Христианская (православная) философия
Высшая ценность человеческой жизни – Богочеловек Христос. Ценности (образцы для подражания) – это действия богоподобного (святого) человека или богочеловека.
Ключевой вопрос, который вытекает из данного определения – как следует понимать уподобление человека Богу? Для ответа на него необходимо обратиться к святоотеческой антропологии (учение о человеке). Рассмотрим по пунктам:
Творение человека и грехопадение
Смысл Боговоплощения
Богоподобие человека как святость и обожение
Творение человека и грехопадение
Согласно святителю Афанасию Великому (4 в.), «Бог сотворил всё из ничего и выделил для особенного милосердия людей, так как только люди сотворены по образу и подобию Бога» (Бог - самовластная сущность и человек – самовластная сущность, т.е. обладающая свободой воли).
Далее, в работе «О воплощении» свят. Афанасий Великий описывает состояние Адама и Евы до грехопадения и говорит о замысле Божьем о человеке: «Хотя Адам и Ева были по природе покорены тлению, благодать их союза с Богом сделала их способными избежать естественный закон и обеспечила сохранение красоты невинности, с которой они были созданы». О чем здесь идет речь? Адама и Еву сохраняла от тления, т.е. от смерти Божественная благодать, постоянное присутствие Бога с ними. Но человек своей свободной волей мог повернуть на любой путь. Поэтому Божественная благодать была поставлена в условность от закона: не вкушать от древа познания добра и зла. Иными словами, не стремиться быть богом без Бога, поскольку плод с древа познания добра и зла – это символ Божественной благодати, которая была предназначена для человека при условии пройденного пути уподобления Богу (т.е. при условии обретения человеком с Божьей помощью навыков любви и добродетели). Итак, плод с древа познания добра и зла – это Божественные способности, которые даруются человеку (поэтому и названы благодатью!) при условии, что своими человеческими способностями (ум, разум и жизненная сила) человек научился распоряжаться правильно, т.е. согласно назначению. А назначение - «возлюби!» или единение с Богом, Который и есть Любовь.
|
Вывод:
Замысел Божий о человеке можно выразить следующим образом: 1) постоянное взирание на Бога (знание Бога); 2) жизнь с Ним, сохранение подобия; 3) дарование благодати уже не только «вместе с душой», как при творении, а «прямо в душу», т.е. обожение человека, обретение нетления (бессмертия).
Свят. Афанасий Великий: «Бог создавал человека для нетления и как образ Его собственной вечности, но зависть дьявола ввела смерть в мир». В итоге человек нарушил заповедь, потерял единение с Богом, лишил себя благодати, обрел тление и смерть. Как отмечает святитель Василий Великий, «Поскольку Бог есть жизнь, то удаление от Бога есть смерть». Далее, после первого грехопадения, последовало умножение видов зла, растление человека.
Смысл Боговоплощения
Свят. Афанасий Великий («О воплощении»): «Наша вина и наше падение заставили Бога снизойти, так как существа, которые Он создавал по своему подобию фактически погибали. От человека теперь требовался обратный ход: 1) раскаяние, т.е. осознание греха; 2) исправление, обретение навыков в любви и добродетели с Божьей помощью; 3) стяжание благодати, единение с Богом (святость, обожение). Следствием единения с Богом является нетление.
|
Вывод: человек не может спастись сам, своими силами. Ведь спасение – это не только осознание своего греха (Адам осознал свой грех сразу же, как был изгнан из рая, ибо сказано, что горько заплакал). Спасение – это именно стяжание благодати, т.е. единение с Богом, обожение. Ради этой цели – спасения человека – Второе Лицо Троицы, Бог-Сын становится человеком или воплощается. Как отмечают святые отцы, «Бог стал человеком, чтобы человек мог стать богом» (более точно, богочеловеком). Бог-Отец посылает в мир Сына Своего Единородного ради спасения человека. Иисус Христос – Богочеловек, т.е. соединяет в Себе две природы – Божественную и человеческую, показывая тем самым пример единения человека и Бога, пример распоряжения человеческой природой согласно воле Божьей, т.е. того, к чему призван каждый человек. Христос как Богочеловек показывает также пример победы над смертью: «Сын Божий является единственно истинным Господом, даже Господом смерти». Согласно Вл.Лосскому, «Христос позволил смерти подойти к Себе, и она не нашла в Нем места». Действительно, отражение смерти осуществляется через испытание её, через добровольные (!) муки на кресте.
Свят. Афанасий Великий: «Произошел изумительный и могущественный парадокс, ибо смерть, которую они думали причинить Ему в стыде и позоре, стала славным памятником поражению смерти. А еще смерть Господа есть умилостивление для всех. Как бы Он мог призвать нас, если бы Он не был распят, ибо только на кресте умирают с распростертыми руками?»
|
Вывод: Смысл Боговоплощения заключается в следующем:
1) показана победа над грехом, пример исполнения закона;
2) показана реализация замысла Божьего о человеке (Христос – Богочеловек), показана победа над смертью. «Человеку же дарована надежда на воскресение через воскресение Христово» (свят. Афанасий Великий);
3) Иисус Христос («Я есмь Путь, Истина и Жизнь») дарует благодать: воскрешает, исцеляет, посылает Св. Духа апостолам, создает Церковь (собор верующих).
Свят. Афанасий Великий: «Вы знаете, что случается, когда портрет, написанный на холсте, становится блеклым от внешних влияний. Художник не выбрасывает его, но тот, с кого рисовали портрет, должен прийти и сесть для этого снова, и затем подобие заново будет восстановлено на том же материале. Также в случае со Всесвятым Сыном Божиим. Он пришел и жил среди нас, чтобы обновить человечество, сотворенное по Нему и разыскать Свою потерянную овцу, как Он говорит в Евангелии: «Я пришел, чтобы взыскать и спасти потерянное».
Богоподобие человека как святость и обожение
Еще раз поставим вопрос - как следует понимать уподобление человека Богу?
Напомним, что замысел Бога о человеке – жизнь вечная через усыновление: «Верующим в Него Бог дал власть быть чадами Божьими».
Свят. Григорий Палама (цитирует святителя Василия Великого в работе «О Божественном и обоживающем причастии…»): «Хотя все причастно Богу через творение, но в причащении святых мы видим величайшее отличие. При творении Бог дал свою благодать человеку «вместе с душой», а при обожении – «прямо в душу». Тогда стал человек душой живой, а ныне – духом животворящим. И различие велико: ведь душа не сообщает жизнь другому, а дух не только сам живет, но и другим сообщает жизнь. Так и апостолы воскрешали мертвых».
«Обоживаемые святые – не просто подражают Богу, они возносятся над человеческой природой, рождаются от Бога, един дух с Господом».
«В святых образ возвращается к Первообразу и стяжает Божественные действия».
«Если ты, взяв отпечаток, приладишь его к печати, то он больше не сможет перемещаться куда-либо иначе, как двигаясь одним движением со своим прообразом, сделавшись с ним единым за исключением разницы в веществе, так и когда Божественный образ в нас возвращается к Первообразу, исполняется просимое в том чудесном молении о нас: дай им, говорит Христос, «чтобы были все едино; как Я, Отче, в Тебе и Ты во Мне, и они да будут в Нас едино».
«Обоженный человек подобен прозрачному воздуху, целиком просвещенному светом».
Следует пояснить, что «воздух» здесь - символ человеческой природы, а «свет» - символ Божественной природы.
Св. Дионисий Ареопагит: «Цель иерархии – уподобление Богу и соединение с Ним».
Свят. Григорий Палама: «Уподобление нам нужно, чтобы соответствовать этому соединению, которым обожение завершается. Без соединения уподобление - недостаточно для обожения. Причем нужно то уподобление, которое происходит от делания и соблюдения Божественных заповедей, а оно совершается не природным подражанием, а силой Духа, сходящей к нам свыше при святом крещении».
Вывод:
На основании вышеприведенных высказываний можно заключить, что уподобление человека Богу завершается соединением человека и Бога. Это соединение и есть собственно обожение, когда благодать дается «прямо в душу». Иными словами, человеку даруются Божественные способности при условии, что своими, человеческими, он научился распоряжаться правильно, т.е. по назначению (= согласно воли Божьей). Святости предшествует путь стяжания благодати или путь уподобления. Свят. Григорий Палама уточняет, что под уподоблением следует понимать соблюдение заповедей (соблюдение заповедей - это и есть собственно путь уподобления!). Но самое важное в его цитате – указание на то, что соблюдение заповедей своими силами невозможно! Только силой Духа, то есть с помощью Бога, с помощью Божественной благодати, той самой, которая была дарована человеку «вместе с душой» при творении, а после грехопадения даруется в таинстве крещения.
Итак, благодать, которая даруется «вместе с душой», есть укрепляющая, поддерживающая, просвещающая. Благодать же, которая даруется «прямо в душу» - это Божественные способности, о которых шла речь выше. Вспомним слова отца из притчи о блудном сыне: «Сын мой, все, что моё – твоё». Так и Бог обращается к человеку в надежде, что мы станем добрыми сынами.
Что такое таинство? Таинство – это когда через видимые действия священника человеку невидимым образом сообщается благодать или спасительная сила Божия. В Церкви существуют 7 таинств: крещение, миропомазание, исповедь, причастие, венчание, соборование, рукоположение в священство.
Пояснение фразы «соблюдение заповедей своими силами невозможно»:
Заповедь «возлюби» включает в себя не только любовь к друзьям, но и любовь к врагам. А это - выше человеческих сил и возможно только благодаря благодати. Естественно, что Бог помогает человеку при условии желания самого человека. Если у человека нет воли к исполнению заповедей, Бог не будет действовать насильно и благодать отступает от человека.
Выделим в завершение рассуждений три «этапа» уподобления человека Богу:
1. Уподобление как природное подражание, т.е. чисто человеческими силами (= соблюдение закона «по букве»).
2. Уподобление как соблюдение заповедей (с помощью благодати, которая даруется «вместе с душой»).
3. Соединение с Богом или обожение (святость) как завершение уподобления (человеку даруется благодать «прямо в душу»).
Высказывания святых отцов:
Преп. Иоанн Лествичник:
Где совершилось грехопадение, там прежде водворилась гордость; ибо гордость есть предвестница падения.
Св. авва Дорофей:
Каждый молящийся Богу – «Господи, дай мне смирение», должен знать, что он просит Бога, дабы Он послал ему кого-нибудь оскорбить его.
Свят. Григорий Палама:
Многие называют себя грешниками и говорят так, и в действительности таковы, но сердце-то человеческое испытывается бесчестием.
Игумен Никон:
Чем человек действительно, а не мечтательно ближе к Богу, тем он чувствует себя недостойнее, грешнее всех человеков. Если человек не видит грехов своих, это не значит, что их у него нет. Это значит, что человек не только в грехах, но и в слепоте духовной.
Свят. Григорий Палама:
Итак, в этом сказывается Божья премудрость и сила: победить через немощь, возвысится через смирение, разбогатеть через бедность.
Преп. Максим Исповедник:
Много из случающегося с нами случается ради научения нас, или во очищение прошедших грехов, или в исправление настоящего нерадения, или в предотвращение будущих падений.
Игумен Никон:
Проявляется смирение тем, что мы от всего сердца как благоразумный разбойник скажем Господу: «Достойное по делам нашим приемлем, помяни мя, Господи, во царствии Твоем».
Искание высоких духовных состояний запрещено св. отцами и Господом. Весь наш внутренний подвиг должен сосредоточиться в покаянии и во всем, что содействует покаянию, а Божие придет само собою, когда место будет чисто и если изволит Господь.
У кого отверзается зрение для видения грехов, тот видит не отдельные грехи, а полную искаженность своей души, которая постоянно источает всякие грехи, более того – даже добрые дела и те пронизаны ядом греха. Когда человек это ясно увидит, а также совершенно убедится на тысячах случаях, что исцелить проказу души своей сам не может, тогда он «естественно» смирится и «естественно» перестанет осуждать других и оскорбляться на обиды. Он только видит в других такое падение, как и в себе, и уже жалеет их как товарищей по несчастью.
Св. Антоний Великий:
Никому, ни по какой причине не выставляй на вид каких-либо его недостатков. Никому не ставь в укор его немощей.
Св.авва Дорофей:
Уничижение есть то, когда человек не только осуждает, но и презирает другого, гнушается им и отвращается от него, как от некой мерзости: это хуже осуждения и гораздо пагубнее.
Св. Варсонофий и Иоанн:
- Терплю оскорбление от некоего: что мне делать?
- Делай ему добро.
Игумен Никон:
Ведь в больницах не осуждают друг друга за ту или иную болезнь. А мы все больны душевными болезнями – грехами.
Преп. Максим Исповедник:
Когда уразумеешь, что как ты искушаем бываешь, так и брат твой искушается; то искушаемому брату прощай, а искушающему дьяволу, желающему ввести тебя в ненависть к брату искушаемому, противостой, не поддаваясь его козням.
Игумен Никон:
Уступать друг другу, хотя бы и дело пострадало (потом выиграете много раз больше).
Блаж. авва Фаласий:
Терпение есть трудолюбие души.
Игумен Никон:
Мерою духовного роста человека является его смирение. Чем выше духом человек, тем он смиреннее.
Св. авва Дорофей:
Святые, чем более приближаются к Богу, тем более видят себя грешными.
Преп. Максим Исповедник, «Главы о любви»:
«<…> Он и сотворил нас, конечно, в возможности способными уподобляться Богу. Но дав нам можение уподобляться Богу, Он тем самым предоставил нам быть делателями своего подобия Богу, <…> чтобы мы не были, точно образы, произведенные живописцем, лежащие без цели, то есть, чтобы похвалу за наше подобие не получил иной. Ведь когда увидишь образ, в котором отобразился прототип точно, не изображение хвалишь, но дивишься живописцу».
«Твердый добродетельный навык во благе – это подражание Божественной неизменности».
«Выбор в согласии с природой – истинен и свободен, а противоположный природе - рабский».
«Разумному началу в нас по естеству присуще подчиняться Божественному Слову и начальствовать над нашим неразумным началом».
«Зло – результат небрежения естественными энергиями (= действиями) ума».
«Нечистота души в том, что она не действует согласно естеству».
«Для сотворенных сущностей всегда быть или не быть зависит от власти Сотворившего их. Сопричаствовать же или нет Благости и Премудрости Его зависит от воли разумных существ».
«Всякое разумное существо – по образу Божьему, но только одни благие и мудрые – по подобию Его».
«Многое творится нами неразумно, но при этом не происходит превращения заложенной в нас от рождения сущности из разумной в неразумную».
Свят. Григорий Нисский:
«Самовластность Богоравна. Итак, чтобы и власть над выбором могла оставаться у природы, и со злом было покончено, такой мудрость Божия изобрела план: давать человеку пребыть в том, что он захотел <…>, чтобы он вольно, по своему желанию, возвратился бы к первому блаженству».