Разъяснения по использованию
Методических рекомендаций по преподаванию учебного предмета История» в 2018/2019 учебном году в Омской области, одобренных региональным учебно-методическим объединением по общему
Образованию (письмо Министерства образования Омской
Области от 16.07.2018 № 12573)
При переходе на федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) изменяется структура школьного исторического образования с концентрической системы на линейно-хронологическую. Соответственно изменяются хронологические рамки изучаемых курсов истории по годам обучения, планируемые результаты обучения и содержание самого курса истории.
Ориентиром для разработки рабочих программ учителя являются требования примерных основных программ начального, основного и среднего общего образования и авторские программы к используемым учебно-методическим комплектам (при наличии). Формально примерные программы не имеют статуса официального нормативного правового документа и могут быть использованы лишь в качестве учебно-методических материалов. Вместе с тем в приказе Министерства образования и науки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего (далее – НОО), основного общего (далее – ООО) и среднего общего образования»(далее – СОО)[1], который имеет статус нормативного правового документа, говорится о том, что образовательная программа разрабатывается образовательной организацией в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (далее – ООП).
В ООП ООО и СОО [2] представлена структура школьного исторического образования в соответствии с положениями ФГОС и историко-культурного стандарта.
В примерном учебном плане ООП СОО для 10 – 11 классов в предметной области «Общественные науки» указаны два обязательных для изучения на базовом уровне самостоятельных учебных предмета – «История», «Россия в мире».
Изучается только один из этих предметов. Образовательная организация самостоятельно определяет какой из предметов изучать: «Историю» или «Россию в мире».
При выборе учебного предмета «Россия в мире» следует учесть, что его содержание должно соответствовать ФГОС и историко-культурному стандарту. Учебник «Россия в мире» включен в федеральный перечень учебников, однако его содержание соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов, а не ФГОС.
Предмет «История» включает учебные курсы по Всеобщей истории и Истории России. История в 10 – 11 классах может изучаться на базовом или на углубленном уровне.
Если выбран учебный предмет «История» на базовом уровне:
- в 10 классе изучается История России, Всеобщая история в хронологических рамках 1914 – 1945 гг.;
- в 11 классе изучается История России, Всеобщая история в хронологических рамках 1945 – 2012 гг.;
На базовом уровне история изучается в объеме 140 часов за два года (70/70). Распределение часов между курсами «Всеобщая история» и «История России» не регламентировано и поэтому определяется самостоятельно из сложившейся практики преподавания (примерное соотношение 1 к 3).
В примерной ООП СОО содержание курсов истории (Всеобщая история, История России) не разделено на базовый и углубленный уровни. Принципиальным отличием является целевая направленность результатов базового уровня от результатов углубленного уровня.
На углубленном уровне учебный предмет «История» в 10 – 11 классах изучается в объеме 280 часов за два года (140/140).
В 10 классе на углубленном уровне учебный предмет «История» включает в себя расширенное содержание базового уровня в рамках хронологического периода 1914 – 2015 гг.
В 11 классе – повторительно-обобщающий курс «История России до 1914 года», направленный на подготовку к государственной итоговой аттестации и вступительным испытаниям в организации высшего образования.
В примерной ООП СОО предметные результаты изучения истории на базовом уровне, относящиеся к разделу «Выпускник получит возможность научиться», соответствуют предметным результатам раздела «Выпускник научится» на углубленном уровне.
В структурированном виде преподавание учебных предметов «История» и «Россия в мире» выглядит следующим образом:
Таблица
Распределение учебных часов по годам обучения и изучаемым курсам
Классы | Изучаемый хронологический период | Изучаемые курсы | Кол-во часов | Резерв |
История. Базовый уровень | ||||
1914 – 1945 гг. | Всеобщая история. Не менее 24 часов История России. Не менее 36 часов | 140 часов (70/70) | 10 часов | |
1945 – 2015 гг. | Всеобщая история. Не менее 24 часов История России Не менее 36 часов | 10 часов | ||
История. Профильный уровень | ||||
1914–2015гг. | Всеобщая история Не менее 48 часов История России Не менее 72 часов | 280 часов (140/140) | 20 часов | |
С древнейших времен до 1914 г. | Всеобщая история Не менее 48 часов История России Не менее 72 часов | 20 часов |
При переходе на ФГОС СОО возможно не хронологическое, а проблемно-тематическое изучение истории России.
С учетом современного уровня исторической науки демонстрируется на фоне мировой истории историческое развитие России, ее роль в мире. Увеличение объема времени на изучение периодов в истории позволяет привлечь большое количество дополнительных материалов, организовать проектную деятельность и самостоятельную работу обучающихся.
[1] Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
[2] Примерная основная образовательная программа основного общего образования https://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2017/03/primernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-programma-osnovogo-obshchego-obrazovanija.pdf
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования https://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-obshhego-obrazovaniya.pdf