Тема 1. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКА О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ РАЗВИТИЯ ВЗГЛЯДОВ НА ПСИХИКУ




История психологии

 

Модуль 1.

1.1. Предмет, задачи и методы истории психологии

История психологии является комплексной дисциплиной, синтезирующей знания из других отраслей психологии и позволяющей привести эти знания в систему. Она изучает закономерности формирования и развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы, функций и генезиса. Основными задачами истории психологии являются:

достоверная реконструкция теорий, открытий и заблуждений в психологии;

поиск ключевых мыслей и направлений развития психологии; объяснение факторов, движущих психологической мыслью; выведение законов развития психологического знания.

История психологии не только учит фактам, но и помогает адекватно оценить отдельные психологические явления и концепции, выработать диалектическое мышление, недогматический взгляд на разные теории. М.Г. Ярошевский определяет исторический анализ психологического знания как проявление «мышления второго порядка», или исторической рефлексии1. Такое знание не носит застывший характер, а предстает самим процессом его

производства.

Социальная функция ученого связана с генерированием новых идей и открытием новых истин. Чтобы справиться с такими требованиями, ученый должен знать о предшествующих достижениях в науке и иметь довольно богатую историческую эрудицию в своей научной области. Подобный уровень исторической рефлексии М.Г. Ярошевский называет предрефлексивным.

Сопровождение исторической справкой результатов собственных научных изысканий при вынесении на суд профессионального сообщества Ярошевский


относит ко второму, более высокому уровню исторической рефлексии. Выяснение методологических функций прежних воззрений, их будущих возможностей развития или, напротив, рисков стать барьером на пути к новым решениям – наиболее высокий уровень исторической рефлексии.

Методы, используемые в историко-психологических исследованиях, отличаются от методов общей психологии в связи с тем, что предмет изучения последней не ограничивается настоящим состоянием актуальных проблем современности, а измеряется веками. Наряду с разрабатываемыми собственными методами в истории психологии заимствуются методы из смежных дисциплин: науковедения, истории, социологии.

Выделяют следующие основные методы истории психологии.

1. Историко-генетический – изучение общей логики развития науки в определенный исторический период возникновения тех или иных психологических идей прошлого.

2. Историко-функциональный – анализ преемственности высказываемых

идей.

3. Биографический – выявление возможных причин и условий формирования

научных взглядов ученого.

4. Метод систематизации научных высказываний.

5. Методы категориального анализа, которые предполагают учет социально- исторических условий, определивших появление и развитие данной научной школы, а также изучение логики развития теории, когнитивного стиля, оппонентского круга, социальной перцепции и других детерминант, обусловивших появление значимых для психологии идей.

Существенным представляется вопрос о том, относится ли психология к естественным или гуманитарным наукам и что должно являться ее методологией. Анализ развития психологии показывает, что уникальность и ценность ее как науки заключается именно в межпредметном характере данной дисциплины. Экспериментальную основу и подход к обработке материала исследования психология заимствует у естествознания; подход к анализу вопросов нравственного развития, становления мировоззрения, ценностных ориентаций человека, к интерпретации материала и методологические принципы - у


философии. Поэтому психологию можно назвать естественно-научной дисциплиной по методам исследования и гуманитарной по своему содержанию.

Источниками для истории психологии служат труды ученых, архивные материалы, воспоминания об их жизни и деятельности; историко-социологические материалы; художественная литература, помогающая воссоздать дух определенного времени.

 

1.2. Основные факторы и методологические принципы, определяющие развитие психологии

Исследования ученых показали, что на развитие психологии как науки оказывают влияние несколько факторов. Ведущим среди них является логика развития психологического знания. Этот фактор тесно связан:

с развитием методологических принципов психологии; изменением предмета и методов психологии;

взаимодействием с другими науками;

формированием категориального строя, т.е. тех проблем, которые составляют предмет и содержание психологии;

ключевыми проблемами психологии – изучением природы психического и взаимоотношения психического и физического, телесного и духовного в психике.

Если логика развития психологического знания является наиболее объективным фактором, то два других менее объективны. Так, фактор социальной ситуации развития науки может повлиять на ее развитие несколькими путями: либо созданием условий для возникновения той или иной концепции, либо влиянием на принятие той или иной теории. Фактор особенностей личности конкретного ученого заключается в том, что на развитие теории могут влиять ценностные ориентации ученого, его волевые качества, личностные характеристики, личные события, общение с коллегами, его принадлежность к определенной школе.

Выделяют три важных методологических принципа психологии.


1. Принцип детерминизма, подразумевающий причинно-следственные отношения психических явлений. В истории психологии существует несколько подходов к объяснению этих связей. Так, в доклассический период Античности Гераклит (VI-V вв. до н.э.) и Демокрит (470-370 гг. до н.э.) впервые заговорили о детерминизме, который впоследствии был назван всеобщим детерминизмом. В соответствии с данным подходом все происходящее в природе и в душе человека обусловлено всеобщим законом – Логосом.

Сократ (469-399 гг. до н.э.), Платон (428-348 гг. до н.э.) и Аристотель (384- 322 гг. до н.э.) изменили концепцию детерминизма, отрицая его всеобщий характер и утверждая особую природу законов, которыми определяется душа человека. Ее развитие они обусловливали зависимостью от стремления к определенной цели, внешней по отношению к психике, соединенной с идеей, сутью или предназначением вещи. Так появляется вид целевого детерминизма психики.

В Новое время Рене Декарт (1596-1650) создает основы для развития механистического детерминизма, согласно которому психика подчиняется закону рефлекса.

В эпоху Просвещения рождается новый взгляд на причины развития психики

социологический детерминизм. В соответствии с ним утверждается идея социальной обусловленности развития психики человека посредством его обучения, воспитания, просвещения.

Большое влияние на развитие психологии оказал биологический детерминизм, который возник с появлением теории эволюции. Согласно такому объяснению развитие психики определяется адаптацией к среде.

Последний вид детерминизма – психологический детерминизм - основан на идее развития психики, направляемого внутренними целями, присущими психике конкретного человека и определяющими его стремление к самовыражению и самореализации. Среда и культура рассматриваются как значимые факторы развития психики, процессы которой могут быть направлены не только на приспособление к среде, но и на противостояние ей, в случае если среда мешает раскрытию потенциальных способностей данного человека. Так, в психологии развития и психологии изменения выделяются уровень психического поведения, направленный на лучшую адаптацию к внешним условиям, и уровень поведения,


направленный на преобразование имеющихся внешних условий для наиболее оптимальной успешности. Во втором случае человек занимает более активную личностную позицию и актуализирует бόльшие внутренние ресурсы развития, хотя эта форма поведения дается ценой больших волевых и сознательных усилий.

2. Принцип системности концентрирует взгляды на психику как целостную, активную, саморегулирующуюся систему, приобретающую новые, иные свойства, отличные от отдельных ее частей, и обеспечивающую компенсацию одних функциональных блоков другими.

3. Принцип развития утверждает, что психика развивается, и предполагает исследование закономерностей этого генезиса, его видов, стадий и движущих сил. Существуют два вида развития психики: филогенетическое (развитие в процессе становления человеческого рода) и онтогенетическое (развитие в процессе жизни человека), сходство которых объясняется рядом ученых общей логикой саморазвертывания психики. В качестве движущих сил развития разными психологическими теориями и школами предлагается рассмотрение самых различных факторов, таких как первичные потребности, высшие психические потребности, внутренние конфликты, конфликтные отношения с внешней средой, стремление к самоактуализации, компенсация чувства тревоги, напряженности и др.

Одна из основных ключевых проблем психологии – взаимоотношения психического и физического, телесного и духовного в психике находит несколько направлений своего разрешения. Одним из таких направлений является монизм – точка зрения, согласно которой существует некая первооснова, составляющая сущность и психического, и физического, единство мироустройства. Монизм может приобретать идеалистическую или материалистическую окраску в зависимости от того, какая выбирается первооснова. Традиция, заложенная Р. Декартом, отвергает наличие единой субстанции, утверждая два различных первоначала для души и тела. Этот подход был назван психофизическим параллелизмом. Точка зрения, согласно которой имеется множество первоначал мироустройства человека, называется плюрализмом.

В современной науке большинство ученых разделяют монистическую концепцию. Примером такой монистической теории, отражающей связь


современной физики, нейронауки и психологии, является теория К. Прибрама о работе мозга по принципу голограммы2, доказывающая, что целостность и компенсаторные возможности психики обеспечиваются во многом благодаря содержанию каждой клеткой мозга информации, хранящейся во всем мозге3. Сохранение информации в мозге подобным образом позволяет компенсировать возможности одних нарушенных функциональных блоков другими. Информация в данном случае является той первоосновой, которая обеспечивает единство телесного и духовного в человеке.

 

1.3. Основные этапы развития психологического знания

Выделяют несколько основных этапов развития психологического знания, каждый из которых характеризуется своеобразием общих взглядов на психику, изменением предмета и методов изучения, а также особенностями научных достижений.

I. Донаучный этап (до VII–VI вв. до н.э.), истоками которого служили ритуалы, мифы и верования древних людей. К основным характеристикам этого этапа можно отнести общее представление об охранительной и активной роли души, основанное на эмоциональном, ассоциативном мифологическом мировоззрении.

II. Философский этап (VII–VI вв. до н.э. – конец XVIII – начало XIX в.), в котором можно выделить ряд подэтапов.

1. Античное психологическое знание поставило ряд проблем, связанных с исследованием познания, активности тела, способов регуляции поведения и пределов свободы человека. В этот период развивается учение об элементах тела и психики (Гиппократ).

Появление учения об элементах тела и психики мы встречаем уже в философско-религиозных учениях стран Древнего Востока. В древних восточных учениях предлагаются первые техники саморегуляции тела, сознания, психических состояний, вводятся понятия сознания и самосознания.

В античной психологии появляются первые структуры души (Платон, Аристотель). Вводятся понятия памяти (Платон) и воображения (Аристотель) как самостоятельные познавательные процессы, выделяются основные виды ассоциаций. Предпринимаются попытки объяснения передачи культурного опыта и знаний человека от поколения к поколению (Сократ, Платон, Аристотель). Рождается метод беседы (диалектика Сократа), положенный затем в основу психодиагностической и психотерапевтической беседы. Предпринимаются попытки нахождения способов профилактики аффектов. Например, Аристотель видит такой способ в переживании катарсиса во время игры актеров (впервые появляется идея психотерапевтической роли искусства). Закладываются предпосылки когнитивной теории эмоций (Эпикур). Стоиками вводятся понятия роли, внешней и внутренней свободы.

2. В психологии Средневековья утверждается первый психологический метод – метод интроспекции. Появляются первые психофизиологические исследования (арабская психология).

3. В психологии Возрождения и Нового времени основным предметом психологической мысли становятся сознание, его содержание и пути формирования. Происходит развитие сенсуалистического и рационалистического подходов к пониманию психики. Активно предлагаются и обосновываются различные решения проблемы взаимодействия души и тела. Появляется первая теория рефлекса (Декарт). Предпринимается первая попытка ввести в предмет психологии бессознательное (Лейбниц).

III. Ассоциативная психология (конец XVIII – середина XIX в.). В этот период появляется первая психологическая школа – ассоциативная, предметами изучения которой является сознание, состоящее из ощущений, представлений и чувств, и поведение (к концу периода). В психологию привносится метод проб и ошибок. Возникает концепция адаптационной функции психики.

IV. Экспериментальная психология (середина XIX – начало XX в.). Психология приобретает статус самостоятельной науки. Открываются первые экспериментальные лаборатории, в которых исследуются элементарные психические процессы, их связи и законы. Появляются первые тесты.

V. Методологический кризис в психологии (1910–1930-е гг.), ознаменовавшийся появлением нескольких предметов в психологии с возникновением различных подходов и школ, а также выделением различных отраслей психологического знания. Такое многообразие взглядов учеными- психологами того времени переживалось как кризис молодой, только начавшей развиваться науки. Современными историками психологии этот этап правомерно рассматривается как этап расцвета психологического знания, заложившего фундамент для дальнейшего развития системного психологического знания. Появляются первые теории и концепции личности, теории научения, развивающего обучения; первые экспериментальные исследования познавательных процессов; экспериментальное изучение личности. В исследование личности вводятся новые парадигмы культуры и социального окружения. Разрабатываются метод психоанализа и первые проективные тесты.

VI. Психологические школы 1940–1960-х гг. В это время создаются гуманистическая и экзистенциальная психологии, для которых предмет психологии связан с внутренней сущностью личности. Начинают развиваться генетическая и когнитивная психологии, предметы изучения которых связаны с познавательными процессами, развитием психических функций, сознания, интеллекта, этапами переработки информации. Появляются опросники, первые экспериментальные методы изучения интеллекта. Развиваются и совершенствуются психотерапевтические технологии.

