Контрольные задания
Для студентов направления 39.03.02 Социальная работа, направленность (профиль) «Психосоциальная работа с населением» (ЗФО)
По дисциплине «Русский язык и культура речи», 1 курс
Нормы современного русского языка
Орфоэпические нормы
1. Поставьте ударение в существительных, стоящих в именительном падеже множественного числа:
1) приз — призы, 2) тыл — тылы, 3) шкаф — шкафы, 4) торт — торты, 5) сторона — стороны.
2. Образуйте от данных существительных форму множественного числа и расставьте ударение. Укажите возможные варианты:
1) инспектор, 2) корпус, 3) отпуск, 4) порт, 5) профессор, 6) шофер, 7) слесарь, 8) паспорт, 9) бухгалтер, 10) инженер, 11) договор, 12) тон, 13) тормоз, 14) пропуск.
3. Объедините слова с твердым согласным перед буквой Е в одну группу, а с мягким согласным — в другую. Выделите слова, для которых характерна вариантная норма произношения согласного:
академия, адекватный, бактерия, бутерброд, вундеркинд, гипотеза, депо, детектив, идентичный, интеллект, контекст, модель, партер, патент, стратегия, тент, террор, тест, шедевр, экземпляр.
4. Выберите нормативный вариант. Укажите возможные варианты:
1) константировать/ констатировать, беспрецедентный/ беспренцендентный; 2) Отраслей/ отраслЕй, дОлжностей/ должностЕй, плОскостей/ плоскостЕй; 3) нАлит/ налИт, прИнята/ принЯта / принятА; заклЮчены/ заключенЫ, отОбрана/ отобранА; 4) дОсыта/ досЫта, зАвидно/ завИдно, дОбела/ добелА; 5) кУхонный/ кухОнный, кЕдровый/ кедрОвый; 6) исчЕрпать/ исчерпАть, облЕгчить/ облегчИть, нАчать/ начАть, блокИровать/ блокировАть.
5. Поставьте ударение в данных словах в соответствии с литературной нормой. Укажите возможные варианты:
|
в отраслях; возбуждено (дело); диспансер; догмат; договор; досуг; заговор; задолго; звонит; издавна; исчерпать; каталог; каучук; квартал; кедровый; маркетинг; металлургия; назло; намерение; недвижимость; обеспечение; облегчить; отзыв (депутата); отзыв (на рукопись); откупорить; отчасти; (работа) начата; свекла; созвонимся; сосредоточение; столяр; уведомить; углубить; феномен; ходатайство; христианин.
6. Объясните значения слов с разными ударениями:
Атлас — атлАс, вИдение — видЕние, клУбы — клубЫ, острОта — остротА, лАвровый — лаврОвый, харАктерный — характЕрный, забронИровать — забронировАть, в срЕду — в средУ, крУгом — кругОм.
Лексические нормы
1. Отметьте вариант, соответствующий литературной норме:
1) а) реалистическая б) реалистичная (живопись) 2) а) лиричное б) лирическое (настроение) 3) а) скрытое б) скрытное (намерение) 4) а) скрытые б) скрытные (резервы) 5) а) обидчивый б) обидный (характер) 6) а) обидные б) обидчивые (слова) 7) а) сытый б) сытный (ужин) 8) а) дипломатичное б) дипломатическое (поведение) 9) а) демократический б) демократичный (союз, блок) 10) а) бедное б) бедственное (положение).
2. Составьте словосочетания с приведенными ниже паронимами:
1) оплатить — заплатить, 2) предоставить — представить, 3) одеть — надеть, 4) опасный — опасливый, 5) технический — техничный.
3. Устраните речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением паронимов. 1. Журналист до сих пор в заключении. Его духовное состояние вызывает тревогу. 2. Эти лидеры хотят играть заглавную роль в предстоящих выборах. 3. Решимость поступков президента перестала шокировать общественность. 4. Ситуация углубляется тем, что строить точные прогнозы развития событий трудно. 5. Инспектор рассудил неправоту арбитра. 6. Число закоренелых москвичей растет с каждым годом. 7. Во время спора он занял двойную позицию. 8. Оратор дал очень дипломатический ответ на вопрос из зала.
|
4. Из данных сочетаний выберите правильные:
1) играть значение — играть роль, 2) уделять внимание — уделять значение, 3) поднять тост — произнести тост, 4) оказать впечатление — произвести впечатление.
5. Устраните тавтологию.
1. Строительство школы не должно замирать на мертвой точке. 2. Расширился бюджет центра, что позволяет привлечь к участию в конкурсах больше участников. 3. Он снова почувствовал, что его охватило болезненное чувство одиночества. 4. Это новая конструкция двери, не имеющая подобных аналоговых конструкций на мировом рынке. 5. Между этими тренажерами не существует существенной разницы.
6. Найдите избыточные выражения (плеоназмы). Вычеркните лишнее слово.
1. Мне возвратили обратно бракованную вещь. 2. Андрей впервые познакомился с Верой на выставке. 3. Прейскурант цен висел на стене перед входом в зал. 4. Кондратьев написал свою автобиографию год назад. 5. Первый дебют молодой певицы был весьма удачен. 6. Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера. 7. Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству. 8. Мимика на ее лице была чрезвычайно выразительна. 9. Больной был немедленно госпитализирован в больницу.
Морфологические нормы
|
1. Отметьте вариант, соответствующий литературной норме:
1) морские а) пОрты б) портЫа) Якори б) якорЯ а) инженЕры б) инженерА 2) квалифицированные а) тОкари б) токарЯ 3) опытные а) шофЕры б) шоферА 4) опытные а) бухгалтерА б) бухгАлтеры 5) внимательные а) дОкторы б) докторА 6) высшие а) сортА б) сОрты 7) объемные а) тОмы б) томА
2. Образуйте форму именительного падежа множественного числа. Выделите слова, имеющие варианты:
1) директор, 2) архитектор, 3) компрессор, 4) сорт, 5) рапорт, 6) слесарь, 7) корм, 8) ордер, 9) сектор, 10) штемпель, 11) вектор, 12) диспетчер, 13) редактор, 14) табель, 15) квартал.
3. Отметьте слова, имеющие окончание -ов в форме родительного падежа множественного числа:
1) рельсы, 2) гектары, 3) партизаны, 4) яблоки, 5) ботинки, 6) погоны, 7) амперы, 8) армяне, 9) болгары.
4. Образуйте форму родительного падежа множественного числа:
1) англичане, 2) апельсины, 3) баклажаны, 4) консервы, 5) гусары, 6) килограммы, 7) микроны, 8) носки, 9) полотенца, 10) узбеки.
5. Вставьте пропущенные окончания прилагательных:
1) нов… бра, 2) старинн… рояль, 3) стар… пианино, 4) полн… алиби, 5) целебн… алоэ, 6) лечебн… шампунь, 7) тушен… кольраби, 8) строг… жюри, 9) куротн… Сочи.
6. Отметьте вариант, соответствующий литературной норме.
1. Отец купил а) две пары брюк б) двое брюк 2. Молодые деревца росли а) по обоим б) по обеим (сторонам дороги) 3. На вечер пришли а) двое подруг б) две подруги 4. На заводе хорошо знают а) обоих женщин б) обеих женщин 5. К столу подошли а) три студентки б) трое студенток 6. Радостно встретились а) три друга б) трое друзей 7. На трассу не вышло а) пять автобусов б) пятеро автобусов 8. Мы восхищались а) двухстами б) двумястами (страницами книги) 9. Аттестаты выдали а) сто сорока б) ста сорока (ученикам)
7. Выберите нужную (полную или краткую) форму имени прилагательного. Дайте стилистическую характеристику возможных вариантов.
1. Предложенные к закону поправки и дополнения (существенны, существенные). 2. Требования к работникам завода были (своевременны, своевременные, своевременными). 3. Изменения графика отпусков (нежелательно, нежелательное). 4. Этот юноша весьма (легкомыслен, легкомысленен). 5. Новый гимн (торжествен, торжественен).
Синтаксические нормы
1. Выберите вариант согласования, соответствующий литературной норме:
1. а) новый б) новая (роман-газета) 2. а) древний б) древние (Кижи) 3. а) живописный б) живописное (Капри) 4. а) ловкий б) ловкое (шимпанзе) 5. Озеро Селигер а) расположен б) расположено недалеко от Осташкова. 6. Большинство произведений А.И. Куприна а) заканчивается б) заканчиваются трагично. 7. Целый ряд обстоятельств а) помешали б) помешал выполнению поставленной задачи. 8. На покраску дома а) ушло б) ушли пять килограммов масляной краски. 9. Полученные продукты разделили на а) две равные б) две равных части. 10. Четыре а) рыболовецкие б) рыболовецких судна вышли в море. 11. Журнал «Смена» а) опубликовала б) опубликовал повесть неизвестного писателя. 12) Несколько человек а) оглянулось б) оглянулись.
2. Выберите словосочетания, в которых управление соответствует литературной норме:
1) отчитаться а) по возвращению б) по возвращении (из отпуска) 2) оплатить а) проезд б) за проезд 3) противоречит а) одно другому б) одно с другим 4) он удостоен а) награды б) наградой 5) тренер удивлен а) результату б) результатом 6) беспокоиться а) о друге б) за друга 7) согласно а) плана б) плану 8) вопреки а) предписанию б) предписания 9) благодаря а) заботе б) заботы 10) вера а) в победу б) в победе 11) уверенность а) в победе б) в победу 12) рецензия а) на книгу б) о книге
3. Выберите правильный вариант.
1. Прочитав рукопись, а) я думаю б) мне думается, что она нуждается в доработке. 2. Вспоминая о прошлом, а) он невольно испытывал грусть б) его охватывала грусть. 3. Пользуясь этим прибором, а) расчет производится быстро б) я быстро произвел расчеты. 4. Посоветовавшись с товарищами, а) верное решение было принято б) она приняла верное решение.
4. Найдите ошибки в согласовании и управлении и исправьте их.
1. На собрании были высказаны ряд поправок. 2. Половина больных нуждались в особом внимании. 3. В конкурсе участвовали 51 человек. 4. В шкафу висят две теплых шубы. 5. Это чудойогурт очень питательный. 6. МВФ приняли на днях важную резолюцию. 7. Докладчик подчеркивал о том, что руководство не справилось со своей задачей. 8. В статье описывалось о жизни известного кинорежиссера. 9. Они не понимали о том, что это трагедия.
Функциональные стили современного русского языка
Разговорный стиль речи
1.Из предложенных фразеологизмов выберите те, которые могут быть использованы только в разговорном стиле речи.
Взять под стражу, вылететь в трубу, дурью маяться, ждать – пождать, очная ставка, поставить на вид, уйти из жизни, хранить как зеницу ока, стереть с лица земли, возыметь действие, особое мнение, внести вклад, бросать слова на ветер.
2. Решите тест
1. Какую языковую функцию выполняет разговорный стиль (выберите один вариант ответа)?
1) информативную;
2) когнитивную;
3) коммуникативную;
4) эстетическую.
2. Отметьте неверные утверждения (выберите несколько вариантов ответа):
1) одним из условий существования разговорного стиля является спонтанность;
2) ситуация речи влияет на разговорный стиль;
3) в разговорном стиле преобладает монологическая форма;
4) в разговорном стиле используется специальная терминология.
3. Какие из перечисленных черт не относятся к особенностям разговорного стиля (выберите несколько вариантов ответа)?
1) неофициальность и непринужденность;
2) точность и логичность;
3) наличие слов с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами;
4) абстрактность и обобщенность.
4. Особенностями разговорного стиля являются (выберите несколько вариантов ответа)
1) частое отсутствие склонения составных числительных, аббревиатур, первой части имени собственного (к Пал Палычу);
2) логичность, сжатость, компактность изложения;
3) использование прилагательных и глаголов со значением оценки (ушастый, шушукаться);
4) широкое употребление обиходно-бытовой лексики и фразеологизмов.
5. Для текстов разговорного стиля является характерным следующее (выберите несколько вариантов ответа):
1) эмоционально-оценочная разговорная лексика;
2) вкрапления профессионализмов, жаргонизмов, просторечных слов;
3) прямой порядок слов;
4) более свободный порядок слов, слова располагаются в порядке формирования мысли.