Прочитайте материал урока, выполните устно предложенные упражнения.




Гс Немецкий язык 27.10.2021

Все вопросы по уроку вы можете задать на электронную почту e508217@gmail.com или в сообщество VK https://vk.com/club208262506

Прислать фото тетради с выполненными упражнениями и домашним заданием необходимо на электронную почту e508217@gmail.com

Д/з должно быть выполнено не позднее 14.00 - 28.10.2021

Тема: Повторение основ фонетики, произношение, правила правописания.

Ход урока.

 

Прочитайте материал урока, выполните устно предложенные упражнения.

 

Фонетика:

1. Особенности немецкого произношения.

2. Основные особенности немецких гласных по сравнению с русскими.

3. Основные особенности немецких согласных по сравнению с русскими.

4. Гласные [a:] [a] [u:] [u] [o:] [Ɔ]

5. Согласные [t] [d] [p] [b] [k] [g] [m] [n]

Особенности немецкого произношения.

Владение иностранным языком предполагает не только знание лексики и грамматики, но и фонетического строя данного языка. Владение звуковой системой иностранного языка обеспечивает адекватное понимание адресата и адресанта сообщения.

При работе над произношением целесообразно пользоваться системой знаков, отражающих звуковой и интонационный строй языка – транскрипционными знаками.

Ниже приведена таблица, которая даст общие представления о транскрипционном обозначении звуков немецкого языка, их графическом изображении и, где возможно, их соответствиях в русском языке.

Транскрипционная запись всегда заключается в квадратные скобки.

Содержание таблицы будет детально поясняться по мере прохождения фонетического материала.

 

Познакомьтесь с основными особенностями немецкого произношения.

Характеристика гласных связана с видом слога.

 

Фонетические слоги бывают:

• открытые (слоги, оканчивающиеся на гласный звук):

da [da:] - тут, здесь; ′fra-gen [fra:gƏn] - спрашивать; Stu-′dent [∫tu·dεnt]- студент;

• закрытые (слоги, оканчивающиеся на согласный звук, при любом словоизменении):

bald [balt] - скоро, вскоре; Antwort [′’antvƆrt] - ответ; ich [’ıç] - я;

• потенциально-открытые, т.е. оканчивающиеся на согласные слоги, которые при изменении формы слова становятся открытыми:

fragst [fra:kst] - спрашиваешь ′fra-gen [fra:gn] - спрашивать

prüft [pry:ft] - проверяет prüfen [′pry:fƏn] - проверять

Dik′tat [dık′ta:t] - диктант Dik-′ta-te [dık′ta:tƏ] - диктанты

Однако слог, оканчивающийся на две одинаковые согласные всегда закрытый: kommen [′kƆmƏn] - приходить; kennen [′kεnƏn] - знать; bitten [′bıtƏn]- просить.

 

Основные отличительные особенности немецких гласных по сравнению с русскими.

I. Длительность звучания;

II. Качество звука;

III. Твердый приступ;

IV. Однородность на всем протяжении звучания;

V. Отсутствие изменения качества гласных в безударных слогах.

 

I. В отличие от русских, немецкие гласные делятся на краткие (с минимальной длительностью звучания), долгие и полудолгие. Долгота и краткость звуков выполняют смыслоразличительную функцию. Например,

отличие в смысле предложений определяется только длительностью гласного в словах Städte (долгий звук – «города») и Stätte (краткий звук – «место»).

 

Besonders gern besuchte er diese Städte. - С особым удовольствием он посещал эти города.

Besonders gern besuchte er diese Stätte. - С особым удовольствием он посещал это место.

 

Гласные произносятся долго:

1. В открытом ударном слоге, например: [da:] - da - тут, здесь; [frá:gƏn] - frá[1]gen – спрашивать, [prú:fƏn] - prüfen – проверять.

В открытом безударном слоге гласные произносятся полудолго, не теряя качества звука: [ʃtu·dεnt] - Stu-dent – студент; [ʃtu·di:rƏn] - studieren – изучать; [‘álzo·] - also – итак.

2. В потенциально-открытом ударном слоге:

[′fra:kst] - ′fragst – спрашиваешь [′fra:gƏn] - ′fra-gen - спрашивать

[pry:fst] - prüfst - проверяешь [pry:fƏn] - prü-fen – проверять

[gu:t] - gut – хороший [′gu:tƏ] - gu-te – хорошая.

3. В ряде односложных неизменяемых слов, когда на них падает ударение:

[mı:r] - mir – мне; [nu:r] - nur – только; [vı:r] - wir – мы; [∫Ɔ:n] - schon – уже.

4. При наличии соответствующих графических обозначений:

а) удвоения гласных в корне слова:

[ʃta:t] - Staat – государство; [pa:r] - Paar – пара; [me:r] - Meer – море;

б) нечитающейся буквы “h” после корневой гласной:

[’u:r] - Uhr – часы; [′ge:Ən] - ′gehen- идти; [′fa:rƏn] - fahren – ехать;

в) нечитающихся “e” или “eh” после корневой гласной:

[fı:l] - viel – много; [′di:zƏ] - díese – эта; [′zi:st] - siehst – видишь.

 

Гласные в закрытом слоге произносятся кратко: [′balt] - ′bald – вскоре; [′antvƆrt] - Antwort – ответ.

 

II. Гласные звуки немецкого языка образуют пары «долгий гласный» –«краткий гласный». Разница в их артикуляции приводит в большинстве случаев к возникновению отличий, называемых качественными. Эти отличия зависят от того, насколько широко открыт рот при произношении гласных. При произношении долгих гласных (кроме [a:] [ε:]) – ротовое отверстие узкое.

Гласные называются закрытыми. При произнесении кратких гласных, а также [a:] [ε:] ротовое отверстие значительно шире. И такие гласные называются открытыми.

Как и длительность, качественная характеристика гласных выполняет смыслоразличительную функцию.

III. В начале слова или корне слова немецкие гласные следует произносить с так называемым твердым приступом. Твердый приступ является результатом быстрого размыкания плотно сомкнутых голосовых связок и воспринимается в потоке речи как легкий щелкающий звук. Благодаря твердому приступу слова, начинающиеся с гласного не сливаются при произношении с предыдущим словом в одну звуковую группу. Сравните:

Эта _ установка (слитное произношение).

diese Anlage (неслитное произношение вследствие твердого приступа).

 

IV. При произнесении немецких гласных необходимо напряжение всего речевого аппарата, обеспечивающее сохранение однородности звука на всем протяжении его звучания. В русском языке при произнесении гласных речевой аппарат не напряжен, что приводит к неоднородности звучания гласных

(скольжению). Сравните: [to:t] tot – мертвый – [тоат] – тот. В немецком языке, прежде всего [o:] и [e:], в безударных слогах сохраняют свое звучание, в то время как в русском языке они часто полностью изменяются.

[fo·ne·tik] Phonetik - [фанэтика]- фонетика

[me·te·o:r] Meteor - [митиор] – метеор.

 

V. В немецком языке, в отличие от русского языка все гласные произносятся в неударных слогах чисто, четко и ясно. В русском языке гласные звуки, особенно [o], в безударных слогах произносятся очень неясно, как нечто среднее между [a] и [о]; ср. русское слово «профессор» и немецкое слово Professor [pro∙′fεso:r].

 

Основные особенности немецких согласных.

I. Альвеолярность [t] [d] [l] [n]

II. Придыхание [p] [t] [k]

III. Отсутствие удвоения согласного звука в корне слова

IV. Отсутствие палатализации

V. Оглушение звонких согласных в корне слога и слова и отсутствие ассимиляции по звонкости.

 

I. При произнесении немецких согласных [t] [d] [l] [n] кончик языка прижат к верхним альвеолам (бугоркам над зубами). При произнесении соответствующих им русских согласных кончик языка прижат к зубам.

Упражнения

1. Произнесите русский звук [д]. Переместите кончик языка на верхние альвеолы и произнесите несколько раз немецкий звук [d].

2. Выполните аналогичные упражнения со звуками [т] - [t]; [н] - [n].

 

II. Немецкие согласные [p] [t] [k] произносятся с придыханием (резким взрывом смычки соответствующих органов речи в месте артикуляции при достаточно сильном выдохе). Придыхание особенно сильно в начале

слова и в ударном слоге перед гласными и согласными звуками [m] [n] [l] [r].

Упражнения

1. Произнесите звук [p] с придыханием, резко разомкнув смычку между зубами на достаточно сильном выдохе [p p p p p p p p].

2. Произнесите звук [t] с придыханием, резко разомкнув смычку между кончиком языка и верхними альвеолами на достаточно сильном выдохе [t t t t t t t t t t t].

3. Произнесите звук [k] с придыханием.

 

III. Две одинаковые буквы в корне произносятся как один звук.

kommen [kƆmƏn] – приходить; beginnen [bƏgınƏn] – начинать; Unterricht [′’untεriçt] – занятия.

IV. В немецком языке отсутствует противопоставление согласных по признаку «мягкость» (палатализация) – «твердость».

лук – люк; кон – конь; мел – мель

Упражнение

Произнесите русские слова кон – конь. Определите изменение положения языка при произношении мягкого «н». Итак, при палатализации передняя или средняя спинка языка поднимается к твердому нёбу. В немецком языке этого быть не должно.

 

V. Как и в русском языке, немецкие звонкие согласные в конце слова или слога оглушаются.

[ta:gƏ] Tage – дни; [ta:k] Tag – день.

В русском языке глухие согласные в конце слова или слога под влиянием последующего звонкого согласного озвончаются. В немецком языке этого не происходит. Сравните: [farp’bılt] Farbbild; низ горы.

 

Гласные [ a:] и [ a ]

В немецком языке имеются долгий звук [a:] и краткий [a]. По артикуляции они близки к русскому [A] в ударном положении, но немецкий долгий гласный [a:] произносится значительно длительнее русского [A],

краткий [а] произносится максимально кратко. Оба звука [a:] и [а] являются открытыми и не различаются по качеству.

 

Таблица 1

Звук Буквенное обозначение Примеры  
[a:] а [ba:t]bat
аа [za:t]saat
ah [na:] nah
[a] a [dan] dann

 

Упражнения

1. Произнесите громко и четко долгое [a:]. Звук должен начинаться более резко, чем в русском языке, с гортанного шума-щелчка, т.е. твердого приступа [a: a: a: a: a: a:].

2. Произнесите краткое [’a] быстро и отрывисто с твердым приступом [’a ’a ’a ’a ’a ’a ’a].

3. Произнесите звук [a:] и звук [a], противопоставляя их по длительности

[’a:→ ’a] [’a:→ ’a] [’a:→ ’a] [’a:→ ’a] [’a:→ ’a].

4. Произнесите следующие слоги, следите за твердым приступом, за длительностью гласного и придыханием.

[’a:m]→ [’am]; [’a:n]→ [’an]; [’a:k]→ [’ak]; [’a:p]→ [’ap]; [’a:t]→ [’at].

5. Читайте слова, следите за тем, чтобы кончик языка при произношении [t] [d] [n] находился на верхних альвеолах. Произносите звуки [t] [k] с придыханием:

da, nah, Tat, dann, Packt, Mann, knapp, Bahn, Bad, kam.

6. Читайте слова, противопоставляя их корневые гласные по длительности:

da → dann;

nah → nackt

 

Гласные [ u:] и [ u ]

При произнесении немецкого долгого [u:] губы округлены и выдвинуты вперед сильнее, чем при произнесении русского [у]. Немецкое [u:] отличается от русского своей длительностью, большей напряженностью и отсутствием

скольжения в артикуляции. При произнесении краткого [u] губы округлены и выдвинуты вперед намного слабее.

По качеству [u:] – закрытый звук, а [u] – открытый.

 

Таблица 2

Звук Буквенное обозначение Примеры  
[u:] u [du:] du
uh [ku:] Kuh
[u] u [‘unt] und

 

Упражнения

1. Глядя в зеркало, сильно округлите и выдвиньте вперед губы, произнесите долгий гласный [u:] напряженно и с твердым приступом. Не допускайте скольжения звука:

[’u: ’u: ’u: ’u: ’u: ’u: ’u: ’u: ’u:].

2. Глядя в зеркало, слегка округлите губы, не выдвигая их вперед, произнесите [u] с твердым приступом:

[’u ’u ’u ’u ’u ’u ’u ’u ’u ’u ’u].

3. Произнесите звук [’u:] и звук [’u] противопоставляя их по качеству и длительности: [’u:→ ’u] [’u:→ ’u] [’u:→ ’u] [’u:→ ’u] [’u:→ ’u].

4. Произнесите следующие слоги, следите за правильным положением губ при [u:] [u], за твердым приступом, за длительностью гласного и придыханием глухого согласного: [’u:m]→ [’um]; [’u:n]→ [’un]; [’u:k]→ [’uk]; [’u:p]→

[’up]; [’u:t]→ [’ut].

5. Читайте слова, следите за правильным положением губ при [’u:] [’u] и затем, чтобы кончик языка при произнесении [t] [d] [n] находился на верхних альвеолах.

Произнесите звуки [t] и [k] с придыханием: du, Kuh, nu, Mund,bunt, dumm, Mut, tun, tut, um, und, un-.

 

Гласные [ o:] и [ Ɔ ]

При произнесении немецкого долгого [o:] губы округлены и выдвинуты вперед значительно сильнее, чем при произнесении русского [o].

Немецкое [o:] отличается от русского [o] также своей длительностью,

большей напряженностью и отсутствием скольжения в артикуляции. По качеству [o:] – закрытый звук.

Артикуляция немецкого [Ɔ] сходна с артикуляцией русского [o] в слове «он», произнесенном с сильным ударением. Губы слегка округлены, но не выдвинуты вперед. Мускулы напряжены. Положение губ и языка во время произнесения звука [Ɔ] остается неизменным. По качеству звук [Ɔ] – открытый звук.

Таблица 3

Звук Буквенное обозначение Примеры  
[о:] o [no:t] Not
oo [bo:t] Boot
oh [mo:n] Mohn
[Ɔ] o [kƆm] komm

 

Упражнения

1. Глядя в зеркало, округлите и сильно выдвиньте вперед губы – значительно сильнее, чем при произнесении русского [’Ɔ]. Произнесите гласный [о:] напряженно и с твердым приступом. Не допускайте скольжения звука:

[’o: ’o: ’o: ’o: ’o: ’o: ’o: ’o:].

2. Глядя в зеркало, откройте рот, как при [a]. Слегка округлите губы, почти не выдвигая их вперед. Произнесите [’Ɔ] напряженно и с твердым приступом:

[’Ɔ ’Ɔ ’Ɔ ’Ɔ ’Ɔ ’Ɔ ’Ɔ ’Ɔ ’Ɔ].

3. Произнесите звук [’o:] и звук [’Ɔ], противопоставляя их по качеству и длительности: [’о:→ ’Ɔ] [’о:→ ’Ɔ] [’о:→ ’Ɔ] [’о:→ ’Ɔ] [’о:→ ’Ɔ].

4. Произнесите слоги, следите за твердым приступом, за длительностью гласных и придыханием глухих согласных: [’о:m]→ [’Ɔm]; [’о:n]→ [’Ɔn]; [’о:k]→ [’Ɔk]; [’о:p]→ [’Ɔp]; [’о:t]→ [’Ɔt].

5. Читайте слова, следите за правильным положением губ при [’o:] и [’Ɔ], за четким звучанием [’Ɔ] в безударном положением и за тем, чтобы кончик языка при произнесении [t] [n] находился на верхних альвеолах.

Произносите звуки [p] [t] [k] с придыханием. Помните также, что звонкие согласные в конце слова оглушаются: Ton, Not, Boot, Mond, ob, komm, Komma, kompakt, Monat, Opa, Oma, Kontakt.

 

2. Перейдите по ссылке и посмотрите видеоурок https://www.youtube.com/watch?v=CZgE6eBnAII&list=RDCMUC5iQEtkZ2oNA2ccipGiw82g&index=3

 

Домашнее задание:

1. Выучите правила произношения и все буквенные обозначения звуков, рассмотренных в уроке.

2. Выполните не менее 3 раз все фонетические упражнения урока.

3. Сгруппируйте в 2 столбика – с долгими и с краткими гласными – данные слова (письменно).

Прочтите их вслух, соблюдая правила произношения:

da, komm, dann, nah, du, Mann, bunt, dumm, Kuh, kompakt, Komma.

4. Укажите, в каких словах буква “d” обозначает звонкий звук, а в каких глухой (письменно):

Mund, dumm, Band, dann, Bad, da.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: