Цели деятельности учителя | Формировать умение видеть целостную картину мира, присущую архитектурным сооружениям, познакомить со стилями архитектуры, романским и готическим, уметь давать характеристику каждому стилю, называть характерные особенности. Выполнить набросок рыцарского замка. | ||||
Тип занятия: | комбинированный | ||||
Планируемые результаты | Предметные:Научатся отличать стили архитектуры – романский и готический, знать основные особенности этих стилей, выполнить набросок сооружения, пользуясь пособием. Соблюдать правила композиции, выявление объёма, перспективы линий. Мета предметные: регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже выполнено и осознание того, что еще подлежит усвоению познавательные: умение наблюдать, сравнивать, выбирать наиболее эффективные способы решения творческой задачи коммуникативные: умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками и учителем Личностные:развитие эмоционального восприятия окружающего мира, расширение границ восприятия мира, отношений со сверстниками. Осознание своих корней на примере закрепления знаний о русских крепостях, уметь сравнить архитектуру русских крепостей (понять духовное начало русских людей – главное сооружение русской крепости храм) с архитектурой рыцарских замков. | ||||
Методы и формы обучения | Беседа, объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, практический, творческий поиск, выставка работ, фронтальная, индивидуальная. | ||||
Образовательные ресурсы | Презентация «Русские крепости», презентация «Рыцарский замок в культуре средневековой Европы. Романский и готический стили в архитектуре Западной Европы», работы учеников, пособия учителя, пособие по рисованию рыцарских замков. | ||||
Организационная структура занятия | |||||
Этапы урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности | ||
1. | |||||
1.Организационный момент | 1. Здравствуйте ребята! Мы с вами находимся на стадии выполнения информационно-творческого Межпредметного (изобразительное искусство и история) проекта «Защитники земли русской» Конечной целью проекта на уроках изобразительного искусства является нарисовать Ледовое побоище, битву русского войска во главе с князем Александром Невским против тевтонских рыцарей – захватчиков. Мы с вами познакомились с архитектурой русских крепостей, сегодня мы будем рисовать рыцарские замки и знакомиться с романской и готической архитектурой западной Европы | Проверка приготовления к уроку. На парте чистый лист бумаги, пособие по романской архитектуре, карандаш, резинка. | Регулятивные: определяют цель и проблему в учебной деятельности. Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала. | ||
2.Повторение пройденного материала | На прошлом уроке мы прошли тему «Каменные стражи Руси», для закрепления пройденного материала - ответьте на вопросы, представленные на слайдах. 1. Как в 11-17 веках наши предки защищали русскую землю от нашествия иноплеменников? 2. Какие значительные сооружения находились в Русской крепости? 3. Объясните значения слов кремль, кром, детинец. 4. Почему появилось понятие монастырь – крепость? Приведите примеры На втором слайде нужно найти соответствие между фотографией и названием памятников великого Новгорода | Ответы детей –первый слайд 1. Строили крепости (Великий Новгород), Псков, Изборск, Старая Ладога, Ростов Великий, Владимир, Москва, Санкт- Петербург 2.Собор, сторожевые башни, стены, звонницы, колокольни 3.Имеют одно значение, но разное название. Крепость в Пскове – кром, В Москве – кремль, в Великом Новгороде –детинец 4. Соловецкий монастырь-Преподобный Савватий, и преподобные Герман и Зосима. Троице – Сергиева лавра – преподобный Сергий Радонежский Ищут соответствие на втором слайде | Познавательные:вспоминают пройденный материал, анализируют, обобщают. Коммуникативные: Выражают своё мнение в диалоге, аргументируют. Личностные:проявляют интерес, расширяют и закрепляют свои знания о защитниках земли русской – русских крепостях. | ||
3.Изучение нового материала | Учитель открывает презентацию. После изучения темы вы сможете ответить на такие вопросы. Вопросы: 1 Чем русские крепости отличаются от рыцарских замков 2. Какие сооружения строили в стиле романской и готической архитектуры 3.Почему стало возможно в готической архитектуре возводить здания с большими окнами С 3 по 11 слайды учащиеся рассматривают фото замков Англии, Франции, Германии, Италии – делают заключения и выводы о характере романской архитектуры 12 слайд – наглядно представляет основные особенности романской архитектуры 13-14 слайд – таблица сравнений и отличий романской архитектуры от готической. 17-26 слайд – представлены фото известных памятников архитектуры Франции, Италии, Германии, Чехословакии, Испании в стиле готики. | Смотрят презентацию, рассматривают, анализируют, сравнивают, понимают особенности стиля романской и готической архитектуры | Познавательные:принимают активное участие в обсуждении нового материала, сравнивают рыцарский замок с русскими крепостями. Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения, включаются в определенный вид деятельности Личностные: проявляют интерес к произведениям архитектуры | ||
4.Закрепление изученного материала | Ответьте на вопросы, поставленные в начале урока. 1 Чем русские крепости отличаются от рыцарских замков 2. Какие сооружения строили в стиле романской и готической архитектуры 3. Почему стало возможно в готической архитектуре возводить здания с большими окнами? | 1.В русских крепостях обязательно был храм с колокольней или звонницей. В рыцарских замках главным сооружением являлась башня феодала - донжон. 2. Строили замки, соборы, храмы. 3. Разгрузка конструкции несущей стены с помощью аркбутанов, столбов стоящих рядом со стеной | |||
5.Практическое задание | Сделайте набросок рыцарского замка, используя изображения в учебнике или в выданных вам пособиях, грамотно расположите свой рисунок на листе, нанесите легкую светотень, используйте правило перспективы линий – линии переднего плана яркие, широкие, контрастные, на заднем плане – тонкие, легкие. | Выполняют практическую работу | Познавательные:на основе полученных знаний выполняют практическую работу, используя полученные ранее знания о композиции, объёме и т.д. Регулятивные:определяютцель, проблему в деятельности,работают по плану,принимают самостоятельные решения | ||
5.Подведение итогов урока. Рефлексия | Сделаем выставку работ. Свои работы расположите у доски, в таком порядке – 1 ряд «5», 2 ряд – «4». | Выставка выполненных работ у доски. Просмотр и анализ работ учениками. С работой справились! Первый ряд – 5, второй ряд - 4 Пополнили свои знания о готической и романской архитектуре | Коммуникативные: Выражают своё мнение, самостоятельно задают вопросы. Личностные: аргументированно оценивают свои работы и работы одноклассников. | ||
Ссылка на видио урок https://disk.yandex.ru/d/xhQAlDrDnO5Rig