Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»
Администрация города Екатеринбурга
Комитет по молодежной политике
МБУ «Центр социально-психологической помощи детям и молодежи «Форпост»
_______________________________________________________________________
Приглашаем принять участие в работе городской методической площадки
Социально-педагогической деятельности клубов по месту жительства
В 2019-2020 уч. году
и пройти обучение по программе повышения квалификации
«ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАЦИЙ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ » (108 часов)
Цель: овладение психолого-педагогическими инструментами диагностики и предупреждения девиаций молодежи в учреждениях дополнительного образования; освоение практических методов и приемов профилактики психологического неблагополучия субъектов дополнительного образования и коррекционно-развивающей работы с детьми и молодежью.
Содержание программы:
1. Социальная ситуация развития молодежи: особенности, вызовы и риски |
- Социальные вызовы и риски |
- Вызовы и риски, связанные с изменением психологического портрета молодежи |
- Вызовы и риски среды дополнительного образования |
2. Девиации как психолого-педагогичная проблема |
- Общая характеристика девиаций |
- Предикторы девиаций. |
- Виды девиаций. |
- Маркеры девиаций. |
- Индивидуально-психологические особенности молодежи, склонных к девиациям |
3. Методы диагностики девиаций молодежи |
-Методы специфической диагностики (оценка рисков, связанных с разными видами девиаций, методы экспертной диагностики и раннего выявления девиаций). |
- Методы неспецифической диагностики девиаций (диагностика индивидуальных личностных особенностей; диагностика социально-психологической адаптации, межличностных отношений и представлений о себе; диагностика эмоциональных состояний, стрессовых ситуаций и их преодоления) |
4. Технологии профилактики девиаций молодежи |
- Принципы ведения профилактической работы. |
- Алгоритм взаимодействия субъектов профилактики девиаций в учреждениях дополнительного образования. |
- Педагогические методы профилактики девиаций: интерактивные технологии, реконструкция характера, лекция, беседа, групповая дискуссия, мозговой штурм и др., методы организации досуговой деятельности,методика проектирования будущего |
- Психологические методы профилактики девиаций (тренинг ассертивности; тренинг формирования жизненных навыков; тренинг разрешения проблем, тренинг психической саморегуляции; тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию; психогимнастика, арт-терапия, сказкотерапия, ролевая игра, когнитивное переструктурирование и др.) |
5. Превенция и интервенция отдельных видов девиаций |
- Кибер-агрессия (на примере троллинга, кибермоббинга, кибербуллинга и астротурфинга). -Правила информационной безопасности обучающихся в социальных сетях |
- Нарушения гендерной идентичности (на примере группы «Дети 404»): - специфика и причины нарушения гендерной идентичности; - общий подход в оказании психолого-педагогической помощи (анализ социокультурной ситуации, принятие себя, камин-аут) |
- Криминальное поведение (на примере групп «АУЕ»): - специфика субкультуры АУЕ; - деструктивное психологическое воздействие; - направление интервенции (формирование гражданской идентичности и социализированности (ресоциализированности) в новых социальных группах) |
- Суицидальное поведение: - возрастные особенности суицидального поведения молодежи; - факторы и ситуации суицидального риска молодежи; - маркеры риска суицидального поведения у молодежи; - алгоритм диагностики риска суицидального поведения; - первичная, вторичная и третичная профилактика суицидального поведения; - нормативно-правовые основы деятельности образовательной организации в сфере профилактики риска суицидального поведения; - планирование деятельности образовательной организации дополнительного образоания по профилактике риска суицидального поведения среди молодежи; - работа с родителями; - работа с педагогическим коллективом. |
Особенности реализации программы: реализация содержания осуществляется посредством групповых и индивидуальных форм обучения, основанных на активном обучении, проблемности, приоритетности практико-ориентированных методов работы, обмене опытом, разборе (решении) конкретных случаев из практики профессиональной деятельности, супервизии, самостоятельной работе, организованной преподавателем.
|