Окунева Анастасия Вадимовна
Студент, Астраханский государственный технический университет
Немчинова Анна Леонидовна
Научный руководитель, кандидат философских наук,
Астраханский государственный технический университет
ИСТОРИЧСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
(на основе анализа опроса студентов ИНиГ ФГБОУ ВО «АГТУ»).
Аннотация: действительно ли современная молодежь испытывает недостаток в познании истории? Правда ли, что современное поколение постепенно утрачивает историческую память? Чтобы ответить на данные вопросы, необходимо провести анализ опросов, в которых участвовали студенты ИНиГ ФГБОУ ВО «АГТУ». Данная проблема является актуальной, ведь историческая грамотность вносит значительный вклад в формирование многонационального современного российского общества.
Ключевые слова: история, память, опрос, анализ.
Изучение истории, как и любой другой науки, играет очень важную роль для общества, является наиважнейшим фактором общественного развития.
Историческая память обеспечивает самосохранение народа, она необходима для воспитания нового поколения. Исторические примеры, подвиги героев, конфликты прошлого и пути их разрешения – все это становится образцом для подражания растущего поколения. Нельзя не сказать и о таком качестве, как патриотизм, ведь его формирование неразрывно связано со знанием истории.
Ни для кого не секрет, что в современном обществе бытует мнение о некой «деградации» молодежи. Нынешнее образование нацелено сейчас, прежде всего, на восстановление духовности в молодых людях, ведь это является большой проблемой последнего столетия. Современный философ А.С. Панарин утверждает, что нынешняя эпоха – это «эпоха предельной порчи человека».[2] С мнением ученого сложно поспорить – сознание современной молодежи заполнено большим количеством информации, которая не всегда является достоверной, современное общество постепенно теряет историческую память.
|
Особую роль в изменение исторического сознания нынешнего поколения занимает разнообразие источников информации. С развитием сети Интернет, которую активно используют молодые люди особенно в последние годы, начали появляться исторические источники, несущие не всегда правдивую информацию.
На основе проведенного мною опроса, в котором приняли участие студенты ИНиГ ФБОУ ВО «АГТУ» (51 человек), можно сделать вывод, что действительно многие студенты «черпают» исторические знания на просторах Интернета (39%). Однако неоспоримое лидерство по праву достается проверенному источнику знаний – учебнику. Больше половины опрошенных (53%) получили свои исторические знания именно из книг. Также стоит отметить фильмы и сериалы, их в качестве источника выбрали 8% студентов, а вот телевидение не выбрал ни один из молодых людей.
А довольны ли сами студенты своими знаниями в данной области? Бо́льшая часть – 62,7% - оценила свои знания на оценку «удовлетворительно», 19,6% - «хорошо» и лишь 5,9% - «отлично». Остальные 11,8% учащихся оценили свои знания как «плохо» или «очень плохо». Некоторые из тех молодых людей, кто поставил себе «низкую» оценку, ссылались на тот факт, что «они являются студентами института, напрямую не связанного с гуманитарными науками», однако никто из опрошенных студентов не стал отрицать значимость истории в жизни человека и важности изучения данной науки.
|
Многие из молодых людей (74,5%) отметили, что к истории относятся безразлично – не нелюбимый, но и не любимый предмет, лишь небольшая часть опрошенных (9,8%) назвала историю любимым предметом.
Анализируя данный опрос, можно сделать вывод, что знания наших студентов в этой области действительно оставляют желать лучшего. Но так ли это на самом деле?
При ответе на несложные вопросы, призванные оценить базовую историческую осведомленность, правильно отвечало относительное большинство студентов, лишь на некоторые вопросы число студентов близилось к отметке в 50%.
Так, на вопрос о крещении Руси правильную дату назвали 84,3% опрошенных студентов, а имя князя, проведшего данный обряд, - 92,2% молодых людей.
С датами известнейших битв – Невской и Куликовской – знакомы 68,6% студентов. К знаменитым полководцам XVIII столетия в первую очередь отнесли А.В.Суворова (64,7%), второе место занял Ф.Ф.Ушаков (25,5%), а третье – М.И. Кутузов (9,8%). К главковерхам Первой мировой войны большинство опрошенных (58,8%) отнесло Великого князя Н.Н. Романова (младшего), М.В. Алексеева (17,64%) и императора Николая II(15,7%). Гораздо меньше студентов знали о переменах в положении сословий России, произошедших в XVIII веке. Лишь чуть больше половины опрошенных (52,9%) правильно ответили о закрепощении крестьян в данный период. Достаточно хорошо молодые люди осведомлены о событиях Великой Отечественной войны. В основном студенты знают, что союзниками СССР в этой войне были США и Великобритания (88,2%), Польша (84,3%), Чехословакия (74,5%). Правильную дату окончания блокады Ленинграда назвали 80,4% опрошенных. На вопрос о том, какая битва положила начало коренному перелому в ходе Великой отечественной войны, правильный ответ - Сталинградская – дали 64,7% студентов, битва за Ленинград – 19,6%, Курская – 7,8%. Однако, некоторые из молодых людей (11,7%) путают дату начала Второй мировой и Великой Отечественной войн. Несколько хуже оказались познания в хронологии событий этой войны, однако, эти ошибки не носят катастрофический характер.
|
Что касается новейшей истории, то в целом результаты также являются вполне удовлетворительными. Так, например, большинство опрошенных (82,4%) знает, что СССР «распался» 26 декабря 1991 года, что пост первого президента Российской Федерации занимал Б.Н. Ельцин (94,1%). Относительное большинство (41,2%) знает дату принятия конституции России.
А вот знания студентов в сфере исторических «мифов» разнообразны. Так, например, миф о том, что Н.С. Хрущев вошел в историю благодаря своим неординарным выходкам и огромным посевам кукурузы действительно присутствует в сознании относительно немалого количества студентов (31,3%). Миф о продаже Аляски Екатериной II не имеет к реальности никакого отношения, однако, 9,8% опрошенных принимают это за «чистую монету». Главнокомандующим парадом Победы относительное большинство молодых людей (47%) считает Г.К.Жукова, в то время как К.К.Рокосовского назвали лишь 23,5%.
Анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что изучение истории является важнейшим фактором для формирования личности молодежи. В качестве источника проверенной информации молодые люди чаще всего выбирают учебники и научную литературу. Но можно ли сделать вывод, что студенческая молодежь в большей или относительно большей степени располагает историческими знаниями? Усомниться в этом действительно заставляют результаты опросов на самооценку самих студентов. Как было сказано ранее, 74,5% опрошенных не имеют интереса к истории, лишь 5,9% оценивают свои знания на «отлично», а 19,6% - на «хорошо». Как показывают данные, при ответе на базовые исторические вопросы правильные ответы давало относительное большинство студентов. Однако опрос проводился лишь у студенческой молодежи, имеющей контакт с учебниками и научной литературой. Такие знания сохраняются относительно недолго, пока в них есть прагматическая необходимость. К тому же, наличие лишь "поверхностных» знаний может привести к печальным последствиям. Например, для того, чтобы правильно отобрать и понять информацию из Интернета и СМИ, нужно обязательно иметь углубленные знания в исторической сфере, чем, к сожалению, не может похвастаться современная молодежь. Это происходит потому, что современное общество ищет на просторах сети «интересное», а нередко находит фальсифицированные пересказы исторических событий. Все это, несомненно, способствует искажению исторического сознания молодежи XXI века.
Библиографический список:
1. Историческое сознание российской молодежи: монография / под общ.
ред. С. В. Алексеева. — М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2015. — с.74-76
2. О.Н. Крыгина Основные источники исторических знаний современной молодежи//Молодежь и наука: сборник материалов IХ Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 385-летию со дня основания г. Красноярска. 2013. [Электронный ресурс] URL: https://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2013/thesis/s050/s050-014.pdf