УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 3 КЛАССЕ
Тема: Тела. Вещества. Частицы. Разнообразие веществ.
Цель: Формировать у детей новые представления о «теле», «веществе», «частице».
Задачи:
1. Познакомить детей с понятиями «тела», «вещества», «частицы».
2. Учить детей отличать «тела» и «вещества».
3. Учить работать коллективно.
4. Прививать интерес к предмету.
5. Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас необыкновенный урок. Представим себе, что мы находимся в научно-исследовательском институте и мы сами сотрудники этого института. Нам предстоит нелегкая работам сегодня и, возможно, мы даже сделаем какое-нибудь открытие… Все данные наших опытов мы будем заносить в таблицу.
II. Смотрим видео до 2, 07с
Знакомство с понятием «тело». с.36
- Уважаемые ученые осмотритесь по сторонам и постарайтесь назвать те тела, которые окружают Вас в нашей «лаборатории».
(цветок, дверь,?????.)
2. Очень хорошо. Все тела, которые Вы назвали, отличаются друг от друга.
У каждого тела есть главные признаки: его
Я приглашаю несколько моих научных коллег помочь мне доказать это на опытах:
Возьмите кружку. Дайте характеристику телу, описывая его размеры и форму.
Вывод: мы можем ничего не знать о каком-то конкретном теле, мы его только увидели. Но каждое тело характеризуется определенными параметрами.
3. – Возьмите в руки свои ручки. Что это? (тело).
- Давайте разберем ручку на части. Что произошло с телом, в результате его деления на части? (получилось несколько новых тел: стержень, основная часть ручки, колпачок).
- Какими параметрами обладает каждое новое тело?
(стержень – длинный, тонкий; колпачок – меленький, продолговатый)
|
Вывод: итак, в результате деления тела на части, прежнее тело перестало существовать, но вместо него получилось 2-3 и т.д. других тела с другими признаками (размером и формой).
III. Смотрим видео до 3,03с
Знакомство с понятием «вещество». Стр.37
1. То из чего состоит тело, называется ВЕЩЕСТВОМ.
Вещества также имеют свои признаки. Например:
Капля росы – это тело, а вода из которой она состоит – вещество. Кусок сахара – тело, а сам сахар – вещество. Вещество сахар имеет вкус – он сладкий.
Воск (пластилин) – определенного цвета, с особым запахом, вязкий, размягчается при нагревании и становится тверже при охлаждении. (Записываем в таблицу вкус, цвет, запах).
2. – Давайте выясним, что происходит с веществом, когда мы делим тело на части или изменяем его форму.
Возьмите большой кусочек сахара, я делю его на мелкие кусочки. Посмотрите. Попробуй, изменился ли вкус сахара (вещество)при делении тела (кусок сахара) на части.
Ребенок пробует. Нет. Вещество – сахар не изменился.
3. Вывод: вещество и тело не одно и то же. Вещество при делении на части не изменяет своих свойств и остается прежним, в то время как тело изменяется.
V. Смотрим видео до 5.06 с..
Знакомство с понятием «частица». Стр.38-39
1. Вещество можно тоже разделить на очень маленькие, невидимые невооруженным глазом части. И они, эти части, все равно будут иметь свойства этого вещества. Их называют «ЧАСТИЦЫ».
Итак, частицы – это самые маленькие частички вещества, которые сохраняют свойства этого вещества.
Вывод: сахар не исчез, он распался на мельчайшие невидимые частицы, но его основное свойство – сладкий вкус сохранился.
|