Школа №56, группа 2,
Старшая школа
10:00 ¾ 13:00
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся с понятием «ритм» в изобразительном искусстве как средстве гармонии.
Ритм в изобразительном искусстве — это разнообразное повторение или интересное чередование элементов композиции.
Без ритма трудно обойтись как в плоскостной композиции, так и в объемной, пространственной. Ритм может выражаться с помощью всех изобразительных средств: существуют ритмы форм (точки, линии, пятна и их сочетания), ритмы цвета (ахроматические и хроматические), ритмы, выраженные фактурой.
Знание закономерностей ритмического построения во многом решает проблемы создания композиций любого вида, их единства и соподчинения, равновесия как целого произведения, так и его частей.
Простейшая закономерность, на основе которой строится композиция- это повторность элементов и интервалов между ними, называемая модульным ритмом или метрическим повтором - метром.
Рис.1
Рис 2
Примеры простого ритма в архитектуре и одежде
Простейшее проявление ритма с характерным повторением в композиции одинаковых форм при равных интервалах можно наблюдать в расположении колонн античных храмов, в равномерном расположении однотипных станков в цехе, в расположении кнопок на приборах и т. д.
Ритм может быть спокойным и беспокойным, может быть направленным в одну сторону (орнаментальная кайма) или сходящимся к центру (узор в центре подноса, скатерти, шкатулки, розетка лепная под люстрой), направленным как по горизонтали, так и по вертикали. Частые членения в горизонтальном направлении, как и в вертикальном, могут создавать впечатление беспокойства. Членения по горизонтали будут зрительно снижать высоту вещи, а вертикальные, наоборот, делают ее выше.
|
В рисунке ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета. Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции, например фигур людей, их рук или ног. В результате ритм может строиться на контрастах объемов.
По неписаным законам восприятия – глаза зрителя исследуют изображение – подчиняясь его ритму. Иногда в это не верится – но это действительно так! Приведенную выше картину Брейгеля – большинство зрителей рассматривают с лева на право, воспринимая фигуру за фигурой – обычно это происходит за считанные секунды, или даже за единственную секунду, однако это – факт, которым можно воспользоваться!
Особая роль отводится ритму в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства. Ритм бывает простым, когда меняется какая-то одна закономерность (форма, цвет, фактура или расстояние между элементами), и сложным, когда изменения происходят сразу по нескольким параметрам. Например, меняется конфигурация формы и происходит насыщение по цвету, или изменяется расстояние между элементами и одновременно уменьшается форма, которая также изменяет свою фактурную характеристику. Ритм не только обогащает композиции, но и помогает их организовать.
Один из таких видов ритма — называется прогрессирующим (нарастающим). Его суть заключается в том, что объект, при каждом очередном повторении меняет свою форму или размер.
Ритм может проявляться:
-в изменении величины чередующихся элементов при сохранении интервала между ними;
|
-сохраняется величина чередующихся элементов при изменении интервалов между ними;
-изменяются величины интервалов и величины элементов.
По способу организации элементов ритмический порядок может приобретать различные направления: вертикальное , горизонтальное
,
Диагональное ,
спиральное ,
радиально-
лучевое ,
или веерное. В каждом случае возникает новый характер движения, а значит, новое композиционное звучание.
Задание: на формате А4 разработать декоративную композицию из геометрических фигур с использованием любого по способу организации элементов ритма: цветовых пятен, величин геометрических элементов, с нарастанием или убыванием. Вы можете использовать аппликацию или гуашь, на Ваш выбор. Фото работ присылайте в личные сообщения группы.
Желаю творческих успехов!