Решение исторических задач.




Слайд 1. Счёт лет в истории.

Цели

Образовательные:

  • Сформировать представление об историческом времени.
  • Ввести понятия: век, тысячелетие, эра.
  • Подвести учащихся к выводу о том, что счёт лет, которым мы пользуемся сейчас, является наиболее удобным.

Развивающие:

  • Развитие умения соотносить год, век, тысячелетие; устанавливать длительность и последовательность событий;
  • Развитие умения работать со схемами.
  • Развитие умения пользоваться римскими цифрами.
  • Развитие умения решать задачи на прямой и обратный счёт лет в истории.
  • Развитие речи, эмоций.

Воспитательные:

  • Поддерживать интерес к важнейшим событиям прошлого.
  • Умение работать в парах и самостоятельно.
  • Вызвать удивление существованием различных систем летоисчисления в разные эпохи.
  • Сформировать представление учащихся о ценности времени.

План урока:

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала.

1. Измерение времени по годам

2. Как в древности считали года

3. Счёт лет, которым мы пользуемся. «Лента времени».

4. Решение исторических задач.

III. Рефлексия – вопросы, загадки

IV. Домашнее задание.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Изучение новой темы:

Измерение времени по годам.

Представление о продолжительности года сложилось у древних земледельцев. Они поняли, что от одной весны к другой, от одного сбора урожая до другого проходит примерно равное число дней.

Слайд 2. Первым в истории человечества определили продолжительность года (365 суток) жители Древнего Египта – страны, где земледелие уже пять тысяч лет назад было главным занятием.

Время научились считать по годам. Люди стали запоминать, в каком году произошло важное событие – основание города, большое наводнение, война с соседями.

Как в древности считали года.

В разных странах по-разному:

- в Древнем Египте каждый раз, когда начинал править новый царь, счет лет начинался заново. Первый год правления царя считался первым годом, второй вторым и так далее. Когда этот царь умирал и к власти приходил новый, вновь наступал первый год, затем второй, третий.

- иным был счет лет, применявшийся жителями одного из древнейших городов мира – Рима. Год основания своего города римляне считали первым, следующий вторым и так далее.

Счёт лет, которым пользуемся мы.

Слайд 3. Этот счёт лет возник давно и связан с почитанием Иисуса Христа – основателя христианской религии.

Сказания о жизни и мучительной казни Иисуса Христа создавались около двух тысяч лет назад. В те времена почитатели Иисуса уверовали, что он Сын Божий, вознесшийся после смерти на небо.

Через несколько столетий христианская религия, вера в Иисуса Христа распространилась во многих странах. Вот тогда один из верующих предложил вести счет лет от рождения Иисуса.

Был высчитан год рождения Иисуса Христа. Это был 753-й год от основания Рима. В нашем летоисчислении Рождество Христово является точкой отсчета для всех исторических дат.

Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году от Рождества Христова.

Счет лет от рождения Иисуса Христа постепенно был принят в разных странах. В нашей стране он введен царем Петром Первым триста лет назад (1700 г.).

Время, исчисляемое от Рождества Христова, мы называем наша эра. Продолжительность нашей эры две тысячи лет.

Слайд 4. Рассмотрим «ленту времени» на рисунке. Время движется слева направо. Поперечной разделительной чертой отмечено начало нашей эры.

Многие исторические события произошли до нашей эры. Например, знаменитое восстание рабов под предводительством Спартака началось за 74 года до нашей эры. Этот год мы называем 74-м годом до нашей эры и помещаем на «линии времени» слева от разделительной черты.

Представим себе, что какое-нибудь событие – война, основание города, наводнение – произошло за один год до нашей эры. В этом случае мы говорим, что оно произошло в 1-м году до нашей эры.

Слайд 5. На «линии времени» видно, что за 3-м годом до нашей эры шел 2-й год. А за 2-м – 1-й год. Точно также за 74-м годом до нашей эры шел 73-й год до нашей эры. Слайд 6. Как пишутся века? Для этого необходимо знать римские цифры. Слайд 7.

Решение исторических задач.

Изучая тему "Счёт лет в истории", 5 классы знакомятся с решением исторических задач. Это вызывает у них определённые трудности. Поэтому главная цель задачника - показать способы решения исторических задач и правильное их оформление.

При решении исторических задач необходимо:

1. Знание исторических событий (даты).

2. Внимательно читать условие задачи (внимание).

3. Умение считать.

4. Аккуратность при оформлении задачи.

5. Помнить основное правило летоисчисления (счета лет в истории).

Запомни. Счёт лет в нашу эру (н.э.) ведётся от меньшего числа к большему, а счёт лет до нашей эры (до н.э.) ведётся в обратном порядке, т.е. от большего числа к меньшему.

Типы исторических задач:

· Первый тип исторических задач.

Слайд 8. Способ 1.

Какой год был раньше и на сколько был раньше: 33г. до н.э. или 33г. н.э.?

Первый шаг - с помощью простого карандаша и линейки чертим линию времени;

Второй шаг - если события произошли в разные эры, то делим линию времени на 2 части и подписываем их - с левой стороны - до н. э., а с правой стороны - н.э.;

Третий шаг - на линии времени отмечаем нужные даты;

Четвертый шаг - записываем решение задачи;

Пятый шаг - записываем ответ.

Решение.

33г. до н.э. + 33г. н.э. = 66 лет

Ответ: 33г до н.э. был раньше на 66 лет

Способ 2.

Вариант 1.

Какой год был раньше и на сколько раньше: 33г. до н.э. или 14г. до н.э.?

Первый шаг - с помощью простого карандаша и линейки чертим линию времени;

Второй шаг - если события произошли в одну эру, то делить линию времени не нужно;

Третий шаг - на линии времени отмечаем нужные даты;

Четвертый шаг - записываем решение задачи;

Пятый шаг - записываем ответ.

Решение.

33г. до н.э. - 14г. до н.э. = 19 лет

Ответ: 33г. до н.э. был раньше на 19 лет.

Вариант 2.

Какое событие было раньше и на сколько раньше: Куликовская битва (1380г) или основание Санкт-Петербурга (1703г)?

Первый шаг - с помощью простого карандаша и линейки чертим линию времени;

Второй шаг - если события произошли в одну эру, то делить линию времени не нужно;

Третий шаг - на линии времени отмечаем нужные даты;

Четвертый шаг - записываем решение задачи;

Пятый шаг - записываем ответ.

Решение.

1703г. н.э. - 1380г.н.э. = 323г

Ответ: Куликовская битва была раньше на 323 года.

 

· Второй тип исторических задач.

Слайд 9. Вариант 1.

Сколько лет тому назад (т.н.) произошла Марафонская битва?

Первый шаг - с помощью простого карандаша и линейки чертим линию времени;

Второй шаг - делим линию времени на 2 части - до н.э. и н.э., так как события происходили в разные эры;

Третий шаг - на линии времени отмечаем нужные даты;

Четвертый шаг - записываем решение задачи;

Пятый шаг - записываем ответ.

Решение.

490г. до н.э. + 2012г. н.э. = 2502 г. т.н.

Ответ: Марафонская битва произошла 2502 г. т.н.

Вариант 2.

Сколько лет тому назад (т.н.) закончилась Северная война?

Первый шаг - с помощью простого карандаша и линейки чертим линию времени;

Второй шаг - так как события произошли в одну эру, то делить линию времени не нужно;

Третий шаг - на линии времени отмечаем нужные даты;

Четвертый шаг - записываем решение задачи;

Пятый шаг - записываем ответ.

Решение.

2012г. н.э. - 1721г. н.э. = 291 г. т.н.

Ответ: Северная война закончилась 291 г. т.н.

Задание: "Проверь себя"

1. Какой год был раньше и на сколько раньше: 65г. до н.э. или 40г. н.э.?

2. Какое событие было раньше и на сколько раньше: походы фараона Тутмоса III или начало Троянской войны?

3. Какое событие было раньше и на сколько раньше: реформы Солона в Греции или основание Рима?

4. Археологи нашли клад, который пролежал в земле 125 лет. В каком году он был зарыт?

5. Сколько лет тому назад была Отечественная война с Наполеоном?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: