ТЕМА: ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА.




 

Вопросы:

 

1.Понятие и предмет конституционного права, его источники.

2.Понятие конституции. Конституция РБ: структура, содержание.

3.Организация государственной власти в Республике Беларусь:

а) Президент Республики Беларусь;

б) Законодательная власть в РБ;

в) Исполнительная власть в РБ;

г) Судебная власть в РБ;

д) Конституционный суд Республики Беларусь;

е) Местные органы власти в Республике Беларусь.

4.Конституционно-правовой статус гражданина РБ:

а) Понятие конституционно-правового статуса гражданина РБ;

б) Гражданство Республики Беларусь;

в) Права, свободы и обязанности гражданина Республики Беларусь.

5. Избирательная система Республики Беларусь.

1.

Конституционное право- это отрасль права, т.е. совокупность правовых норм, регулирующих область конституционно-правовых отношений, складывающихся во всех сферах общества: политической, экономической, социальной, духовной и др.

Предметом КП являются общественные отношения, возникающие при установлении основ общественного строя.

Конституционное право:

1.содержит основополагающие принципы взаимоотношений государства и личности;

2.закрепляют систему государственной власти;

3.предусматривают формы собственности, принципы хозяйственной деятельности, виды юридических актов и их соотношение;

4.включает принципиальные положения, касающиеся бюджетной системы, системы налогообложения.

Источниками конституционного права являются Конституция РБ, международно-правовые договоры, законы РБ, декреты и указа Президента РБ и другие нормативно-правовые акты.

2.

Слово «конституция» переводится с латинского как установление, строение.

Конституция- это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами.

За всю историю развития Беларуси как самостоятельного независимого государства было принято пять Конституций (в 1919, 1927, 1937, 1978 и 1994 г.)

Конституция РБ составляет ядро правовой системы, является базой для развития всего законодательства. Не случайно второе сопутствующее название Конституции РБ – Основной Закон.

Отличительными признаками Основного Закона Беларуси являются:

1.деидеологизированный характер;

2.закрепление в качестве экономической основы многообразия форм собственности;

3.установление равенства государства и гражданина, наличие у них взаимных обязательств;

4.закрепление в качестве вектора для развития текущего законодательства приоритета общепризнанных принципов международного права;

5.разделение и взаимодействие властей;

6.прямой характер действия норм Конституции.

Структура Конституции представляет собой систему группировки конституционных норм и последовательное их расположение. Конституционные нормы включаются в разделы и главы. Структура Конституции РБ является стандартной: она имеет преамбулу, основную часть и заключительные переходные положения.

В преамбуле весьма сжато закрепляются руководящие начала, на которых базируется Конституция. В преамбуле предусматривается, что Конституция является Основным Законом РБ.

Основная часть Конституции состоит из восьми разделов, третий, четвертый и шестой разделы состоят из глав - всего 8 глав.

В первом разделе:

· раскрываются основы конституционного строя;

· дается характеристика белорусского государства как унитарного, демократического, социального, правового;

· закрепляется взаимная ответственность гражданина и государства, а также идея народного суверенитета, т.е. верховенства воли народа;

· содержаться нормы, гарантирующие политический плюрализм, право на развитие всех форм собственности и другие.

Второй раздел посвящен правам, свободам и обязанностям человека и гражданина.

В разделе третьем фиксируются основные положения, касающиеся избирательной системы и референдума.

Раздел четвертый посвящен статусу государственных органов и изложен с учетом принципа разделения властей.

Пятый раздел касается местного управления и самоуправления.

В шестом разделе содержаться нормы, регламентирующие двух государственных органов- Прокуратуры и Комитета государственного контроля.

Раздел седьмой содержит нормы, касающиеся финансово-кредитной системы РБ.

В восьмом разделе решаются вопросы действия Конституции и порядка ее изменения.

В девятом разделе помещаются заключительные и переходные положения.

Весь текст Конституции состоит из 146 статей.

Изменения и дополнения в Конституцию РБ были приняты на референдумах, прошедших 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года.

3.

Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную и осуществляется органами государственной власти.

Орган государственной власти - это гражданин или коллектив граждан, наделенный государственно-властными полномочиями, и уполномоченные государством на осуществление его задач и функций и действующие в установленном государством порядке.

Органы государственной власти составляют единую систему, в которую входят:

· Президент Республики Беларусь;

· Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь;

· Органы исполнительной власти;

· Органы судебной власти;

· Органы прокуратуры.

А) Президент Республики Беларусь избирается народом на всеобщих, свободных, равных, прямых выборах при тайном голосовании сроком на пять лет. Президент является главой государства, гарантом Конституции РБ, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет республику Беларусь в отношениях с другими государствами. Он принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти.

Б) Органом законодательной власти является Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь. Он одновременно выступает и в качестве представительного органа. Выборы депутатов Парламента производятся народом. Срок полномочий белорусского Парламента - 4 года. Национальное собрание состоит из двух палат- Палаты представителей и Совета Республики. Основной задачей Парламента является осуществление законодательной деятельности.

В) Органы исполнительной власти отличаются наибольшим многообразием. Однако общим для них является осуществление исполнительной и распорядительной деятельности, т. е. они исполняют либо организуют исполнение законодательных актов, решений вышестоящих по отношению к ним гос-х органов и сами осуществляют распорядительную по отношению к нижестоящим органам деятельность путем издания обязательных для исполнения правовых актов. Систему органов исполнительной власти образуют:

· Правительство – Совет Министров Республики Беларусь;

· Министерства, государственные комитеты РБ;

· Областные исполнительные комитеты;

· Районные исполнительные комитеты;

· Городские (районные в городах) исполнительные комитеты;

· Сельские (поселковые) исполнительные комитеты.

Г) Судебную систему Республики Беларусь составляют:

Конституционный Суд Республики Беларусь - орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства;

суды общей юрисдикции, осуществляющие правосудие посредством гражданского, уголовного, административного судопроизводства и судопроизводства по экономическим делам.

Система судов общей юрисдикции строится на принципах территориальности и специализации.

Образование чрезвычайных судов запрещается.

Конституционный Суд Республики Беларусь, Верховный Суд Республики Беларусь, областной (Минский городской) суд, экономический суд области (города Минска) являются юридическими лицами.

Д) Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в количестве 12 судей. Судьями Конституционного Суда Республики Беларусь являются Председатель, заместитель Председателя и десять судей Конституционного Суда Республики Беларусь.

Конституционный Суд Республики Беларусь приступает к работе и правомочен давать заключения и принимать решения, когда в его состав назначено (избрано) не менее восьми судей Конституционного Суда Республики Беларусь.

Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в следующем порядке:

шесть судей назначаются Президентом Республики Беларусь;

шесть судей избираются Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Конституционный Суд Республики Беларусь по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь дает заключения:

о соответствии законов, декретов, указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение закона, Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам Президента Республики Беларусь;

о соответствии постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь;

о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь.

Е) Согласно ст.117 Конституции местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через:

1. местные Советы депутатов;

2.исполнительные и распорядительные органы;

3. органы территориального общественного самоуправления жителей (единоличные либо в формах советов, комитетов и д). Территориальное общественное самоуправление - самоорганизация граждан на добровольной основе по месту их жительства на части территории административно-территориальной единицы для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения.

4. местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

4.

А ) Конституционно – правовой статус человека и гражданина.

Существует триада: человек – личность – гражданин.

Человек может рассматриваться как индивид, взятый вне социальных связей т. е. как живое существо, представитель человеческого рода, его способность действовать осознанно.

Понятие личность выражает социальную сущность человека, его способность вступать в многочисленные социальные связи с другими людьми.

Гражданин – это человек, взятый в его отношениях с государством, т.е. личность, обладающая определенным правовым статусом.

Правовой статус представляет собой юридически закрепленное положение личности в обществе. Он включает в себя:

· Правосубъектность;

· Основные права и обязанности;

· Гражданство;

· Юридическую ответственность.

Правовой статус – комплексная категория, которая отражает отношение личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, определяет реальное положение личности в обществе.

Б ) Гражданство Республики Беларусь. В государственно- организованном обществе в системе факторов, определяющих положение человека, именно государству принадлежит исключительно важная роль. Государство- это не только организация, занимающаяся управлением и принуждением. Государство- это также и внутреннее устройство общества, особый вид организации человеческого общества как целого, обеспечивающий территориальное, юридическое и политическое единение населения. Государственная организация выступает как официальный, уполномоченный представитель всего общества. В силу этого отношения между человеком и обществом носят преимущественно государственно- правовой характер, поскольку от имени общества выступает государство.

В силу принципа суверенности государственной власти любой человек в пределах территории государства подпадает под его юрисдикцию, т.е. становится адресатом исходящих от государства общеобязательных предписаний. Устойчивая связь человека с конкретным государством находит свою выражение в институте гражданства (в республиках) или подданства в монархиях. Гражданство – это устойчивая правовая связь физического лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Эта связь означает юридическую принадлежность лица к конкретному государству, приобретение личностью специфических качеств гражданина государства, наличие круга взаимных прав и обязанностей граждан и государства, а также защиту гражданина государством внутри страны и за ее пределами.

