Урок окружающего мира 1 класс, учитель начальных классов Дрот Елена Александровна, МБОУ СОШ №24 г.Сургут
Пояснительная записка
Название: окружающий мир. 1 класс
УМК: «Начальная школа XXI» «Окружающий мир» Н.Ф.Виноградова, 1 класс.
Тема: Что мы знаем о птицах.
Цель: узнать отличительные признаки птиц. Деление птиц на группы: оседлых, перелетных, кочующих.
Формирование УУД.
· Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
· Осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
· Уметь слушать собеседника.
· Уметь работать по плану.
· Владеть логическими действиями анализа и синтеза.
Данный урок построен в системе ТДМ.
Урок окружающего мира 1 класс, учитель начальных классов Дрот Елена Александровна, МБОУ СОШ №24 г.Сургут
Оборудование:интерактивный комплекс, учебник, иллюстрации птиц.
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
предметные | УУД | ||||
I. Мотивация к учебной деятельности. Цели: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; -создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - установить тематические рамки | Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, проверяет готовность к уроку. Обеспечивает активное участие на уроке каждого ученика. Организовы-вает уточнение типа урока и название шагов учебной деятельности. | - Доброе утро, ребята! - Начинаем урок окружающего мира. - Кто учится в школе? (я сам) - Что значит учиться? (Понять, что я не знаю и самому найти способ, как это узнать) - Какими качествами должен обладать ученик, чтобы достичь успеха в учёбе? (активность, внимательность) - Что значит быть активным? (выполнять все задания с желанием и интересом) Я желаю вам и себе удачи,быть активными и внимательными, чтобы получить новые знания. - Улыбнитесь друг другу и в путь. | - Знать основное требование урока ОНЗ, уметь им пользоваться. | - Самоопреде-ление (Л); - смыслообра-зование (Л); - планирова-ние учебного сотрудничест-ва с учителем и сверстниками (К); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). |
II. Актуализа-ция. Фикси-рование индивидуального затруднения в пробном действии Цели: -актуализи-ровать знания о живой и неживой природе, признаках млекопитающих. - актуали-зировать мыслительные операции анализ, сравнение, аналогия; - мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию; -организовать фиксацию образователь-ной цели и темы урока; -организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуаль-ные затруднения в выполнении пробного действия. | Вспоминают, какие предложения выучили, распределяют их по группам, «строят» понятные для собеседника высказывания, называют правило, на которое опирались при выполнении задания. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. | Проводит фронтальную работу по актуализации знаний о видах предложения, сложное предложение и простое предложение с однородными членами, на какие группы можно разделить простые предложения. Организовы-вает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. Включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов и определение цели и темы урока. | - А с чего мы начинаем изучение нового? (повторение) - Что такое, окружающий нас мир? (мир людей, мир вещей, мир природы) - Природа делится на…? (живую и неживую) К живой природе мы относим …? (животные, растения и человек) Что относим к предметам неживой природы? - Вспомните прошлый урок, с предметами какой природы мы работали? (живая природа, млекопитающие) - Назовите признаки млекопитающих? (вскармливают детенышей молоком, тело покрыто шерстью, 4 лапы, хвост) Игра «Признак млекопитающего? Да или нет?» Если это признак млекопитающего – хлопни в ладоши, если нет – присядь около парты. ü -4 лапы ü - 1 хвост ü Тело покрыто чешуёй ü Тело покрыто шерстью ü Вскармливает детёныша молоком ü Тело покрыто перьями ü Среди них есть дикие и домашние - Назовите главный признак млекопитающих. Отгадай загадку, о каком млекопитающем идет речь. 1. Пушистая, похожа на собаку, питается мышами, хитрая, рыжая. 2. Трусливый, белый, серый, длинные уши, задние лапы длиннее передних. 3. Бурый, большой, косолапый, лохматый, питается растительной пищей,. - Посмотрите на доску. Кого мы будем сегодня изучать? Пробное действие. - Расскажите про птиц. (Дети приводят много разных фактов о жизни птиц) | Знать: - что такое окружающий мир; его составные части. Знать, что относится к живой и неживой природе, основные признаки млекопитающих. | - Анализ, сравнение, аналогия (П); - умение структуриро-вать знания (П); - контроль и оценка результатов деятельности (П); - осознание и произвольное построение речевого высказывания (П); - извлечение необходимой информации из текстов (П); - выражение своих мыслей с достаточной простотой и точностью (К); Волевая саморегуля-ция в ситуации затруднения (Р); |
III. Выявление места и причины затруднения. Цели: - выявить место затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения. | Под руководством учителя выявляют место затруднения, проговаривают причину затруднения. | Организовыва-ет выявление места затруднения, фиксацию во внешней речи причины затруднения. | -- Все ли мы рассказали про птиц? - Кто считает, что да? Докажи. - Кто считает, что не все? Д окажи. Какое затруднение у нас возникло? (Нет четкого плана изучения темы «Птицы») Значит, чем мы будем заниматься на уроке, цель урока? Цель: изучить птиц по определенному плану. | - Анализ, сравнение (П); - контроль и оценка результатов деятельности (П); -установление причинно-следственных связей (П); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р). | |
IV. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: - согласовать и зафиксировать цель и тему урока; - построить план и определить средства достижения цели. | С помощью учителя прого-варивают название следующего этапа, цель урока, составляют и проговаривают план действий. | Организовыва-ет уточнение следующего шага учебной деятельности, цели урока, составление совместного плана действий. | - Кто нам даст план? (учитель). - А в какой роли я буду выступать? (в роли помощника) - Какие правила вы должны соблюдать, если я помощник? План 1. Отличительные признаки птиц. 2. Деление птиц на 3 группы: перелетные, кочующие, оседлые. | Знать: план работы на уроке, работать по алгоритму. | - Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (П); - создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (П); |
V. Реализация построенного проекта. Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; | Выполняют реализацию построенного проекта в соответствии с планом, отвечают на вопросы учителя. | Организовыва-ет: учебное взаимодейст-вие учеников и учителя; подводящий диалог и проводит параллель с ранее изученным материалом; | Приступаем к наблюдению. Чтобы ничего не пропустить, начнем с головы. (Дети называют признаки птиц, рассматривая иллюстрации, учитель фиксирует на доске) Признаки птиц: · Клюв · Тело покрыто перьями · Наличие крыльев · Умение летать · Две лапки с коготками · Детёныши появляются из яйца · Дом – гнездо - Назовите самые главные отличительные черты птиц? - Выполнили ли мы первый пункт плана? - Переходим ко второму пункту. Прочитайте его. Деление птиц на 3 группы: перелетные, кочующие, оседлые. - В этом нам поможет учебник. Откройте стр. 72. Прочитайте описание птиц и определите, почему эту птицу отнесли к этой группе. В учебнике («Окружающий мир» Н.Ф.Виноградова, 1 класс) Воробей – оседлая птица. Воробьи живут в одном месте и зимой и летом. Цапля – перелетная птица. На зиму она улетает в дальние теплые края. Снегирь – кочующая птица. Зимой снегири перебираются поближе к жилью людей. - Каких птиц мы назовем оседлыми? Назови их, рассмотрев иллюстрацию в учебнике стр.73. - Каких птиц мы назовем перелетными? Назови их, рассмотрев иллюстрацию в учебнике стр.73. - Каких птиц мы назовем кочующими? Назови их, рассмотрев иллюстрацию в учебнике стр.73. | Знать: Отличительные признаки птиц, делить птиц на группы по определенным признакам. | - Использова-ние знаково-символичес-ких средств (П); - установле-ние причинно-следственных связей (П); - умение осознано и произвольно строить речевое высказывание (П); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). |
Физкульт-минутка. Цель: - уменьшить утомление и снизить отрицательное влияния однообразной рабочей позы. | Выполняют физкультми-нутку по команде учителя. | Организовывает выполнение детьми физкультминутки с проговариванием слов. | -Кто отлично поработал, тот отлично отдохнет. Игра, я называю птицу или млекопитающее. Если птица – вы машите крыльями, если млекопитающее – приседаете около парты. - Медведь, чайка, страус, лиса, волк, орел, утка, лось, пингвин, кошка, собака. - кто внимателен, кто из названных птиц не умеет летать? | Уметь использовать речь для регуляции своего действия(К). | |
VI. Первичное закрепление с проговари-ванием во внешней речи Цель: -организовать усвоение учениками нового способа действия с проговарива-нием во внешней речи. | Работают с информацией. Формулируют собственное мнение с аргументацией. Осуществляют взаимный контроль и оказывают необходимую взаимопомощь. | Организовывает работу по учебнику, для освоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. Обеспечивает контроль над выполнением заданий. | - Раздели картинки птиц, находящихся на доске, на группы: Перелетные, оседлые, кочующие. (Цапля, ласточка, грач, воробей, голубь, ворона, снегирь, синица, сорока, кряква, соловей, дятел) - Чем отличаются друг от друга: сорока, ворона, галка. (мини выступления детей об этих птицах) | Знать: отличительные признаки птиц, делить птиц на группы по определенным признакам. . | -Анализ, сравнение (П); - выполнение действий по алгоритму (П); -доказательст-во (П); - контроль (Р); - коррекция (Р); - оценка (Р); - волеваясаморегуля-ция в ситуации затруднения (Р); - осознание и произвольное построение речевого высказывания |
VII. Самостояте-льная работа с самопро-веркой по эталону. Цели: -организовать выполнение учащимися самостоятель-ной работы на новое знание; -организовать самопроверку по эталону; | Выполняют самостоятель-ную работу. | Организует выполнение учащимися самостоятель-ной работы на новое знание. Организует самопроверку по эталону. (При необходимости организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками). | А теперь самостоятельная работа. Откройте учебник на стр. 76 («Окружающий мир» Н.Ф.Виноградова, 1 класс) . Прочитайте рассказ «Где обедал воробей?» и распределите птиц, героев рассказа на три группы. Проверьте по эталону. Оседлые:, воробей, голубь. Кочующие: снегирь, синица. Перелетные: нет. | - Анализ, сравнение (П); -установление причино-следственных связей (П); -выполнение действий по алгоритму (П); - построение логической цепи рассуждений (П); - контроль, коррекция, оценка (Р). | |
. VIII Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: -зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; - оценить свою работу на уроке; - обсудить домашнее задание. | Выполняют самооценку по листу рефлексии | Организовы-вает рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Обеспечивает понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | - Какую цель вы перед собой ставили? (Изучить птиц по плану) План 1.Отличительные признаки птиц. 2.Деление птиц на 3 группы: перелетные, кочующие, оседлые. - Удалось ли достичь цели? Докажите. - Назовите отличительные особенности птиц. - Каких птиц мы называем оседлыми, перелетными, кочующими? - Оцените свою работу. Для этого на парте возьми оценочный лист. | - Рефлексия способов и условий действия (П); - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); - самооценка на основе критерия успешности (Л); - адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л). |
|
|
|
Ты все знаешь и умеешь!
Итог урока | · Я работал с настроением. · У меня все получалось легко и быстро. · У меня были ошибки, но я их исправил сам. · Надо ещё потренироваться. Я молодец! |