Какие операции в ОДДС не отражаются? 16 глава




2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Перечисленные объекты облагаются налогом по кадастровой стоимости при выполнении 2 условий:

1) законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации принят соответствующий нормативный правовой акт;

2) конкретный объект включен в перечень объектов, облагаемых налогом по кадастровой стоимости, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Такой перечень должен определяться не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу (т.е. не позднее 1 января очередного года).

Таким образом, уплата налога на имущество по перечисленным выше объектам недвижимости осуществляется следующим образом.

Если по состоянию на 1 января 2016 г. объект включен в упомянутый выше региональный перечень, то налог в 2016 г. исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта.

Если объекта на 1 января 2016 г. в перечне нет, объект облагается налогом по балансовой (остаточной) стоимости.

 

Примечание. Если здание облагается налогом по кадастровой стоимости, то сети и системы инженерно-технического обеспечения (в том числе учитываемые как отдельные инвентарные объекты в соответствии с правилами бухгалтерского учета), являющиеся неотъемлемой частью здания, подлежат налогообложению в составе кадастровой стоимости этого здания.

 

Если эти части учитываются на балансе в качестве отдельных инвентарных объектов, то их балансовая стоимость в налоговую базу по налогу на имущество не включается (Письма Минфина от 22.07.2016 N 03-05-05-01/42918, от 29.01.2016 N 03-05-05-01/3839).

В своих разъяснениях Минфин ссылается на положения Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", из которого следует, что здание - это результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения (совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений), системы инженерно-технического обеспечения (водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы), безопасности).

 

Обратите внимание! Объекты коммерческой недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, облагаются налогом на имущество у собственников или организаций, владеющих такими объектами на праве хозяйственного ведения (п. 12 ст. 378.2 НК РФ).

 

Поэтому при продаже такого здания продавец будет платить налог на имущество не до момента передачи проданного объекта покупателю по акту приема-передачи, а до момента госрегистрации перехода права собственности.

В Письме Минфина России от 02.02.2016 N 03-05-04-01/4770 подтверждается, что при отсутствии у покупателя-балансодержателя права собственности на объект недвижимого имущества, включенный в соответствующий перечень в рамках ст. 378.2 НК РФ, налогоплательщиком признается продавец - собственник объекта недвижимого имущества.

 

3.4.1.2. Жилые дома и жилые помещения

 

С 2015 г. жилые дома и жилые помещения, учитываемые на балансе не в составе основных средств, а в качестве иных активов, в том числе товаров, готовой продукции, материальных запасов и т.п., могут облагаться налогом на имущество по кадастровой стоимости (пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ).

Почему "могут"?

Потому что такие объекты облагаются налогом на имущество организаций только в том случае, если в законе субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен объект, установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, в том числе в отношении указанных объектов (или только в отношении указанных объектов).

Имейте в виду: если такое жилье в соответствии с региональным законом подлежит налогообложению налогом на имущество организаций, то налоговая база определяется как его кадастровая стоимость. Указанные объекты не подлежат включению в определяемые уполномоченными органами власти субъектов Российской Федерации перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость.

Если в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств, законом соответствующего субъекта Российской Федерации особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в рамках ст. 378.2 НК РФ не установлены, налог на имущество в отношении указанного имущества не исчисляется (Письма Минфина России от 26.01.2016 N 03-05-05-01/2969, от 04.06.2015 N 03-05-05-01/32455, ФНС от 23.04.2015 N БС-4-11/7028@).

Например, Законом Московской области от 21.11.2003 N 150/2003-ОЗ "О налоге на имущество организаций в Московской области" не установлены особенности определения налоговой базы в 2016 г. по жилым домам и жилым помещениям, не учитываемым на балансе в качестве основных средств. Поэтому, если у организации на балансе, на счете 41 или 43, есть квартиры, расположенные в Московской области, такие квартиры в 2016 г. не признаются объектами налогообложения и не облагаются налогом на имущество организаций.

В то же время Законом г. Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций" с 2016 г. установлены правила налогообложения такого жилья налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости. При этом в Законе г. Москвы установлено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, по истечении 2 лет со дня принятия указанных объектов к бухгалтерскому учету.

 

Пример 3.11. На балансе организации, на счете 41 "Товары", числятся 2 квартиры. Одна находится на территории Московской области, другая - на территории г. Москвы.

Квартира, которая находится на территории Московской области, налогом на имущество организаций в 2016 г. не облагается.

По квартире, находящейся в г. Москве, вопрос решается в зависимости от того, когда она была принята к бухгалтерскому учету. Если со дня принятия к учету прошло менее 2 лет, то эта квартира налогом на имущество не облагается, если более 2 лет - облагается по кадастровой стоимости.

 

С учетом изложенного с 2016 г. обязанность по уплате налога на имущество возникла в том числе у организаций-застройщиков в случае оформления построенных квартир в свою собственность. Квартиры, реализуемые застройщиком, на которого зарегистрировано право собственности, признаются объектом налогообложения по налогу на имущество организаций у застройщика исходя из кадастровой стоимости до момента регистрации перехода права собственности на них к покупателю.

При этом, как указано в Письме ФНС от 21.01.2016 N БС-4-11/697, информацию о кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества организация может получить в территориальном органе Росреестра по месту нахождения объекта недвижимого имущества в форме кадастровой справки или на сайте Росреестра, используя сервис "Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online".

 

Примечание. Если у вас на балансе есть жилье (жилые дома, квартиры, комнаты), то порядок его налогообложения налогом на имущество зависит в первую очередь от того, на каком счете оно учитывается.

 

Если жилье учитывается в составе основных средств, оно облагается налогом на имущество в общем порядке на основании ст. 374 НК РФ. При этом налоговая база по такому жилью определяется как его балансовая (остаточная) стоимость.

Если жилье учитывается не в составе основных средств (товары, готовая продукция), оно облагается налогом на имущество, только если это предусмотрено соответствующим региональным законом. При этом налоговая база по таким объектам определяется как их кадастровая стоимость.

Аналогичные разъяснения приведены в Письме Минфина России от 26.01.2016 N 03-05-05-01/2969.

 

3.4.1.3. Недвижимость за пределами РФ

 

Если у организации есть объект недвижимости, расположенный на территории другого государства, то он облагается налогом на имущество наравне с имуществом, находящимся на территории РФ. Порядок исчисления и уплаты налога на имущество по таким объектам разъяснен в Письме Минфина России от 25.05.2016 N 03-05-05-01/29886.

Налоговая база по такому объекту определяется в соответствии со ст. 375 НК РФ исходя из его остаточной стоимости по данным бухгалтерского учета.

Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению организации. Налог исчисляется с применением ставки налога, установленной законом субъекта Российской Федерации по месту нахождения организации в Российской Федерации.

Если недвижимость находится на территории другого государства, то у организации может возникнуть обязанность по уплате налога на эту недвижимость по законодательству того государства, где находится недвижимость.

В этом случае в соответствии со ст. 386.1 НК РФ организация имеет право уменьшить сумму налога на имущество, подлежащую уплате в РФ, на суммы налога на имущество, фактически уплаченные за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством другого государства. При этом размер засчитываемых сумм налога, выплаченных за пределами территории Российской Федерации, не может превышать размер суммы налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации в отношении указанного имущества.

Для зачета налога российская организация должна представить соответствующие документы в налоговый орган по месту своего нахождения вместе с налоговой декларацией за налоговый период, в котором был уплачен налог за пределами территории Российской Федерации.

Если налог на недвижимость в другом государстве не уплачивался, то налог на имущество организаций в отношении имущества, принадлежащего российской организации и расположенного на территории другого государства, уплачивается в сумме, исчисленной исходя из его балансовой (остаточной) стоимости и ставки налога, установленной законом субъекта Российской Федерации по месту нахождения организации в Российской Федерации.

 

3.4.2. Налоговые льготы

 

3.4.2.1. Движимое имущество,

принятое на учет после 1 января 2013 года

 

В соответствии с п. 25 ст. 381 НК РФ от налога на имущество освобождено движимое имущество, входящее в 3-ю и выше <*> амортизационные группы, принятое на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 г., за исключением объектов, принятых на учет в результате:

- реорганизации или ликвидации юридических лиц;

- передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми.

--------------------------------

<*> Основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационную группу, в силу пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ не признаются объектом налогообложения по налогу на имущество без каких-либо дополнительных условий (Письмо ФНС от 08.07.2016 N БС-4-11/12245).

 

Примечание. Основные средства, входящие в третью и выше амортизационные группы, полученные от взаимозависимого лица, под действие льготы не подпадают и облагаются налогом на имущество в общем порядке.

 

В частности, льгота не применяется, если в рамках договора строительного подряда подрядчик самостоятельно приобретает оборудование, требующее монтажа, осуществляет работы по его монтажу и готовый объект движимого имущества передает заказчику, признаваемому взаимозависимым лицом с подрядчиком. У заказчика указанное движимое имущество будет облагаться налогом на имущество в общем порядке (Письмо ФНС от 08.07.2016 N БС-4-11/12245).

Если же движимое имущество, требующее монтажа, приобретено организацией у поставщика, не признаваемого взаимозависимым, то оно льготируется вне зависимости от того, каким лицом (взаимозависимым или не взаимозависимым) производился монтаж оборудования и у какого лица приобретались комплектующие изделия и материалы (Письмо Минфина России от 28.06.2016 N 03-05-05-01/37693).

 

3.4.2.2. Энергоэффективное имущество

 

В соответствии с п. 21 ст. 381 НК РФ от налога на имущество организаций освобождены вновь вводимые объекты основных средств, имеющие:

- высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации;

- высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности.

Такие объекты освобождаются от налогообложения в течение 3 лет со дня их постановки на учет.

В настоящее время действует Перечень объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 17.06.2015 N 600 (далее - новый Перечень), который вступил в силу 30 июня 2016 г.

До этой даты действовал другой Перечень, который был утвержден Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 308 (далее - старый Перечень).

В этой связи под льготу, предусмотренную п. 21 ст. 381 НК РФ, подпадают следующие объекты, имеющие высокую энергетическую эффективность:

- объекты, принятые на учет до 30 июня 2016 г., если они включены в старый Перечень (до истечения 3 лет с момента постановки на учет);

- объекты, принятые на учет с 30 июня 2016 г., если они включены в новый Перечень.

Соответствующие разъяснения приведены в Письме Минфина России от 04.08.2016 N 03-03-06/1/45823.

Кроме того, из Письма Минфина России от 18.02.2016 N 03-03-06/1/9212 следует, что новый Перечень возможно применять и к объектам, принятым на учет до 30 июня 2016 г., если у них еще не истек трехлетний срок со дня постановки на налоговый учет. Такие объекты, если их не было в старом Перечне, льготируются начиная с 30 июня 2016 г.

Согласно п. 4 ст. 10 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определение класса энергетической эффективности товара осуществляется производителем, импортером в соответствии с правилами, которые утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и принципы которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В настоящее время для классов энергетической эффективности товаров применяются следующие обозначения: A, B, C, D, E, F, G (Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 N 1222). При этом из числа товаров, отнесенных к одной категории (с учетом характеристик), класс A применяется для обозначения товаров с наибольшей энергетической эффективностью, а класс G - для обозначения товаров с наименьшей энергетической эффективностью.

Также установлены дополнительные классы энергетической эффективности A+, A++ для обозначения товаров с энергетической эффективностью, значительно превышающей установленную для класса A.

Порядок определения класса энергетической эффективности и требования к товарам установлены Приказом Минпромторга России от 29.04.2010 N 357 "Об утверждении Правил определения производителями и импортерами класса энергетической эффективности товара и иной информации о его энергетической эффективности".

Таким образом, льгота, предусмотренная п. 21 ст. 381 НК РФ, применяется в отношении объектов, имеющих класс энергетической эффективности A (A+, A++) (см. Письмо Минфина России от 26.02.2016 N 03-03-06/1/10868).

 

Обратите внимание! Минфин России считает, что объекты недвижимости под действие льготы, предусмотренной п. 21 ст. 381 НК РФ, не подпадают.

 

В Письме Минфина России от 24.06.2016 N 03-05-05-01/36886 в обоснование этой позиции приведены следующие аргументы (см. также Письма от 17.06.2016 N N 03-05-05-01/35443, 03-05-05-01/35438, 03-05-05-01/35435).

Во-первых, целью введения данной налоговой льготы является стимулирование модернизации организаций и использования современного энергоэффективного оборудования.

Во-вторых, в мотивировочной части Постановления АС Северо-Западного округа от 18.11.2014 N А26-707/2014 прямо указано, что "из смысла названной льготы следует, что энергоэффективными для целей налогообложения являются товары и оборудование (движимое имущество), а не иные объекты" (правомерность этих выводов подтверждена Определением ВС РФ от 06.02.2015 N 307-КГ14-7982).

 

3.4.2.3. Автомобильные дороги

 

В соответствии с п. 11 ст. 381 НК РФ от налога на имущество освобождены федеральные автомобильные дороги общего пользования и сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью.

Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504.

Вопрос о применении этой льготы актуален для организаций, имеющих на балансе объекты дорожного сервиса, в первую очередь АЗС.

Минтранс России в Письме от 29.02.2016 N 02-02/2425-ИС сообщил, что переходно-скоростные полосы, обеспечивающие деятельность объектов дорожного сервиса и находящиеся на балансе собственников (владельцев) этих объектов, не являются неотъемлемой технологической частью автомобильных дорог, так как при ликвидации или переносе объектов дорожного сервиса необходимость в переходно-скоростных полосах отпадает. Поэтому такие переходно-скоростные полосы облагаются налогом на имущество в общем порядке.

Учитывая разъяснения Минтранса, Минфин России считает, что от уплаты налога на имущество организаций освобождаются только переходно-скоростные полосы, входящие в состав автомобильных дорог общего пользования федерального значения и находящиеся на балансе органов управления федеральными автомобильными дорогами (в том числе на условиях доверительного управления или концессионного договора).

Эта позиция отражена в Письме Минфина России от 09.03.2016 N 03-05-04-01/12968, которое направлено налоговым органам для использования в работе Письмом ФНС от 25.03.2016 N БС-4-11/5198@.

 

3.4.2.4. Имущество участника

свободной экономической зоны (СЭЗ)

 

В соответствии с п. 26 ст. 381 НК РФ от налога на имущество освобождено имущество, учитываемое на балансе организации - участника свободной экономической зоны, созданное или приобретенное в целях ведения деятельности на территории свободной экономической зоны и расположенного на территории данной свободной экономической зоны, в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества.

Условия получения статуса участника СЭЗ определены ст. 13 Федерального закона от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

Участник СЭЗ осуществляет деятельность в СЭЗ в соответствии с договором об условиях деятельности в свободной экономической зоне. Лицо приобретает статус участника СЭЗ со дня внесения в единый реестр участников свободной экономической зоны записи о включении в единый реестр участников СЭЗ.

Таким образом, налоговая льгота по налогу на имущество предоставляется организации, имеющей статус участника СЭЗ, начиная со дня включения юридического лица в единый реестр участников свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя (Письмо ФНС от 19.01.2016 N СД-4-3/487@).

Порядок применения этой льготы разъяснен в Письме Минфина России от 30.06.2016 N 03-05-04-01/38227.

Согласно ст. 13 Закона N 377-ФЗ лицо, намеревающееся получить статус участника СЭЗ, должно иметь инвестиционную декларацию, содержащую следующие сведения:

1) цель инвестиционного проекта;

2) виды деятельности;

3) технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта с указанием количества планируемых для создания рабочих мест и размера средней заработной платы;

4) общий объем капитальных вложений, планируемый в рамках инвестиционного проекта.

Форма инвестиционной декларации утверждена Приказом Минэкономразвития России от 18.11.2015 N 856.

Сведения об имуществе (объектах недвижимого имущества, производственном, технологическом и ином оборудовании, объектах инфраструктуры), предполагаемом к реализации и использованию в ходе осуществления деятельности в рамках реализации инвестиционного проекта, отражаются в разд. III "Технический план инвестиционного проекта" инвестиционной декларации.

Согласно упомянутому Приказу Минэкономразвития этот раздел инвестиционной декларации обязателен для заполнения заявителем начиная с 1 января 2017 г., а до указанной даты - на усмотрение заявителя.

Учитывая изложенное, если инвестиционный договор направлен на модернизацию и реконструкцию основных фондов, техническое перевооружение действующего предприятия, являющегося участником СЭЗ, льгота по налогу на имущество по п. 26 ст. 381 НК РФ должна распространяться на объекты основных средств модернизируемого (реконструированного) предприятия, а также основные средства, необходимые для реализации этого проекта, в том числе на имущество, учитываемое на балансе организации до получения статуса участника СЭЗ, вне зависимости от отсутствия сведений об этом имуществе в инвестиционной декларации до января 2017 г.

 

3.4.3. Декларация по налогу на имущество

 

В соответствии со ст. 386 НК РФ организация, являющаяся налогоплательщиком налога на имущество, обязана представлять налоговые декларации по налогу на имущество (налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу) по местонахождению организации, местонахождению ее обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, и по местонахождению объектов недвижимости, находящихся вне местонахождения организации и ее обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс.

При этом в случае, если законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрено зачисление налога на имущество в региональный бюджет без направления по нормативам суммы налога в бюджеты муниципальных образований, может заполняться одна налоговая декларация в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта Российской Федерации, по согласованию с налоговым органом по данному субъекту Российской Федерации.

В аналогичном порядке подлежит согласованию порядок представления одного налогового расчета по авансовому платежу по налогу в отношении суммы авансового платежа, подлежащей уплате в бюджет субъекта Российской Федерации.

Порядок такого согласования разъяснен в Письме ФНС от 06.04.2016 N БС-4-11/5944@.

Налоговым органам рекомендуется проводить соответствующее согласование до 1 января года, за налоговый период (отчетные периоды) которого планируется представление одной налоговой декларации (одного налогового расчета по авансовому платежу за каждый отчетный период).

При согласовании следует уведомить налогоплательщика о необходимости последующего ежегодного согласования представления форм налоговой отчетности по налогу в аналогичном порядке, что связано, в частности, с возможностью изменения межбюджетного распределения налога в последующие финансовые годы.

Также процедура согласования должна включать в себя доведение согласовывающим управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации до сведения выбранного налогоплательщиком налогового органа, в который будет представляться одна налоговая декларация (один налоговый расчет за каждый отчетный период), информации о согласовании с одновременным уведомлением налогоплательщика и указанного налогового органа о невозможности изменения в течение налогового периода выбранного налогового органа.

 

Обратите внимание! Вышеуказанный порядок не распространяется на случаи заполнения налоговой отчетности и уплаты налога за налоговый (отчетные) периоды организациями, имеющими объекты недвижимости, облагаемые налогом по кадастровой стоимости.

В отношении указанных объектов налоговая отчетность по налогу на имущество всегда представляется в налоговые органы по местонахождению указанных объектов.

 

3.5. Налог на доходы физических лиц

 

3.5.1. Компенсация расходов

по гражданско-правовым договорам

 

Организация может заключать с физическими лицами не только трудовые, но и гражданско-правовые договоры на выполнение тех или иных работ (оказание услуг).

С точки зрения трудового законодательства лицо, с которым заключен гражданско-правовой договор, не признается работником организации. Тем не менее организация может направить исполнителя по гражданско-правовому договору в другую местность для выполнения работ (оказания услуг). Формально такая поездка командировкой не является.

В этой связи возникает вопрос: следует ли включать в налогооблагаемый доход физического лица суммы, которые организация выплачивает ему в возмещение расходов на поездку в другую местность?

Позиция Минфина России по этому вопросу меняется ежегодно. Интересно, что в течение 2016 г. были высказаны разные позиции по данному вопросу.

Итак, в 2013 г. Минфин России занимал довольно лояльную позицию по отношению к налогоплательщикам и разъяснял, что возмещение организацией расходов исполнителя не всегда признается доходом последнего.

Если оплата организацией расходов исполнителей по проезду и проживанию осуществляется в их интересах (например, такая оплата является частью вознаграждения исполнителя), то эта оплата признается их доходом, полученным в натуральной форме, а суммы такой оплаты подлежат обложению НДФЛ.

В прочих случаях (когда расходы осуществляются в интересах организации) компенсация расходов исполнителей не является их доходом и, соответственно, не облагается НДФЛ (Письма Минфина России от 19.07.2013 N 03-03-06/1/28379, от 29.04.2013 N 03-04-07/15155).

Однако в 2014 г., отвечая на аналогичный вопрос, Минфин уже не делает различий в порядке налогообложения сумм возмещения расходов в зависимости от того, в чьих интересах эти расходы произведены. По мнению финансистов, компенсируемые организацией физическому лицу в соответствии с заключенным договором гражданско-правового характера суммы расходов, произведенных им для выполнения работ по такому договору, признаются доходом физического лица, подлежащим обложению НДФЛ наряду с вознаграждением, выплачиваемым физическому лицу по такому договору (Письма Минфина России от 20.03.2014 N 03-11-11/12250, от 29.01.2014 N 03-04-06/3282).

Этой позиции Минфин России придерживался и в 2015 г. (Письмо Минфина России от 05.08.2015 N 03-04-06/45204). Специалисты ведомства указывали, что суммы возмещения издержек по договору возмездного оказания услуг, заключенному организацией с физическим лицом, включаются в налоговую базу указанных физических лиц.

В 2016 г. Минфин России опять "вспомнил" про то, что поездка может быть как в интересах заказчика, так и в интересах исполнителя. И вернулся к прежней позиции о необходимости удержания НДФЛ только в том случае, если поездка производится в интересах физического лица - исполнителя (в том числе если такая оплата является частью вознаграждения физического лица за выполненные работы (оказанные услуги)) (Письмо Минфина России от 23.05.2016 N 03-04-06/29397).

Но летом мнение финансистов по этому поводу вновь изменилось. Последние разъяснения таковы: оплата организацией за физических лиц, являющихся исполнителями по гражданско-правовым договорам, стоимости проезда и проживания в месте выполнения работ (оказания услуг) признается доходом налогоплательщиков, полученным в натуральной форме. И если расходы на проезд и проживание в целях оказания услуг по договору гражданско-правового характера были понесены самим налогоплательщиком-исполнителем, то он имеет право на получение профессионального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в сумме таких расходов, подтвержденных документально (Письма от 08.08.2016 N 03-04-06/46423, от 16.06.2016 N 03-04-05/35131).

Таким образом, на сегодняшний день позиция Минфина такова: все расходы, возмещаемые физическому лицу по гражданско-правовому договору, являются доходом последнего и облагаются НДФЛ.

Отметим, что ФНС в 2012 г. давала разъяснения по данному вопросу.

В Письме ФНС России от 03.09.2012 N ОА-4-13/14633 высказано мнение о том, что компенсация расходов исполнителя, произведенных в интересах заказчика, не является облагаемым НДФЛ доходом, так как эта компенсация вообще не является доходом.

Подтверждение правомерности такого подхода можно найти и в арбитражной практике (см., например, Постановления АС Поволжского округа от 15.12.2014 N Ф06-17918/2013 по делу N А12-1984/2014, ФАС Московского округа от 26.03.2013 N А40-37553/12-20-186).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: