спрос, предложение, цена, конкуренция




 

Спрос и предложение на рынке совершенной конкуренции

Спрос – потребность в товарах и услугах, обеспеченная покупательной способностью, одна из сторон рыночного ценообразования.

Параметры спроса:

1. Объём спроса – количество товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа лиц или общество в целом в единицу времени при определенных условиях.

2. Цена спроса - максимальная цена, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество товара.

3. Функция спроса - зависимость объёма спроса от определяющих его факторов, таких как: вкусы и предпочтения, денежный доход потребителей, цены на другие товары и др.

Величина спроса зависит от цены на запрашиваемый товар.

Закон спроса отражает обратную зависимость между ценой (P) и количеством покупаемого товара (Q) (рис. 4.1).

 
 


 

 

Рис. 4.1. Зависимость величины спроса от цены

 

На величину спроса, кроме цены на запрашиваемый товар, влияют:

- цены на другие товары: взаимозаменяемые, взаимодополняемые и независимые;

- доходы потребителя: с ростом доходов спрос на товары, за исключением низкокачественных, возрастает;

- вкусы и предпочтений потребителей, которые могут измениться под влиянием моды, рекламы;

- число покупателей: чем больше число покупателей, тем больше величина спроса;

- реклама, под влиянием которой могут измениться предпочтения потребителей;

- условия кредита: если кредит доступен, то это увеличивает спрос (в зависимости от процентной ставки и срока выплаты);

- инфляционные ожидания: ожидание повышения цен ведет к увеличению спроса на товары и наоборот.

Предложение – это сложный процесс, требующий вознаграждения организации выпуска продукции или оказания услуги.

Параметры предложения:

1. Объём предложения – количество какого-либо товара, которое желает произвести и продать на рынке один продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях.

2. Цена предложения – минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.

3. Функция предложения – зависимость объёма предложения от определяющих его факторов, таких как налоги и дотации, природные условия, цены других товаров и др.

Величина предложения зависит от цены предлагаемого товара. Закон предложения отражает прямо пропорциональную зависимость между ценой (Р) и количеством предлагаемых к продаже товаров (Q) (рис. 4.2).

 


 

Рис. 4.2. Зависимость величины предложения от цены

 

На величину предложения, кроме цены предлагаемого товара, влияют:

- цены на другие товары: взаимозаменяемые, взаимодополняемые, независимые товары;

- цены на факторы производства: при росте цен на факторы производства производитель либо сокращает количество предлагаемых товаров, либо замещает дорогие факторы производства на дешевые;

- уровень технологии: превосходство по сравнению с конкурентами в данной области приводит к повышению качества, расширению ассортимента;

- налоги и дотации: повышение налогов увеличивает издерж­ки производства и сокращает предложение, напро­тив, дотации фактически снижают издержки и увеличивают предложение;

- число производителей и характер конкуренции: при данном объеме произ­водства каждой фирмы, чем больше число постав­щиков, тем больше рыночное предложение;

- условия кредита: чем выше процент за кредит, тем ниже величина предложения;

- инфляционные ожидания: ожидание существенного повышения в ближайшем будущем цен на продукцию фирмы может сократить текущее предложение, с другой стороны, способно побудить фирмы увеличить производственные мощности и тем самым вызвать увеличение предложения.

Рыночное равновесие и равновесная цена

Экономический товар включает в себя одновременно и благо и затраты. Эти качества товара проявляются как полезность, редкость, ресурсоемкость. При приобретении экономических товаров люди платят за них определенную сумму денег, которая называется ценой.

Установление равновесной цены происходит на рынке под влиянием как спроса, так и предложения. Предложение и спрос уравновешиваются под влиянием конкурентной среды, в результате чего говорят о конкурентном рыночном равновесии (рис. 4.3). Равновесная цена – это цена, при которой количество товара, предложенного на рынке, равно количеству товара, на который предъявлен спрос. Все остальные цены неравновесные.

 
 

 


Рис. 4.3. Рыночное равновесие

 

Рыночное равновесие зависит от временного периода. В мгновенном периоде – предложение неизменно, у фирмы нет времени, чтобы изменить предложение, фирма сможет осуществлять поставки, если у нее есть товарные запасы. В краткосрочном периоде - предложение растет, количество фирм остается прежним, за счет изменения переменных факторов производства изменяется предложение. В длительном периоде – изменяется число предприятий, объем используемых ресурсов.

Анализ закономерностей изменения спроса и предложения дал возможность наиболее полно охарактеризовать экономическую свободу как условие эффективного функционирования рыночного механизма.

Экономическая свобода включает в себя:

1. Свободу предпринимателя.

2. Свободу выбора продавцов и покупателей.

3. Свободу перемещения ресурсов по отраслям и сферам производства.

4. Свободу ценообразования.

Именно экономическая свобода позволяет гибко реагировать, приспосабливаясь к изменяющимся условиям, и обеспечивать как частичное, так и общее рыночное равновесие.

 

Эластичность спроса и предложения

 

Эластичность используется для измерения соотношений взаимообуславливаемых перемен.

Эластичность спроса по цене – показывает степень реакции спроса в зависимости от изменения цены (на сколько % изменится спрос, если цена изменится на 1 %).

 

 

(4.1)

где D – спрос, P – цена товара, – эластичность спроса по цене.

Варианты ценовой эластичности спроса:

> 1 - эластичный спрос;

< 1 - неэластичный спрос;

= 1 - единичная эластичность спроса;

= 0 - абсолютно неэластичный спрос.

→∞ абсолютно эластичный спрос

Эластичность спроса по доходу – показывает степень реакции спроса в зависимости от изменения дохода:

 

 

(4.2)

где D – спрос, I – доход потребителя, - эластичность спроса по доходу.

Варианты эластичности спроса по доходу:

> 0 - для высококачественных товаров;

< 0 - для товаров второстепенного спроса.

Перекрестная эластичность – показывает изменение спроса на один товар, в зависимости от изменения цены на другие товары.

 

(4.3)

где D – спрос товара Х, P – цена товара Y, - перекрестная эластичность спроса.

Варианты перекрестной эластичности спроса:

> 0 - взаимозаменяемые товары;

< 0 - взаимодополняемые товары;

= 0 - независимые товары.

Эластичность предложения по цене – показывает степень реакции предложения в зависимости от изменения цены.

(4.4)

где S – предложение товара, P – цена товара, - эластичность предложения по цене.

Варианты ценовой эластичности предложения:

> 1 - эластичное предложение;

< 1 - неэластичное предложение;

= 1 - единичная эластичность;

= 0 - абсолютно неэластичное предложение;

→∞ - абсолютно эластичное предложение.

Конкуренция в рыночной экономике

 

Конкуренция – общественная форма столкновения субъектов рыночной экономики в процессе реализации их экономических интересов.

Конкуренция – соперничество между субъектами рыночного хозяйства за лучшие условия производства и сбыта продукции.

Сущность конкуренции проявляется в следующих её функциях:

1. Функция регулирования. Для того чтобы устоять в конкурентной борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

2. Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:

- предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс;

- предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).

3. Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

4. Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

Государственная политика в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция могла выполнять свои функции. Руководящий принцип «оптимальной интенсивности конкуренции» в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что:

- достижения научно-технического прогресса быстро внедряются в производство (инновация под давлением конкуренции);

- предприятия гибко адаптируются к меняющимся условиям (адаптация под давлением конкуренции).

Масштаб интенсивности конкуренции определяется тем, как скоро преимущества в прибыли теряются в результате успешного воспроизведения инноваций конкурентами. В первую очередь это зависит от того, насколько быстро конкуренты реагируют на рывок вперед предприятия-пионера и насколько динамичен спрос.

Существуют два основных метода конкурентной борьбы: ценовая конкуренция и неценовая конкуренция. Ценовая конкуренция – это борьба между товаропроизводителями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и, соответственно, снижение цен на продукцию. Ценовая конкуренция возможна также без изменения издержек производства путем установления монопольной цены на продукцию. Неценовая конкуренция включает: технический уровень, новизну и качество товара; создание товаров-субститутов; послепродажное техническое обслуживание; рекламу и т.д.

Различают совершенную конкуренцию и несовершенную конкуренцию. Анализ совершенной конкуренции представлен в трудах А.Смита, К.Маркса, А. Маршалла и других экономистов. Совершенная конкуренция свойственна классической модели рынка. Несовершенная конкуренция распространена в современных моделях рынка, её анализировали А. Курно, Э. Чемберлин, Дж. Робинсон, Дж. Хикс и др.

Существуют несколько типов рыночных структур в зависимости от формы конкуренции: рынок совершенной и несовершенной конкуренции (Таблица 4.1)

Конкуренция является необходимым и определяющим условием эффективного функционирования рыночной экономики, обеспечивая активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципа оплаты по количеству и качеству труда и т.д. Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делает эту продукцию неконкурентоспособной на мировом рынке, утрачиваются стимулы нахождения более эффективных решений в экономике и др.

Важно уяснить, что рынок, конкуренция всегда были антиподами монополизма. Цель монополии – получение максимально возможного дохода посредством контроля над ценой и объемом производства на монополизированном рынке. Средство достижения цели – монопольная цена, которая является формой реализации потенциала монополии на рынке. Главное отличие равновесия на монопольном рынке от равновесия свободного рынка состоит в том, что цена спроса не может быть равна цене предложения. Монополии проводят определенную ценовую политику, осуществляя различными методами контроль над ценами. Вмешательство монополии в процесс рыночной саморегуляции ведет к перераспределению общественного богатства в ее пользу.

 

Т а б л и ц а 4.1

 

Характерные черты основных типов рыночных структур

 

  Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция
Чистая монополия Олигополия   Монополистическая конкуренция
Количество и размер фирм, производящих продукцию Множество мелких и средних фирм 1 крупная фирма Несколько крупных фирм Многообразие различных фирм
Тип продукта Однородный стандартный Уникальный, без заменителей Однородный стандартный, но может быть несколько дифференцирован Дифференцированный
Степень сложности входа в отрасль. Относительно легкий Очень трудный, почти заблокированный Трудный Вход возможен
Доступ информации. Свободный Значительно ограниченный Некоторые ограничения Некоторые затруднения
Контроль над ценой. Отсутствует контроль Полный контроль над ценой Очень сложный Влиять на цену сложно, но некоторая власть над ценой существует.
Неценовая конкуренция. Отсутствует Реклама и пиар Широкие методы неценовой конкуренции (реклама, политика ценового лидера, тайный сговор и т.д.) Товарный знак, фирменный знак, торговая марка и т.д.

 

В рыночной экономике существует опасность того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитации товарных знаков. Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют: качество конкуренции и само существование конкуренции, что обеспечивается реализацией антимонопольной политики.

В странах с развитыми рыночными системами неустойчивый баланс рынка и монополизма сохранялся довольно долго, пока государство не взяло на себя ответственность за создание условий эффективного функционирования рынка. Заслуживает внимания опыт применения антитрестовского законодательства в США. Для проведения государственной политики по развитию товарных рынков и конкуренции, ограничения монополистической деятельности в 1991г. создан антимонопольный комитет РФ. Целесообразно проанализировать экономические и административные меры, противодействующие монополизации рынка. Приступая к демонополизации экономики полезно иметь в виду некоторые принципы антимонопольной политики:

- изучение рынков, выявление среди них конкурентных и монопольных;

- дифференцированный подход к монопольным рынкам;

- выделение зон естественной монополии, в принципе не подлежащей демонополизации;

- выявление монополий, в отношении которых государство проводит жесткую экономическую политику;

- развитие и укрепление рыночных структур, противостоящих монополиям.

Заметим, что конечная цель антимонопольной политики состоит в том, чтобы в экономике осталась только зона естественной монополии.

 

Тема 5. Теория потребительского поведения

 

В основе рационального поведения потребителя при принятии решения о покупке того или иного товара лежит принцип полезности.

Полезность блага – это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько потребностей. Термин «полезность» в качестве основы сопоставления благ был введен в конце XIX века. Приняв доктрину полезности, экономисты получили возможность создать теорию потребительского поведения, основанную на гипотезе о сопоставимости разнообразных благ по их полезности. Известны два основных подхода к решению этой проблемы. У. Джевонс, К. Менгер, Ф. Визер, Л. Вальрас предложили количественную теорию полезности, ее разделял и А. Маршалл. Впоследствии В. Парето, И. Фишером и Дж. Хиксом был предложен альтернативный вариант - порядковая теория полезности.

Количественная теория полезности предполагает возможность измерения полезности различных благ в ютилах. Различают общую и предельную полезность. Общая полезность (TU) с увеличением количества благ постепенно возрастает, а предельная полезность (MU) каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается. Вместе с тем, цена блага определяется не общей, а предельной полезностью для потребителя. Закон убывающей предельной полезности (первый закон Госсена) лежит в основе определения спроса. Закон содержит два положения: убывание полезности последующих единиц блага в одном непрерывном акте потребления (до полного насыщения); убывание полезности первых единиц блага при повторных актах потребления.

Правило максимизации полезности (второй закон Госсена) позволяет утверждать, что полезность максимизируется только в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждая последняя денежная единица (рубль, доллар и т.д.), затраченная на приобретение любого блага приносит одинаковую предельную полезность.

 

(5.1)

 

где MU – предельная полезность благ a и b, Р – цена благ a и b, α – предельная полезность денег.

Порядковая теория полезности предлагает измерять полезность с помощью предпочтений потребителя. При этом потребителю необходимо лишь сделать выбор между двумя наборами потребительских благ. Кривая безразличия показывает различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя (рис. 5.1).

Кривые безразличия позволяют выявить потребительские предпочтения, при этом показывают возможность замены одного блага другим. Однако они не определяют, какой именно набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным. Эту информацию дает нам бюджетное ограничение, показывающее какие потребительские наборы можно приобрести за данную сумму денег. Уравнение бюджетного ограничения можно записать следующим образом:

(5.2)

где I - доход потребителя, Px - цена блага x, Py - цена блага y; Qx и Qy составляют соответственно купленные количества благ.

 

Рис. 5.1. Кривая безразличия

 

Точка касания кривой безразличия с бюджетным ограничением означает положение равновесия потребителя (рис. 5.2).

 

Рис. 5.2. Положение равновесия потребителя

 

Из выше сказанного можно сделать вывод, что экономический товар включает одновременно и благо (поскольку он нужен потребителю) и затраты (поскольку для его производства необходимы ресурсы). Эти качества товаров проявляются как их полезность (поскольку удовлетворяют потребности), редкость (поскольку для их производства нужны ограниченные ресурсы) и ресурсоемкость. При приобретении экономического товара потребители платят за него определенную сумму денег, которая называется ценой товара.

 

 

Тема 6. Предпринимательская деятельность и фирма

В рыночной экономике

 

Содержание и признаки предпринимательства в рыночной экономике

 

Основу любой рыночной системы хозяйства составляет множество экономически активных субъектов - предпринимателей. Хотя история предпринимательства уходит в глубь веков, современное его понимание сложилось в период становления и развития капитализма. В экономической теории понятие «предприниматель» появилось в XVIII веке и часто ассоциировалось с понятием «собственник». У его истоков стоял английский экономист Р. Кантильон, впервые внесший термин «предприниматель» в экономическую теорию. По Кантильону, предприниматель - это человек с неопределенными, нефиксированными доходами. Отсюда следует, что риск - главная отличительная черта предпринимателя. А. Смит также характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск ради реализации какой-то коммерческой идеи и получения прибыли. Он сам планирует и организует производство, распоряжается его результатами и т.п. Аналогичного взгляда на функцию предпринимателя в рыночной экономике придерживался французский экономист Ж-Б. Сэй, характеризовавший его как лицо, которое берется за свой счет и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт.

Крупный вклад в разработку теории предпринимательства внес немецкий экономист В. Зомбарт. Предприниматель по Зомбарту - это «завоеватель» (готовность к риску, богатство идей, воля и настойчивость), и «организатор» (умение соединять многих людей для совместной работы) и «торговец» (умение убеждать людей купить свои товары, пробуждать их интерес, завоевывать доверие). Описывая цели предпринимателя, Зомбарт главной среди них выделяет стремление к процветанию и росту своего дела, а подчиненной – рост прибыли, поскольку без него невозможно процветание.

Согласно концепции австрийского экономиста Й. Шумпетера, предприниматель играет ведущую роль в инновационном процессе. Предприимчиво действующий человек постоянно ищет возможности и открывает новые пути для бизнеса, обеспечивая тем самым экономический прогресс общества. Поэтому Й. Шумпетер называет предпринимателя «творческим разрушителем», который ломает существующие порядки и одновременно создает новые.

Предпринимательство – это:

- специфический фактор производства;

- процесс создания нового, обладающего ценностью;

- процесс, предполагающий принятие на себя финансового риска, моральной и социальной ответственности;

- процесс, приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение достигнутым.

Собственно предпринимательский процесс состоит из следующих стадий: поиск новой идеи и ее оценка; составление бизнес-плана; поиск необходимых ресурсов; управление созданным предприятием.

Таким образом, предпринимательская деятельность – это организация и соединение факторов производства (ресурсов) для создания материальных благ и услуг, удовлетворяющих общественные потребности, с целью реализации собственных интересов предпринимателя. Она имманентна товарному производству и рынку.

Анализ предпринимательства с точки зрения экономической определенности предполагает его рассмотрение в трех аспектах:

- как экономическую категорию;

- как метод хозяйствования;

- как тип экономического мышления.

Для характеристики предпринимательства как экономической категории центральной проблемой является установление его субъектов и объектов. Субъектами предпринимательства могут быть, прежде всего, частные лица. Предпринимательская деятельность может осуществляться также группой лиц, связанных между собой договорными отношениями и экономическим интересом. Субъектами коллективного предпринимательства выступают акционерные общества, кооперативы и т.п. Субъектом предпринимательства может быть и государство в лице его соответствующих органов. Объектом предпринимательства является осуществление наиболее эффективной комбинации факторов производства с целью максимизации доходов.

Анализ предпринимательства как метода ведения хозяйства предполагает наличие следующих условий:

- самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, наличие у них определенной совокупности свобод и прав;

- свободный выбор вида предпринимательской деятельности;

- свободный доступ к необходимым ресурсам;

- свободное ценообразование;

- самостоятельный выбор источников финансирования, а также каналов сбыта продукции;

- ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанный с этим риск;

- ориентация на достижение коммерческого успеха, стремление к увеличению прибыли.

Предпринимательство как особый тип экономического мышления характеризуется совокупностью оригинальных взглядов и подходов к принятию решений, которые реализуются в практической деятельности. Центральную роль здесь играет личность предпринимателя. Предпринимательство - это не род занятий, а склад ума и свойство натуры. Быть предпринимателем - значит, делать не то, что делают другие, - считал Й. Шумпетер, тем самым подчеркивая особый, творческий характер предпринимательской деятельности.

 

Предприятие как организационная форма предпринимательства

 

В любой экономической системе производство товаров и услуг осуществляется множеством предприятий. В рыночной экономике предприятие выступает как форма организации предпринимательской деятельности, как основное звено национальной экономики. Важно понять, что системообразующими факторами определения предприятия как основного звена национальной экономики и как самостоятельного хозяйствующего субъекта является кооперация, основанная на внутреннем разделении труда, а также реализация функций индивидуального воспроизводства и обособления кругооборота капитала (ресурсов).

Характеристика предприятия предполагает анализ технико-экономической и социально-экономической сторон. Технико-экономическая сторона (организационная форма производства) включает: комплекс производительных сил; кооперацию на основе внутреннего разделения труда; первичное звено реального обобществления производства; форму организации и объект управления. Социально-экономическая характеристика предполагает, что предприятие: экономически обособленный субъект хозяйствования; субъект отношений присвоения; юридическое лицо.

Экономическая обособленность предприятия определяется его функцией товаропроизводителя, осуществляющего процесс индивидуального воспроизводства. Основные формы проявления экономической обособленности: обособление кругооборота ресурсов; осуществление индивидуального воспроизводства за счет собственных результатов деятельности; наличие специфического экономического интереса; присвоение части произведенного продукта в виде чистого дохода.

Предприятие является субъектом отношений присвоения. Подчеркнем, что самым сложным вопросом при создании предприятия (фирмы) является правильное определение формы собственности, т.к. от этого во многом зависит эффективность его работы и устойчивость взаимоотношений в нем. Важно понять, что развитие кредитных отношений и переход национального богатства из формы индивидуальной частной собственности в форму собственности корпораций влечет за собой отделение управленческих функций предпринимательства от собственности.

Хозяйственная самостоятельность предполагает совокупность прав и ответственность предприятия как юридического лица. Признаки предприятия – юридического лица: учреждение согласно закону; наличие организационного единства, структурной оформленности; обладание необходимым имуществом; самостоятельная имущественная ответственность; выступление в хозяйственном обороте от собственного имени; наличие расчетного счета в банке; реквизиты юридического лица.

Обозначим подходы к классификации предприятий с точки зрения разных критериев:

- по форме собственности (частные, государственные);

- по содержанию деятельности (промышленные, аграрные, торговые, финансовые и др.);

- по размеру (малые, средние, крупные);

- по видам лиц (предпринимательство физических и юридических лиц);

- по организационно-правовым формам (открытое акционерное общество, закрытое акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, хозяйственное товарищество и др.).

Следует показать преимущества и недостатки основных типов предприятий в рыночной экономике (индивидуальное предприятие, партнерство, корпорация). Как правило, количественные параметры различных типов предприятий обусловлены их качественными характеристиками, прежде всего типом собственности (Таблица 6.1).

Отличительным свойством предпринимательской структуры является ее динамизм, выражающийся в непрерывном колебании долей различных предприятий в общей совокупности предпринимательских фирм. Факторы, влияющие на динамику предпринимательской структуры: конкуренция; структурные изменения в экономике; изменения технологий; мобильность финансирования, государственное регулирование и др. Таким образом, в рыночной экономике «фирмы разные нужны, фирмы разные важны», что еще раз свидетельствует о системном характере предпринимательской деятельности.

 

Т а б л и ц а 6.1

Достоинства и недостатки основных типов предприятий

 

Тип предприятия Достоинства Недостатки
Индивидуальное предприятие (принадлежит одному лицу) Легко учредить, значительная самостоятельность, свобода и оперативность действий, существенные стимулы эффективной деятельности. Ограниченность финансовых средств, трудности совмещения различных функций, неограниченная ответственность.
Партнерство (состоит из двух или более лиц) Легко учредить, более высокий уровень специализации и более широкие финансовые возможности. Неограниченная финансовая ответственность партнеров, возможность возникновения несовместимых интересов в управлении, риск распада фирмы в случае выхода одного из партнеров.
Корпорации (акционеры являются собственниками) Широкие возможности привлечения капитала, высокий уровень специализации, ограниченная ответственность. Организационные и финансовые сложности учреждения. Двойное налогообложение, расхождение в функциях управления и присвоения.

 

 

Тема 7. Индивидуальное воспроизводство фирмы

 

Производственная функция. Краткосрочный и долгосрочный период функционирования предприятия

 

Теория производства изучает соотношение между количеством применяемых ресурсов и объемом выпуска продукции.

Производственная функция характеризует техническую зависимость между количеством применяемых ресурсов и объемом выпуска продукта в единицу времени, т.е. производственная функция описывает множество технически эффективных способов производства, причем каждый способ производства характеризуется определенной комбинацией ресурсов, безусловно необходимой для получения единицы продукции при данном уровне технологии. В теории производства традиционно используется двухфакторная производственная функция следующего вида:

 

Q = f (K; L),

(7.1)

где Q – объем выпуска, K – капитал, L – труд.

Производственная функция графически может быть изображена линией равного выпуска, или изоквантой (рис. 7.1).

Рис. 7.1. Минимизация издержек при заданном объеме производства

 

Изокванта показывает возможные варианты сочетания факторов производства при неизменном объёме выпуска продукции. Суть экономического решения предпринимателя относительно одного фактора производства другим состоит в том, чтобы выбрать такое сочетание, когда издержки самые низкие. Наиболее благоприятное сочетание факторов производства называют комбинацией минимальных издержек. На прямой издержек (изокосте) показаны все возможные комбинации производственных факторов, составляющих в сумме одинаковую величину (рис. 7.1). Линия бюджетного ограничения производителя может быть представлена следующим образом:

С =

(7.2)

где С – затраты предпринимателя, PК – цена единицы капитала, К – количество капитала, PL- цена единицы труда, L - количество труда.

Оптимум производителя находится там, где изакоста касается изакванты.

Но не все технологии позволяют заменить один производственный фактор другим. Существуют такие производственные технологии, когда производственные факторы должны использоваться в строгом соотношении друг с другом. В результате, комбинации минимальных издержек при фиксированных факторах производства невозможна, т.к. у предпринимателя нет выбора. Вместе с тем, существуют технологии, позволяющие заменять в определенных пределах один фактор производства другим. Предельная норма замещения показывает норму замещения одного ресурса другим:

 

,

(7.3)

где МРК - предельный продукт капитала, РК – цена капитала, МРL - предельный продукт труда, РL – цена труда.

При анализе производственного процесса важное значение имеет фактор времени, что позволяет выделить краткосрочный и долгосрочный период функционирования фирмы. Краткосрочным называется период, в течение которого по крайней мере один фактор производства является фиксированным, постоянным. Долгосрочным называется период, достаточно продолжительный для того, чтобы все факторы стали переменными.

Наиболее важная особенность производства в краткосрочном периоде состоит в том, что производительность ресурсов подвержена убывающей отдаче. Закон убывающей отдачи ресурсов: увеличение единиц переменного фактора при неизменной величине постоянного фактора производства непременно ведет к ситуации, когда следующая единица переменного фактора начнет прибавлять к общему продукту меньше, чем его предыдущая единица.

Для того, чтобы отразить влияние переменного фактора на производство, следует уяснить понятие общего, среднего и предельного продукта фирмы.

ТР (общий продукт) – общее количество продукции, которое данное число работников производит за определённый период.

АР (средний продукт) – выпуск продукции в расчете на каждого работающего:

,

(7.4)

где L - количество занятых работников, ТР – общий продукт.

МР (предельный) – изменение общего продукта при изменении количества занятых:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: