Реквизиты правового акта





Правила оформления документов, принятые в делопроизводстве, исходят из того, что документ состоит из отдельных элементов – реквизитов. Перечень 30 реквизитов организационно-распорядительных документов закреплен в ГОСТ Р 6.30-2003.

Как уже отмечалось, в правилах юридической техники под реквизитами правового акта понимаются элементы правового акта, не входящие в его содержательную часть и не содержащие регулятивных положений, предназначенные для отражения юридических свойств и идентификации правового акта. Согласно правилам юридической техники реквизиты отражают важнейшие юридические свойства правового акта, связанные с его статусом и принятием. Основное идентифицирующее значение для правового акта имеют заголовок, дата принятия и номер акта. Например, вид правового акта позволяет судить о юридической силе правового акта, а дата его принятия дает возможность установить приоритет между двумя правовыми актами одного вида.

Состав реквизитов правовых актов различается в зависимости от вида правового акта. Вместе с тем можно установить реквизиты, обязательные для правовых актов любых видов. В этой связи правила юридической техники могут содержать:

  • единый перечень реквизитов, обязательных для всех видов правовых актов, издаваемых органами управления определенного уровня;
  • отдельные перечни реквизитов для правовых актов определенного вида.

 

9.Способы изложения норм права. Норма права и статья нормативно-правового акта. Важное научное и практическое значение имеет вопрос о соотношении нормы права и статьи нормативного акта. Смешение и отождествление приводит к неправильному понятию о внутренней структуре юридической нормы, к отрицанию ее трехэлементного состава, а также усложняет процесс закрепления права правоохранительными органами.

Норма права – это не что иное, как правило поведения, которое состоит из гипотезы, диспозиции и санкции и относится к содержанию права. При этом статья законодательного акта является внешней формой выражения правовой нормы как средства ее воплощения. Таким образом, содержание юридической нормы может быть фиксировано в статьях закона или иного нормативного акта следующим образом:

1) структурные элементы правовой нормы располагаются в нескольких статьях разных нормативных актов;

2) несколько правовых норм включаются в одну статью нормативного акта;

3) все элементы структуры нормы права излагаются в одной статье нормативного акта;

4) разные элементы нормы права закрепляются в нескольких статьях одного и того же нормативного акта.

Существует три варианта соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта, или три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов: прямой, отсылочный и бланкетный.

При прямом способе все три элемента нормы права заключаются в статье нормативно-правового акта. Это типичный вариант, при котором норма права и статья закона или другого нормативно-правового акта совпадают. При этом полнота изложения структурных элементов нормы права может быть различной. Таким образом, бывают простой и развернутый способы изложения:

1) при простом способе изложения отсутствуют развернутые определения, а также квалификационные признаки, которые раскрывают содержание элементов правовой нормы ввиду их явной очевидности;

2) при развернутом способе изложения, наоборот, делается акцент на признаки и понятия, с помощью которых раскрывается содержание гипотезы, диспозиции и санкции. Большинство норм уголовного права излагается именно этим способом.

Отсылочным способом пользуются тогда, когда в статье нормативно-правового акта заключаются не все структурные элементы правовой нормы и делается отсылка к другой статье (статьям) этого же нормативного акта. Например, ст. 12, 13, 14 Семейного кодекса РФ имеют условия заключения брака (гипотеза); ст. 10, 11 устанавливают место и порядок заключения брака (диспозиция); ст. 27, 28, 30 говорят об основаниях и последствиях признания брака недействительным (санкция).

Изложение юридической нормы бланкетным способом предполагает обращение не к конкретной статье данного нормативного правового акта, а к другому нормативному акту в целом или части или к определенному виду каких-то нормативных актов, правил. Этот способ популярен при изложении конституционных норм. Например, согласно ч. 2 ст. 65 Конституции РФ принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта осуществляется в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Обычно тексты нормативных правовых актов могут быть примером довольно экономного изложения социальной информации. При этом должно быть взвешено каждое слово и предложение, с тем чтобы вместить максимум содержания в минимум «сигналов».

 

Как известно, норма права получает закрепление и внешнее оформление в статьях нормативных правовых актов. При этом норма права не всегда совпадает со статьей акта. Иначе говоря, статья не всегда воспроизводит все элементы логической структуры. Это объясняется рядом причин:

1. Правилами юридической техники, требующими лаконичного, экономного изложения юридического текста. Если диспозиция ряда норм совпадает, различаясь лишь второстепенными признаками, происходит объединение таких норм в одной статье закона. Например, ст. 111 УК РФ - умышленное причинение тяжкого вреда здоровью - содержит во второй части перечисление способов такого причинения: с особой жестокостью, из хулиганских побуждений, в целях использования органов и тканей потерпевшего и др. Здесь диспозиция одна - причинение тяжкого вреда умышленно, а гипотезы - разные. Во избежание повторения диспозиции более экономно излагаются все составы в одной статье. То же относится к совпадению санкций, гипотез. В таких случаях совпадающие части структуры норм права или нормы, обслуживающие ряд правовых институтов, например гражданского права, формулируются в Общей части Гражданского кодекса или Уголовного кодекса. Например, ст. 12 ГК РФ - способы защиты гражданских прав или ст. 15 того же Кодекса - возмещение убытков. Положения этих статей относятся к нормам, содержащимся в Особенной части Кодекса.

2. Необходимостью совпадения духа и буквы закона, т.е. мысль законодателя и

словесное ее выражение должны совпадать. Но со временем текст акта может устаревать, поэтому формулировки, содержащиеся в статьях акта, требуют толкования. И здесь используется анализ всех трех элементов нормы права. Отыскание этих элементов и позволяет правильно проанализировать и применить адекватное, распространительное или ограничительное толкование.

3. Удобство пользования актом также служит причиной, когда в статье акта содержится не одна норма, а несколько или, напротив, одна норма размещается в нескольких статьях.

 

10. Понятие и способы экспертизы правового акта.

Экспертиза правовых актов и их проектов - это оценка правового акта на предмет его соответствия (не соответствия) нормам м/народного права, российского законодательства, правилам русского языка, и (или) гос. языка субъекта РФ, криминологическим и др. требованиям.. Результатом правовой экспертизы нормативного правового акта является заключение, которое представляет собой официальный документ, содержащий результат проведенного экспертом исследования конкретного предмета с использованием профессиональных знаний в соответствующей области и ответы на поставленные перед экспертом вопросы. Правовая экспертиза считается проведенной, если исследование текста нормативного правового акта проведено полностью и выявлены все его недостатки, либо если исследование показало, что замечаний нет, и соответствующие результаты официально зафиксированы в заключении. Экспертное заключение по результатам правовой экспертизы должно состоять из вступительной, основной и заключительной частей. Во вступительной части излагаются общие положения о соответствии нормативного правового акта действующему законодательству; в основной части -- замечания и предложения по тексту акта. В заключительной части экспертного заключения должен быть вывод о возможности или невозможности принятия проекта нормативного правового акта или действия уже существующего нормативного правового акта. Министерством юстиции Российской Федерации разработана методологическая основа проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Территориальными органами юстиции используются унифицированные Рекомендации по проведению юридической экспертизы. Таким образом, деятельность по проведению правовой экспертизы носит единообразный характер, направленный на выявление в текстах нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, положений противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. Однако, единого НПА, регулирущего экспертизу правовых актов и их проектов, нет. Существует несколько ФЗ, Постановлений Правительства РФ, ведомственные приказы, подзаконные акты, НПА субъектов РФ, регулирующих следующие виды экспертиз: правовая, лингвистическая, общественная, юридико-техническая, антикоррупционная

1)Антикоррупционная (ФЗ от 25.12.2008г. №273-ФЗ "О противодействии коррупции; ФЗ от 17.07.2009г. №172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе НПА и проектов НПА" посредством выявления коррупциогенных факторов с целью их последующего устранения, а также ликвидации способствующих возникновению коррупции изъянов нормативных правовых актов. В связи с этим в качестве целей осуществления антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов можно определить выявление в них коррупциогенных факторов, допускающих возможность совершения коррупционных действий, их устранение, а также включение в положения указанных актов антикоррупционных норм и правил в превентивных целях, в том числе внесение предложений о необходимости отмены, изменения, доработки либо отклонения нормативного правового акта либо его проекта.
Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" выделяет несколько субъектов проведения антикоррупционной экспертизы. К ним относятся прокуратура Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти в области юстиции, а также иные органы, организации и их должностные лица.

2)Лингвистическая экспертиза законопроекта заключается в оценке соответствия представленного текста нормам современного русского литературного языка с учетом особенностей языка нормативных правовых актов и даче рекомендаций по устранению грамматических, синтаксических, стилистических, логических, редакционно-технических ошибок и ошибок в использовании терминов.

 

11. Понятие коллизий в праве и способы их преодоления.

Законодательство является очень сложным, многоотраслевым образованием, в котором очень много разночтений, несогласованностей, конфликтующих или конкурирующих норм и институтов. Юридические коллизии – это противоречия между правовыми актами, которые регулируют одни и те же общественные отношения. Они привносят в правовую систему несогласованность, дефекты, являются причинами неудобств в правоприменительной практике, затрудняют использование законодательства. Причины юридических коллизий могут быть:

1) объективными, в частности при отставании права от более динамично развивающихся общественных отношений. В этом случае происходит то, что одни нормы устаревают, а другие появляются, не всегда обязательно отменяя прежние и действуя зачастую одновременно с ними; 2) субъективными, которые прежде всего возникают из-за недостатка опыта законодателя, а также низкого качества законов, непоследовательной систематизации нормативных актов и др.

Юридические коллизии – это расхождения или противоречия между различными нормативно-правовыми актами, которые регулируют одни и те же или смежные общественные отношения, а также противоречия, которые возникают в процессе правоприменения и осуществления уполномоченными органами и должностными лицами своих действий.

Можно выделить следующие виды юридических коллизий РФ:

1) между Конституцией и всеми другими нормативными актами (данная коллизия должна разрешаться в пользу Конституции); 2) между законами и подзаконными актами (должна разрешаться в пользу законов как актов большей юридической силы); 3) между общефедеральными актами и актами субъектов Российской Федерации (если последний принят в пределах ведения, то в соответствии с ч. 6 ст. 76 Конституции РФ действует именно он; если последний принят вне пределов ведения, то в силу вступает общефедеральный закон); 4) между актами одного и того же органа, но изданными в разные периоды времени (действует тот акт, который принят позже); 5) между актами, которые приняты разными органами (применяется тот акт, который обладает более высокой юридической силой); 6) между общим и специальным актами (если они приняты одним органом, то применяется последний; если разными органами – действует первый).

Существует несколько способов разрешения коллизий: 1) отмена старого акта; 2) принятие нового акта; 3) внесение изменений в действующие акты; 4) систематизация законодательства; деятельность судов; 5) референдумы; 6) переговоры через согласительные комиссии; 7) толкование и др. Разрешить юридическую коллизию можно, анализируя практику реализации законов и оценки использования актов полностью или их отдельных норм. Зачастую это делается в ответ на запросы государственных органов разных уровней, а также по обращениям общественных организаций и отдельных граждан. Основной причиной запросов и обращений являются неясности в трактовке понятий и терминов, некоторых норм, различные позиции в отношении области их применения, круга субъектов, на которых должно распространяться их действие. Несогласованность в действиях различных органов и организаций также может дать повод для того, чтобы обратиться за официальной оценкой нормативного акта. Юристы, чтобы устранить коллизию, должны иметь высокий профессионализм, выполнять точный анализ обстоятельств дела, выбрать единственно возможный или наиболее целесообразный вариант решения.

 

12. Особенности составления и оформления индивидуальных правых актов: актов правоприменения, договоров, претензий, жалоб, заявлений.

Техника индивидуальных актов, в том числе правоприменительных (судебных, прокурорских и др.), договоров и т.д., по своей основе и по многим характеристикам едина с законодательной техникой.

В том и другом случаях перед нами юридические акты-документы. К тому же немало индивидуальных актов, включая договоры, выполняет индивидуально-регулятивную функцию, причем велик удельный вес актов (правоприменительных), имеющих государственно-властную природу.

В соответствии с этим при принятии правоприменительных актов-документов, договоров и т.д. могут быть использованы многие средства, приемы и правила техники, выработанные в отношении нормативных актов. Более того, некоторые из них следует признать для техники индивидуальных актов обязательными. Так, обязательное значение при выработке индивидуальных актов имеет общепринятая юридическая терминология, причем именно та, которая используется прежде всего в законах, иных нормативных актах. Индивидуальные акты (например, гражданско-правовые договоры) строятся с помощью юридических конструкций законов. Примечательно, однако, что некоторые юридические конструкции, такие, как договор услуг в гражданском праве, выработаны в индивидуальных актах, и это служит толчком к их исследованию в науке и к последующей постановке вопроса о включении соответствующих институтов в законодательство.

Могут быть использованы при составлении индивидуальных актов-документов и некоторые средства и приемы законодательной техники, относящиеся к внешнему, словесно-документальному изложению (подразделение содержания документов на части, статьи, сплошная нумерация статей и др.). Вместе с тем техника индивидуальных актов нуждается в особом подходе. Технико-юридические средства и приемы не сопряжены здесь с нормативным регулированием и имеют свои аспекты, связанные с многообразием актов, с необходимостью постоянного, повторяющегося их совершения в практической жизни и с вытекающей отсюда потребностью обеспечить их законность, обоснованность и эффективность. С этим связано, в частности, применение при выработке индивидуальных актов такого специфического технико-юридического средства, как типизация, получающего выражение в формулярах (образцах) актов-документов, которые создаются практикой, наукой, а в ряде случаев закрепляются в нормативных актах в виде типовых формуляров и конструктивных схем. Подобного рода формуляры, составленные в соответствии с требованиями юридических норм, отражают накопленный опыт документального оформления актов применения права, договорных соглашений и т.д. Они значительно облегчают работу по составлению соответствующих актов-документов, вносят в практику применения закона необходимое единообразие, обеспечивают с документальной стороны соответствие актов требованиям юридических норм.

 

13. Понятие и требования этики юридического письма.

особенности юридического языка2

Отсутствие эмоциональной окраски. Текст документа должен иметь ровный и спокойный стиль, не вызывающий дополнительных ассоциаций и лишних эмоций и не отвлекающий от сути документа. Следует отметить, что для некоторых юридических документов, таких, как исковые заявления, жалобы и т.п., определенный элемент эмоциональности необходим. Однако в нормативно-правовых актах, договорах и актах правоприменения недопустимы художественная красивость, высокопарность фраз, лозунговость или публицистичность. Нейтральное изложение юридических норм повышает эффективность правового регулирования.

Связность и последовательность изложения материала. Если текст лишен определенной логической последовательности, написан бессвязными фразами, то очень трудно уловить его содержание. Не допускается лексическая и смысловая абсурдность, перескакивание и разрыв мыслей.

Точность, ясность и простота изложения материала. Качество текста определенным образом влияет на эффективность правоприменения, степень регламентации конкретных отношений. Причем высокая точность предполагает и повторяемость отдельных фраз (слов, словосочетаний, терминов и т.п.) на определенных участках текста документа. Безусловно, это влияет на эстетическое восприятие текста, но практический критерий должен брать верх над общелитературными стандартами. В качестве подтверждения важности этого признака можно привести п. 2 ст. 30 Типового договора о международном лизинге': "Термины мужского рода при соответствующей смысловой нагрузке могут быть использованы как термины женского и среднего рода, а слова, зафиксированные в единственном числе, могут употребляться во множественном числе—и наоборот".

Использование логических приемов в процессе создания юридических документов

Юридический документ должен отвечать критериям обоснованности и законности.

Обоснованность юридического документа достигается при соблюдении следующих условий:

cоответствие содержания и формы';

соблюдение законов логики при расположении структурных элементов;

достаточная аргументация и доказательность положений содержания;

рациональность структуры и содержания.

В юридических документах в качестве обоснования правовой позиции, выраженной в документе, допускаются ссылки только на предусмотренные законом доказательства. Доказательствами признаются любые фактические данные, на основе которых уполномоченный орган устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, на которые ссылается заявитель

Законность юридического документа слагается из соблюдения следующих положений:

• использование аргументов и доказательств, предусмотренных законом;

использование предусмотренной законом формы документов;

• наличие ссылок на соответствующие нормативно-правовые акты, регламентирующие подготовку и принятие данных юридических документов;

• наличие механизма материального и организационного обеспечения фактического исполнения документа.

В тексте нормативного акта должен быть предусмотрен механизм внесения изменений в действующие нормы (отмена ранее принятых актов, внесение изменения или дополнения в отдельные части юридических документов и т.п.). В ненормативных юридических документах также оговаривается возможность их пересмотра в дальнейшем по обоюдному соглашению сторон.

Юридические документы должны быть правильно аргументированы и составлены на основе законов логики. Знание этих законов и умение ими оперировать является краеугольным камнем правового мышления; любой юридический документ должен быть составлен квалифицированно, а это означает, что присутствие логики обязательно и естественно'. Можно назвать ряд законов логики, используемых в юридических документах.

Закон тождества. Обратной стороной этого закона является подмена тезисов (понятий), что возникает из-за непоследовательности в применении терминологии, неточности формулировок. Избежать подмены тезисов можно при точной повторяемости терминов.

Закон непротиворечия. Противоречивость текста является достаточно серьезной ошибкой, не только затрудняющей применение документа, но и приводящей к его оспариванию. К сожалению, на практике часто встречаются документы, в которых одна часть противоречит другой.

14. Роль межличностных коммуникаций в деятельности юриста.

Вся профессиональная деятельность юриста самым тесным образом связана с людьми, реализуется в процессе межличностных коммуникаций, относится к системе «человек – человек». Юристу по роду своей деятельности приходится разъяснять, объяснять, доказывать, убеждать и переубеждать. Поэтому он должен быть «профессиональным коммуникантом», т. е. уметь активно использовать специальные приемы воздействия на людей, позволяющие ему достигнуть коммуникативной цели с меньшими временными и энергетическими потерями. Чем выше уровень межличностного общения юриста, тем эффективнее решает он многие профессиональные задачи. В структуре общения юриста выделяются три его непременные составные части:

1) коммуникативная сторона, состоящая в обмене информацией между людьми;

2) перцептивная сторона, т. е. процесс взаимного восприятия, познания субъектов общения и установления на этой основе взаимопонимания между ними;

3) интерактивная сторона, заключающаяся в организации взаимодействия, совместных действий (деятельности) партнеров общения.

В труде юриста общению принадлежит видная роль. В психологии под общением понимается установление и поддержание целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми, так или иначе связанными друг с другом в психологическом отношении. Общение протекает в рамках самых разнообразных профессиональных действий как общение с гражданином, обратившимся за помощью, при юридическом консультировании, профилактической беседе, административном разборе правонарушения, в ходе личного сыска, опроса, допроса, очной ставки, других следственных действий. В подавляющем числе случаев это не простой разговор юриста с другим человеком, а акт поведения и действий, осуществляемый для решения определенных профессиональных задач. Профессиональные особенности его определяются тем результатом, который должен быть достигнут (дача показаний, установление истины, изменение поведения гражданином и др.), протеканием в режиме права и правоотношений, контактом, как правило, с непростыми людьми, обстановкой напряженности, зачастую, конфликтное и противоборства.

Важной стороной эффективности общения юриста выступают его коммуникативные способности. Коммуникабельность - это способность человека устанавливать психологический контакт при общении с различными возрастными и социальными группами лиц. Установление психологического контакта, иначе именуемого эмоциональным контактом, - важное условие любого общения и тем более такого, целью которого является получение информации, необходимой для принятия решений в конкретных ситуациях. Коммуникабельность того или иного лица может быть природной, обусловленной свойствами характера и темперамента, однако чаще всего ее нужно воспитывать и развивать. Юридическая деятельность во всех своих проявлениях связана с общением с людьми. Причем нередко в экстремальных условиях. И функция общения выступает на первый план, преследуя разнообразные цели. Поэтому юристу необходимо знать способы установления психологического контакта и использовать их в своих целях для получения оптимальных результатов.

 

15. Определение юридического диалога и его виды: беседа, консультация, судебные прения, публичное выступление, полемика, реплика.

Юридический диалог — это процедура межличностного общения, связанная с отстаиванием противостоящих правовых позиций с целью достижения истины при решении правовых споров.

Дискуссией (лат. discussio — исследование, рассмотрение, разбор) называют такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление различных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу

Полемика - это спор при обсуждении, выяснении научных, литературных, политических вопросов. Об этом тсвидетельствует и этимология(т.е. происхождение) данного термина. Древнегреческоеслово polemikos означает«воинственный, враждебный». Полемика — это не просто спор, а такой, при котором имеется конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и речей. Исходя из этого, полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и отвергнуть мнение оппонента.

Беседа - это речевая форма общения людей по интересующим вопросам . Эффективность беседы зависит от: способности одного вступать в личный контакт с другим человеком; наличия тщательно продуманного плана беседы; умения собеседников задавать вопросы.

Юридическая консультация - это процесс общения между юристом, адвокатом и гражданином или заинтересованным лицом по поводу жизненной проблемы, имеющей правовой характер; правовой анализ ситуации и исходящие из него рекомендации о дальнейших возможных действиях; процесс взаимодействия адвоката и доверителя по поводу проблемы последнего с целью выявления возможных правовых вариантов ее решения и их последствий, выработка путей и способов реализации выбранного варианта решения данной проблемы.

Судебные прения - часть судебного разбирательства, в которой выступают его участники на стороне обвинения и стороне защиты, соответственно, со своих позиций подводя итоги судебного следствия. Они анализируют и оценивают исследованные в суде доказательства, представляют на рассмотрение суда свои соображения о доказанности или недоказанности обвинения, квалификации преступления, мере наказания подсудимому и вносят свои предложения по всем другим вопросам, решаемым судом. Выступление в судебных прениях является одним из способов защиты участниками судебного разбирательства своих или представляемых ими прав и законных интересов. Каждая из заинтересованных сторон обосновывает и отстаивает свою позицию по разрешаемому делу.
В судебных прениях максимально проявляется состязательность уголовного процесса. В ходе судебных прений все обстоятельства дела освещаются сторонами с различных позиций, и тем самым обеспечиваются условия для постановления законного и обоснованного приговора

Публичное выступление

Это устное монологическое высказывание с целью оказания некоторого воздействия на аудиторию. По целям выделяют три основных типа публичного выступления: информирующее, убеждающее, развлекательное. Публичное выступление требует от оратора как хорошей подготовки самого выступления, так и владения речевыми навыками спонтанной разговорной речи. Так, для того чтобы достигнуть своей цели, он должен суметь не только содержательно, убедительно, грамотно и красиво выступить перед аудиторией, но и адекватно ответить на неожиданную реакцию аудитории, ответить на вопросы, объяснить то, что осталось кому-то непонятным.

После произнесения речей всеми участниками прений сторон каждый из них может выступить еще один раз с реп­ликой. Право последней реплики принадлежит подсудимо­му или его защитнику (статья 292 УПК РФ). Реплика представляет собой не продолжение и не повто­рение обвинительной или защитительной речи, а новое, самостоятельное выступление по поводу каких-либо прин­ципиальных положений, касающихся существа рассматри­ваемого дела. В репликах обвинитель или защитник могут привести дополнительные аргументы, подтверждающие их позицию, а также скорректировать свою точку зрения по тому или иному вопросу, изменить ее. Прокурор обязан воспользоваться репликой, если обсто­ятельства дела, по его мнению, представлены защитником в искаженном свете, неправильно толкуются нормы права, дается неверная юридическая оценка содеянного.

 

16. Юридическое доказательство: понятие, виды, способы. «Доказательства - это те фактические данные, на основе которых в установленном законом порядке суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования истца и возражения ответчика, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Эти фактические данные устанавливаются с помощью следующих средств доказывания: 1) пояснения сторон и третьих лиц; 2) показаний свидетелей; 3) письменных доказательств; 4) вещественных доказательств;5) аудио- и видеозаписей;6) заключения эксперта».

По характеру связи содержания доказательств с доказываемым фактом они делятся на прямые и косвенные. Прямыми судебными доказательствами называются такие, в которых содержание имеет однозначную связь с доказываемым фактом. Косвенное доказательство имеет более сложную и многозначную связь с устанавливаемым обстоятельством.

По процессу формирования сведений о фактах доказательства делятся на первоначальные и производные.Первоначальные доказательства - это сведения, полученные из первичного источника. Они содержатся в показаниях свидетелей-очевидцев, оригиналах договоров и проч. Первоначальные (первоисточники) доказательства формируются в результате непосредственного воздействия искомого факта на носителя информации. Производными (копиями) называются доказательства, содержание которых воспроизводят сведения, полученные из других источников, то есть производные доказательства возникают в результате вторичного отражения и являются отображением следов, возникших в результате первичного отражения.

По источнику доказательств они подразделяются на личные и предметные в зависимости от того, является ли источником доказательства человек или материальный объект. К личным доказательствам относят объяснения сторон, третьих лиц, показания свидетелей, заключения экспертов. Средствами доказывания служат объяснения сторон в части, содержащей сведения о фактах, имеющих значение для правильного разрешения дела.

Волеизъявления, доводы, аргументы, правовая оценка событий судебными доказательствами не являются. К предметным доказательствам относятся письменные и вещественные доказательства. По содержанию письменные доказательства подразделяются также на две группы:

1) распорядительные письменные;

2) справочно-информационные письменные доказательства.

Распорядительными называются письменные доказательства, содержание которых свидетельствует о фактах, имеющих властно-волевой характер, в них реализуется воля участников материальных правовых отношений. К ним относятся:

а) акты органов государственной власти, управления, не имеющие нормативного характера;

б) акты предприятий, учреждений, общественных организаций, издаваемые в пределах компетенции;

в) акты, издаваемые руководителями предприятий, учреждений, должностными лицами;

г) сделки, оформляемые сторонами в письменном виде.

К справочка-информационным (осведомительным) письменным доказательствам относятся различного рода справки, акты, отчеты, протоколы заседаний, собраний, письма делового и личного характера, заключения технического инспектора, заключения санэпидемстанции о непригодности жилого помещения к проживанию и т. д.

В них содержится описание, подтверждение событий, фактов, имеющих юридическое или доказательственное значение по делу.

По форме письменные доказательства могут быть классифицированы на четыре группы:

1) документы простой письменной формы;

2) письменные доказательства обязательной формы и содержания (акт о несчастном случае на производстве, свидетельство о рождении);

3) нотариально удостоверенные договоры без их последующей регистрации в органах управления;

4) нотариально удостоверенные договоры, требующие последующей регистрации в органах управления.

Письменные доказательства, как правило, представляются в подлиннике.

 

По признаку юридической (процессуальной) заинтересованности объяснения сторон как средства доказывания делятся на утверждения и признания. Утверждениями называются сведения о фактах, которые соответствуют процессуальным интересам утверждающей стороны или третьего лица. Сведения стороны о фактах подтверждающего характера, доказывание которых лежит на другой стороне, основывающей на них свои требования или возражения, принято называть признанием фактов.

17. Стратегия и тактика юридического диалога: конструктивный и деконструктивный юридический диалог.

Стратегиядиалога определяется основной целью, которая преследуется участниками обсуждения в процессе ведения беседы или спора. В зависимости от степени конфликтности диалога можно выделить следующие типы его стратегических целей.

1. Бесконфликтный диалог. Его стратегия определяется целями передачи информации или ее обмена. Примерами диалогов с информативной стратегией могут служить, скажем, юридические консультации, учебные занятия по правовым вопросам, беседы по правовому воспитанию, оперативные совещания, обсуждение всех возможных решений, гипотез, версий относительно исследуемой проблемы, выступлению перед аудиторией с целью привлечь внимание к проблеме как можно больше заинтересованных лиц. Очень важно в данном случае внимательно следить за тем, чтобы бесконфликтный диалог с информативными стратегическими целями не перерос в диалог конфликтный, стратегия которого совершенно иная.





Рекомендуемые страницы:


©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!