VII. Современная психология (с 1970-х гг. по настоящее время). Основная тенденция современной психологии – стремление к объединению и синтезу наиболее значительных достижений различных школ. Вместо отдельных теорий происходит становление теоретических систем в психологии. Характерно развитие предмета психологии в рамках определенных психологических школ, совершенствование методов экспериментального исследования психики, появление разнообразных диагностических методик. Каждые пять лет система


психологической науки пополняется новой прикладной отраслью психологии (например, одной из таких новых отраслей, появившихся в последние годы, является психология эмиграции). Ширится тенденция к созданию междисциплинарных областей знания на стыке психологии с другими науками, среди которых можно назвать современную социальную психофизиологию и психогенетику.

Психологическая наука сегодня не может стоять в стороне от ряда проблем, с которыми сталкивается современное общество. По общепринятым оценкам специалистов, в настоящее время перед человечеством возникает несколько глобальных проблем, таких как проблема всеобщей информатизации; нарушение экологии; вторжение исследований в область генетики человека, биотехнологии и биоинженерии; возрастание экстремизма; учащение техногенных и природных катастроф. В связи с этим возникают новые исследовательские отрасли психологии, решающие проблемы эргономической безопасности; взаимодействия с виртуальной средой; развивающие методологию формирования экологического сознания; выстраивающие перспективы анализа генных основ психологических характеристик; разрабатывающие новые реабилитационные технологии в экстремальных ситуациях; исследующие духовно-нравственные проблемы формирования личности в современном обществе.


Основные этапы развития психологического знания

Название этапа Предмет и содержание психики Основные достижения Основные методы изучения психики
1. Донаучный (до VI – VII вв. до н.э.) Душа без определения ее конкретного содержания. Выделение охранительной, активной и познавательной функций души. Методов изучения психики еще не было.
2. Философский (VII – VI вв. до н. э. – XVIII в.)
2.1. Античная психология (первый период в развитии психологического знания в рамках философии) Душа и основные ее функции: регулятивная, энергетическая, познавательная Поставлен ряд проблем, связанных с исследованием познания, структуры души (Платон, Аристотель), активности тела, способов регуляции поведения и пределов свободы человека. Развивается учение об элементах тела и психики (Гиппократ). Выделяются в качестве отдельных познавательных процессов память (Платон), воображение (Аристотель). Аристотель вводит понятие об ассоциациях и предлагает основные их виды. Появляется первая научно-психологическая монография – трактат «О душе» Аристотеля. Собственно психологических методов исследования еще нет. Используются методы математики, философии, медицины.
2.2. Средневековая психология Душевные или психические процессы, прежде всего, познавательные процессы: ощущения и восприятия Появление концепции взаимосвязи психических и физиологических процессов (Ибн-Сина). Изучение закономерностей психофизиологии зрительного восприятия (Ибн-Рошд). Попытка создания первой периодизации физиологического развития (Ибн-Сина). Использование прообраза ассоциативного эксперимента при лечении болезней (Ибн- Сина). Появляется идея первого собственно психологического метода – интроспекции (Августин Блаженный). Используются также методы логики, философии и медицины.  
       

 

 

2.3. Психология Возрождения и Нового времени Предметом изучения становится сознание. Появление первой теории рефлекса, введение в психологию принципа механистического детерминизма, утверждение идеи дуализма души и тела (Декарт). Появление двух подходов к психике - сенсуализм (утверждалось, что источником истинного знания являются ощущения человека) и рационализм (доказывалось, что наиболее достоверное знание человек получает на основе рациональной интуиции). Появление монистического подхода к психике, согласно которому душа и тело едины и являются двумя сторонами одной и той же субстанции (Спиноза). Предпринимается попытка ввести в психологию понятие бессознательного (Лейбниц). Используются методы интроспекции, логики, философии, математики.
3. Ассоциативная психология (с. XVIII в.– с. XIX в.) Сознание, познавательные процессы: ощу-щения, пред-ставления, память. В кон-це периода в предмет изуче-ния включается поведение (Г. Спенсер, А. Бэн). Появление первой психологической школы – ассоцианизма, в которой главным механизмом психики признаются ассоциации. Происходит открытие законов образования ассоциаций, возникают новая (вторая) теория рефлекса (Д. Гартли), первая теория бессознательного (И.Ф. Гербарт). Зарождается идея адаптационной функции психики (А. Бэн, Г. Спенсер). Используются метод интроспекции, метод наблюдения, появляется модель метода проб и ошибок.
4. Экспериментальная психология (с. XIX в. – н. XX в) Сознание, состоящее из ощущений, восприятий, представлений, памяти, чувств. Появление первых экспериментальных лабораторий. В 1879 г. В. Вундтом в Германии создается первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория. Психология приобретает статус самостоятельной науки.

 

 

    Создаются экспериментальные лаборатории в США, в Англии, Франции, России и др. странах. Первая экспериментальная лаборатория в России была открыта в 1885 г. в Казанском университете учеником Вундта – В.М. Бехтеревым. В 1914 г. Челпановым на средства мецената Щукина создается Институт экспериментальной психологии в Москве, оснащенный самым лучшим передовым оборудованием.Основным методом в психологии становится эксперимент, который часто сочетается с интроспекцией.
5. Методологический кризис в психологии
5.1. Формирование предпосылок методологического кризиса (рубеж XIX – XX вв.) Появление нескольких предметов изучения психологии: элементы психики в структурализме, функции психики в функционализме, динамика познавательных процессов – в вюрцбургской школе; целостные душевные процессы – в описательной психологии; сознательные и бессознательные уровни психики, закономерности психической жизни социальных сообществ – во французской психологической школе. Появляются новые научные психологические школы: структурализм, функционализм, вюрцбургская школа, французская социологическая школа, школа гипноза, описательная психология. Образуются первые отрасли психологии: психология развития, социальная психология, этническая психология, дифференциальная психология. Используются методы: усовершенство-ванная интроспекция – в структурализме; метод систематической экспериментальной интро- спекции и словесного отчета – в вюрцбургской школе; метод наблюдения и эксперимента – в функционализме; наблюдение, патопсихо-логический эксперимент, анализ продуктов деятельности, кросс-культурный метод – во французской психологи-ческой школе; метод непосредственного постижения переживаний «Я» - в описательной психологии. Появляются первые психологические тесты (Ф. Гальтон, А. Бине).
       

 

 

5.2. Период «открытого кризиса» (10 – 30–е гг. XXв.) В разных психологических школах существуют свои предметы изучения: бессознатель-ное – в психоанализе (глубинной психологии); целостные структуры психики (гештальты) – в гештальт-психологии; поведение – в бихевиоризме; сознание и высшие психические процессы – в советской психологии. Возникновение крупнейших теоретических научных школ. Появление первых теорий и типологий личности. Установление закономерностей и свойств восприятия, творческого мышления, инсайта. Экспериментальное изучение поведения и факторов, влияющих на него. Создание теории сознания, деятельности и высших психических процессов в отечественной психологии. Разрабатываются новые методы: психоанализ и проективные тесты – в глубинной психологии; метод наблюдения и эксперимен-тального научения – в бихевиоризме, экспериментальное изучение закономерностей восприятия, мышления и личности – в гештальт-психологии. Инструментальный метод – в советской психологии.
6. Дальнейшее развитие психологических школ в 50 – 70-е гг. XX в.. Появление новых предметов исследования: «внутренняя сущность личности» - в гуманистической психологии; генезис и зако-номерности познаватель-ных процесс- сов - в генети-ческой и когнитивной психологии. Развитие модифицированной глубинной психологии, Эго- психоанализа, необихевиоризма, теорий социального научения. Появление новых научных школ: гуманистическая психология, генетическая психология, когнитивная психология. Совершаются новые открытия в области психологии личности, психологии поведения, функционировании познавательных процессов, психологии развития. Методы психологии: разрабатываются первые личностные опросники, методы математического и кибернетического моделирования; усовершенствуется метод эксперимента.
7. Современная психология (с 70-х гг. XX в. по настоящее время). Предмет психологии разрабатывает-ся в рамках отдельных школ. Создается тенденция к синтезу и объединению знаний, существующих в отдельных научных школах. Разрабатываются новые усовершенствованные психодиагностические методы, а также методы психотерапии и консультирования.  

 

 

    Появляются новые направления и прикладные отрасли психологии как отклик на социальные запросы и глобальные проблемы современного общества: экологическая психология, психогенетика, психология экстремальных ситуаций, психология эмиграции, психология взаимодействия в виртуальной среде и т.д. Методы психологии разрабатываются и усовершенствуются в рамках отдельных школ.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: