Образование как социальное явление, как общечеловеческая ценность, как социокультурный феномен и педагогический процесс.




III Билет. Образование как общественное явление.

1. Образование в широком смысле слова включает в себя обучение, воспитание, развитие.

Сначала мы изучили толкование понятия «образова­ние» среди ученых. Разночтения сводились к разному тол­кованию соотношений четырех терминов — "обучение", "образование", "воспитание", "развитие". Одни отожде­ствляли "обучение" и "образование", другие считали, что "образование" включает в себя и "обучение", и "воспи­тание" и т.д.

Далее мы естественно обратились к словарям. Нами были изучены толкования термина "образование" в сле­дующих изданиях:

В.ИДаль. Словарь живого великорусского языка. — М., 1978.

Словарь русского языка. — М., 1981.

Энциклопедический словарь. — М., 1998.

Британский (оксфордский) словарь (под ред. А.С.Хор-нби). - М., 1984.

Американский словарь Уэбстера. - США, 1986.

Чаще всего термин "образование" рассматривался как отглагольное существительное от глагола "образовывать" и имеет значение "создавать", "формировать", "выращивать", "развивать ментально", "давать вид, образ" (В.ИДаль), создавать нечто новое, целое.

Отсюда следует важный вывод: до того, как слово "образование" стало связы­ваться с просвещением, обучением, воспитанием, оно имело более широ­кое звучание.

Заметим также: в доатеистическую эпоху люди вери­ли в то, что человек создан по образу и подобию Б о ж и ю, из чего видно, сколь возвышенным было звучание слова "образование" (от слова образ, лик).

2. Опираясь на словарные значения, практику рассмот­рения термина в интересующей нас области, рассмот­рим толкование понятия "образование". В зависимости от контекста употребления термин "образование" трактует­ся как:

1) общественное явление, атрибут и вечный спутник человечества на всем его историческом пути;

2) значимая ценность (социальная и индивидуальная; вспомним, как родители нередко говорят детям: "Я дал тебе жизнь и образование, теперь...");

3 ) функция общества и государства по отношению к своим гражданам и одновременно функция граждан по отношению к своему собственному развитию (вы­деленное, к сожалению, недооценивается и шко­лой, и родителями, и самими школьниками), об­ществу и государству (поскольку образование неко­торого уровня является обязательным);

4) сложная иерархическая система, включающая дошкольное, школьное, внешкольное (дополнитель­ное), начальное профессиональное, среднее спе­циальное, высшее, магистратура, бакалавриат, уче­ная степень кандидата или доктора наук и т.д;

5) сфера социальной жизнедеятельности, включающая в себя не только образование, но и родственные отрасли — здравоохранение, культуру, социальную защиту и др.;

Согласно последним государственным документам, понятие образования отождествляется с определением воспитания в широком смысле слова и понимается как процесс передачи накопленных поколениями знаний, опыта и культурных ценностей.

1. Образование является общественным явлением и выполняет социокультурные функции:

· является способом социализации личности и преемственности поколений;

средой общения и приобщения к мировым ценностям, достижениям науки и техники;

способом развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности;

• обеспечивает формирование духовности в человеке и его мировоззрения, ценностных ориентаций и моральных принципов.

2. Образование как система представляет собой совокупность учреждений разного типа и уровня (дошкольного, школьного,дополнительного, среднего специального, высшего и послевузовского образования).

Образовательная система – это все виды и типы ОУ с их материально-технической базой, финансами, кадрами, научно-методическим обеспечением. В ней осуществляется передача и приём опыта поколений согласно своим целям, программам, структурам с помощью специально подготовленных педагогов. Посредством такого образования идёт управление развитием человека. Все образовательные учреждения в РФ объединены в единую систему образования.

Образование как процесс отражает этапы и специфику развития системы образования.

Образование — сложный и длительный процесс построения личностью своего образа, своеобразное становление самого себя. Он, бесспорно, включает про­цессы воспитания и обучения, но одновременно предполагает социализацию и индивидуализацию личности, ее физическое, интеллектуальное, нравствен­ное, художественное развитие. Образованным можно назвать не просто человека «обученного», закончившего школу или вуз, а человека, готового к самостоятельному и ответственному действию на основе своего выбора в про­фессиональной деятельности, способного компетентно принимать решение в новых для себя условиях, преодолевать жизненные трудности и противоречия в интересах людей, добра, справедливости.

Образование, во-первых, предполагает социализацию личности. Это процесс адаптации личности к социуму, процесс усвоения человеком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и ду­ховной культурой и одновременно выработка собственного социального опы­та, своего стиля жизни.

В результате образования должна сложиться своеобразная готовность к жизни, способность действовать, принимать решения, различать добро и зло и выбирать свое место в этих нравственных оппозициях, строить отношения с разными людьми, находить необходимую информацию и успешно пользоваться ею. Иными словами, современный образованный человек должен быть хоро­шо социализирован.

Образование, во –вторых, предполагает развитие. «Развитие» — тради­ционная категория психологической науки, но без ее использования в харак­теристике целостного процесса образования возникает представление, что ре­зультат образования напрямую связан только с компетентностью и мастерством педагога, с эффективностью тех социально-педагогических условий, которые созданы в образовательной практике.

Опираясь на исследования отечественных психологов (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, В. С. Мерлин, Д. Б. Эльконин, Д. И. Фельдштейн), в обоб­щенном виде развитие личности можно определить как совокупность процессов качественного изменения психической целостности человека.

Научно обоснованная периодизация возрастного развития позволяет обозна­чить закономерности смены ведущих видов деятельности, на которых строится весь процесс воспитания, социализации и обучения.

1. Образование как целостный процесс включает в себя и подсистему процесса воспитания. Понятие «воспитание» принадлежит к числу наиболее многознач­ных понятий в педагогике. Русский фольклор, древние религиозные и философско-педагогические тексты свидетельствуют о том, что понятие «воспитание» обозначает один из древнейших архетипов русской культуры. Если обратиться к семантической природе понятия «воспитание», то легко установить основу «пи­тать» (синоним «кормить», отсюда «окормлять»). Слово с таким значением зак­репляет представление о том, что становление добра в человеке невозможно без воздействия извне, но воздействия доброго, сердечного, заботливого и ответ­ственного. В современной педагогике принято различать несколько смыслов понятия «воспитание»:

широкий социальный смысл — своеобразное воспроизводство обществом самого себя, целенаправленная деятельность по передаче социально-культурного опыта от старших поколений к младшим;

широкий педагогический смысл — управление развитием личности в усло­виях педагогически организованной игровой, познавательной, трудовой и художественной деятельности и общения воспитанников;

узкий педагогический смысл — процесс специально организованного пе­дагогического взаимодействия воспитателей и воспитанников, обеспе­чивающий формирование необходимых социальных представлений, морально-волевых качеств, опыта поведения.

Нетрудно заметить, что эти определения характеризуют «внешнюю» сторо­ну процесса воспитания, с позиции собственно педагогической деятельности. Но воспитание предполагает и глубокий «внутренний» план преобразований на личностном уровне. В таком смысле «воспитание» — это процесс изменения мотивационно-ценностной системы личности воспитанника: освоение им ценно­стных отношений, обретение ценностного социального опыта. Поэтому воспи­тание является одним из главных путей организованной социализации. Вос­питание обеспечивает не только «выход в социум» (условия жизнедеятельности ребенка, его продуктивную деятельность и общение, освоение необходимых социальных представлений и навыков, которые способствуют нормальной со­циализации), но и «обретение себя» (процесс индивидуализации, становления собственного социального опыта, ценностных ориентации). Без воспитания эти два взаимосвязанных процесса неосуществимы.

Воспитание происходит во всех видах деятельности, в которые включен ре­бенок, реализуется в его деловых и межличностных отношениях. Жизненные ценности не логически понимаются и запоминаются, а переживаются воспи­танником, «выходят» на уровень его потребностей, которые и будут опреде­лять поведение.

Образование предполагает формирование у личности достаточно широко­го кругозора по самым разным вопросам жизни природы, общества, человека. Именно поэтому образование всегда ассоциируется с обучением.

2. Обучениепроцесс усвоения знаний, умений и навыков, способов познавательной и предмет­но-практической деятельности. Обучение связано, прежде всего, со специаль­но организованной познавательной деятельностью (учением), где человек имеет дело с информацией и искусственными знаковыми системами.

Для чего человека надо обучать? На этот вопрос еще в XVII веке ответил Я. А. Коменский: чтобы человек стал человеком! Эту же мысль в XX веке сделал принципом своей педагогической деятельности в разоренном войной селе Павлыш В. А. Сухомлинский: «Человек должен учиться, потому что он человек!»

Обучается ребенок с самого раннего возраста и самыми разными способа­ми: путем подражания в игре, в продуктивной деятельности (рисовании, кон­струировании, лепке и др.). Но важнейшее значение для образования имеет обучение в систематической познавательной деятельности, которая организу­ется в школе. Эта учебная деятельность принципиально отличается от других форм обучения вне школы: она обязательная, социально значимая и обществен­но оцениваемая.

Социализация

Определяющим фактором развития личности является среда. Среда – это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. В понятие «социальная среда» входят такие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и др.

Социальная среда выступает в данном контексте как двуаспектное пространство влияния на личность школьника: организованное и стихийное.

Всеми учёными признаётся влияние среды на формирование человека. Есть конкретный общественный строй, конкретное окружение человека, конкретные условия жизни. Понятно, что человек достигает более высокого уровня развития в той среде, где созданы благоприятные условия. Человек становится личностью только в общении, взаимодействии с другими людьми.

Вне человеческого общества развитие происходить не может. Взаимодействие человека с обществом называется социализацией.

Социализация личности есть объективное явление, наблюдаемое в жизни каждого человека, когда он приступает к самостоятельной жизни в обществе, прекращая (хотя бы временно) исполнять роль учащегося, ведомого учителем.

 

Социализация личности – это взаимодействие человека с обществом, в процессе которого происходит интеграция личности в социальную среду, приспособление (адаптация) к ней.

Социализация личности это усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: