Какие операции в ОДДС не отражаются? 20 глава




- оценку последствий изменения в стоимостном выражении;

- указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность данные за период, предшествующий отчетному, откорректированы. Если корректировка не сделана, то объясняются причины, по которым она невозможна.

 

3. Основные требования к учетной политике

 

В состав бухгалтерской учетной политики входят (п. 4 ПБУ 1/2008):

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

- формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

- способы оценки активов и обязательств;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями;

- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

 

3.1. Рабочий план счетов

 

При формировании учетной политики организация самостоятельно разрабатывает и утверждает рабочий план счетов, взяв за основу типовой План счетов.

В рабочий план счетов включаются только те синтетические счета, которые необходимы для отражения хозяйственных операций, совершаемых организацией.

Например, торговая организация при формировании рабочего плана счетов вполне может не включать в него счета 20 - 29 раздела "Затраты на производство" типового Плана счетов.

Организации, которые вправе применять упрощенные способы учета (большинство малых предприятий и НКО), могут при формировании учетной политики сократить количество применяемых синтетических счетов (см. с. 477).

Для ведения аналитического учета организация может использовать типовые субсчета, предусмотренные Планом счетов, а может разработать свою собственную систему субсчетов. Здесь никаких ограничений не существует.

В случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организация может дополнить ее, соблюдая единые подходы, установленные Инструкцией по применению Плана счетов (Письмо Минфина России от 29.12.2011 N 07-02-06/261).

Например, Инструкцией по применению Плана счетов не предусмотрена проводка Д-т счета 10 К-т счета 08. Однако есть ситуации, когда без такой проводки не обойтись (см. пример 1).

 

Пример 1. Организация приобрела два офисных кресла на общую сумму 80 000 руб. (без учета НДС). Одно кресло стоит 34 000 руб., второе - 46 000 руб. Кресла продаются в разобранном виде, поэтому дополнительно были заказы услуги по их сборке. Стоимость услуг по сборке - 10% стоимости кресел.

В момент поступления кресел на склад организации была сделана проводка:

 

Д-т счета 08 К-т счета 60 - 80 000 руб. - отражена стоимость поступивших от поставщика кресел.

 

После подписания акта об оказанных услугах по сборке сделана проводка:

 

Д-т счета 08 К-т счета 60 - 8000 руб. - отражена стоимость сборки.

 

После окончания сборки бухгалтер формирует первоначальную стоимость каждого кресла (цена приобретения плюс стоимость сборки).

Первоначальная стоимость

первого кресла - 37 400 руб. (34 000 руб. + 3400 руб.);

второго кресла - 50 600 руб. (46 000 руб. + 4600 руб.).

Учетной политикой организации установлен стоимостной предел отнесения основных средств к МПЗ в размере 40 000 руб. Поэтому первое кресло подлежит учету на счете 10 "Материалы", а второе принимается к учету в составе основных средств на счете 01. Соответственно, по окончании сборки делаются две проводки:

 

Д-т счета 10 К-т счета 08 - 37 400 руб. - кресло стоимостью менее 40 000 руб. принято к учету в составе МПЗ;
Д-т счета 01 К-т счета 08 - 50 600 руб. - кресло стоимостью более 40 000 руб. принято к учету в составе основных средств.

 

Если в деятельности организации встречаются ситуации, аналогичные рассмотренной в примере 1, то в учетной политике в разделе "Рабочий план счетов" можно предусмотреть отдельный субсчет на счете 10 "Материалы" для отражения приобретенных малоценных ОС (например, субсчет 10-13 "Малоценные ОС") и закрепить проводку Д-т счета 10 (субсчет 10-13 "Малоценные ОС") К-т счета 08.

Запись в приказе об учетной политике может быть следующей:

"Принятие к учету основных средств, имеющих первоначальную стоимость не более 40 000 руб. и подлежащих учету в составе МПЗ, отражается проводкой по дебету счета 10 (субсчет "Малоценные ОС") и кредиту счета 08".

 

3.2. Формы первичных учетных документов

 

Отметим, что бухгалтерская учетная политика обычно мало интересует налоговиков.

Но раздел, посвященный первичным учетным документам, никогда не остается без их внимания. Ведь согласно ст. 252 НК РФ произведенные организацией расходы могут быть учтены в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль только в том случае, если они подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством. Поэтому использование первичных документов, форма которых не соответствует требованиям законодательства, может обернуться проблемами с налоговым учетом тех или иных расходов.

Итак, при разработке учетной политики этому разделу необходимо уделить повышенное внимание. При этом нужно руководствоваться требованиями Закона "О бухгалтерском учете" и иных нормативно-правовых актов.

Согласно Закону "О бухгалтерском учете" организация самостоятельно решает, какие формы первичных учетных документов будут применяться для отражения различных хозяйственных операций.

Можно применять унифицированные формы первичных документов, можно разработать свои собственные. При этом во всех применяемых первичных документах должны присутствовать обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 Закона "О бухгалтерском учете":

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;

7) подписи лиц, предусмотренных п. 6, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Итак, если есть такое желание или необходимость, организация может оформлять все свои хозяйственные операции самостоятельно разработанными формами первичных документов, которые утверждаются руководителем организации по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (п. 4 ст. 9 Закона "О бухгалтерском учете"). Как правило, самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов включаются в учетную политику, которая утверждается приказом руководителя.

Если для оформления всех или каких-то отдельных операций вы решили использовать унифицированные формы первичных документов, то этот момент также следует отразить в учетной политике.

 

Обратите внимание! Несмотря на то что Закон "О бухгалтерском учете" позволяет организациям разрабатывать и применять свои собственные формы первичных документов, есть формы документов, которые обязательны к применению всеми хозяйствующими субъектами. Речь идет о формах документов, обязательность применения которых установлена какими-либо нормативными актами (Информация Минфина России N ПЗ-10/2012).

 

Примечание. Если какой-либо нормативный акт обязывает организацию применять какую-то определенную форму документа, то отсутствие такого документа (либо применение документа иной формы) может привести к спору с налоговыми и иными контролирующими органами.

 

В частности, обязательными к использованию всеми организациями и предпринимателями остаются формы первичных документов, применяемых для отражения кассовых операций (Письмо Минфина России от 28.02.2013 N 03-03-06/1/5971).

В соответствии с Указанием Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" для отражения кассовых операций должны применяться унифицированные формы, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88:

- кассовая книга (форма 0310004);

- приходный кассовый ордер (форма 0310001);

- расходный кассовый ордер (форма 0310002);

- расчетно-платежная ведомость (форма 0301009);

- платежная ведомость (форма 0301011);

- книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма 0310005).

Обязательной к применению остается и транспортная накладная по форме, приведенной в Приложении N 4 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом (Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272). Она в обязательном порядке используется при заключении договора перевозки груза автомобильным транспортом и служит для подтверждения расходов на перевозку (Письмо Минфина России от 28.01.2013 N 03-03-06/1/36).

Обратим также внимание на Письмо ФНС России от 23.06.2014 N ЕД-4-2/11941, в котором высказана позиция налогового ведомства относительно возможности разработки организацией собственных форм учетных документов при осуществлении торговых операций с применением ККТ.

Напомним, что Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин (далее - Альбом) утвержден Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132. Данным Постановлением также утверждены Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин (далее - Указания).

ФНС разъясняет, что Альбом и Указания разработаны в целях реализации положений законодательства о применении контрольно-кассовых машин. Формы, содержащиеся в Альбоме, введены и используются исключительно для учета событий и операций, связанных с применением контрольно-кассовой техники.

В этой связи, по мнению ФНС, организации при использовании ККТ обязаны применять именно те формы, которые содержатся в Альбоме <*>. В то же время Минфин России считает, что применять эти формы не обязательно (Письмо от 16.09.2016 N 03-01-15/54413).

--------------------------------

<*> Речь идет о формах N N КМ-1, КМ-2, КМ-3, КМ-4, КМ-5, КМ-6, КМ-7, КМ-8, КМ-9.

 

3.3. Правила документооборота

 

Утвердить формы применяемых документов - это лишь полдела. В учетной политике необходимо также определить правила оформления и хранения этих документов, установив в отношении каждой формы:

- перечень лиц, отвечающих за оформление этого документа;

- сроки составления;

- количество составляемых экземпляров;

- порядок нумерации;

- перечень лиц, уполномоченных подписывать этот документ;

- места и сроки хранения составленных экземпляров в организации и другую необходимую информацию.

Не забудьте в учетной политике отразить, кто, когда и в какие сроки должен передавать оформленные документы в бухгалтерию. Тогда вы будете знать, с кого спросить за отсутствие того или иного документа, в противном случае проблем не избежать.

График документооборота может быть оформлен в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением организации, а также всеми исполнителями, с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.

При разработке правил документооборота нужно принимать во внимание Информацию Минфина России N ПЗ-13/2015.

При хранении документов бухгалтерского учета необходимо руководствоваться следующими правилами:

а) первичный учетный документ, регистр бухгалтерского учета составляются на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью;

б) первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее 5 лет после отчетного года <*>;

в) хранение документов бухгалтерского учета организуется руководителем экономического субъекта;

г) требования к документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете устанавливаются в федеральных стандартах бухгалтерского учета.

--------------------------------

<*> Заметим, что с 2016 г. сокращен срок хранения документов по личному составу. Документы, созданные начиная с 2003 г., должны храниться не менее 50 лет со дня создания (ранее - 75 лет). Срок хранения документов, созданных до 2003 г., остался прежним - не менее 75 лет со дня создания. Изменения внесены Федеральным законом от 02.03.2016 N 43-ФЗ.

 

До утверждения федерального стандарта бухгалтерского учета, устанавливающего требования к документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, для организации хранения документов бухгалтерского учета, в том числе первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, составленных в виде электронного документа, подписанного электронной подписью, применяются Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденное Приказом Минфина СССР от 29.07.1983 N 105 (в части, не противоречащей соответствующим законодательным и иным нормативным правовым актам, изданным позднее), и Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утвержденные Приказом Минкультуры России от 31.03.2015 N 526.

При хранении документов налогового учета нужно исходить из требований Налогового кодекса РФ.

В соответствии с НК РФ налогоплательщики обязаны в течение 4 лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов, а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено НК РФ.

Хранение налоговых деклараций (расчетов), счетов-фактур, регистров налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, организуется руководителем организации-налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

 

3.4. Порядок проведения инвентаризации

 

Закон "О бухгалтерском учете" не содержит перечня случаев, когда следует проводить инвентаризацию.

В ст. 11 Закона говорится лишь о том, что обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами.

Например, в соответствии с п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета проведение инвентаризации обязательно:

- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в 3 года, а библиотечных фондов - один раз в 5 лет. В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;

- при смене материально ответственных лиц;

- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

- при реорганизации или ликвидации организации;

- в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 

Примечание. Ситуации, когда проведение инвентаризации является обязательным в силу закона, в приказе об учетной политике перечислять не нужно. В учетной политике закрепляется порядок проведения инвентаризации для случаев, когда она не является обязательной в силу закона, а проводится по решению руководства организации.

 

Например, большинство торговых организаций проводят инвентаризации товаров далеко не раз в год, а гораздо чаще (раз в квартал, раз в месяц, а то и раз в неделю). Порядок проведения таких инвентаризаций (сроки, периодичность, продолжительность, ответственные лица и т.п.) должен найти свое отражение в учетной политике организации.

Отметим, что при проведении инвентаризаций необходимо руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.

Кроме того, особенности проведения инвентаризации, формирования и работы инвентаризационной комиссии, оформления результатов инвентаризации и отражения их в бухгалтерском учете установлены в Методических указаниях по бухгалтерскому учету основных средств и в Методических указаниях по бухгалтерскому учету МПЗ.

 

3.5. Порядок контроля за хозяйственными операциями

 

Порядок организации внутреннего контроля, в том числе обязанности и полномочия подразделений и персонала организации, определяются руководителем организации в зависимости от характера и масштабов деятельности компании, особенностей ее системы управления.

Внутренний контроль может осуществляться как силами работников организации (например, путем создания специального подразделения внутреннего контроля (службы внутреннего аудита, службы внутреннего контроля)), так и независимым консультантом (аудитором).

Очевидно, что этот раздел учетной политики актуален для крупных и средних предприятий, особенно имеющих филиалы и иные обособленные подразделения. При разработке этого раздела им целесообразно руководствоваться рекомендациями Минфина России, содержащимися в Информации Минфина России N ПЗ-11/2013 "Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности".

В небольших организациях, имеющих в штате одного-двух бухгалтеров, внутренний контроль осуществляется, как правило, самим руководителем организации.

 

3.6. Способы оценки активов и обязательств

 

Это основной раздел, в котором закрепляются способы ведения бухгалтерского учета, применяемые в данной конкретной организации.

Формируя учетную политику, в первую очередь необходимо проанализировать те виды деятельности, которые организация уже осуществляет и (или) планирует осуществлять в ближайшее время. Именно для этих видов деятельности и нужно определить совокупность способов, необходимых для отражения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности.

Если в период применения учетной политики у организации появится другой вид деятельности, который она не осуществляла, или новый вид активов, которых раньше не было, то учетную политику в любой момент можно будет дополнить.

При формировании учетной политики организация должна руководствоваться следующим.

1. Есть ряд вопросов, в отношении которых нормативными документами предусматриваются несколько допустимых способов учета. По таким вопросам организация выбирает и закрепляет в учетной политике тот способ, который будет использоваться в данной организации.

Например, ПБУ 6/01 позволяет организациям устанавливать стоимостной критерий отнесения основных средств к материально-производственным запасам. Соответствующее решение об установлении такого стоимостного критерия должно быть отражено в учетной политике (см. подраздел 2.8.1.4.2).

Ниже, в таблице 1, приведена информация обо всех вариантных способах учета, предусмотренных действующими нормативными документами.

 

Таблица 1

 

Способы оценки активов и обязательств,

для которых предусмотрены варианты

 

Элемент учетной политики Допустимые законодательством варианты Нормативный акт, служащий обоснованием
     
Учет основных средств
Выбор способа начисления амортизации Предусмотрены четыре способа начисления амортизации: 1) линейный способ; 2) способ уменьшаемого остатка; 3) способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; 4) способ списания пропорционально объему продукции (работ). Организация может: 1) выбрать какой-то один способ для всех основных средств, закрепив его в учетной политике; 2) выбирать разные способы начисления амортизации по разным группам однородных объектов отдельно при принятии его к учету ПБУ 6/01 (п. 18)
Использование коэффициента при начислении амортизации способом уменьшаемого остатка Разрешено использовать коэффициент не выше 3 ПБУ 6/01 (п. 19)
Установление стоимостного лимита отнесения объектов к МПЗ 1. Применяется лимит не более 40 000 руб. за единицу (конкретный размер устанавливается в учетной политике). 2. Все объекты, независимо от стоимости, учитываются в составе основных средств ПБУ 6/01 (п. 5), подробнее см. подраздел 2.8.1.4.2
Учет арендованных основных средств 1. По инвентарному номеру, присвоенному организацией. 2. По инвентарному номеру арендодателя Методические указания по учету основных средств (п. 14)
Учет спецоснастки <*> и спецодежды
Порядок учета спецоснастки и спецодежды 1. По правилам, установленным Методическими указаниями по учету спецоснастки и спецодежды. 2. По правилам, установленным ПБУ 6/01 "Учет основных средств" Методические указания по учету спецоснастки и спецодежды (п. 9), Письмо Минфина России от 12.05.2003 N 16-00-14/159
Порядок учета спецодежды, имеющей срок эксплуатации не более 12 месяцев Стоимость выданной спецодежды списывается на расходы: 1) линейным способом в течение срока полезного использования; 2) единовременно в момент выдачи работнику Методические указания по учету спецоснастки и спецодежды (п. п. 21 и 26)
Порядок учета спецоснастки, предназначенной для индивидуальных заказов или используемой в массовом производстве Стоимость переданной в производство спецоснастки списывается на расходы: 1) в течение срока полезного использования линейным способом или пропорционально объему выпущенной продукции (работ, услуг); 2) единовременно в момент передачи в производство Методические указания по учету спецоснастки и спецодежды (п. п. 24 и 25)
Организация оперативного (количественного) учета выдачи спецоснастки в производство и ее возврата на склад 1. Выдача в производство и возврат на склад оформляются первичными учетными документами. 2. Выдача в производство и возврат на склад осуществляются без оформления первичных документов на отпуск или приход ценностей Методические указания по учету спецоснастки и спецодежды (п. 50)
Учет нематериальных активов
Порядок выбора способа начисления амортизации Предусмотрены три способа начисления амортизации: 1) линейный способ; 2) способ уменьшаемого остатка; 3) способ списания пропорционально объему продукции (работ). Организация может: 1) выбрать какой-то один способ для всех нематериальных активов, закрепив его в учетной политике; 2) выбирать способ начисления амортизации по каждому объекту отдельно при принятии его к учету ПБУ 14/2007 (п. 28)
Использование коэффициента при начислении амортизации способом уменьшаемого остатка Разрешено использовать коэффициент не выше 3 ПБУ 14/2007 (пп. "б" п. 29)
Учет НИОКР с положительным результатом
Способ списания расходов на выполнение НИОКР с положительным результатом 1. Линейный способ списания расходов. 2. Способ списания расходов пропорционально объему продукции (работ, услуг) ПБУ 17/02 (п. 11), см. подробнее подраздел 2.8.1.2
Учет материалов
Порядок учета материалов на счете 10 1. По фактической себестоимости. 2. По учетным ценам. В этом случае для учета материалов используются счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" Инструкция по применению счетов 10, 15 и 16 Плана счетов
Порядок определения учетной цены (если учет материалов на счете 10 ведется по учетным ценам) 1. Исходя из договорной цены. 2. По данным предыдущего месяца или отчетного периода. 3. По планово-расчетным ценам. 4. По средней цене группы Методические указания по учету МПЗ (п. 80)
Способ оценки материалов при их выбытии 1. По себестоимости каждой единицы. 2. По средней себестоимости. 3. По себестоимости первых по времени приобретения материалов (способ ФИФО). По разным группам материалов можно применять разные способы оценки ПБУ 5/01 (п. 16)
Расчет средней себестоимости при выборе способа оценки по средней себестоимости 1. Взвешенная оценка. 2. Скользящая оценка Методические указания по учету МПЗ (п. 78)
Исчисление себестоимости единицы при выборе способа оценки материалов по себестоимости каждой единицы 1. Включая все расходы, связанные с приобретением запаса. 2. Включая только стоимость запаса по договорной цене Методические указания по учету МПЗ (п. 74)
Учет затрат по содержанию заготовительно-складского аппарата 1. Затраты включаются в состав транспортно-заготовительных затрат (ТЗР). 2. Затраты включаются в состав затрат на производство Методические указания по учету МПЗ (п. 70)
Порядок учета ТЗР 1. Отнесение ТЗР на счет 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей". 2. Отнесение ТЗР на отдельный субсчет к счету 10 "Материалы". 3. Непосредственное (прямое) включение ТЗР в фактическую себестоимость материала Методические указания по учету МПЗ (п. 83)
Порядок списания отклонений или ТЗР 1. Основной. 2. Упрощенный (выбирается вариант из предусмотренных п. 88 Методических указаний по учету МПЗ) Методические указания по учету МПЗ (п. п. 87 и 88)
Учет тары
Порядок учета тары 1. По фактической себестоимости. 2. По учетным ценам Методические указания по учету МПЗ (п. 166)
Определение учетной цены (при учете тары по учетным ценам) 1. Исходя из договорной цены. 2. По данным предыдущего месяца или отчетного периода. 3. По планово-расчетным ценам. 4. По средней цене группы Методические указания по учету МПЗ (п. 166)
Формирование резерва под снижение стоимости МПЗ
Порядок создания резерва 1. Резерв создается по каждой единице материально-производственных запасов, принятой в бухгалтерском учете. 2. Резерв создается по отдельным видам (группам) аналогичных или связанных материально-производственных запасов Методические указания по учету МПЗ (п. 20)
Учет затрат на производство
Оценка незавершенного производства на предприятиях массового и серийного производства 1. По фактической производственной себестоимости. 2. По нормативной (плановой) производственной себестоимости. 3. По прямым статьям затрат. 4. По стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов Положение по ведению бухгалтерского учета (п. 64)
Учет готовой продукции
Оценка готовой продукции 1. Оценка по фактической производственной себестоимости. 2. Оценка по нормативной себестоимости Методические указания по учету МПЗ (п. 203)
Определение нормативной себестоимости (в случае оценки готовой продукции по нормативной себестоимости) 1. По себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и других затрат на производство продукции. 2. По прямым статьям затрат Методические указания по учету МПЗ (п. 203)
Определение учетной цены (при применении в аналитическом учете и местах хранения учетных цен) 1. По фактической производственной себестоимости. 2. По нормативной себестоимости. 3. По договорным ценам. 4. По другим видам цен Методические указания по учету МПЗ (п. 204)
Учет товаров
Учет поступления товаров 1. С использованием счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей". 2. Без использования счета 15 Инструкция по применению счета 41 "Товары" Плана счетов
Порядок учета затрат по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз) (ТЗР) в организациях торговли 1. ТЗР, производимые до момента передачи товаров в продажу, включаются в стоимость приобретения товаров. 2. ТЗР, производимые до момента передачи товаров в продажу, включаются в состав расходов на продажу ПБУ 5/01 (п. п. 6 и 13)
Оценка товаров (для организаций розничной торговли) 1. Оценка по продажной стоимости. 2. Оценка по стоимости их приобретения ПБУ 5/01 (п. 13)
Учет товаров в неторговых организациях при ведении натурально-стоимостного учета 1. Сортовой. 2. Партионный Методические указания по учету МПЗ (п. 240)
Оценка товаров при продаже (отпуске) (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) 1. По себестоимости каждой единицы. 2. По средней себестоимости. 3. По себестоимости первых по времени приобретения товаров (способ ФИФО). По разным группам товаров можно применять разные способы оценки ПБУ 5/01 (п. 16)
Учет финансовых вложений
Признание расходов, связанных с приобретением ценных бумаг (в случае, если их величина несущественна по сравнению со стоимостью самих ценных бумаг) 1. Расходы включаются в первоначальную стоимость ценных бумаг. 2. Расходы признаются в составе прочих расходов того периода, в котором соответствующие ценные бумаги были приняты к бухгалтерскому учету. При выборе второго способа в учетной политике необходимо установить порог существенности, при котором он применяется ПБУ 19/02 (п. 11)
Порядок определения текущей стоимости по долговым ценным бумагам, по которым не определяется рыночная стоимость 1. Текущая стоимость не определяется. Ценные бумаги числятся в учете по первоначальной стоимости. 2. Разница между первоначальной и номинальной стоимостью в течение срока обращения долговых ценных бумаг относится на финансовые результаты (в составе прочих доходов или расходов) ПБУ 19/02 (п. 22)
Расчет дисконтированной стоимости по долговым ценным бумагам и займам 1. Организация не осуществляет расчет оценки долговых ценных бумаг и займов по дисконтированной стоимости. 2. Организация осуществляет расчет оценки долговых ценных бумаг и займов по дисконтированной стоимости ПБУ 19/02 (п. 23)
Порядок оценки финансовых вложений при их выбытии (для финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость) 1. По первоначальной стоимости каждой единицы. 2. По средней первоначальной стоимости. 3. По первоначальной стоимости первых по времени приобретения финансовых вложений (способ ФИФО) ПБУ 19/02 (п. п. 26 - 31)
Порядок определения средней первоначальной стоимости (при оценке финансовых вложений по средней первоначальной стоимости) 1. Средняя первоначальная стоимость исчисляется по итогам месяца. 2. Применяется способ скользящей первоначальной стоимости ПБУ 19/02 (Приложение)
Порядок определения стоимости (при оценке финансовых вложений способом ФИФО) 1. Оценка осуществляется по итогам месяца. 2. Применяется способ скользящей оценки ФИФО ПБУ 19/02 (Приложение)
Признание дохода по финансовым вложениям 1. Доходы признаются доходами от обычных видов деятельности. 2. Доходы признаются в составе прочих доходов ПБУ 19/02 (п. 34)
Учет расходов по займам и кредитам
Учет организацией-векселедателем начисленных процентов по причитающемуся к оплате векселю Отражаются в составе прочих расходов: 1) в тех периодах, к которым относятся данные начисления; 2) равномерно в течение предусмотренного векселем срока выплаты полученных взаймы денежных средств ПБУ 15/2008 (п. 15)
Учет организацией-эмитентом начисленных процентов (дисконта) по причитающейся к оплате облигации Отражаются в составе прочих расходов: 1) в тех периодах, к которым относятся данные начисления; 2) равномерно в течение срока действия договора займа ПБУ 15/2008 (п. 16)
Учет дополнительных расходов по займам 1. Признаются в составе прочих расходов в том отчетном периоде, к которому они относятся. 2. Включаются в состав прочих расходов равномерно в течение срока займа (кредитного договора) ПБУ 15/2008 (п. п. 6 и 8)
Учет доходов и расходов
Признание доходов и расходов, связанных с деятельностью по предоставлению за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов по договору аренды 1. Доходы и расходы признаются доходами и расходами по обычным видам деятельности. 2. Доходы и расходы признаются прочими доходами и расходами ПБУ 9/99 (п. 5), ПБУ 10/99 (п. 5)
Признание доходов и расходов, связанных с деятельностью по предоставлению за плату прав на объекты интеллектуальной собственности 1. Доходы и расходы признаются доходами и расходами по обычным видам деятельности. 2. Доходы и расходы признаются прочими доходами и расходами ПБУ 9/99 (п. 5), ПБУ 10/99 (п. 5)
Признание доходов и расходов от участия в уставных капиталах других организаций 1. Доходы и расходы признаются доходами и расходами по обычным видам деятельности. 2. Доходы и расходы признаются прочими доходами и расходами ПБУ 9/99 (п. 5), ПБУ 10/99 (п. 5)
Признание выручки от выполнения работ, оказания услуг, продажи продукции с длительным циклом изготовления 1. По мере готовности работ, услуг, продукции. 2. По завершении выполнения работы, оказания услуги, изготовления продукции в целом. В отношении разных по характеру и условиям выполнения работ, оказания услуг, изготовления изделий организация может применять в одном отчетном периоде одновременно разные способы признания выручки ПБУ 9/99 (п. 13)
Порядок признания коммерческих и управленческих расходов 1. Указанные расходы распределяются между проданными и непроданными продукцией, товарами, работами, услугами. В этом случае необходимо разработать и закрепить в учетной политике порядок такого распределения. 2. Указанные расходы в полном объеме учитываются в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг (ежемесячно списываются в полном объеме в дебет счета 90 "Продажи") ПБУ 10/99 (п. 9), Методические указания по учету МПЗ (п. 228)
Учет доходов и расходов по договорам строительного подряда <**>
Способ определения степени завершенности работ по договору на отчетную дату 1. По доле выполненного на отчетную дату объема работ в общем объеме работ по договору (например, путем экспертной оценки объема выполненных работ или путем подсчета доли, которую составляет объем выполненных работ в натуральном выражении (в километрах дорожного полотна, кубометрах бетона и т.п.)


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: