (односторонний)
– с внутренним зацеплением (односторонний)
Шкив ступенчатый, закрепленный на валу  
Соединения детали с валом – свободное вращение
– подвижное без вращения
– с помощью вытяжной шпонки
– глухое
Передачи фрикционные – с цилиндрическими роликами
– с коническими роликами
– с коническими роликами регулируемыми
Передачи ременные – без уточнения типа ремня
– плоским ремнем
– клиновидным ремнем
– круглым ремнем
– зубчатым ремнем
Передача цепью (общее обозначение без уточнения типа цепи)
Передачи зубчатые цилиндрические с внешним зацеплением – общее обозначение без уточнения типа зубьев
– прямыми, косыми и шевронными зубьями
Передачи зубчатые цилиндрические с внутренним зацеплением – общее обозначение без уточнения типа зубьев
Передачи зубчатые с пересекающимися валами (конические без уточнения типа зубьев)
Передачи зубчатые со скрещивающимися валами (червячные с цилиндрическим червяком)
Передачи зубчатые реечные (общее обозначение без уточнения типа зубьев)
Передачи зубчатые сектором (общее обозначение без уточнения типа зубьев)
Винт, передающий движение  
Винт – гайка качения  
Винт – гайка скольжения – гайка неразъемная
– гайка разъемная
Электродвигатель  
Насос (без уточнения типа)  
СХЕМЫ Когда на чертежах не требуется показывать конструкцию изделия и отдельных деталей, а достаточно показать лишь принцип работы, передачу движения (кинематику машины или механизма), пользуются схемами. Схемой называют конструкторский документ, на котором составные части изделия, их взаимное расположение и связи между ними показаны в виде условных обозначений. Схема, как и чертеж, – графическое изображение. Разница заключается в том, что на схемах детали изображаются с помощью условных графических обозначений. Эти обозначения представляют собой значительно упрощенные изображения, напоминающие детали лишь в общих чертах. Кроме того, на схемах изображаются не все детали, из которых состоит изделие. Показывают лишь те элементы, которые участвуют в передаче движения жидкости, газа и т.п. Кинематические схемы Условные обозначения для кинематических схем установлены ГОСТ 2.770–68, наиболее часто встречающиеся из них приведены в табл. 10.1. Таблица 10.1 Условные графические обозначения для кинематических схем
Наименование Наглядное изображение Условное обозначение
Вал, ось, валик, стержень, шатун и пр.
Подшипники скольжения и качения на валу (без уточнения типа): а – радиальный б – упорный односторонний
Соединение детали с валом: а – свободное при вращении б – подвижное без вращения в – глухое
Соединение валов: а – глухое б – шарнирное
Муфты сцепления: а – кулачковая односторонняя б – кулачковая двусторонняя в – фрикционная двусторонняя (без уточнения типа)
Шкив ступенчатый, закрепленный на валу
Передача плоским ремнем открытая
Передача цепью (без уточнения типа цепи)
Передачи зубчатые (цилиндрические): а – общее обозначение (без уточнения типа зубьев) б –с прямыми в –с косыми зубьями
Передачи зубчатые с пересекающимися валами (конические): а – общее обозначение (без уточнения типа зубьев) б –с прямыми в – со спиральными г – с круговыми зубьями
Передача зубчатая реечная (без уточнения типа зубьев)
Винт, передающий движение
Гайка на винте, передающем движение: а – неразъемная б – разъемная
Электродвигатель
Пружины: а – сжатия б – растяжения в – конические

Как видно из таблицы, вал, ось, стержень, шатун обозначаются сплошной утолщенной прямой линией. Винт, передающий движение, обозначается волнистой линией. Зубчатые колеса обозначают окружностью, проведенной штрихпунктирной линией на одной проекции, и в виде прямоугольника, обведенного сплошной линией, – на другой. При этом, как и в некоторых других случаях (передача цепью, передачи реечные, муфты фрикционные и др.), применяются общие обозначения (без уточнения типа) и частные обозначения (с указанием типа). На общем обозначении, например, типа зубьев зубчатых колес не показывают вовсе, а на частных обозначениях показывают тонкими линиями. Пружины сжатия и растяжения обозначаются зигзагообразной линией. Для изображения соединения детали с валом также имеются условные обозначения.

Условные знаки, применяемые в схемах, вычерчивают, не придерживаясь масштаба изображения. Однако соотношение размеров условных графических обозначений взаимодействующих элементов должно примерно соответствовать действительному их соотношению.

При повторении одних и тех же знаков нужно выполнять их одинакового размера.

При изображении валов, осей, стержней, шатунов и других деталей применяют сплошные линии толщиной s. Подшипники, зубчатые колеса, шкивы, муфты, двигатели обводят линиями примерно в два раза тоньше. Тонкой линией вычерчивают оси, окружности зубчатых колес, шпонки, цепи.

При выполнении кинематических схем делают надписи. Для зубчатых колес указывают модуль и число зубьев. Для шкивов записывают их диаметры и ширину. Мощность электродвигателя и его частоту вращения также указывают надписью типа N= 3,7 кВт, п = 1440 об/мин.

Каждому кинематическому элементу, изображенному на схеме, присваивают порядковый номер, начиная от двигателя. Валы нумеруют римскими цифрами, остальные элементы – арабскими.

Порядковый номер элемента проставляют на полке линии-выноски. Под полкой указывают основные характеристики и параметры кинематического элемента.

Если схема сложная, то для зубчатых колес указывают номер позиции, а к схеме прикладывают спецификацию колес.

При чтении и составлении схем изделий с зубчатыми передачами следует учитывать особенности изображения таких передач. Все зубчатые колеса, когда их изображают в виде окружностей, условно считают как бы прозрачными, предполагая, что они не закрывают находящиеся за ними предметы. Пример подобного изображения приведен на рис. 10.1, где на главном виде окружностями изображено зацепление из двух пар зубчатых колес. По этому виду нельзя определить, какие из зубчатых колес находятся впереди и какие сзади. Определить это можно с помощью вида слева, на котором видно, что пара колес 1 – 2 находится спереди, а пара 3 – 4 расположена за ней.

Рис. 10.1. Схема зубчатой передачи

Другой особенностью изображения зубчатых колес является применение так называемых развернутых изображений. На рис. 10.2 выполнены два вида схемы зубчатого зацепления: неразвернутого (а) и развернутого (б).

Рис. 10.2. Изображения зубчатой передачи в схеме

Расположение колес таково, что на виде слева колесо 2 перекрывает часть колеса 1, в результате чего может возникнуть неясность при чтении схемы. Чтобы не возникло ошибок, допускается поступать так, как на рис. 10. 2, б, где главный вид сохранен, как и на рис. 10.2, а, а вид слева показан в развернутом положении. При этом валы, на которых расположены зубчатые колеса, располагают друг от друга на расстоянии суммы радиусов колес.

На рис. 10.3, б приведен пример кинематической схемы коробки скоростей токарного станка, а на рис. 10.3, а дано ее наглядное изображение.

Чтение кинематических схем рекомендуется начинать с изучения технического паспорта, по которому знакомятся с устройством механизма. Затем переходят к чтению схемы, отыскивая основные детали, пользуясь при этом их условными обозначениями, часть из которых приведена в табл. 10.1. Чтение кинематической схемы следует начинать от двигателя, дающего движение всем основным деталям механизма, и идти последовательно по ходу передачи движения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: