Элементы геометрии занимают значительное место в программе по математике и изучаются в течение всего периода начального обучения. Как правило, отдельные вопросы, относящиеся к теме, не выделяются в отдельные блоки, а переплетаются с изучением основного (арифметического) материала.
Анализ программы «Школа России» М.И. Моро
В программе М.И. Моро трехмерные геометрические фигуры изучаю в 4 классе 4 четверти в разделе «Материал для расширения и углубления знаний»
Учащийся получает возможность научится:
· распознавать, различать и называть геометрические тела: прямоугольный параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус;
· изготавливать модель куба, прямоугольного параллелепипеда, пирамиды, конуса, цилиндра, шара;
· сравнивать геометрические тела;
· находить грань, ребро, вершину куба, прямоугольного параллелепипеда, пирамиды. [7]
Анализ программы «Гармония» Н.Б. Истоминой
Целью методики формирования представлений о геометрических фигурах является выполнение геометрических заданий, требующих активного использования приёмов умственной деятельности и установления соответствия между предметной геометрической моделью и её изображением, что способствует развитию пространственного мышления учащихся.
В учебниках Н.Б. Истоминой встречаются задания на формирование представлений о простейших плоских и объемных формах, но также в отличие от традиционной программы встречаются упражнения на установление пространственных отношений.
В программе «Гармония» знакомство с объемными геометрическими фигурами начинается во втором классе.
Во втором классе дается представление о объемных геометрических фигурах: шар, пирамида, цилиндр, конус, куб, параллелепипед без введения понятий.
|
В разделе «Геометрические фигуры: плоские и объемные» учащимся предлагаются задания на распознавание, целью которых является умение различать объемные геометрические фигуры и существенные признаки.
В 3 классе 2 части в разделе «Многогранники. Куб. Параллелепипед» даются понятия:
· многогранник;
· грань многогранника;
· ребро многогранника;
· вершина многогранника;
· развертка;
· куб;
· прямоугольный параллелепипед;
· пирамида.
Для развития пространственного мышления в 3 классе обучающиеся выполняют задания на установленные соответствия между моделью куба, его изображением и развёрткой. Для продолжения этой линии в 4 классе используются задания на построение, распознавание и моделирование различных объемных геометрических тел, таких как: многогранники, куб, параллелепипед, конус, цилиндр, пирамида, призма. [5]
Анализ программы И.И. Аргинской
В этой программе геометрический материал занимает значительное место. Его сравнительно большой объем объясняется двумя основными причинами: тем, что работа с геометрическими объектами позволяет активно использовать наглядно-действенный, наглядно-образный и наглядно-логический уровни мышления, которые наиболее близки младшим школьникам, и, опираясь на которые, дети выходят на высшую ступень – словесно-логический уровень; увеличение объема геометрического материала в начальных классах, особенно связанного с объемными фигурами, позволяет более эффективно подготовить учеников к изучению систематического курса геометрии, который вызывает у школьников основного и старшего звена школы существенные трудности.
|
Изучение объемных геометрических фигур начинается во 2 классе.
Обучающийся получает возможность научиться:
· распознавать цилиндр, конус, пирамиду
· различные виды призм: треугольную, четырехугольную и т.д.;
· использовать термины: грань, ребро, основание, вершина, высота;
· находить фигуры на поверхности объемных тел и называть их.
Дальнейшее изучение объемных геометрических фигур продолжается в 4 классе. Выпускник получает возможность научится:
· распознавать и называть геометрические тела;
· соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур;
· распознавать, различать и называть объемные геометрические тела: призму (в том числе прямоугольный параллелепипед), пирамиду, цилиндр, конус;
· определять объемную фигуру по трем ее видам (спереди, слева, сверху);
· чертить развертки куба и прямоугольной призмы;
· классифицировать объемные тела по различным основаниям. [1]
Анализ программы УМК «Перспектива» Г.В. Дорофеев.
Изучение объемных геометрических фигур начинается во 2 классе.
Учащийся получает возможность научится:
- распознавать куб, пирамиду, различные виды пирамид: треугольную, четырёхугольную и т. д.;
- находить на модели куба, пирамиды их элементы: вершины, грани, ребра;
- находить в окружающей обстановке предметы в форме куба, пирамиды.
В 3 классе он продолжает изучать геометрические фигуры. Учащийся обучается:
· распознавать прямоугольный параллелепипед
· находить на модели прямоугольного параллелепипеда его элементы: вершины, грани, рёбра;
|
· находить в окружающей обстановке предметы в форме прямоугольного параллелепипеда.
Учащийся получает возможность научиться:
· копировать изображение прямоугольного параллелепипеда на клетчатой бумаге;
· располагать модель прямоугольного параллелепипеда в пространстве согласно заданному описанию;
· конструировать модель прямоугольного параллелепипеда по его развёртке. [3]
Заключение
В начальной школе именно математика наиболее ярко воздействует на формирование пространственных представлений детей. В этом возрасте ребенок эмоционален, у него преобладает образное восприятие окружающего мира. С помощью языка математики ребенок быстрее устанавливает контакт с окружающим миром, и в то же время у него складывается собственный мир переживаний и образов. Поэтому важно понимание роли урока математики в формировании геометрических знаний учащихся, как части учебно-воспитательного процесса, наиболее значительно воздействующего на сферу пространственных представлений ребёнка. Задача формирования и развития пространственных представлений младших школьников продолжает оставаться одной из важнейших задач начальной школы.
Развитие пространственного мышления, происходит в процессе овладения ребенком накопленными человечеством знаниями и является одной из существенных характеристик онтогенеза психики ребенка. Высокий уровень развития пространственного мышления является необходимым условием успешного усвоения разнообразных общеобразовательных и специальных технических дисциплин на всех этапах обучении, подчеркивая тем самым актуальность данной темы исследования. Пространственное мышление является существенным компонентом в подготовке к практической деятельности по многим специальностям.
Проанализировав психологическую, педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования я раскрыла сущность, особенности пространственных представлений младших школьников; выявили способствует ли геометрический материал и задачи на конструирование формированию пространственных представлений; изучили условия формирования пространственных представлений младшего школьника.
Таким образом, неизбежно вытекает вывод о том, что, обучая младших школьников математике, необходимо так ставить вопросы и организовывать
познавательную деятельность, чтобы задания были направлены не только на формирование математических понятий, но и на развитие пространственного мышления детей, без которого невозможно развитие общеинтеллектуальных умений и навыков.
Список литературы
1. Аргинская И.И. Математика. Рабочая программа 1-4 классы. Сборник программ для начальной школы Система Л.В.Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011.
2. Бантова, М.А., Бельтюкова, Г.В., Полевщикова, А.М. Методика преподавания математики в начальных классах/ Под ред. М.А. Бантовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1976. -335 с.)
3. Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы
4. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 8 лет: Учебно-методическое пособие для учителей./А.З. Зак – М.: Новая школа, 1996.– 80 с.
5. Истомина Н.Б. Математика. Рабочая программа. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013 – 160 с.
6. Ковалева, И. В. Формирование математических понятий: методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ: материалы XV междунар. науч.-практ. конф., 12-13 мая, 2008, г. Челябинск. / Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2008 – С. 319-322
7. Моро М.И. Математика. Рабочая программа. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы. Москва «Просвещение» 2014г.-124 с.
8. Моро М.И., А.С. Пчелко, А.М. Пышкало и др. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах. /М.И. Моро и др.-М.: Педагогика, 1977 -262 с.