1.Введение……………………………………………………стр.3-4




Содержание

 

1.Введение……………………………………………………стр.3-4

2.Процесс реставрации……………………………..………стр.5-9

3.Инструменты…………………...……………..………....стр.10-11

4.Материалы……………………………………………....стр.12-13

5.Охрана труда…………………………………………….стр.14-16

6.Приложение……………………………………….………...стр.17

7.Источники информации…………………………….……..стр.18

 

 

 

 

Введение

Реставра́ция (лат. restauratio — восстановление) — комплекс мероприятий, направленный на предотвращение последующих разрушений и достижение оптимальных условий продолжительного сохранения памятников материальной культуры, обеспечение возможности в дальнейшем открыть его новые, неизвестные ранее свойства. Профессиональная реставрация появилась в момент накопления частных коллекций искусства, когда возникла необходимость продлевать срок существования (функционирования) предмета искусства. Первые сведения о реставраторах датируются средневековьем, серьёзные школы профессиональной реставрации стали складываться в XVII—XVIII веках. Существует множество видов реставрации, которые делят по разным признакам. Во всех видах основная цель реставрации — восстановить утраты предмета (дефекты, полученные в результате эксплуатации — сколы, удары, разломы и многое другое) и улучшить его внешний вид, а также законсервировать предмет. Реставрация существует коммерческая и музейная (музейная реставрация). В первом случае цель реставрации восстановить функциональность, во втором случае главной целью становится консервация, то есть сохранение текущего состояния. При этом музейная реставрация предполагает, как правило, только консервацию, а вмешательство в предмет применяется только в случаях крайней необходимости, например, при очевидных признаках обратимых процессов разрушения.

Тяга или поясок - архитектурный элемент в виде горизонтального пояса или выступа. Тяги используются для расчленения поля стены (например, для разделения этажей) и для обрамления панелей. При штукатурных работах тягами называют любые профилированные полосы из штукатурного раствора, сделанные с помощью протягивания шаблонов по прямой или криволинейной траектории. Архитектурные профили впервые стали использоваться в зодчестве Древней Греции, а затем и Древнего Рима, где служили горизонтальными или вертикальными направляющими ордерных композиций. В современной архитектуре они выполнены из металла, бетона и дерева и применяются для переплетов остекления, обрамления и тяги на навесных стеновых панелях. Архитектурные профили делятся на прямолинейные и криволинейные.

 

Процесс реставрации

Дефектная ведомость

Наименование детали Техническое состояние Размер дефектов и повреждений Виды работ по устранению дефекта
Тяга Утрачен фрагмент тяги   Воссоздание утраченного элемента по шаблону, крепление элемента к тяге

 

Технологическая карта

Наименование технологической операции Способ выполнения Инструменты Материалы
Изготовление эскиза Вручную. Профиль тяги перерисовывают на бумагу Карандаш Бумага
Создание деревянной профильной доски На выструганную доску и переносят контур профиля тяги и вырезают по котуру Нож, пила, стамеска, напильник Деревянная доска
Оковывание профильной доски кровельной сталью Из листа стали вырезают кусок нужного размера, надрезают, выпиливают по контуру профиля тяги. Заготовку прибивают к профильной доске Молоток, гвозди, напильники, ножницы по металлу Профильная доска, кровльная сталь
Изготовление салазок и рейки Из доски выпиливают необходимые элементы Пила, нож Доска
Сборка шаблона Все детали закрепляют при помощи гвоздей и саморезов Молоток, гвозди, шуруповерт, саморезы Профильная доска, салазки, рейка  
Приготовление гипсового раствора В гипсовку наливают воду, добавляют гипи размешивают Гипсовка, лопатка Гипс, вода
Вытягивание тяги Шаблон прикрепляют по центру, по окружности наносят гипс и вытягивают тягу Шаблон, шуруповерт, саморезы Гипсовый раствор, масло
Подгон нового фрагмента тяги Из получившейся тяги выпиливыют фрагмент необходимого размера. На тяге высверливают ямочку Пила, шурупов Тяга
Крепление нового элемента тяги В ямочку заливают гипс. Раствор или клей и крепят на саморез, после высыхания стыки смачиваю и заполняют гипсовым раствором Элемент тяги Гипсовый раствор, клей, вода, кисти    
Шлифование Готовую тягу шлифуют вручную наждачной бумагой Тяга Наждачная бумага
Покраска Вручную наносят краску на поверхность тяги Тяга, кисти Краска

Изготовление эскиза. Профиль реставрируемой тяги переносят на бумагу для создания шаблона.

Изготовление шаблона. Шаблон состоит из профильной доски, салазок, радиусной рейки (См. Приложение стр.17, рис.2). Вытягивание профиля тяги выполняет профильная доска, которая и является рабочей частью шаблона. Профильная доска делается из хорошо выструганной сосновой или еловой доски, обрезанной под углом в 90°. На выструганную доску и переносят контур профиля тяги. Получив на доске контур профиля, приступают к вырезыванию профильной доски. Вырезают профиль в основном ножом, применяя в случае надобности пилу, стамески, напильники, топор и другие инструменты. Одна сторона профильной доски должна точно соответствовать профилю тяги, другая скашивается под углом 30—40°. Чтобы профильная деревянная доска не истерлась и вытягивала тяги с четким профилем, ее оковывают кровельной сталью. Для этого вырезают из кровельной стали точно такой же, как в чертеже, профиль, подтачивают его напильником и прибивают к несрезанной стороне доски так, чтобы он выступал из-за деревянного профиля на 1 мм. Это необходимо для того, чтобы при намокании и набухании дерева доска не выступала из-за железного профиля. Вслед за профильной доской изготовляют и другие элементы шаблона. Длина салазок должна быть в 1,5 раза больше высоты профильной доски. Сборка шаблона выполняют следующим образом. На конце длинной радиусной рейки укрепляют профильную доску с полозками-салазками. Другим концом рейку надевают на центровой штифт. Длину радиусной рейки и положение центра принимают по архитектурному чертежу. Для лучшего скольжения концы полозка немного скашивают.

Приготовление гипсового раствора – Гипсовый раствор для вытягивания тяг лучше мешать в пропорциях 1:1,5 или 1:2.В гипсовку наливают необходимое количество воды. В воду высыпают порошок тонкой струйкой. Состав перемешивают инструментом из дерева, пластика, резины, нержавеющей стали. Не стоит использовать металлические лопатки с ржавчиной. Для изготовления большого количества гипсового раствора используют электродрель со специальной насадкой или строительный миксер. Размешивать состав более одной минуты не рекомендуется, поскольку может начаться процесс расслаивания теста. Гипсовые частицы, проходя через слой воды, быстро смачиваются, поэтому уже через минуту будет готово гипсовое тесто, которое сразу же необходимо использовать.

Вытягивание тяги. Круг вытягивают просто. Изготовляют шаблон и намечают центр круга. В центр вбивают гвоздь или штырь, на радиусной рейке отмеряют требуемый радиус и в этом месте просверливают отверстие. Затем рейку шаблона надевают на гвоздь и на поверхности намечают место для нанесения раствора на тягу. После этого поверхность под тягу смачивают маслом. Приготовляют сметанообразный гипсовый раствор, наносят и вращая шаблон вокруг оси, оформляют тягу. Если во время вытягивания раствор попадает под салазки, его следует счистить, в противном случае получится волнистая тяга. (См. Приложение стр. 17, рис.1)

Когда тяга готова, при помощи пилы подгоняют фрагмент,подходящий по размеру отсутствующего элемента. В новом фрагменте высверливают небольшое отверстие под саморез (который находится на месте старого фрагмента).

Для крепления нового элемента на место отсутствующего, в высверленное отверстие заливают клей (монтажный или ПВА) или гипсовый раствор, промазывают им же нижнюю часть куска тяги и ставят на саморез. Стыки нового фрагмента и самой тяги смачивают водой, затем заделывают гипсовым раствором.