Отношения по поводу гражданства регулируются Конституцией РБ, Законом «О гражданстве Республики Беларусь» от 1 августа 2002 г. И другими нормативными правовыми актами. Институт гражданства Республики Беларусь строится на определенных принципах, т. е. сущностных чертах отношений по поводу состояния в гражданстве. Выделяются следующие принципы:

1.Каждый человек имеет право на гражданство (ст.3 Закона от 1.08.2002).

2.Гражданство Республики Беларусь является равным независимо от оснований его приобретения.

3.Гражданство Республики Беларусь является единым.

4.Гражданство имеет свободный характер (сч.2 ст.10 Конституции РБ 0.

5.Недопустимость лишения гражданства (ч.2 ст.10 Конституции РБ)

6.Отрицание автоматического изменения гражданства при заключении или прекращении брака с лицом, не принадлежавшим к гражданству РБ, либо в случае изменения гражданства одним из супругов.

7.Принцип защиты и покровительства граждан РБ (ч.1 ст.10 Конституции).

Гражданство Республики Беларусь приобретается:

1.по рождению;

2.в результате приема в гражданство Республики Беларусь;

3.в порядке регистрации;

Гражданство Республики Беларусь прекращается:

1.вследатсие выхода из гражданства;

2.вследствие утраты гражданства.

В) Права и свободы личности в структуре правового статуса – это формально определенные, юридически гарантированные возможности пользоваться социальными благами, официальная мера возможного поведения человека в государственно- организованном обществе.

Самой разработанной и распространенной является классификация прав и свобод в соответствии с предварительным выделением наиболее важных сфер общественной жизни, в которых возникают и реализуются права и свободы. По этому основанию выделяют три большие группы прав и свобод:

1.личные права и свободы, к которым относятся:

- право на жизнь – ст.24 Конституции РБ;

- свобода, неприкосновенность и достоинство личности – ст.25 Конституции;

- право на личную жизнь – ст.28 Конституции РБ;

- неприкосновенность жилища – ст.29 Конституции РБ;

- свобода передвижения и выбор места жительства – ст.30 Конституции РБ;

- право на определение отношения к религии – ст.31 Конституции РБ;

- свобода мнений и убеждений – ст.33 Конституции РБ;

право на национальную принадлежность, пользование родным языком – ст.50 Конституции РБ;

- право на судебную защиту – ст.60 Конституции РБ;

- право на юридическую помощь – ст.62 Конституции РБ;

2.политические права и свободы, которым относятся:

- право на управление делами государства – ст.37 Конституции РБ;

- право избирать и быть избранным – ст.38 Конституции РБ;

- право на обращение в государственные органы – ст.40 Конституции РБ;

- свобода объединений – ст.36 Конституции РБ;

- свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования – 35 Конституции РБ;

- свобода печати и информации – ст.34 Конституции РБ;

-право на равный доступ к любым должностям в гос-х органах- ст.39;

3.экономические, социальные и культурные права, к которым относятся:

- право на труд – ст.41 Конституции РБ;

- право на справедливую долю вознаграждения в экономических результатах труда – ст.42 Конституции РБ;

- право на отдых – ст.43 Конституции РБ;

- право собственности – ст.44 Конституции РБ;

- право на жилище – ст.48 Конституции РБ;

- право на охрану здоровья – ст.45 Конституции РБ;

- право на благоприятную окружающую среду – ст.46 Конституции РБ;

- право на образование – ст.48 Конституции РБ;

- право на социальное обеспечение – ст.47 Конституции РБ;

- право на участие в культурной жизни – ст. 51 Конституции РБ;

Конституционные обязанности человека и гражданина – это установленные государством требования к поведению гражданина, официальная мера должного поведения. К обязанностям относятся:

1.обязанность соблюдать Конституцию, законы и уважать национальные традиции – ст. 52 Конституции РБ;

2.обязанность уважать достоинство, права и свободы других лиц – ст.53;

3.обязанность принимать участие в финансировании государственных расходов – ст.56 Конституции РБ;

4.обязанность беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности – ст.54 Конституции РБ;

5.обязанность охранять природу – ст.55 Конституции РБ;

6.обязанность защищать Республику Беларусь – ст. 57 Конституции РБ.

5.

В понятие избирательной системы входят методы установления результатов голосования, подсчет поданных и при­знанных действительными, а также недействительными, голо­сов избирателей и выявление победителей на выборах.

Основными и главными источниками избирательного права, закрепляющим его основные принципы, является Конституция РБ и Избирательный кодекс РБ.

Для определения результатов голосования используются спе­циальные избирательные системы, т. е. установленный законом или другим нормативным актом способ определения результатов голо­сования и порядок распределения мандатов между партиями. Тра­диционными и наиболее распространенными избирательными сис­темами являются две: система пропорционального представитель­ства (пропорциональная) и система большинства (мажоритарная). Они в свою очередь имеют несколько разновидностей. В отдельных странах встречается смешанная система.

Мажоритарная система предполагает, что для избрания кан­дидат должен получить большинство голосов избирателей данно­го округа или страны в целом (если речь идет о выборах прези­дента). Она может применяться в одномандатных округах, тогда каждая партия выставляет только одного кандидата, и избира­тель голосует за кандидата той или иной партии. Если система большинства применяется в многомандатных округах, партия вы­ставляет сразу целый список своих кандидатов, и избиратель го­лосует не за отдельных кандидатов, а за партийный список в целом. Партийный список, собравший большинство голосов, забира­ет все мандаты по данному округу.

Обычно мажоритарная система имеет две разновидности: абсолютного или относительного большин­ства.

Мажоритарная система абсолютного большинства предусмат­ривает, что победитель на выборах должен получить больше по­ловины (50% плюс один голос) всех признанных действительными голосов в данном округе. Такая система применяется на выборах президентов в ряде латиноамериканских стран. На практике она малоэффективна и часто нерезультативна, поскольку для того чтобы собрать больше половины голосов избирателей, отдельному кандидату или политической партии необходимо обладать очень большим влиянием в избирательном округе или в целом по стра­не.

Более результативной с точки зрения определения победителей на выборах является мажоритарная система относительного большинства (США, Великобритания, Канада, Индия и др.). По этой системе победителю достаточно собрать больше голосов, чем любому другому претенденту, но не обязательно больше половины. Эта система работает в том случае, когда на выборах в данном избирательном округе баллотируются только два кандидата. Если же выдвинут всего один кандидат, голосование не проводится, и данный кандидат провозглашается победителем без проведения выборов.

Более точно соотношение политических сил во время выборов отражает пропорциональная система. Она предусматривает распределение мест в парламенте или органах местного самоуправления между партиями в пропорциональной зависимости от числа поданных за нее голосов избирателей. Эта система позволяет партиям быть представленными в выборных органах в соответствии со своим влиянием в политической жизни страны и популярностью среди избирателей.

Некоторые страны применяют смешанные избирательные системы, сочетающие в себе элементы мажоритарной и пропор­циональной. На такой основе происходят выборы в Бундестаг ФРГ, когда половина его депутатов избирается по мажоритарной систе­ме относительного большинства в половине избирательных окру­гов, на которые делится территория, а другая половина — по Пропорциональной системе по спискам, выдвигаемым партиями в каждой земле. Победителем в округе объявляется кандидат, получивший относительное большинство голосов. При такой системе большинство мандатов получают крупные партии, даже при перевесе сил.

Выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Выборы депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов проводятся по одномандатным избирательным округам.

Выборы членов Совета Республики проводятся на основе равного и косвенного избирательного права при тайном голосовании.

Референдум проводится путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования.

Выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов и референдум являются всеобщими: право избирать, участвовать в референдуме имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет.

В выборах, референдуме не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения - содержание под стражей.

Выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов, участие в референдуме являются свободными: избиратель, участник референдума лично решает, участвовать ли ему в выборах, референдуме, за кого голосовать на выборах, за что голосовать на референдуме.

Избиратели, участники референдума участвуют соответственно в выборах Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов и референдуме на равных основаниях: каждый избиратель, участник референдума имеет один голос.

Выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов являются прямыми. Президент Республики Беларусь избирается непосредственно народом Республики Беларусь. Депутаты избираются гражданами непосредственно.

Граждане участвуют в референдуме на основе прямого волеизъявления.

Выборы членов Совета Республики являются косвенными: члены Совета Республики избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и депутатов Минского городского Совета депутатов.

Голосование на выборах и референдуме является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей, участников референдума в ходе голосования запрещается.

Подготовка и проведение выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики, депутатов местных Советов депутатов, референдума, отзыва депутата Палаты представителей, члена Совета Республики, депутата местного Совета депутатов осуществляются открыто и гласно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: