Литературный процесс середины XVIII в.
(1735-1769)
В 1735 году началась реформа русского стихосложения. В 1769 году в России появились общественное мнение (мнение, отличное от мнения двора) и сатирические журналы (введены Екатериной II).
Основные особенности периода:
1. Литературный хаос постепенно исчезает;
2. Утверждается новая эстетическая реальность: формируется новая жанровая система, ориентированная на опыт западноевропейской литературы;
3. Доминирующим жанром является ода;
4. Литература становится более массовой (распространяется за пределы Москвы и Петербурга). В Москве и Петербурге формируются культурно-литературные центры: 1756 – организация Московского университета, 1757 – открывается Академия художеств, 1756 – создание первого театра при сухопутном Шляхетном корпусе.
Система жанров
Высокие | Средние | Низкие | |
Эпос | Героическая поэма, эпопея | --------- | Комическая поэма |
Лирика | Ода | Элегия, идиллия, эклога, песня, сонет и др. | Песня комическая, «народная» песня |
Драма | Трагедия | Слёзная комедия, мещанская трагедия | Комедия |
· Высокие жанры: темы богословского/ политического/ философского характера. Высокий слог, риторические приёмы. Персонажи: правители и их окружение.
· Средние жанры: проблемы частного характера (психологические и этические проблемы дворянина). Нейтральный стиль и язык.
· Низкие жанры: переворачивают с ног не голову трагедию (описываются высокие герои, попадающие в нелепые ситуации). Бытовые и повседневные темы, низкий стиль, разговорная речь, комические приёмы.
Общие правила:
1. Не копировать жизнь такой, какая она есть, а изображать её такой, какой она должна быть;
2. Произведение должно подражать образцам (Сумароков – «Эпистола о стихотворстве»);
|
3. Нельзя смешивать высокие темы и стили с низкими темами и стилями (непереходность жанров);
Реформа русского стихосложения осуществлялась с 1735 по 1752 гг. Ломоносовым, Сумароковым и Тредиаковским. Суть реформы: Ломоносовым был сформирован канон торжественной оды, русское стихосложение должно соответствовать особенностям русского языка; переход к силлаботоническому стихосложению; размер стиха – ямб или хорей.
Пути освоения античности
Тредиаковский Ломоносов Сумароков
Тредиаковский: необходимо в прямом смысле писать как римляне и греки. Особенности стиля античных писателей, странные результаты: инверсии, неясности, стилистические корявости. «Тёмный» поэтический язык.
Ломоносов: путь подражания духу античности – создать тот же художественный мир (гармония, величие, все худ. элементы соразмерны друг другу). Необходимо писАть гармонично. В середине 18 века путь Ломоносова оказался доминирующим.
Сумароков: нужно следовать правилам, которые создали античные авторы.
Литературный процесс последней трети XVIII в.
(1769-1800)
Литературная жизнь и литературная культура распространяются по всей России. 1762 год – «Манифест о вольности дворянства» - у дворян появилась возможность выбирать: служить или не служить государству возникновение досуга тяга к искусству (писательство, литературные кружки, театры, выставки и проч.). Формируются дворянские усадьбы – очаги провинциальной культуры.
Интерес к личности.
Формирование демократического читателя (чиновники, духовенство), ищущего в литературе развлечения.
|
Возникает беллетристика, ориентированная на двойную традицию (русский фольклор и западноевропейский роман). Беллетристы 18 века: Михаил Чулков (писАл новеллы на бытовой основе), Фёдор Эмин, Николай Эмин (писАли авантюрные романы).
Измайлов – нравоучительный роман, сочетающий нравоучительные и сатирические элементы.
В этот период в Россию проникают идеи эпохи просвещения. Общественная и политическая доктрина послужила моделью поведения. 3 главные идеи:
1. Внесословная оценка человека;
2. Ценится доброта человека;
3. Идеи и мнение первичны. Сознание формирует бытие.
Зло появилось из-за неправильного развития человечества. Нужно бороться с предрассудками, показывать, что человек неправ. Пропаганда правильных убеждений = путь к добру.
Философы писали доклады в полубеллетристической форме, чтобы они были доступны всем.
Раньше человек оценивался по сословию, теперь же оценивались личные качества человека. Интерес к внутреннему миру, чувству. Возникновение сентиментализма.