Ноября 2017
Муниципальный этап
Всероссийской олимпиады школьников
По ЭКОНОМИКЕ
Учебного года
Комплект заданий для учеников 10-11 классов
Номер задания | Баллы | Номер задания | Баллы |
Задача 1 | |||
Задача 2 | |||
Задача 3 | |||
Общий балл |
Председатель жюри: _________________(_______________________)
Члены жюри: _____________________(_______________________)
_____________________ (_______________________)
______________________(________________________)
Уважаемый участник Олимпиады!
Мы приветствуем вас на 2 туре предметной олимпиады. Прежде чем приступить к работе, внимательно прочитайте инструкцию.
Вам предстоит выполнить теоретические (письменные) и тестовые задания.
Выполнение теоретических (письменных) заданий целесообразно организовать следующим образом:
- не спеша, внимательно прочитайте задание и определите, наиболее верный и полный ответ;
- отвечая на теоретический вопрос, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ только на поставленный вопрос;
- особое внимание обратите на задания, в выполнении которых требуется выразить Ваше мнение с учетом анализа ситуации или поставленной проблемы. Внимательно и вдумчиво определите смысл вопроса и логику ответа (последовательность и точность изложения). Отвечая на вопрос, предлагайте свой вариант решения проблемы, при этом ответ должен быть кратким, но содержать необходимую информацию;
- после выполнения всех предложенных заданий еще раз удостоверьтесь в правильности выбранных Вами ответов и решений.
|
Выполнение тестовых заданий целесообразно организовать следующим образом:
- не спеша, внимательно прочитайте тестовое задание;
- определите, какой из предложенных вариантов ответа наиболее верный и полный;
- обведите кружком букву, соответствующую выбранному Вами ответу;
- продолжайте таким образом работу до завершения выполнения тестовых заданий;
- после выполнения всех предложенных заданий еще раз удостоверьтесь в правильности выбранных Вами ответов;
- если потребуется корректировка выбранного Вами варианта ответа, то неправильный вариант ответа зачеркните крестиком, а новый выбранный ответ обведите кружком.
Предупреждаем Вас, что:
- при оценке тестовых заданий, где необходимо определить один правильный ответ, 0 баллов выставляется как за неверный ответ, а также, если участником отмечены несколько ответов (в том числе правильный), или все ответы;
- при оценке тестовых заданий, где необходимо определить все правильные ответы, 0 баллов выставляется, если участником отмечено большее количество ответов, чем предусмотрено в задании (в том числе правильные ответы), выбраны не все ответы или обведены все ответы.
- При решении каждой задачи с развернутым ответом решение должно быть выполнено максимально подробно, поскольку итоговая оценка учитывает то, какой процент приведенного решения является верным.
Во время выполнения заданий Олимпиады запрещается пользоваться справочной литературой, собственной бумагой, электронными вычислительными средствами или средствами связи. Поскольку некоторые из задач могут потребовать графических построений, используйте линейки, карандаши и ластики.
|
Максимальная оценка - 100 баллов.
Время на выполнение заданий - 120 минут.
Желаем вам успеха!
Тест №1. Выберите единственный верный ответ (1 балл за верный ответ и 0 баллов при неверном ответе)
1. Для командной экономики характерным является наличие скрытой инфляции
1) Верно; 2) Неверно.
2. Большинство компаний стали продвигать свою продукцию через развитие интернет-торговли. Это способствует увеличению трансакционных издержек
1) Верно; 2) Неверно.
3. Использование искусственного интеллекта (интеллектуальных систем) в бизнесе может в недалеком будущем сократить занятость среди среднеквалифицированных работников в экономике
1) Верно; 2) Неверно.
4. Современная экономика в предмет своего анализа включает сферы образования и политику
1) Верно; 2) Неверно.
5. Никита купил в McDonalds чизбургер и картофель-фри. В чеке были перечислено то, что он купил, сколько это стоит и итого стоимость. А также было указано, что «в т.ч. НДС (10%, 18%) составляют 22,4 и 17,3 руб. соответственно». Этот налог является прямым:
1) Верно; 2) Неверно.
Тест №2. Выберите единственный верный ответ (2 балла за верный ответ и 0 баллов при неверном ответе)
6. По причине дождливого и холодного лета в этом году фермеры вырастили небольшой урожай огурцов. Какая ситуация будет наблюдаться на рынке:
1) дефицит огурцов и снижение рыночной цены,
|
2) дефицит огурцов и фиксирование рыночной цены,
3) снижение предложения огурцов и снижение рыночной цены,
4) снижение предложения огурцов и рост рыночной цены,
5) увеличение предложения огурцов и снижение рыночной цены.
7. В июне 1930 года в США в условиях экономической депрессии была введена сорокапроцентная пошлина на импорт для поддержки отечественных производителей. Такая политика носит название:
1) монетаризм
2) протекционизм
3) фритрейдерство
4) лоббирование
5) субсидирование
8. По данным ИА Росбизнесконсалдинг коммерческие банки планируют ужесточить требования к выдаче потребительских кредитов. На рынке потребительских благ это найдет следующее отражение:
1) Вырастет спрос
2) Упадет спрос
3) Упадет предложение
4) Вырастет предложение
5) упадет спрос и предложение товаров
9. Мировой рынок нефти, скорее всего, относится к следующему типу рыночной структуры:
1) coвершенная конкуренция
2) монoполистическая конкуренция
3) олигопoлия
4) монoполия
5) монопсония
10. В соответствии с Федеральным законом о Федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов в разделе Социальная политика к основным трансфертам в 2018 году может быть применен коэффициент 1.15. Это можно интерпретировать как:
1) Стоимость проезда в общественном транспорте для пенсионеров будет увеличен на 15%
2) пенсионерам будет компенирована стоимость проезда в общественном транспорте в размере 15%
3) субсидирование программ социальной политики будет увеличено на 15%
4) налоговая нагрузка будет увеличена на 15%
5) доля расходов на социальную политику составит 15% от ВВП страны
11. При увеличении реальных доходов населения предельная полезность денег:
1) увеличивается
2) остается неизменной
3) падает
4) имеет вид параболы с ветвями вниз
5) имеет вид параболы с ветвями вверх
12. В рамках проведения денежно-кредитной политики в нашей стране в 2017 году было следующее изменение:
1) ключевая ставка процента установлена на уровне 10,5%
2) эмиссия новых банкнот достоинством 2000 рублей
3) ставка рефинансирования установлена на уровне 10,25%
4) эмиссия новых банкнот достоинством 10000 рублей
5) девальвация национальной валюты по отношению к бивалютной корзине до соотношения 61,70—68,70 руб.
13. В некоторой стране отметили увеличение уровня бедности населения. Это нашло отражение в таком показателе:
1) рост доли расходов на питание в стране
2) рост валового внутреннего продукта в стране
3) рост сбережений населения
4) рост занятости в стране
5) рост инвестиций в стране
14. Изменение уровня реальной заработной платы можно определить путем сопоставления номинальной заработной платы с динамикой следующего показателя:
1) норма прибыли
2) уровень цен на товары и услуги
3) ставки подоходного налога
4) продолжительности рабочего времени
5) суммы всех налогов с индивида
15. Международный Валютный фонд представляет собой:
1) всемирный фондовый рынок
2) международную валютную биржу
3) международную организацию по работе над международными валютно-финансовыми проблемами
4) международную организацию по регулированию валютных курсов стран мира
5) главный банк стран-членов большой семерки
Тест №3. Выберите все верные ответы: (3 балла за вопрос, если в точности указаны все верные варианты (и не отмечено ничего лишнего), 0 баллов в противном случае)
16. На официальном сайте Центрального банка РФ (www.cbr.rf) дана информация по обменному курсу рубля:
Индексы обменного курса рубля (в % прироста к предыдущему периоду) | |||
1 квартал | 2 квартал | 3 квартал | |
Индекс номинального курса рубля к доллару США | 7,2 | 2,9 | -3,2 |
Индекс номинального курса рубля к евро | 8,8 | -0,2 | -9,4 |
Проинтерпретировать данные таблицы следует следующим образом:
1) знак "+" означает укрепление российского рубля к иностранным валютам;
2) знак "+" означает обесценение российского рубля к иностранным валютам;
3) знак "-" означает обесценение российского рубля к иностранным валютам
4) знак "-" означает укрепление российского рубля к иностранным валютам
5) Знак "+" означает девальвацию рубля.
17. Если предприятие увеличивает выпуск своей продукции, тогда это приведет к тому, что:
1) средние фиксированные издержки не изменятся
2) средние фиксированные издержки вырастут
3) средние фиксированные издержки упадут
4) общие переменные издержки упадут
5) общие переменные издержки вырастут
18. В экономике производятся два товара х и у. По оси абсцисс принято откладывать Х, а по оси ординат будем отражать количество товара Y. Пусть кривая производственных возможностей (КПВ) страны имеет график линейной функции с отрицательным наклоном. Тангенс угла наклона этой линии равен (- 1). Выберите все верные ответы:
1) При наращивании производства товара Х альтернативные издержки производства Х не меняются
2) При наращивании производства товара Х альтернативные издержки производства Х растут
3) Альтернативные издержки производства 1 единицы товара Y составляют 1 единицу товара X
4) Альтернативные издержки производства 1 единицы товара X составляют 45 единиц товара Y
5) Альтернативные издержки производства товара X определить невозможно из-за того, что данных недостаточно
19. В экономической теории полная занятость трактуется как:
1) Занятость, в случае, когда в стране спрос на труд превышает предложения труда
2) Ситуация, когда все трудоспособное население страны имеет работу
3) Занятость в экономике при наличии естественной безработицы
4) Ситуация, когда работают все пенсионеры и молодежь с 14 лет
5) Ситуация, когда в экономике отсутствует циклическая безработица
20. Налог на прибыль в нашей стране является:
1) Косвенным налогом
2) Прямым налогом
3) Прогрессивным налогом
4) Пропорциональным налогом
5) Регрессивным налогом
21. Интенсивный экономический рост может быть достигнут за счет:
1) Открытия новых месторождений ресурсов
2) Внедрения новой технологии производства
3) Потребления большего количества энергии
4) увеличение использования искусственного интеллекта в промышленности
5) Увеличения продолжительности рабочего времени
22. В кинотеатре есть два кинозала, первый рассчитан на 140 человек, а второй – на 95 человек. Маркетолог кинотеатра предложил организовать одновременно отдельный просмотр фильма для группы 1 (школьники и студенты) и группы 2 (люди среднего возраста). Дневной спрос школьников и студентов на фильм Transformers: The Last Knight задан функцией D = 200 – p. Дневной спрос людей среднего возраста на фильм Transformers: The Last Knight имеет вид: D = 140 – 2/3p. Маркетинговая кампания нацелена на извлечение наибольшей дневной выручки от просмотра. Выберите все верные ответы:
1) в первый кинозал надо посадить группу 1, цена билета на фильм для них должна быть 100 руб.
2) в первый кинозал надо посадить группу 1, цена билета на фильм для них должна быть 60 руб.
3) во второй кинозал надо посадить группу 1, цена билета на фильм для них должна быть 150 руб.
4) в во второй кинозал надо посадить группу 2, цена билета на фильм для них должна быть 140 руб.
5) в во второй кинозал надо посадить группу 2, цена билета на фильм для них должна быть 105 руб.
23. Выпуск продукции равен 60 единицам товара. При этом используется только труд в количестве 10 чел/часов. При увеличении использования труда на 1 единицу, выпуск вырастет на 3 единицы товара. Выберите все верные ответы:
1) Средний продукт труда равен 4,
2) Средний продукт 10 ед. труда равен 6
3) Средний продукт 10 ед. труда равен 6,3
4) Предельный продукт 11-ой ед. труда равен 63
5) Предельный продукт 11-ой ед. труда равен 3.
24. В условиях циклического спада в экономике:
1) величина пособий по безработице сокращаются
2) величина пособий по безработице увеличивается
3) прибыли фирм увеличиваются
4) прибыли фирм сокращаются
5) банковские процентные ставки снижаются
6) банковские процентные ставки растут
25. Выберите категории, которые НЕ являются экономическими последствиями инфляции в стране:
1) снижение реальных доходов населения
2) снижение процентов по кредиту
3) снижение покупательной способности денег
4) снижение эмиссии денег
5) снижение общего уровня цен