Отреставрированную тягу шлифуют наждачной бумагой и покрывают краской.

Инструменты и приспособления

Шуруповерт - ручной электроинструмент или пневматический инструмент с регулировкой крутящего момента и/или глубины завинчивания, предназначенный для закручивания и откручивания шурупов, саморезов, винтов, дюбелей и других видов крепёжных изделий, а также сверления отверстий (при наличии кулачкового патрона или при использовании свёрл с шестигранным хвостовиком).

Большие и малые двуконцовые металлические лопатки используют при приготовлении гипсовой массы и нанесения ее на модель. Лопатками накладывают гипс, замазывают стыки, высверливают звуковые лунки.

Кисти применяют различной формы с упругой и мягкой щетиной и различной длиной ворса

 

Гипсовка – ёмкость для гипса.

Стамеска - плотничий или столярный ручной режущий инструмент. Используется для выборки небольших углублений в древесине, зачистки пазов, снятия фасок, рельефной и контурной резьбы.

Нож - колющий и/или режущий инструмент, рабочим органом которого является клинок — полоса твёрдого материала (обычно металла) с лезвием на одной или нескольких сторонах.

Ножницы по металлу используют для разрезания металлических листов.

Напильник - многолезвийный инструмент для обработки металлов, дерева, пластмасс и других твёрдых материалов. Представляет собой металлический стержень с насечкой.

Молоток - небольшой ударный ручной инструмент, применяемый для забивания гвоздей, разбивания предметов и других работ. В основном изготавливается из стали.

Саморезы (самонарезающий шуруп) — крепёжное изделие в виде стержня с головкой и специальной наружной резьбой, образующей внутреннюю резьбу в отверстии соединяемого предмета.

Гвозди - крепёжное изделие, метиз в виде стержня с головкой и острым концом. По форме стержень может быть цилиндрическим, параллелепипедным, конусовидным или пирамидальным.

Материалы

Гипс - тонкий порошок светло-серого цвета. Он является важнейшим вспомогательным материалом, применяемым в малярных работах или при ремонте штукатурки как вяжущее быстрого схватывания. Природным сырьем для получения строительного гипса является сернокислотный известняк CaSo4•2H2O. Гипсовой камень (сернокислый известняк) при нагревании дегидратируется. Он легко выделяет воду и не требует большого количества тепла, как для получения извести. При нагревании до температуры 800°C получается комбинированный гипс CaSO4•0,5H2O, который быстро схватываются. Процесс схватывания определяется тем, что затворяемое вещество обладает большей растворимостью нежели продукт, образующиеся в результате взаимодействия вяжущего и воды. Поэтому в раствор переходит новое количество подводного гипса, снова образуется пересыщенный раствор, из которого выделяются кристаллы гипса: CaSO4•0,5H2O+1,5H2O=CaSO4•2H2O. Процесс набора вяжущих представляет собой следующую последовательность: растворение – гидратации – коллоидация – кристаллизация.

Наждачная бумага - гибкий абразивный материал, состоящий из тканевой или бумажной основы с нанесённым на неё слоем абразивного зерна (порошка). Предназначена для ручной и машинной обработки поверхностей различных материалов (металл, дерево, стекло, пластик) — удаления старой краски, подготовки поверхности для грунтовки и окраски, шлифование окрашенных поверхностей и прочих подобных работ. Относится к вспомогательным материалам.

Краски - общее название для группы цветных красящих веществ, предназначенных для непосредственного использования в той или иной сфере быта. Краски состоят из пигмента, связующего, растворителя и наполнителя. Окрасочные составы, в зависимости от разбавителя, подразделяют на водные (клеевые, известковые, силикатные, казеиновые и водоэмульсионные) и неводные (лаки, масляные краски и эмали)

Кровельная сталь - сплав железа с углеродом (и другими элементами), содержащий не менее 45 % железа и в котором содержание углерода находится в диапазоне от 0,02 до 2,14 %. Тонкие листы (толщ. 0,25 - 2 мм) из низкоуглеродистой стали, предназнач. гл. обр. для устройства кровли зданий, а также для изготовления металлич. тары и изделий ширпотреба. Для предохранения от ржавления К. с. часто покрывают тонким слоем цинка (оцинкованная К. с.). К. с. выпускается также в виде гофриров. листов.

Монтажный клей - пастообразные высоконаполненные составы на базе каучуков, водных дисперсий или реактивных полимеров, предназначенные для приклеивания различных строительных материалов на впитывающие и невпитывающие основания. Это лучшая альтернатива механическому крепежу, особенно для элементов декора.

Охрана труда

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. Работники не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготов-ку, имеющие профессиональные навыки для работы реставратором и не имеющие противопоказаний по выполняемой работе, перед допуском к самостоятельной работе должны пройти:

- обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периоди-ческие (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследо-вания) для признания годными к выполнению работ в порядке, установ-ленном Минздравом России;

- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требо-ваний охраны труда.

1.2. Реставраторы обязаны соблюдать требования безопасности труда для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы

1.3. Для защиты от механических воздействий реставраторы обязаны ис-пользовать форму и оборудование предоставляемые работодателями бес-платно

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед началом работы реставратор обязан:

а) предъявить руководителю работ удостоверение о проверке безопасных методов и приемов работ и пройти инструктаж на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ;

б) надеть каску, спецодежду, спецобувь установленного образца;

в) получить задание у бригадира или руководителя работ.

2.3. Реставраторы не должны приступать к выполнению работы при нарушениях требований безопасности:

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Для прохода на рабочее место реставраторы должны использовать оборудование системы доступа (трапы, стремянки, приставные лестницы).

3.2. При работе с растворами, имеющими химические добавки, необходи-мо использовать средства индивидуальной защиты (резиновые перчатки, защитные мази и др.), предусмотренные в технологической карте на про-ведение работ.

3.5. Реставраторы, работающие с ручными электрическими машинами, должны иметь I группу по электробезопасности и II группу при работе ручными электрическими машинами класса 1 в помещениях с повышенной опасностью.

3.6. Все места производства работ должны быть хорошо освещены. Рабо-тать в темноте или при недостаточном освещении запрещается.

3.7. Стремянки, подставные (переносные) лестницы должны быть легкими и удобными для переноски и должны проходить ежегодно испытания.

3.8. Наладка инструмента, приспособлений и оборудования производить-ся только после отключения электроустановок и электросетей под непо-средственным наблюдением ответственных лиц работодателя и по их раз-решению.

4. В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При возникновении возгорания немедленно прекратить работу, обес-точить электросеть, за исключением осветительной сети. Сообщить о по-жаре и всем работающим в помещении приступить к тушению очага воз-горания имеющимися средствами пожаротушения.

4.2. При несчастном случае необходимо в первую очередь освободить по-страдавшего от травмирующего фактора. При освобождении пострадав-шего от действия электрического тока следите за тем, чтобы самому не оказаться в контакте с токоведущей частью и под напряжением тока. Со-общите работодателю о произошедшем случае.

4.3. При обнаружении во время работы неисправностей средств подма-щивания, применяемого оборудования, инструмента, при которых соглас-но требованиям инструкций заводов-изготовителей запрещается их экс-плуатация, реставраторы обязаны прекратить работу и доложить об этом бригадиру или руководителю.

4.4. При возникновении в зоне работы опасных условий (неизолирован-ных токоведущих частей, перемещаемых краном грузов, вышерасполо-женных рабочих мест) реставраторы обязаны прекратить все операции, покинуть рабочее место и сообщить об этом бригадиру или руководителю.

 

Приложение

Рис. 1 Изготовление круговой тяги

Рис. 2 Шаблон для вытягивания тяги

Источники информации

https://art-con.ru/libraries

https://www.tehinfor.ru/s_9/stroi_17.html



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: