Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
Аннотация
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по физике 11 класс
Рабочая программа по физике для 11 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
Программа по физике для 10-11 классов составлена в соответствии с: Федеральным законом об образовании в Российской Федерации (от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017)), требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО); примерной программы учебного курса (Шаталина А.В., Рабочие программы, Физика, 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2017.), комплекта учебников Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский / Под ред. Н.А.Парфентьевой, Программа по физике для 10—11 классов общеобразовательных учреждений Автор программы П. Г. Саенко (2015 г)
- Положения о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов МКОУ «СОШ № 1»;
- учебного плана МКОУ «СОШ № 1» на 2021-2022 учебный год.
УМК: Г.Я Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин. Физика 11 класс. Базовый уровень. Москва. Просвещение (2014, 2021 г).
Под ред. Н.А.Парфентьевой, утвержденного Федеральным перечнем учебников. Курс построен на основе базовой программы.
Цели курса физики в 11 классе:
1.Формировать знания о методах научного познания природы, необходимых для формирования целостной физической картины мира и научного мировоззрения, о наиболее важных открытиях в области физики, лежащие в основе развития техники и технологии, фундаментальных физических принципах и законах, составляющих современную физическую картину мира.
|
2.Сформировать у обучающихся умения планировать и проводить наблюдения, выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять знания для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
3. Сформировать в процессе изучения курса общие представления о методах познания природы: измерении физических величин, получении данных эксперимента, поиске связи между явлениями, создании и проверке рабочих гипотез опытом, совершенствовании теорий на основании экспериментальных фактов, вариативности подходов к анализу явлений.
4. Установить фундаментальную взаимосвязь процессов в природе, посредством введения наиболее общих законов и постулатов физики.
5. Выработать представление о научных аспектах охраны окружающей среды, формировать экологическую культуру учащихся, воспитывать личность, стремящуюся к нравственному и физическому самосовершенствованию.
6. Развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
7. Воспитание у обучающихся убежденности в возможности познания законов природы; уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений.
8. Использование обучающимися приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
|
9. Способствовать личностному развитию, развитию одарённых учащихся, определению профессиональной ориентации учащихся.
10. Воспитывать социально-адаптированную и коммуникативную личность.
11. формирование творческого мышления, умения планировать и организовывать познавательную деятельность, вырабатывать стратегию и тактику деятельности, планировать ее, оценивать результат, анализировать его и представлять информацию.
В задачи обучения физике входят:
- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать
и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких
возможностях применения физических законов в технике и технологии;
- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее
познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих
способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и
сознательному выбору профессии.
I. Планируемые результаты освоения курса физики
Личностные результаты:
• чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;
|
• готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;
• умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
• умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;
• умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;
• умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД:
• самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
• оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
• ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
• оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
• выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
• организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
• сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
•
познавательные УУД:
• искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
• критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
• использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
• находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
• выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
• выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
• менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
коммуникативные УУД:
• осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбиратьпартнеровдляделовойкоммуникацииисходяизсоображенийрезультативностивзаимодействия,анеличныхсимпатий;
• при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях(генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт ит.д.);
• координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
• развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
• распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,выстраиватьделовуюиобразовательнуюкоммуникацию,избегаяличностныхоценочныхсуждений.
Предметные результаты:
Выпускник 11 класса научится | Выпускник 11 класса получит возможность научиться |
· демонстрировать на примерах роль и место физики и формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей; · демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками; · устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять основные физические модели для их описания и объяснения; · использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая; · различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и др.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании; · проводить прямые и косвенные измерения физических величин, выбирая измерительные приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность по заданным формулам; · проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих данную зависимость между величинами, и делать выводе учетом погрешности измерений; · использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними; · использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учетом границ их применимости; · решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления); · решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат; · учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач; · использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройств для решения практических, учебно-исследовательских и проектных задач; · использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического повеления в окружающей среде, для принятия решений в повседневной жизни. | · понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий; · владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств; · характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия; · выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов; · самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты; · характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, и роль физики в решении этих проблем; · решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей; · объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств; · объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки. |
Электрические и магнитные явления | |
· распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное), взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света. · составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр). · использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе. · описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами. · анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение. · приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях · решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, формулы расчета электрического сопротивления припоследовательномипараллельном соединении проводников): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины. | · использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы; · различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.); · использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов; · находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки. |
Квантовые явления | |
· распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения атома; · описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое число, зарядовое число, период полураспада, энергия фотонов; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины; · анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение; · различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра; · приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа. | · использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; · соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы; · приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра и различать условия его использования; · понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза. |
Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания отводимых на изучение каждой темы