Проблема нахождения точки перехода из модерна в постмодерн в связи с полисемией термина «постмодернизм».




Система Г.В.Ф. Гегеля как начало гносеологического перехода мировой культуры из эпохи модерна в эпоху постмодерна

 

Храбров Илья Николаевич

 

Академия по переподготовке работников культуры, искусства и туризма при Министерстве культуры РФ

 

E-mail: ilya.hrabrov@mail.ru

 

В современной гуманитарной постнеклассической науке термин «постмодернизм», обобщённо говоря, исходя из условного синтетического определения, означает «теорию всего и ничто», то есть является универсальной суперкатегорией, посредством которой можно обозначать и наукообразно «объяснять» практически любое явление современной культуры. Это означает профанацию (деконструкцию) классических научных методов, что предельно опасно в условиях острых политэкономических кризисов международного масштаба. В связи с этим необходимо попытаться понять причины и условия перехода общества в мировую постмодернистскую ситуацию, в целях выработки комплексных подходов в решении проблем, внутри межкультурного, межрелигиозного
и межидеологического глобального полилога, набравшего критическую массу неразрешимых методами постнеклассической науки противоречий.

System GWF Hegel as the beginning of the transition of world culture from the modern era to the postmodern era

Khrabrov Ilya Nikolaevich

Academy for retraining of workers of culture, arts and tourism under the Ministry of culture of the Russian Federation.

 

E-mail: ilya.hrabrov@mail.ru

 

In modern human post-non-classical science, the term «postmodernism», generally speaking, on the basis of conventional synthetic definition, means «the theory of everything and nothing», then there is a universal supercategories, through which you can indicate
and pseudo-scientific «explain» almost any aspect of modern culture. This means profanation (deconstruction) classical scientific methods that are extremely dangerous in conditions of acute political and economic crisis on an international scale. In this connection it is necessary to try to understand the causes and conditions of the company's transition into the world of postmodern situation, in order to develop integrated approaches in solving problems within cultural, religious, and oideological global polylogue, gained critical mass of insoluble methods postnonclassical science of contradictions.

 

 

Проблема нахождения точки перехода из модерна в постмодерн в связи с полисемией термина «постмодернизм».

 

 

Термин «постмодернизм» впервые употребляется работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» в начале Первой мировой войны, однако именно в культурологическом смысле этот термин «постмодернизм» было сформулирован в фундаментальной работе английского социолога и историка Арнольда Тойнби «Постижение истории» в 1947 году, где постмодернизм представлен как ко­нец западного доминирования в культуре, искусстве и религии. С этой датой можно связать условный момент окончательного перехода к осмысленному постмодерну, поскольку этот факт констатирован в признанной научным сообществом работе, несмотря на то, что Тойнби предельно сжато, рассматривает историю двадцатого столетия в своём труде. Таким образом, если за точку условного «конца» перехода из модерна в постмодерн можно принять концепцию А. Тойнби, то выявить точку «начала» этого длительного перехода представляется намного более сложной задачей.

Это связано с тем, что в современной гуманитарной науке имеются множество систем координат, историософских классификаций, которые по-разному датируют переход человечества из культуры модерна в постмодерн. Система О. Шпенглера, например, критикует классическое деление исторических эпох на «древнюю историю», «средние века» и «Новое Время», предлагая нелинейную модель структуры исторического процесса, которая обусловлена оригинальной аксиоматикой относительно восприятия пространства и времени[1]. Множество альтернативных систем взглядов на историю порождает проблему в нахождении наиболее значимых причин и условий в смене конкретных культурных эпох и формирования принципов классификаций этих эпох. Особенно сложно в этом отношении выявить причины и условия смены модерна на постмодерн, учитывая то, что этимологически слово «модерн» означает «новое» и после «нового» может быть либо другое «новое» либо ничего, то есть за самой этимологией кроется гносеологический парадокс.

Поскольку культурология согласно определению всемирной электронной энциклопедии «Википедия»: есть совокупность исследований культуры как структурной целостности, выявление закономерностей её развития и её предметом, является исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусства и права [2], можно сказать, что развитие философской мысли является причиной и одновременно следствием развития культуры, а также рефлексией её развития, поскольку именно философия интерпретирует, а значит, в какой-то мере определяет всеобщий «историко-социальный опыт» общества.

Проблема усложняется тем, что в науке, искусстве и философии существуют свои принципы градации эпох и в этой связи происходит некая аберрация, смещение смысла понятия «постмодернизм» например как философское, культурологическое или искусствоведческое понятие.

В истории всемирной культуры, философии, политико-правовых учений неоднократно наблюдались тектонические смены эпох, которые рассмотрены в книге Т. Куна «Структура научных революций», в искусствоведческом смысле постмодерн наступил раньше, вначале 20-го века (когда возникли такие направления как абстракционизм, футуризм, авангардизм – направления агрессивно отрицающие классику уже были по существу постмодернистскими), чем в культурологическом, когда симптомы постмодернизма стали ясны историкам и социологом, и уже окончательно отрефлексировался в философском смысле – во второй половине 20-го века у французских философов.

Учитывая влияние немецкой классической философии на становление марксизма-ленинизма, и как следствие пролетарской культуры труда, ряда направлений в искусстве, невозможно переоценить значение исторического и диалектического материализма в истории развития мировой культуры.

Нельзя здесь обойти фигуру Г.В.Ф. Гегеля, чья роль в истории философии настолько масштабна, что находит последователей как в трёх классических политических теориях, то есть национализма, например И.А. Ильина, Х. Фраера, как коммунизма (см. К. Маркс, В.И. Ленин и т.д.), так и либерализма (см., например, К. Поппер). Политико-правовой аспект универсального понятия культуры, в этом смысле неразрывно связан с философской системой Г.В.Ф. Гегеля, так как само развевтление политических теорий и становление спектра политических идеологий произошли в связи с появлением универсальной теории общественно-экономических формаций, которая рассматривала культуру как сугубо надстроечное проявление общественных отношений. Эту мысль подтверждает писатель-марксист А.М. Горький: «Первый и самый мощный из всех когда-либо живших мыслителей, Маркс показал миру грандиозное значение труда в истории культуры, показал его всепобеждающую силу и обосновал историческую необходимость власти пролетариата и революционного преобразования жизни сообразно интересам большинства, интересам трудового народа» [3].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: