Что такое феминизм?
Философ Кирилл Мартынов
Феминизм — это явление, которое можно рассматривать как минимум с двух сторон. Во-первых, это политическое движение, связанное с борьбой женщин за равноправие. Именно этот аспект часто ассоциируется с классическим феминизмом, в частности с движением суфражисток, которые требовали предоставить женщинам право голоса на выборах. Нам кажется, что подобные проблемы остались в далеком прошлом, но на начало XX века женщины не имели избирательных прав практически нигде в мире. В результате побед ранних феминисток мы счастливо об этом забыли.
Во-вторых, феминизм — это интеллектуальное движение, по сути, течение в философии, которое по своему содержанию и аргументации гораздо более разнообразно, чем классический политический феминизм.
Происхождение понятия
Термин «феминизм» возникает в начале XIX века. Под ним в публицистике этой эпохи понимается совокупность качеств, присущих женщине. Так же как есть специфические мужские черты — мужественность, есть и феминность, или «феминизм».
К концу XIX столетия в контексте суфражистского движения появляется слово «феминистка», изначально французское, которым называют активисток женского движения. Таким образом, к началу XX века значение термина постепенно меняется. Последние 100 лет под феминистками мы уже определенно понимаем женщин, которые борются за свои права. Причем права эти могут пониматься по-разному, и борьба не всегда сводится к требованиям формального политического равенства.
Истоки феминизма
Идеи, близкие феминизму, циркулируют в западной культуре со времен Античности. В пятой книге «Государства» Платона, например, сообщается, что нет никаких препятствий для того, чтобы женщина была правителем. Если женщина достаточно разумна и талантлива, то она должна обладать теми же правами, что и наиболее разумные и талантливые мужчины. Элементы феминизма можно находить и в Средние века, и в эпоху Возрождения.
|
Первой феминисткой обычно называют англичанку Мэри Уолстонкрафт, жившую в конце XVIII столетия. В трактате «Защита прав женщины» она ставит вопросы, связанные с судьбой женщины: насколько женщина отлична от мужчины, насколько справедливы обвинения женщины в недостатке у нее разума, как на роль женщины влияет материнство и домашний труд. Главный лозунг Уолстонкрафт, вызвавший скандал, состоит в том, что женщина может самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Несколько в тени Уолстонкрафт остается ее соотечественница Мэри Эстел, опиравшаяся на рационалистическую философию Декарта, не делавшего разницы между мужчинами и женщинами. Уолстонкрафт аналогично находится под влиянием Руссо и полемизирует с ним. Когда мы читаем эти ранние тексты, карикатурный образ феминисток рассыпается: они предлагают разностороннюю, часто ироническую и подчас неожиданную аргументацию. Например, Эстел в качестве возможной альтернативы замужества и перехода женщины «в собственность мужчины» обсуждала создание женских «светских монастырей».
В числе первых феминистов был по крайней мере один мужчина, классик либеральной философии Джон Стюарт Милль, который в 1869 году опубликовал трактат «Подчиненность женщины» в защиту женских прав. Большинство мужчин, однако, были настроены резко против феминизма. Отчасти они просто не могли понять, чего хотят эти женщины. Один автор-мужчина даже заявил в ответ на публикацию трактата Уолстонкрафт, что требование защиты прав женщин столь же нелепо, как требование защиты прав домашних животных. В ответ на движение суфражисток было сформулировано и «классическое опровержение»: феминистками якобы становятся только очень некрасивые женщины, которые не могут рассчитывать на то, чтобы найти себе достойного мужа.
|
Первая и вторая волна феминизма
Первую волну феминизма определить проще всего. Это борьба женщин за политическое равноправие и за возможность избирать и быть избранными на выборах. Первые феминистки апеллировали к либеральным лозунгам: люди обладают равными правами вне зависимости от пола.
Суфражистки были очень мощным движением публичной политики в Великобритании и США: женщины объединились и добились желаемого. В 1920 году в США была принята 19-я поправка к Конституции, согласно которой пол не может быть препятствием для ограничения на участие в политической жизни и, в частности, на участие в выборах. После этого многим казалось, что феминизм закончился, потому что своей основной цели женщины достигли, а другие проблемы могут быть решены политиками, избранными женщинами на выборах.
Вторая волна феминизма возникает в 60-е годы XX века и представляет собой уже гораздо более сложное явление. Угнетение здесь уже не сводится к запрету женщинам участвовать в политической жизни. Оказалось, что политическое равенство не исключает угнетения в семье, угнетения на рабочем месте. Ключевой текст этой эпохи — это «Второй пол» Симоны де Бовуар. Феминистки второй волны критикуют представление о том, что основным предназначением женщины является материнство, понятое как затворничество и отказ от карьеры, забота о доме. Они оспорили тезис о том, что женщины не должны стремиться к тому, чтобы проявлять себя за пределами этого «женского мира». О том, что якобы мужчина — природный экстраверт, женщина — природный интроверт, и это социальное разделение труда предопределено навсегда некими естественными правилами.
|
Список тем, которые ассоциируются с феминизмом, в этот момент сильно расширяется: теперь это насилие (реальное, домашнее, символическое — например, мальчикам говорят «не будь как девчонка», как будто быть девчонкой — это нечто оскорбительное), критика навязанных гендерных ролей, вопрос об уровне заработной платы, неоплачиваемый домашний труд осознаются как социальная проблема. В целом речь идет о проблематизации фигуры женщины в культуре.
Вторая волна не добилась реализации своих целей в полном объеме, проблемы, о которых писали феминистки 60-х годов, сохранились и в сегодняшнем мире. Но в период второй волны происходит настоящая социальная революция: женщины на Западе массово выходят на рынок труда, что приводит и к резкому росту богатства общества, и к совершенно новому представлению о реальной гендерной политике.
Третья волна феминизма
Третья волна феминизма, начало которой связывают с 90-ми годами XX века, представляет собой попытку применить к гендерным исследованиям актуальные философские идеи, в первую очередь идеи постструктурализма, а также постколониальную теорию. Дискуссия здесь строится в основном вокруг понятия идентичности. В целом на этом этапе уже довольно трудно говорить о некотором теоретическом единстве идей феминизма.
Ключевая тема для феминисток третьей волны — осознание, что на самом деле вопрос не сводится к тому, что есть женщины, а есть мужчины. Вопрос сводится к попытке понять, как именно эти гендерные роли, мужская и женская, конструируются, как мы становимся мужчинами и женщинами. Что заставляет нас быть мужчиной или женщиной? Здесь же возникает вопрос о том, что могут существовать и другие гендерные роли. Исследованием множества гендерных идентичностей занимается квир-теория.
В третьей волне особенно выделяется движение Riot Grrrl, выстроенное вокруг эстетики не только освобожденной, но и наделенной властью (empowered) женщины, которая способна быть самодостаточной, талантливой, лидирующей в социальном мире — и в этом смысле превосходящей мужчин. Riot Grrrl заявили, что push-up bra не противоречит наличию brains, и вернули в обиход агрессивный макияж и высокие каблуки, которые еще недавно считались классическим символом угнетения со стороны мужчины.
Таким образом, феминизм третьей волны стремится к свободе в том числе от тех ограничений, которые были навязаны старым феминизмом.