Трансформация - это процесс приобретения обществом новых черт, соответствующих требованиям времени. Происходит изменения в жизненных стандартах, образцах поведения и потребностях. "Перемен, мы хотим перемен" звучало в популярной в 80-х годах песне, отражая настоятельную потребность в изменениях.
Какие у нас основания судить о сознании молодежи по музыке и текстам песен? Здесь возможны следующие доводы. Первый из них предлагают сами музыканты, оценивая свое творчество как "зеркало мира". В одноименной песне говорится: "Сущность явлений и лет вереница, лица друзей и маски врагов ясна, видны и не могут укрыться от взора поэта - владельца веков". Анализируя, что именно отражается в этом "зеркале", мы можем оценить какие явления и проблемы попадают в поле зрения молодежи и как они ею оцениваются. Музыканты осознанно стремятся выразить то, как они ощущают современность, откликнуться на возникающие социальные проблемы. В песне происходит опредмечивание духовного состояния людей. Реконструируя, распредмечивая результаты песенного творчества можно исследовать реалии сознания. Любительская песня менее всего подвержена редакторской выбраковке и поэтому более интересна для социолога. Песни прошедшие через мелкое сито музыкальных редакций средств массовых информации несут на себе отпечаток сознания не только художника, но и редактора. В этом случае значительно затрудняется процесс социальной интерпретации продуктов художественного творчества. Редактор и художник могут относиться к разным социальным и социально-демографическим группам. Песня, попавшая на радио или телевидение является, как бы результатом компромисса разных социально-художественных позиций. Поэтому самый благодатный материал для социологического исследования - неорганизованные, стихийные процессы. Надо подчеркнуть, что цели социолога и литературно-музыкального критика не вполне совпадают. Социолог избегаем оценок степени художественности текстов и музыки, литературных сравнений, советов и менторской позиции. Реконструкция реалий сознания требует отношения к фактам, как к суверенной данности. Итак, первый довод в пользу возможности вычленить элементы сознания молодежи с помощью песни заключается в отношении к ней как к художественно зашифрованной социальной позиции.
|
Следующий довод опирается на известное представление о том, что художественный образ обобщает социально типичное под видом индивидуального. Это суждение приложимо к именно художественным произведениям. На примере оценки творчества любительских групп особенно отчетливо видно, что литературно - художественная и музыкальная критика не является и не может быть абстрактной, а является выражением сознания определенной социальной или социально-демографической группы. Встречаются суждения, что некоторые формы молодежной культуры являются внеэстетическими. Это мнение, в частности, иногда относится к рок-музыке. Однако, молодежь, считая рок-песню своей, не видит оснований отказывать ей в художественности. В спорах о художественности следует отдавать себе отчет совпадают ли социально-эстетические позиции художника и критика. Если такого совпадения нет спор о художественности беспредметен. Точнее он переводится из плоскости собственно эстетической в плоскость социальную и даже политическую. В ситуации двоемыслия, которое было характерным для 70-х годов, наиболее адекватным духовным документом эпохи становились искренние монологи, в музыке находящие свое выражение в стиле рок. Это же относится и к "авторской песне", которая также стала политическим и социальным явлением и имела статус романтического протеста против лжи. Так получилось, что сознание поколения конца 70-х начала 80-х стремилось утвердиться и самовыразиться в любительской песне. Позже она приобрела другие функции, собственно музыкальные, не столь ярко социально-политические. В 70-е годы рок встретил жесткое противодействие со стороны официальной культуры и традиционалистов. Но неправомерно отказывать массовому искусству в его стремлении удовлетворять социально приемлемые потребности в эстетическом самовыражении. Именно рок в его масскультовых вариантах стал для огромного числа молодых людей едва ли не единственным окном в мир искусства, в эстетическую сферу. Неуместным снобизмом была попытка мерить одними мерками "повседневное" искусство и искусство "высокого стиля". Благодаря рок-музыке поколение 80-х имело свое лицо в музыкальной культуре повседневного спроса. Рок - многозначное явление. Вряд ли стоит относить все его разновидности в разряд неспециализированных видов искусства. Но специализированная, элитарная, профессиональная часть рока все же составляла в те времена лишь небольшую долю. Рок представлял собой форму приобщения отечественной культуры к современным западным стандартам. Рок - это средство вестернизации нашей культуры, придания ей современных космополитических черт. Долгое время рок вообще был только на английском языке даже в случае отечественного авторства. В конце 60-х и 70-х годы массовая музыка, ориентированная на молодежь избегала пользоваться русским языком. Опрос студентов в 1979 г. почему они предпочитают песни на иностранных языках, показал что: такие песни более выразительны, энергичны, эмоциональны. Музыка и мода - это первые бреши в железном занавесе советской культуры. Плацдарм, завоеванный музыкой, мог затем расшириться через усвоение многих черт западного менталитета. Дыхание свободы прорвавшееся через музыку довольно сильно просквозило затхлую атмосферу предлагавшихся образцов духовной сферы. Рок - это один из первых вестников модернизации в социокультурной области. Всплеск модернизма и постмодернизма в живописи, литературе, поэзии и других видах искусства также несомненно было модернизационным явлением, но это не оказало столь массового воздействия на публику, как музыка. Благодаря этому молодежная музыка стала ведущим видом искусства, выражающим наиболее полно и адекватно эпоху. Социологические исследования тех лет подтверждают эту мысль. Было бы удивительным при нынешнем размахе интернационализации общественной жизни избежать влияния музыкальных форм, ставших достоянием мировой культуры. Вначале модернизационному обновлению подвергнулась форма, интонация. Это несомненно наиболее глубокий и существеннейший шаг. Недаром именно форма столь резко вызвала негодование традиционалистов. Но затем модернизации подвергнулось и содержание. Образно-интонационный анализ песен позволит глубже судить о направленности, социальном характере новых образцов духовного творчества, появившейся в указанную эпоху. Характерной чертой песенной культуры того времени было то, что новая группа редко заявляла о себе одной-двумя песнями. Как правило, ансамбль представлял альбом или концерт и цикл песен порядка 10-12, то есть превалировал не шлягерный подход, а концептуальный. Соответственно, характер восприятия песен зависел от контекста, от общей интонации концерта, альбома. Песни вырванные из контекста толковались неадекватно, а то и прямо в обратном смысле.
|
|
Для рок-песен указанного периода была характерной относительно большая значимость текста. Было довольно распространенное, но не вполне соответствующее действительности мнение, что молодежь не обращает внимания на текст, для нее главное - ритм, мелодия. Действительно, в пору начальной интервенции рока в нашу культуру именно музыка играла ведущее значение. Текстовая песня бардов, Высоцкого была за пределами рока. Примерно конец 70-х положил начало резкому изменению ситуации. Более всего на это повлияла группа "Машина времени", одна из первых заметных групп удачно соединивших интонацию бардов и рока. С тех пор рок-бардовое направление было очень влиятельным. Произошла смена культуры песни и вкусы молодежи поддержали новшество. Появились насыщенные острым нравственным содержанием музыкально песенные композиции в стиле рок. Этическая насыщенность текстов имеет прямой адрес: подросток, юноша - душа на переломе обновления. Тому о чем поет рок-группа верит молодой человек. Но и рок-музыканты не говорят о том, чему подросток, юноша не может поверить. Речь в песнях вовсе не являлась открытием в нравственной тематике. Но открытием служила современная форма выражения этих мыслей. Стиль "рок" придавал старым проблемам статус нового открытия.
Рок был призван потребностями молодежи, развившимися имманентно согласно логике развертывания духовных потребностей. Это не просто дань подражания Западу без сколько-нибудь значимой необходимости, как утверждала официальная музыкальная критика. Дальнейшее развитие отечественной рок музыки говорит о том, что здесь действовали обе причины, только значение их было разным для разных социокультурных групп молодежи. Однако в основном, то, что молодежь повернулась к рок-песне объясняется не тем, что музыкальная ее форма похожа на зарубежный рок, а тем, что в ней ритмико-мелодическая и содержательная основа глубоко соответствовала потребностям молодых людей. В отношении музыкальной формы большое значение имеет интонационный кризис отражающий перелом в социокультурном развитии и переход к новому витку модернизации. Содержательная же сторона подчинялась особенностям социализации поколения. Каждое поколение должно заново осваивать и отбирать для себя содержание нравственного багажа человека. Только в этом случае нравственные максимы будут восприниматься как истинные, не привнесенные, не чуждые. Подвергаются модернизационной эволюции и формы передачи нравственных норм, близкие к техницизированным, урбанистическим и безличным, но компенсированными эстетической формой. Любопытно, что антимодернизационные силы жестко противодействовали экспансии рока. В литературе встречались выражения типа "эстетический империализм" как характеристика рока. Моральные соображения, свойственные критике рока на Западе, у нас подчинялись чаще всего идеологическим требованиям. Любопытно также, что аргументация защитников рока также иногда включала идеологические аргументы.
Рок рассматривался как инструмент контрпропаганды. Имелись ввиду эстетико-культурные аспекты и собственно идеологические. Миссией отечественного рока объявлялась задача вернуть молодежь в лоно отечественной музыкальной культуры. Встречались призывы облечь в новую форму, раз она нравится молодежи, содержание, требующееся для привычного идеологического воспроизводства. К чести рок-музыки, в сколько-нибудь заметных размерах ничего подобного не произошло. Новая форма отрицала старое содержание. Старые духовные парадигмы встречались в песнях эстрадного типа, со вторичными заимствованиями и в художественном плане совершенно банальными. Что касается задачи более патриотического, чем собственно идеологического характера, вернуть молодежь к отечественной музыке, то здесь действительно рок-музыка сделала много. Антимодернизационные идеологи объявляли рок-музыку и антиэстетическим явлением, повторяя аргументы западных противников рока. Часто утверждалось, что увлечение роком - это ошибка массового сознания.
Но критики рок-музыки зачастую сами попадали в самоизоляцию по отношению к молодежи. Авторы журнала "Музыкальная жизнь" в начале 80-х годов утверждали, что рок-песня не может быть на русском языке, так как слова слишком длинные, не соответствуют ритмическим законам рока. Полный абсурд.
Тотальный пресс не ограничивался идеолого-эстетическим оружием. Государство действовало в привычной манере изоляции наиболее дерзких. В тюрьму, в психиатрические лечебницы попали несколько талантливых музыкантов и организаторов рок-движения. Модернизационные импульсы в духовной культуре душились с использованием всех возможных средств. Это привело к тому, что в полной мере рок-музыка не смогла выполнить свою роль модернизации сознания, функцию подготовки нового образа мира. Этим частично можно объяснить всплеск агрессивной антимодернизационной кампании из среды самой молодежи. То, что получило свое название в терминах "люберы, гопники" и пр. И хотя причины "люберизации" молодежи более обширные, связанные с взаимоотношением центра и провинции. Но в своей основе характер этих противоречий все же имеет исток именно в проблемах модернизации. Э.Этциони в теории "призматического общества" в центр проблемы модернизации ставил именно взаимоотношение центра и провинции. От того как они будут решены зависит судьба модернизации. Можно сказать, что в духовной сфере эта борьба во многом проиграна модернизационными силами, так как в провинции соотношение сил было не в пользу новых движений.
В провинции практически отсутствовали средства и силы, способные подготовить сознание к новым образам мира. Худшие образцы традиционализма причудливо сочетались с естественной потребностью в новизне, породив позже эстетические монстры эстрадной массмедиа. Модернизационный импульс подействовал на изменение эстетических вкусов.
Под художественным вкусом принято понимать способность человека адекватно воспринимать и оценивать произведения искусства, способность судить об эстетических достоинствах произведения, переживать, чувствовать, заложенное в нем содержание.
Вкус объединяет рациональное и эмоциональное в восприятии и оценке произведения искусства. Социологическое исследование художественных вкусов сталкивается с труднопреодолимым препятствием операционального определения и измерения оценки произведения искусства массовым потребителем. Другой трудностью является проблема экспертной оценки, критерия адекватности вкусов массовой аудитории.
Вкус, как известно, выражает и отражает специфику, индивидуальность художественного восприятия.
Для целей социологического исследования приходится делать допущение, что избирательность в поведении потребителя произведений искусства коррелирует с его вкусами. Значит в данном работе под музыкальным вкусом понимается избирательность предпочтения музыкальных жанров, то- есть то, что нравится публике. Специфика молодежных вкусов отражает специфику молодежи как социально-демографической группы. Выявив предпочтения молодежи, а затем проанализировав содержание предпочитаемого, можно сделать определенные выводы о социально-культурном облике молодежи, ее настроениях, проблемах.
Художественный вкус наиболее четко фиксируется у коллекционеров. В данном исследовании были изучены анкеты постоянных членов клуба филофонистов г.Запорожья. В клубе - 190 человек. Из них: 44% - рабочие, 31% студенты и старшеклассники, 25% - служащие и ИТР. Возрастной состав: до 19 лет - 17%, 20-24 года - 31%, 25-29 лет - 27%, 30-34 года - 19%, 35 лет и старше - 6%. Как видим, состав клуба в основном молодежный. Анкета содержала открытый вопрос, без указания альтернатив: "Музыкальные произведения каких жанров Вы коллекционируете?" Ответы содержали наименования одного, двух и более жанров. По результатам контент-анализа анкеты, ответы были сгруппированы по наиболее часто упоминаемым наименованиям жанров. Поскольку указывалось несколько названий, в итогах подсчета сумма процентных долей всегда больше 100%. Рок-музыку различных стилей коллекционирует 75% членов клуба филофонистов. Далее предпочтение отдается "диско" - 32%, отечественной эстраде 15%, симфонической музыке - 12%, джаз - 9,5%.
Следует иметь в виду, что принятая в теории классификация музыкальных жанров не совсем подходит для исследования музыкальных вкусов массовой публики. Так, теоретические термины "эстрада" и "рок" соотносятся как род и вид. Но в стихийно сложившемся словоупотреблении эти термины соотносятся как роды. Поскольку мы исследуем вкусы публики, то будем ориентироваться на смысл терминов, задаваемый сложившейся практикой их массового употребления. Под "эстрадой" молодежь понимает традиционную эстрадную музыку. Под "роком" понимается усложненная, новаторская эстрадная музыка со специфическими музыкально-выразительными средствами. Поэтому в данном исследовании термин "эстрада" употребляется не для наименования направления, а для наименования жанра, что делает возможным включать эстраду в один ряд классификации наряду с роком, джазом, классикой.
Есть определенные различия во вкусах рабочих и служащих. По социальным группам ответы членов клуба распределились следующим образом.(см.табл.4.)
Как видим из таблицы, существовала дифференциация вкусов по возрасту и образованию, что свойственно любому времени. Однако общая тенденция очевидна - западные вкусы доминируют в музыкальных предпочтениях любителей молодежной музыки.
Более высокое образование повышает долю любителей джаза, джаз-рока. Понижение образования резко увеличивает предпочтение диско. Чем моложе слушатели, тем больше предпочтений тяжелого рока.
Было проведено так же изучение музыкальных вкусов студентов. Выборка случайная, кустовая. Опрошено 106 человек. Был задан один закрытый вопрос: "Музыку какого жанра Вам хотелось бы слушать в свободное время?". Предлагалось 8 альтернатив, из которых надо было выбрать не более двух.
Выявлена существенная дифференциация музыкальных вкусов по полу и увеличение популярности отечественной рок-музыки. Так, любой рок, как предпочитаемый жанр, по результатам данного опроса, отмечает 91% студентов -юношей и только 24% девушек, при об щей оценке - 55%.
Таблица 4
Музыкальные вкусы членов клуба филофонистов (в % к числу опрошенных)
Музыкальный жанр | Рабочие | ИТР | Студенты |
Рок | |||
Хард-рок | |||
Джаз-рок | |||
Диско | |||
Этрада | |||
Отечеств. эстрада | |||
Джаз | |||
Классическая музыка | 6,5 |
Примечание: Кроме перечисленных, редко - менее 3% - встречались другие наименования жанров. Они приведены в группе близкой по типу музыки.
Стойкость музыкальных вкусов можно выявить путем изучения сочетаний предпочитаемых жанров. В 75% упоминаний симфонической музыки у юношей, она сочетается с рок-музыкой. У многих юношей путь к симфонической музыке лежит через увлеченность серьезным роком. Более подробные данные сведены в таблицу 2.
Таблица 5.
Музыкальные вкусы студентов (в % к числу опрошенных)
Музыкальный жанр | юноши | девушки | общая оценка |
Симфоническая музыка | |||
Эстрада отечественная | |||
Эстрада зарубежная | |||
Рок отечественный | |||
Рок зарубежный | |||
Джаз | |||
Народная музыка | |||
Барды |
Духовная насыщенность классической рок-музыки делает её сравнимой по характеру своего воздействия, с симфонической музыкой. Противопоставлять эти два жанра является ошибкой. Наиболее частые сочетания предпочитаемых жанров музыки у юношей: рок отечественный и рок зарубежный - 26%, зарубежная эстрада и зарубежный рок - 17%, остальные сочетания на уровне менее 10%. У девушек наиболее распространенные сочетания: отечественная и зарубежная эстрада 41%, симфоническая музыка и эстрадная музыка 14%, и по 10% сочетаний: эстрада отечественная - барды, отечественные рок и эстрада, эстрада и рок зарубежный. Как видим, у девушек в целом вкусы более облегченные. Девушки преимущественно предпочитают эстраду, примерно в равной степени отечественную и зарубежную. Юноши предпочитают в равной степени отечественный и зарубежный рок. Это важное в культурном смысле завоевание начала 80-х. Еще в середине 70-х мы бы не получили такого результата, тогда безусловно доминировала зарубежная рок музыка. Популярность у юношества отечественной рок-музыки обеспечили в 80-е годы два явления. Во-первых, резкий скачок в распространении магнитофонной техники у молодежи, во-вторых, самоотверженная деятельность московских и ленинградских (зачастую "самодеятельных") рок-музыкантов, удовлетворяющих насущные потребности юношества.
Мы исходим из того, что рок-музыка - это проявление процессов модернизации в специфической форме.
Заключение
Сегодня наблюдается пристрастие молодежи к легкому жанру, который является частью массовой культуры, а высокая музыкальная культура (классическая, народная и др.), которая играет большую роль в формировании общечеловеческих ценностей, у школьной молодежи часто не востребована. У молодежи срабатывает закон влияния «толпы»: «Что слушают другие, то буду слушать и я». Таким образом, еще одним фактором влияния музыкальной культуры на формирование общечеловеческих ценностей у школьной молодежи является мода и престиж.
Анализ целей обращения студентов к музыке позволил выделить ряд функций музыки в жизни молодежи. Так, если в группе музыкантов прежде всего доминирует эстетическая, познавательная, гедонистическая, энергизирующая, эмоционально-регулирующая и мотивационная функции, то в группе немузыкантов ведущие позиции занимают развлекательная и коммуникативная функции, затем гедонестическая, эмоционально-регулирующая, мотивационная, и только потом – познавательная и эстетическая функции музыки.
Таким образом музыка для современных студентов, в настоящее время, в большей своей массе – еще один способ развлечения и фоновое, практически бессодержательное, сопровождение жизни. Но в некоторых случаях музыка носит и познавательный характер и выступает как часть жизненной философии.
Приложение Таблица 1 | ||||
Музыка, предпочитаемая родителями школьников (% от числа опрошенных) | ||||
Предпочитаемая музыка | Ответы детей | |||
7-10 лет | 11-14 лет | 15-17 лет | ||
Классическую | 14,5 | 17,7 | 23,9 | |
Популярную | 19,1 | 34,6 | ||
Народную | 23,2 | 27,5 | ||
Современную эстрадную | 31,3 | 13,6 | 7,1 | |
Не смогли ответить | 11,8 | 6,6 | - | |
Таблица2 | ||||
Музыка, предпочитаемая школьниками (% от числа опрошенных) | ||||
Предпочитаемая музыка | Ответы детей | |||
7-10 лет | 11-14 лет | 15-17 лет | ||
Классическую | 29,9 | 21,5 | ||
Популярную | 18,7 | 25,9 | 30,9 | |
Народную | 12,9 | 5,7 | 3,8 | |
Современную эстрадную | 38,5 | 46,9 | 46,3 | |
Таблица 3 | ||||
Знание нотной грамоты (% от числа опрошенных) | ||||
Предпочитаемая музыка | Ответы детей | |||
Знание нотной грамоты | Незнание нотной грамоты | |||
Классическую | 46,4 | |||
Популярную | 36,6 | 63,3 | ||
Народную | ||||
Современную эстрадную |
Список литературы
1. Цукерман B.C. Музыка и слушатель. – М., 1972; Алексеев Э.Е., Головинский Г. и др. Молодежь и музыка сегодня //Социальные функции искусства и его видов. М., 1980; Человек в мире художественной культуры /Под ред. Ю.У. Фохта-Бабушкина – М., 1982.
2. Давлетшина Д.М Музыкальная культура как фактор формирования духовных ценностей студенческой молодежи в современных условиях: Автореф. дисс.... канд. социол. наук. - Казань, 1998.
3. Жижина М.В. Проблема социальной психологии личности. – Саратов, 2006
4. Верная А. Статья «Субкультуры». (Интернет-сайт Анастасии Верной), М., 2006.
5. Кон И.С. Социология молодежи. М., 1988.