Прогнозируемые трудности




- Иногда воспитателей и родителей очень беспокоит то, что дети выбирают один и тот же центр.

Прежде чем предпринимать какие-то действия, следует понять, почему ребёнок так поступает.

Возможно, это начало серьёзного увлечения; возможно, ребёнок чувствует себя умелым, компетентным именно в этом деле и испытывает ощущение успеха; возможно, он идёт по пути наименьшего сопротивления и просто повторяет то, что умеет; возможно, в других делах он испытал неудачу, отрицательную оценку взрослых и не хочет повторять неприятный опыт; возможно, он просто следует за своими друзьями.

Причин много и решений они требуют совершенно разных. Так, например, увлечение и проявляющаяся способность потребуют подпитки новыми материалами, средствами, идеями. Умелость желательно подхватить, порадоваться вместе с ребёнком, подчеркнуть значимость его достижений и «подкинуть» ему задания, связанные с другими умениями - например, предложить нарисовать план гаража, написать номера машин, имена водителей, пересчитать машины тем мальчикам, которые изо дня в день выбирают центр строительства. Если ребёнок испытал негативное отношение к своим действиям - делайте выводы, принимайте меры по отношению к себе и восстанавливайте доверие.

Следует за друзьями - обсудите как - активно, пассивно, а потом уже стройте стратегию.

- Иногда слишком много детей хотят работать в одном и том же центре.

Если это предопределено интересами детей, стоит расширить границы центра и увеличить количество рабочих мест. Можно позволить взять часть материалов и устроиться для работы в другом месте. Если же это просто ажиотаж, следует ввести листы очерёдности, справедливо решая эту проблему в пользу всех.

- Иногда центр, так тщательно подготовленный к работе, не выбирает никто.

Как бы досадно это ни было, уговаривать, а тем более насильно заводить туда детей нельзя.

Завтра будет новый день и стоит попытаться более увлекательно презентовать его.

- Иногда воспитатели распределяют все центры между взрослыми, и в каждом центре детей кто-то ждёт.

Это не самая типичная ситуация, но совершенно нежелательная. Не следует лишать детей права быть самостоятельными, компетентными; лишать возможности общаться в своём детском сообществе, делать открытия своим путём.

Особенности планирования работы с детьми

Наблюдая за детьми и беседуя с их родителями, воспитатели получают информацию о сильных и слабых сторонах детей, их интересах и потребностях. Эта информация становится основой для определения приоритетных целей развития, для возможного подбора микрогрупп, имеющих сходные интересы или затруднения. Постановка целей и задач развития - часть работы по планированию.

Вторым источником планирования являются интересы конкретной группы. Программа «Сообщество» исходит из утверждения, что каждая группа уникальна и то, что интересно детям одной группы, может быть неинтересно детям другой. Например, у одного из детей группы появился маленький брат, что заставляет ребёнка испытывать целую гамму чувств - радость, гордость, но и некоторые сомнения. Воспитатель, понимая, что это событие может быть важным для всех детей группы, направляет и задерживает разговор о младенцах во время утреннего сбора (т.е. не относится к сообщению о рождении малыша как к проходной информации). Проявляя внимание, заинтересованность, направляя разговор открытыми вопросами, воспитатель побуждает остальных детей группы остановить внимание на этом событии. И вот уже возникает новая тема. Совершенно очевидно, что в этом случае имеет место встречная инициатива взрослого и ребёнка, затем подхваченная остальными детьми группы.

Мы могли бы скептически сказать, что это событие, в общем-то, касается одного ребёнка и затрагивает только его интересы. На самом деле каждому малышу, в той или иной степени, приходится сталкиваться с проблемой изменения отношений в семье, с необходимостью осмысления своего нового положения, многих занимает природа появления детей. Даже если кого-то из детей не увлекла тема младенцев как знание, внутри темы найдутся такие дела и действия, которые, не имея прямого выхода на содержание, будут работать непосредственно на тему. Например, можно не участвовать в рассматривании и чтении книг о младенцах, но заняться изготовлением подарков счастливому брату или конструированием «новой модели коляски».

Другая группа этого же детского сада, сходная по возрасту, получила в это же время совершенно другой социальный опыт и знания, связанные с ним: несколько детей группы простудились, заболели и временно отсутствуют. Можно было бы просто посетовать и счесть это заботой и проблемой взрослых, можно ограничиться моралью - вот как вредно не слушать маму и воспитательницу и ходить по лужам в ботинках! Но можно и, более того, нужно, использовать эту ситуацию для развёртывания темы о здоровье. Место заболевших детей в группе не занято - кто-то лишился на время лучшего друга, кто-то, напротив, рад, что может сколько угодно играть, пока нет одного из отсутствующих.

Кто-то хорошо помнит свой недавний опыт болезни и всего приятного и неприятного, что с этим связано.

Отправной точкой для выбора образовательной темы и планирования может быть какая угодно ситуация, сложившаяся в группе - увиденный во время прогулки необычный паук; приехавший на гастроли цирк; снующие под окнами детского сада машины или строящийся неподалеку дом. Важно только, чтобы выбранная совместно детьми и взрослыми тема действительно давала новый социальный опыт, актуальные знания.

Не «на вырост» и «про запас», а важные и востребованные умом детей здесь и сейчас.

Третьим источником идей в отношении планирования является собственный опыт воспитателя. Инициирование и первичное планирование темы - только одна и начальная часть. Внимание и интерес детей к выбранной теме надо обеспечить материалами и пособиями, ориентированными на детей группы с их разным уровнем представлений по теме, разной готовностью к самостоятельным действиям, разным способам познания. Насколько взрослые сумеют обеспечить «подпитку» темы новыми материалами, интересными идеями, не надуманными, а действительно важными делами, настолько долго удержится внимание детей к теме, настолько разнообразные и значимые результаты каждого ребёнка можно будет ожидать.

Безусловно, есть и четвёртая составляющая: ориентация на возраст детей. В младших группах (в большей степени в первой младшей, и значительно меньше во второй младшей) основную инициативу в выборе темы берут на себя взрослые. Основные моменты делового взаимодействия взрослых с детьми имеют место и в общении с детьми 2 - 3 лет - «что нравится, во что хотят поиграть, какую книжку послушать, что собираются сделать и т.д.), но предмет такого общения более конкретен и реально близок. Не «животные», в целом, а «кошка» может стать основой тематического проекта.

 

Парциальные программы.

Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Авторы: Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева).

Цель: воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение. Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи — воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях.

В содержание включено шесть разделов: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улицах города». При реализации этой программы каждое дошкольное учреждение организует обучение с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий городской и сельской местности. Программа имеет учебно-методический комплект: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста и четыре красочно иллюстрированных раздаточных альбома для детей.

Программа «Юный эколог» (Автор: С.Н.Николаева).

Цель: воспитание экологической культуры дошкольников.

Программа может быть использована дошкольным учреждением, которое от традиционного ознакомления с природой переходит к решению вопросов экологического воспитания дошкольников.

В программе представлено пять разделов; первые два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания; третий прослеживает их роль в процессе онтогенеза - роста и развития отдельных видов растений и высших животных; в четвертом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать; пятый раздел показывает разные формы взаимодействия человека с природой.

В программу «Юный эколог» входит подпрограмма - она предназначена для повышения квалификации педагогов и переориентации их мышления с «ознакомления с природой» на «экологическое воспитание». К программе разработаны методические Материалы «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве, в которых раскрыта конкретная технология экологического воспитания старших дошкольников в условиях детского сада, представлено планирование работы с детьми на протяжении учебного года по месяцам и неделям.

Программа «Семицветик» (Авторы: В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова).

Цель: культурно-экологическое образование детей дошкольного возраста, становление начального этапа духовно богатой, творческой, саморазвивающейся личности, воспитание нравственности, широкого кругозора, развитие творчества через восприятие красоты. Выделены блоки: «Планета Земля», «Небо», «Искусство», «Светочи»; предлагаются тематическое планирование работы на год и примерные конспекты занятий. Большое внимание уделено совместной творческой деятельности детей и взрослых. Программа рассчитана на использование ее в детском саду, в художественных и творческих детских студиях, а также в домашнем воспитании. К программе прилагается хрестоматия «Про Небо и Землю: Сказочная хрестоматия», в которую вошли народные сказки и легенды разных стран по тематике первых двух блоков. Авторами созданы пособия: «Солнечный круг», «Сто занятий с детьми дошкольного возраста по программе «Семицветик», «Азбука мира», «Уроки мира».

Программа «Красота - радость - творчество» (Авторы: Т. С. Комарова и др.).

Цель: духовное, интеллектуальное и сенсорное развитие детей в дошкольном детстве. Программа эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей строится на принципах народности и комплексного использования видов искусств (музыкального, изобразительного, театрального, литературы и архитектуры).

Программа «Музыкальные шедевры» (Автор О. П. Радынова).

Цель: формирование основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста, развитие творческих способностей в разных видах музыкальной деятельности. Автор предлагает четкую систему работы на основе использования произведений искусства, подлинных образцов мировой музыкальной классики. К программе разработаны методические рекомендации для педагога, система занятий для всех возрастных групп детского сада, беседы-концерты, развлечения. В программе осуществляется взаимосвязь познавательной, ценностно-ориентированной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры.

Программа «Я, ты, мы» (Авторы: О. М. Князева, Р. Б. Стеркина).

Цель: социально-эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста, формирование его эмоциональной сферы и социальной компетентности.

Программа помогает решать комплекс задач, связанных с воспитанием нравственных норм поведения, умением строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, достойно выходить из конфликтных ситуаций, адекватно оценивать собственные возможности. Даны методические рекомендации педагогу и родителям. В комплект входят учебно-наглядные пособия.

Программа «Я — человек» (Автор С. А. Козлова).

Цель: раскрыть для ребенка окружающий мир, сформировать у него представление о себе как о представителе человеческого рода, о людях, живущих на Земле, об их чувствах, поступках, правах и обязанностях, разнообразной деятельности; на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и проникнутую уважением к людям.

Программа включает четыре раздела; «Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди», «Человек - творец», «Земля - наш общий дом». Автором предлагается учебное пособие «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью», которое может служить технологией реализации программы «Я - человек».

Программа «Наследие» (Авторы: М. М. Новицкая, Е. В. Соловьева).

Цель: введение ребенка в русскую культуру, приобщение к таким духовным ценностям, которые являются связующим звеном между людьми.

Программа состоит из блоков, имеющих относительно самостоятельное значение и определенные задачи: круг событий; семейный круг; круг чтения.

Авторами разработаны содержательные материалы к этим блокам, сценарии праздников, народные игры, список литературы. Авторы используют традиционный для русской культуры земледельческий календарь, в котором отражен ритм годовой жизни природы и человека во взаимодействии с ней. Православный календарь выступает как форма народных традиций и памяти об истории страны и мира. Календарь памятных дат напоминает о различных явлениях и событиях русской классической культуры.

Программа «Здоровье» (Автор В. Г. Алямовская).

Цель: воспитание дошкольника физически здорового, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с чувством собственного достоинства. Автор предлагает систему, состоящую из четырех основных направлений, каждое из которых реализуется одной или несколькими подпрограммами: обеспечение психологического благополучия; охрана и укрепление здоровья детей; духовное здоровье; нравственное здоровье; приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям.

Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду (Автор О. С. Ушакова).

Цель: развитие речи дошкольников.

В основе системы развития речи дошкольника лежит комплексный подход, разработана методика, направленная на решение взаимосвязанных задач речевого развития: фонетическую, лексическую, грамматическую и на их основе - развитие связной речи.

В данную методику включены отдельные конспекты, игры, речевые упражнения, творческие задания, направленные на решение всех речевых задач по разным возрастным группам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: