Учащиеся вспоминают, с какими тканями они работали на уроках, из какого сырья были изготовлены данные ткани. Учитель рассказывает о текстильных материалах из химических и смешанных волокон, раскрывает отличительные особенности различных текстильных материалов (ткань, мех, трикотажное полотно, синтепон).
Практическая работа
Во время практической работы необходимо, чтобы каждый учащийся рассмотрел новые текстильные материалы, самостоятельно сравнил их с тканью по внешнему виду. Учащиеся рассказывают, какие изделия шьют из текстильных материалов. Учитель знакомит учащихся со специальной маркировкой по уходу за изделиями из текстильных материалов.
Проведение опыта
Во время опыта сравниваются свойства химических и натуральных тканей. Исследуются такие свойства, как сминаемость, отношение к увлажнению. Проводятся опыты с образцами тканей: их рассматривают, ощупывают, мнут, смачивают, делают выводы — рассказывают о наблюдаемых свойствах тканей. Отношение тканей к высокой температуре определяется по значкам, представленным в учебном пособии.
- Как отличаются свойства ткани?
- Для чего надо знать и учитывать эти свойства?
Инструктаж по ТБ
Учащиеся вспоминают, какие инструменты и приспособления необходимы для работы с тканью, как ими пользоваться. Рассказывают правила безопасности, которые необходимо соблюдать во время работы и почему.
Тема урока
Учитель предлагает изготовить небольшую игрушку из меха. В учебном пособии представлены два варианта игрушки из меха: птенчик и пингвин.
6. Повторение пройденного
Учащиеся вспоминают последовательность изготовления изделий из ткани, основываясь на опыте пошива изделий приобретенном во II и III классах. Совместно с учителем составляют технологию изготовления мягкой игрушки.
|
7. Изготовление чертежа
Для получения лекал игрушки учащимся необходимо перевести чертеж игрушки со второго форзаца учебного пособия.
По рисункам в учебном пособии учащиеся вспоминают последовательность перевода изображения при помощи кальки и изготовления лекал.
Учитель акцентирует внимание учащихся на особенностях раскроя и соединения деталей из меха.
Практическая работа
В ходе практической работы учащиеся раскраивают детали игрушки, соединяют их швом «через край». Выворачивают и набивают игрушку обрезками текстильных материалов, синтепоном. Оформляют изделие.
Последовательность изготовления игрушки «Птенчик»
1. Подготовить лекала игрушки.
2. Подобрать необходимые материалы: длинноворсовый мех, фланель, бархатную бумагу, пуговицы, нитки, клей.
3. Выкроить детали игрушки. Из меха — туловище (2 детали), крылья (2 детали). Из фланели — крылья (2 детали).
4. Сшить туловище игрушки. Выкроенные детали сложить лицевыми сторонами внутрь и сшить швом «через край», оставляя незашитой небольшую часть внизу, чтобы затем вывернуть и набить игрушку. Набивать надо плотно — это придает игрушке задуманную форму.
5. Выполнить крылья. На внутреннюю сторону деталей крыльев из меха приклеивают детали из фланели. Готовые крылышки пришивают или приклеивают к туловищу.
6. Подготовить детали для оформления игрушки. Клюв, гребешок и лапки птенчика вырезать из бархатной бумаги (лучше предварительно склеить между собой два листа гладкими сторонами внутрь). Срез бархатной бумаги следует закрасить фломастером соответствующего цвета. Бархатную бумагу можно заменить плотной тканью (драп, фетр) или кожей.
|
Глаза сделать из плотной бумаги черного и белого цвета. Черный кружок можно заменить подходящей по размеру пуговкой. Можно использовать готовую фурнитуру для мягких игрушек, которая продается в магазине.
7. Оформить игрушку.
Клюв согнуть пополам, сгиб промазать клеем и приклеить к середине туловища, раздвинув ворс меха. Глаза, гребешок и лапки приклеить на соответствующие места.
Презентация работ
- Что изготовили, для чего?
- Из какого материала изготовили поделку?
- Как оцениваете результат своей работы?
Оценка общей работы школьников.
Подведение итогов урока
Уборка рабочих мест.
Тема: Вырезание вытинанки
Цель: расширять представление об узорах вытинанок, учить анализировать вытинанки, продолжить формирование умений их выполнения; воспитывать любовь к труду
Ход урока
1. Беседа «Мотивы народных вытинанок»
- Рассмотрите, мотивы и сюжеты, которые используются для вырезания вытинанок.
Выделяются геометрические, растительные и зооморфные узоры. В учебнике вы можете видеть иллюстрации вытинанок, выполненных народными мастерами РБ. На вытинанках присутствуют геометрические, растительные, зооморфные мотивы.
- Рассмотрите иллюстрации и определите, какие мотивы использовали авторы для создания представленных работ.
- Раньше каждый рисунок имел своё значение, люди верили, что многие узоры оберегают дом и его обитателей от бед и болезней, помогают сохранять благополучие в семье.
|
2. Актуализация знаний
- Какие виды вытинанок вы знаете? (симметричные, раппортные, розетковые)
- А способы складывания бумаги для их вырезания?
- Определите вид каждой вытинанки.
3. Правила и последовательность выполнения вытинанок
- Эта работа требует от вас аккуратности, внимательности. Подчёркиваю, что необходимо строго соблюдать правила безопасности при работе с ножницами.
4. Практическая работа
- В ходе практической работы составьте узор вытинанки, выбирайте бумагу и выполняйте симметричные или раппортные вытинанки по собственному замыслу с предварительной прорисовкой контура. Возможные варианты узоров проведены в учебнике. При выполнении раппортной вытинанки обратите внимание на соответствие ширины подготовленного эскиза ширине сложенной гармошкой бумаги.
5. Наклеивание вытинанок на основу
- Нужно использовать клеящий карандаш. Клей ПВА, которым вы привыкли пользоваться, в данном случае не пригоден. Вначале вырезанную вытинанку укладывают на чистый лист бумаги и расправляют ребром ладони. Затем аккуратно придерживают левой рукой небольшие участки вытинанки и клеящим карандашом наносят клей между большим и средним пальцами левой руки. После того как вся поверхность вытинанки будет покрыта клеем, её накладывают в нужном месте на основу, накрывая чистым листом бумаги и разглаживают тряпочкой или ребром ладони.
Вытинанка приклеена правильно, если ни одна из её частей отходит от плоскости основы.
6. Характеристика учащимися своих изделий, рассказ о технологии её изготовления
7. Подведение итогов урока
Тема: Вырезание вытинанки по собственному замыслу
Цель: продолжить формирование навыков составления узора и вырезания вытинанки, научить выполнять розетковую шестилучевую вытинанку, способствовать развитию умения анализировать взаимосвязь формы вырезаемых частей и готового изделия; воспитывать любовь к труду.
Ход урока
1. Вступительная беседа
«По работе мастера видно»
2. Сравнение
- Сравните настоящую снежинку и розетковую вытинанку «Снежинка», которую вы вырезали во 2 классе. В учебнике представлены соответствующие иллюстрации.
Найдите принципиальные отличия: настоящая снежинка имеет 6 лучиков, а вырезанная - восемь, у настоящей снежинки нет отверстия в центре.
- Что надо изменить в процессе изготовления бумажной снежинки, чтобы она была ещё больше похожа на настоящую.
Вывод: Необходимо сложить бумагу по-другому, не вырезать центр снежинки.
3. Демонстрация приёмов складывания бумаги для вырезания
- Обратите особое внимание на выполнение последних сгибов, когда треугольник складывается на три части: его острые углы по одному отгибаются в разные стороны. Для большей точности можно разделить бумагу на три части с помощью треугольника с 60°.
4. Рассматривание иллюстраций учебника
- В учебнике учащиеся рассмотрите иллюстрации готовых розетковых вытинанок, схемы их вырезания и определите, какая вытинанка соответствует каждой схеме.
5. Практическая работа
В ходе практической работы учащиеся выполняют розетковые вытинанки с шестью лучами (снежинки) по собственному замыслу.
6. Характеристика учащимися своих изделий, рассказ о технологии её изготовления
7. Подведение итогов урока
Тема: Моделирование из полосок бумаги
Цель: продолжить формирование навыков анализа конструкции изделий; совершенствовать навыки разметки, разрезания и наклеивания бумажных полосок, составления композиции и изготовления объёмных аппликаций из полосок бумаги; воспитание трудолюбия
Ход урока
1 Демонстрация плоскостных и объемных изделий из полосок бумаги
- Рассмотрите изделия аналогичные тем, которые вы выполняли на уроках трудового обучения в предыдущих классах.
- Вспомните технологию изготовления данных изделий, назовите сходства и отличия, аргументируют их.
2. Повторение пройденного
- Вспомните технологию разметки полосок при помощи треугольника и линейки. В учебном пособии на с. 28 представлена перепутанная последовательность.
- Составьте правильный процесс разметки полосок бумаги. Затем определите, можно ли выполнить данную операцию без треугольника, как это сделать, какие требования надо соблюдать при разметке.
3. Знакомство с темой урока
Учитель знакомит учащихся с новым способом использования полосок — объемная аппликация. Демонстрирует готовые аппликации, выполненные в данной технике. В учебном пособии представлены фотографии нескольких аппликаций, которые используются в процессе ознакомления и анализа работ (с. 28).
4. Анализ работ
- Как выполнены детали, выскажите предположения о технологии их изготовления.
- Как крепятся детали аппликации? Проведите аналогии с аппликацией из гофрированного картона, которую вы выполняли в III классе.
- Проанализируйте элементы аппликации, по форме, сравнивая их между собой.
- Какие материалы и инструменты им необходимы для выполнения аппликации.
5. Повторение правил безопасности
- Расскажите правила безопасности труда при работе с ножницами, правила работы с клеем.
6. Практическая работа
Учащиеся размечают и вырезают полоски из двухсторонней цветной бумаги. Для выполнения работы на данном уроке можно использовать достаточно тонкие полоски шириной 3—5 мм. Детям проще разметить полоски по 5 мм.
Учащиеся выполняют упражнения по изготовлению тугих и свободных спиралек.
Затем учащиеся вспоминают приемы наклеивания элементов аппликации на ребро (по аналогии с аппликацией из гофрированного картона).
В продолжении практической работы учащиеся выполняют объемную аппликацию из бумажных спиралек: придумывают композицию, изготавливают недостающие элементы, наклеивают элементы аппликации на основу.
7. Презентация работ
- Что изготовили, для чего?
- Из какого материала изготовили поделку?
- Как оцениваете результат своей работы?
8. Оценка общей работы школьников.
9. Подведение итогов урока
Тема: Изготовление издедий из бумаги и картона. Конструирование динамических изделий из бумаги и картона
Цель: расширять представление учащихся о подвижном соединении деталей, учить изготавливать динамическую игрушку с проволочным соединением деталей; воспитывать трудолюбие
Ход урока
1. Актуализация знаний
Учитель актуализирует знания учащихся о понятиях «окружность» и «круг», акцентирует внимание на их различиях: круг — это геометрическая фигура, а окружность — линия, ее ограничивающая. Учащиеся вспоминают, каким образом они выполняли разметку круглых деталей, необходимых для изготовления изделий.
- Каким способом еще можно разметить детали круглой формы?
2. Беседу «История циркуля».
Циркуль (от лат. — круг) — чертежный инструмент для вычерчивания окружностей и переноса размеров на чертежи.
Легенды Древней Греции утверждают, что циркуль изобрел Талое. Этот мастер приходился племянником знаменитому Дедалу, который вместе со своим сыном Икаром поднялся в небо на крыльях собственного изготовления. Вероятно, унаследовав от дяди дар изобретательства, Талое соединил два одинаковых по длине стержня и смастерил устройство, способное чертить идеальный круг.
Циркулю около трех тысячелетий. Самому старому из дошедших до нас, железному, 2 тысячи лет. Его нашли во Франции при раскопках древнего кургана. Много бронзовых циркулей покоилось под пеплом, засыпавшим греческий город Помпеи.
Стальной циркуль-резец археологии нашли при раскопках в Новгороде. Этим инструментом наносили узор из мелких правильных кружков, который очень любили в древности на Руси. За века конструкция циркуля мало изменилась. Ему придумали массу насадок, и теперь изящный длинноногий предмет, ростом 12 сантиметров, может накрутить окружностей диаметром 40 и 60 сантиметров.
Изобретение древних умельцев и сегодня незаменимо у чертежников, архитекторов, строителей, проектировщиков.
Существующие разновидности в зависимости от назначения и внешнего вида носят дополнительные и пояснительные названия.
Циркуль-измеритель или разметочный циркуль (рис. 45), служит для измерения и для откладывания на плане отрезков прямых линий, а также для деления отрезков и дуг окружностей на равные части.
Циркуль-измеритель
Он состоит из двух ножек, соединенных шарниром. Концы ножек снабжены винтами, которые закрепляют сменные иголки.
При работе в поле для предохранения иголок на циркуль надевают наконечник, который крепится к головке циркуля шнуром. Такой циркуль называется полевым.
Чертежный или круговой циркуль применяется для вычерчивания окружностей диаметром более 5 мм и от циркуля-измерителя отличается тем, что в одну из его ножек можно вставлять рейсфедер или муфточку-держатель с графитом.
Чертежный (круговой) циркуль
Для удобства вычерчивания ножка с грифелем может сгибаться. При вычерчивании окружностей больших радиусов в ножку кругового циркуля вставляют удлинитель а в него стержень с грифелем.
Кронциркуль служит для вычерчивания окружностей радиусом до 7 мм. Он представляет собой цилиндрическую втулку, внутри которой свободно вращается и двигается вверх и вниз стальной тонкий стержень, с одного конца которого прикреплена шляпка, а другой конец остро заточен в виде иглы.
Микроциркуль или разметочный кронциркуль используют для измерения и откладывания на плане небольших отрезков и деления линий на равные части. Он снабжен микрометрическим винтом, который позволяет длительное время сохранять величину взятого раствора. Предельная величина раствора микроциркуля небольшая и зависит от длины микрометрического винта.
Циркуль предназначен для построения окружностей. Состоит он из головки, длинной ножки с иглой и короткой с наконечником для карандашной вставки (грифеля). Вставку в ножке закрепляют зажимом (винтом с круглой гайкой). Стержень карандаша из наконечника должен выступать на 5—7 мм. Концы иглы и пишущего стержня при работе циркулем располагают на одном уровне.
3. Разъяснение элементов изображения окружности
Учитель разъясняет элементы графического изображения окружности: центр окружности, центровые линии, размер окружности, их значение и правила нанесения. Устанавливает зависимость между числовым значением радиуса, приведенным на чертеже, и раствором циркуля, которым вычерчивается окружность. Объясняет правила выставления раствора циркуля на необходимый размер при помощи линейки: игла циркуля устанавливается на деление, соответствующее необходимому радиусу, циркуль раскрывается и грифель устанавливается на деление «О» на линейке.
4. Демонстрация приемов работы с циркулем
Затем учитель демонстрирует приемы работы циркулем. При проведении окружности ножку циркуля ставят в центр. Циркуль вращают за головку большим и указательным пальцами в направлении движения часовой стрелки. Короткая ножка с карандашной вставкой (грифелем) и игла циркуля в рабочем положении должны быть параллельны между собой. Во время вращения циркуль следует немного наклонять вперед. Учащиеся могут потренироваться вычерчивать окружности разного радиуса, нарисовать при помощи циркуля снеговика, цыпленка, цветок.
Затем учитель акцентирует внимание детей на необходимости выполнения экономной разметки. Демонстрирует последовательность выполнения разметки при помощи треугольника и циркуля. Данная последовательность подробно описана и проиллюстрирована на с. 30—31 учебного пособия, ее можно использовать в качестве инструкционной карты.
5. Выполнение разметки учащимися
Учащиеся выполняют разметку окружности радиусом 3 см на белой бумаге. Данную окружность в дальнейшем можно использовать для создания эскиза к динамической игрушке.
6. Знакомство с игрушкой «Вращающий круг»
Учитель знакомит учащихся с игрушкой «Вращающий круг», демонстрирует ее в действии, затем предоставляет возможность рассмотреть обе стороны круга. Учащиеся рассказывают, какое изображение они видели на вращающемся круге, что изображено на его сторонах. Для разъяснения данного эффекта проводится аналогия с движущимися кадрами кинопленки, когда наш глаз не успевает заметить каждый отдельный кадр и создается ощущение движения. Проводится анализ конструкции изделия, определяется размер и количество необходимых деталей, материал, из которого они изготовлены, способы соединения деталей игрушки.
7. Составление плана работы
Под руководством учителя школьники составляют последовательность изготовления игрушки. Подбирают материалы и инструменты, необходимые для ее изготовления.
8. Самостоятельная работа учащихся
Учащиеся прорисовывают изображение, прокалывают отверстия и собирают игрушку, приводят ее в действие.
9. Выставка готовых изделий.
10. Анализ и оценка выполненных работ.
11. Уборка рабочих мест.
Тема: Конструирование объёмных изделий из бумаги
Цель: продолжить формирование навыков разметки деталей при помощи циркуля; учить приёмам получения объёмных фигур из плоской заготовки; закреплять навык склеивания объёмных форм из бумаги; воспитание трудолюбия и бережливости
Ход урока
1. Сообщение темы урока
Учитель предлагает сделать игрушки для украшения новогодней елки. Демонстрирует подвеску-звездочку, выполненную из детали круглой формы.
2. Анализ готовых изделий
Учащиеся анализируют конструкцию подвески-звездочки, определяют, из какого материала она изготовлена, количество и форму деталей, способы соединения. Предлагают варианты украшения подвески различными, ранее освоенными способами (плоскостной или объемной аппликацией, полосками бумаги и т. п.).
3. Составление последовательности работы
В учебном пособии проиллюстрирована и описана последовательность выполнения разметки детали подвески. Данную последовательность можно использовать в качестве инструкционной карты (с. 32). Начало разметки осуществляется аналогично разметке окружности, описанной в материале предыдущего урока. При необходимости учащиеся могут вернуться к данной странице учебного пособия, выполнить разметку большой окружности радиусом 6 см, а затем выполнить разметку окружности радиусом 3 см и продолжить работу по предложенной для данного урока последовательности.
4. Разметка и вырезание деталей
Учащиеся осуществляют разметку детали подвески на изнаночной стороне цветной бумаги.
Учитель обращает внимание школьников на расположение линий разреза и необходимость точного вырезания заготовки. Учащиеся вырезают и надрезают заготовку по размеченным линиям.
Затем учитель демонстрирует прием склеивания для получения объемных лучей подвески-звездочки. Учащиеся склеивают объемные части подвески на своих заготовках.
5. Творческая деятельность
Учитель предлагает создать на основе изготовленной простой подвески-звездочки другие варианты подвесок. Учащиеся придумывают новые конструкции подвесок, используя два, три и более подготовленных элементов. Дети высказывают свои идеи и обсуждают технологию их осуществления.
В учебном пособии представлено три варианта подвесок из разного количества деталей, описана и проиллюстрирована технология их создания (с. 33).
Учитель демонстрирует различные приемы соединения двух деталей: соединение без клея (вкладывание лучиков одной звездочки в другую), склеивание, сшивание. Объясняет требования к качеству выполненных соединений и условия их достижения.
6. Самостоятельная практическая деятельность учащихся
Учащиеся могут выбрать один из представленных в учебном пособии вариантов изделия или выполнить разработанный самостоятельно. Данную работу можно организовать в группах по 2 человека (если для изготовления подвески требуется 2 детали), по 6—8 человек (если изготавливается подвеска «ежик» из 6—8 деталей). Подвески, выполненные из 2 деталей, можно дополнительно украсить элементами объемной аппликации.
7. Презентация работ
- Что изготовили, для чего?
- Из какого материала изготовили поделку?
- Как оцениваете результат своей работы?
8. Оценка общей работы школьников.
9. Подведение итогов урока
10.Уборка рабочих мест.
Тема: Конструирование конических изделий из тонкого картона
Цель: расширить представление о способах получения графического изображения круглых деталей: учить выполнять приемы получения конусов различных размеров (высота и диаметр основания), продолжить формирование навыков отделки изделий ранее изученными способами; воспитывать трудолюбие
Ход урока
Сообщение темы урока
Учитель предлагает сделать игрушки для украшения новогодней елки.
Демонстрирует подвеску, выполненную из конической формы.
2. Анализ готовых изделий
Учащиеся анализируют конструкцию подвески, определяют, из какого материала она изготовлена, количество и форму деталей, способы соединения. Предлагают варианты украшения подвески различными, ранее освоенными способами (плоскостной или объемной аппликацией, полосками бумаги и т. п.).
3. Составление последовотельности работы
В учебном пособии проиллюстрирована и описана последовательность выполнения разметки детали подвески. Данную последовательность можно использовать в качестве инструкционой карты (с. 32). Начало разметки осуществляется аналогично разметке окружности, описанной в материале предыдущего урока. При необходимости учащиеся могут вернуться к данной странице учебного пособия, выполнить разметку большой окружности радиусом 6 см, а затем выполнить разметку окружности радиусом 3см и прдолжить работу по предложенной для данного урока последовательности.
4. Разметка деталей
Учащиеся осуществляют разметку детали на изнаночной стороне цветной
бумаги.
Учитель обращает внимание школьников на расположение линий разреза и
необходимость точного вырезания заготовки. Учащиеся вырезают и надрезают
заготовку по размеченным линиям.
Затем учитель демонстрирует прием склеивания для получения объемных лучей подвески-звездочки. Учащиеся склеивают объемные части подвески на своих заготовках.
5. Творческая деятельность
Учитель предлагает создать на основе изговленной простой подвески-звездочки другие варианты подвесок. Учащиеся придумывают новые конструкции подвесок, используя два-три и более подготовленных элементов. Дети высказывают свои идеи и обсуждают технологию их осуществления.
В учебном пособии представлено три варианта подвесок из разного количества деталей, oписана и проиллюстрирована технология их создания (с. 33).
Учитель демонстрирует различные приемы соединения двух деталей: соединение без клея (вкладывание лучиков одной звездочки в другую), склеивание, сшивание.
6. Самостоятельная практическая деятельность учащихся
Учащиеся могут выбрать один из пределавленных в учебном пособии вариантов изделия или выполнить разработанный самостоятельно. Данную работу можно организовать в группах по 2 человека.
7. Презентация работ
— Что изготовили, для чего?
—Из какого материала изготовили подвеску?
—Как оцениваете результат своей работы?
8. Oценка общей работы школьников.
9. Подведение итогов урока.
Уборка рабочих мест.
Тема: Конструирование объемных изделий призматической формы из картона
Цель урока: расширить представление о развертке; научить выполнять развертку изделий призматической формы по заданным габаритным размерам; формировать навыки конструирования изделий призматической формы; воспитывать трудолюбие
Ход урока
Сообщение темы урока
2. Актуализация знаний учащихся
Учитель актуализирует знания учащихся о развертке на основе выполненных ранее изделий. Можно вспомнить способ разметки развертки для оклеивания готовой коробочки, которым учащиеся пользовались во II классе. Учитель предлагает выполнить задание из учебного пособия: определить, какие фигуры получатся из представленных на с. 36 разверток. Учащиеся анализируют различные объемные формы (куб, конус, цилиндр, пирамида) и подбирают соответствующие им развертки.
3. Анализ готовых изделий
Затем учитель демонстрирует готовую коробочку. Дети анализируют изделие, определяют, какие материалы и инструменты необходимы для его изготовления, из скольких деталей и какой формы сделана коробочка. Устанавливают, что для изготовления коробочки потребуется начертить ее развертку.
4. Знакомство с разверткой
Учащиеся изучают чертеж развертки коробочки, представленный в учебном пособии (с. 36). Определяют соответствующие грани коробочки на развертке и готовом изделий. Учитель обращает внимание на линии чертежа, их значение. Учащиеся аргументируют необходимость клапанов на развертке для последующей сборки объемного изделия.
Учитель рассказывает о гаизделия, которые необходимы для построеккя развертки, их отображении на чертеже. Учащиеся определяют размеры соответствующих граней. Затем определяют, как изменится развертка коробочки при изменении одного из габаритных размеров. Находят соответствующие развертки из числа вариантов, представленных на с. 36 учебного
пособия (рис. 53).
Далее учитель последовательно демонстрирует приемы построения развертки, а учащиеся размечают развертку коро
бочки на картоне. В учебном пособии проиллюстрирована последовательность построения развертки. Данную последовательность можно использовать в качестве инструкционной карты.
Последовательность построения развертки
1. Построить прямой угол при помощи прямоугольника.
2.Отложить от вершины угла вниз 180 мм, вправо — 220 мм. Построить прямоугольник.
3.Отложить от вершины каждого угла прямоугольника по 40 мм и поставить точки.
4. Соединить полученные точки прямыми линиями.
5. Отметить на развертке линии разреза и линии сгиба, места нанесения клея.