« Скоро в школу »
Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе, развитие кругозора, влияющего на качество воспитания дошкольника.
Задачи:
• Познакомить родителей с критериями готовности детей к школе.
• Информировать родителей о проблемах первоклассников (в период адаптации к школе) их причинах.
• Предложить практические советы и рекомендации по подготовке ребенка к школе.
Участники: родители подготовительной группы, воспитатели.
Форма проведения: родительская школа.
Оборудование и материалы: магнитная доска, написанные заранее
на небольших листочках рекомендации родителям, памятки с перечнем
необходимых знаний, умений и навыков будущим первоклассникам.
Ход собрания:
Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня наше родительское мы решили провести в форме школы для мам и пап. Идею школы нам подсказал Эдуард Успенский, великолепный детский писатель. В игре, в забавах, можно научиться серьезным вещам – войти в мир знаний (в нашем случае-педагогических). Итак, мы начинаем! И для начала мы предлагаем вам отгадать вот такой небольшой кроссворд, где ключевое слово - будет темой нашего собрания.
1. Возраст наших детей на сегодняшний день (лет).
2. В детском саду дети приобретают необходимые для их дальнейшего обучения знания, умения и…
3. Ваш ребенок посещает детский сад, его называют-…
4. Самое любимое, жаркое время года детей и взрослых.
5. Педагог в детском саду.
Молодцы, уважаемые родители! Вы справились и отгадали ключевое слово-
школа.
- Сегодня мы с вами поговорим о подготовке наших детей к школе. Скоро завершится этап развития, именуемый дошкольным детством, перед детьми распахнёт двери школа, и начнётся новый период в их жизни. Они станут первоклассниками, а вы, дорогие мамы и папы, вместе с ними «сядите» за парты.
|
-Быть готовым к школе – не значит уметь считать, писать и читать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться. Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребёнка (да и родителей тоже, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности– учебной. Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребёнка, что конечно тоже важно. Самое главное при переходе на качественно новую ступень – психологическая готовность к учебной деятельности.
И, прежде всего сформированность желания учиться (мотивационная готовность). Подготавливая ребёнка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.
-Сейчас мы остановимся на критериях готовности детей к школе, т. е. рассмотрим, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе (используя метод кластера, проводим опрос родителей).
А, сейчас, уважаемые родители, прошу обратить ваше внимание на магнитную доску, вам предлагается вот такая схема, по которой, мы совместно с вами, определим критерии готовности детей к школе.
социальный физический
Готовность детей
к школе (критерии)
интеллектуальный мотивационный
-А теперь, родителей, которые дали примерно одинаковые ответы, просим объединиться в отдельные группы и мы все вместе начнем обсуждение каждого из критериев готовности детей к школе.
|
Пока мы будем раскрывать содержание каждого компонента готовности к школе, вы, пожалуйста, постарайтесь их «примерить» к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.
Критерии готовности:
1. физическая
2. интеллектуальная
3. социальная
4. мотивационная.
-Физическая готовность - это такой уровень развития всех систем
организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не
вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. У каждого
ребенка свой, вполне определенный, адаптивный ресурс, и закладывается он
задолго до поступления ребенка в школу. При выборе школы и школьной
нагрузки необходимо обратить внимание на группу здоровья, заключения
врачей, заболевания ребенка.
-А теперь мы выслушаем мнение родителей:
- Физический критерий: хорошо ли ребенок видит, слышит, развита ли у него
координация моторных навыков, может ли он играть в мяч, прыгать, бегать,
может ли спокойно посидеть в течение некоторого времени, выглядит ли
ребенок здоровым, бодрым).
Интеллектуальная готовность включает багаж знаний ребенка, наличие у
него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать,
анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь
достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе
говоря, восприятия речи). Умственные умения могут выражаться и в умении
читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не
|
обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить
дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить
логически.
-Выслушаем мнение родителей: у ребенка должна быть хорошая речь, он
должен уметь считать, хотя бы в пределах 10, знать буквы, уметь
пересказывать, иметь представления об окружающем мире.
3. Социальная готовность – это настрой ребенка на работу и сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребенок может быть внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиями, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.
А как считаете вы, родители? Что значит социальная готовность?
-Обращать внимание на способность ребенка общаться как с детьми, так и со взрослыми, придерживаться определенных правил поведения в коллективе.
4. Мотивационная готовность предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: игровой, познавательный, социальный. Ребенок с игровым мотивом ("Там много ребят, и можно будет играть с ними") не готов к обучению в школе. Познавательный мотив характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что-то новое, интересное. Это наиболее оптимальный мотив, имея который, ребенок будет успешен в первом классе и в период обучения в начальной школе. Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, свое рабочее место. Но не следует отталкиваться от того, что только познавательный мотив – самый основной, и если ребенок этого мотива не имеет, то он не может идти учиться в школу. Кстати педагоги начальной школы ориентированы на игровой мотив и во многом свою деятельность, и процесс обучения осуществляют, используя игровые формы. - А вы согласны с этим, уважаемые родители?
- Да, у ребенка должен быть мотив, в школе он хочет узнать много нового, интересного, у него будут и портфель, и тетради, и ручки, и учебники.
В жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и
кардинально менялась его жизнь, как при поступлении его в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть, даже если малыш посещал детский сад. Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть:
• к новому педагогу;
• к новому коллективу;
• к новым требованиям;
• к повседневным обязанностям.
И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации) по своему. И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее он сумеет адаптироваться. Но для некоторых детей школьные требования оказываются слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для них период адаптации к школе может быть травмирующим. С какими же проблемами сталкиваются в это время первоклассники? Откуда берутся эти трудности? И можно ли их избежать? Многих трудностей можно избежать, если вовремя обратить на них внимание.
Большинство школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве.
Причины:
Родители ребенка до 6 -7 - летнего возраста:
• не так часто обращают внимание на развитие малыша («да успеет еще научиться, для этого школа есть!»,
• не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками («со временем пройдет…»,
• на наличие или отсутствие желания учиться («втянется, повзрослеет, глядишь, и всё пройдет»,
• не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза.
В результате чего у детей не сформированы важные компоненты школьной готовности.
Дети очень нуждаются в поддержке, поощрении, похвале со стороны
взрослых, они стремятся быть самостоятельными. К школьным неврозам могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения. Попробуем предугадать, каким может быть эффект некоторых фраз для ребёнка – будущего первоклассника, какие чувства и переживания ребёнка могут вызвать недопустимые стереотипы воспитания.
-Вашему вниманию предлагается вот такой «волшебный цветок мудрости», у него 5 лепестков, на каждом из которых написан 1 из стереотипов воспитания, давайте, открепляя по 1 лепестку, обсудим каждый из них:
• «Вот пойдёшь в школу, там тебе…» «Ты, наверное, будешь двоечником!» (Могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу.)
• «Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!» (крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе.)
• «Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!» (родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребёнка, часто такой непосильный психологический груз приводит ребёнка к неврозу.)
• «Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?» (Не ставьте перед ребёнком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана.)
• «Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!» (У ребёнка под постоянной тяжестью угрозы наказания, могут возникнуть враждебные чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности).
Не надо заставлять своего ребёнка заниматься, ругать за плохо выполненную работу, а лучше найти в его работе хорошо выполненный фрагмент, пусть даже самый маленький, и похвалить его за выполненное задание. Важно, чтобы ребёнок постепенно втягивался в интеллектуальную деятельность и сам процесс обучения становился для него потребностью.
-Уважаемые родители, мы для вас подготовили небольшие памятки, в
которых внесен перечень необходимых знаний, умений, навыков будущего
первоклассника.
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНКУ,
ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ:
1. Своё имя, отчество и фамилию. 2. Свой возраст (желательно дату рождения). 3. Свой домашний адрес. 4. Свой город, его главные достопримечательности. 5. Страну, в которой живёт. 6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию. 7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).8. Домашних животных и их детёнышей. 9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей. 10. Транспорт наземный, водный, воздушный. 11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды. 12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки. 13. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал. 14. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх- низ и т. д.) 15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке. 16. Запомнить и назвать 6-10 картинок, слов. 17. Различать гласные и согласные звуки. 18. Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков. 19. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)20. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов. 21. Свободно считать до 20 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 20. Соотносить число предметов и цифру. Усвоить состав чисел: 2,3,4,5. Читать простейшие математические записи. 22. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут). 23. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.
-А сейчас мы с вами немного поиграем в игру-упражнение «Фанты», из корзины каждый родитель будет доставать по 1 фанту и зачитывать его: это наши рекомендации для родителей будущих первоклассников, которым необходимо следовать на этапе подготовки, чтобы не отбить у ребенка желание учиться.
1)Будите ребенка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку.
2)Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам.
3)Пожелайте ребенку удачи, подбодрите - у него впереди трудный день.
4)После школы, не обрушивайте на ребенка тысячу вопросов, дайте расслабиться.
5)Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать ребенку взбучку. Всегда нелишне выслушать "обе стороны" и не торопиться с выводами.
6)После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил.
7)Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные "переменки"лучше, если они будут подвижными.
8)Во время приготовления уроков дайте возможность ребенку работать самому.
9)Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем.
10)Будьте внимательны к жалобам ребенка.
11)Помогите своему ребёнку овладеть
информацией, которая позволит ему не
растеряться в обществе.
12)Приучайте ребёнка содержать свои вещи
в порядке.
13)Не пугайте ребёнка трудностями и
неудачами в школе.
14)Научите ребёнка правильно реагировать
на неудачи.
15)Помогите ребёнку обрести чувство
уверенности в себе.
16)Приучайте ребёнка к самостоятельности.
17)Учите ребёнка чувствовать и удивляться,
поощряйте его любознательность.
- В заключении нашей встречи, нам хотелось бы услышать от вас
родители, о том, за что вы любите своего ребенка. Каждый из вас говорит:
«Меня зовут…. Я люблю своего ребенка за то, что …»
-Спасибо большое за то, что вы сегодня посетили нашу школу для мам и
пап, и мы надеемся, что наши советы и рекомендации помогут вам и
вашему ребенку преодолеть все трудности при подготовке ребенка к
школе.