Тема Понятие о законах и средствах формирования ландшафтов




ЛЕКЦИЯ 6

План лекции:

1 Законы ландшафтной архитектуры.

2 Средства ландшафтной композиции.

3 Проектирование типов ландшафтов в лесопарке.

4 Типы пространств в лесопарке

1 Законы ландшафтной архитектуры. Методы художественной композиции лесопарковых ландшафтов основываются как на законах биологического развития насаждений, так и на законах садово-паркового искусства, имеющего много общего с архитектурой и живописью. Главными закономерностями являются единство и пропорциональность пейзажа и составляющих его элементов, декоративность формы, строение, размер и цвет входящих в композицию растительных сообществ, законы линейной и воздушной перспективы, светотеневые сочетания, приемы ритмического сочетания пород. Применение тех или иных закономерностей зависит от категории создаваемого ландшафта и видов зеленых насаждений. Наиболее приемлемыми для ландшафтного искусства являются: закон контраста; закон ритма и равновесия; масштабность отдельных компонентов и соразмерность частей; принцип повтора; эффект неожиданности; эффект нарастания; эффект чередования впечатляющих моментов.

Использование закона контраста в лесопарковом строительстве – психологический прием. Суть его заключается в субъективном преувеличении различий воспринимаемых объектов или отдельных участков поля зрения при их пространственной или временной смежности в восприятии. Так, черный цвет в окружении белого выглядит более контрастно и ярче, особенно контрастно цвет выражен на границе совмещения двух цветов. В ландшафтах открытых пространств закон контраста менее применим, однако в закрытых и полуоткрытых пространствах он является одним из сильнодействующих факторов против монотонности и однообразия. В то же время закон контраста уместен тогда, когда он оживляет композицию, нарушая гармонию. Хорошо оживляют и разнообразят композицию из лиственных пород вкрапления хвойных, группа кустарников с яркими соцветиями или ярко-красной окраской листьев.

При создании пейзажей открытых пространств И. Д. Родичкин (1972) отмечает большое значение последовательных контрастов, привлекающих внимание к какому-нибудь композиционному элементу. Последовательные контрасты связаны с изменением впечатлений, происходящих под влиянием чередующихся явлений с противоположными свойствами. Подобные впечатления возникают при выходе из густых насаждений на широкие поляны или при просмотре веера перспектив, сформированных из разнохарактерных по породному составу насаждений.

Исследования по изучению устойчивости, эстетических и санитарно-гигиенических свойств насаждений в пригородных лесах позволили Р. И. Ханбекову выявить некоторые особенности суммарной эстетической и санитарно-гигиенической оценки при контрастном размещении насаждений. Суть закона контраста заключаются в том, что при сменяемости ландшафта через 200 метров суммарная эстетическая оценка в два раза выше, чем при монотонном расположении хвойных, причем эстетическая оценка резко снижается при увеличении площадей однообразных ландшафтов до 10 га. К тому же микроклиматические наблюдения в еловых, березовых, сосновых, лиственничных и дубовых насаждениях показали, что при любой погоде контрастное размещение насаждений с участием разных пород до 30 % повышает вероятность комфортных микроклиматических условий по сравнению с монотонным. Этот эффект обусловлен в первую очередь значительными различиями в режиме микроклимата в древостоях разного состава. Так, в жаркую погоду под пологом хвойных пород создается более комфортный режим, чем под пологом березняков или дубрав, и, наоборот, в умеренно-теплую погоду предпочтительнее находиться не в еловом лесу, а в березовом.

Контрастное размещение насаждений разного породного состава способствует более глубокому удовлетворению разнообразных психоэмоциональных потребностей отдыхающих, что подтверждается удвоенным количеством отдыхающих на таких участках леса.

Применение закона контраста при формировании насаждений не вызывает больших осложнений. Резкий контраст создают такие древесные породы как лиственница и береза, ель и береза, липа и пихта, сосна и береза. При контрастном сочетании ландшафтов до 80 % отдыхающих выбирают для стационарных видов отдыха насаждения с наиболее ярко выраженными эстетическими показателями, что создает возможность целенаправленного регулирования потока посетителей за счет привлечения их в специально подготовленные для массового отдыха насаждения с повышенной устойчивостью к рекреационным нагрузкам.

Эмоциональное воздействие раскрывающихся по пути следования ландшафтов должно быть тесно связано с законом ритма и равновесия.

Одним из важных его моментов является связь между вертикальными и горизонтальными линиями. Деревья с коническими кронами (ель, лиственница в молодом, пихта, кипарис), способствуют повышению активности нервной системы, вызывая чувство тревожной настроенности, а мягкие очертания деревьев (дуб, липа, клен, вяз), с овальнойи шарообразной кроной, способствуют покою, располагают к раздумью. В лесопарках равновесие между этими элементами соблюдается, как правило, благодаря искусственным посадкам.

Живая природа демонстрирует исключительное богатство ритмических процессов. Любая функция, любые жизненные проявления ритмичны, и это справедливо к любому живому существу.

Ритм в организации отдыха, как и в труде, играет исключительную роль. Рабочие биоритмы передаются по наследству и подвержены влиянию положительных внешних раздражителей: благоприятное сочетание внешних ритмов формирует у рекреанта состояние «боевой готовности», у организма нарастает мышечный тонус, улучшается настроение; отрицательные раздражители вызывают негативные эмоции.

Чередование участков древесных пород в определенном ритме – это также один из важнейших факторов, играющих весьма существенную роль в проектировании лесопарков. Расположение насаждений в определенной последовательности создает спокойную гармоничную картину, благотворно действующую на человека. Закон ритма и равновесия при создании лесопарков искусственными посадками применяется широко и успешно. Дело в том, что его применение не вызывает особых трудностей, поскольку он сочетается с законом повтора и чередования.

Масштабность отдельных компонентов и соразмерность частей соблюдать при проектировании и создании лесопарков труднее, но соблюдение этого закона абсолютно необходимо, иначе происходит дробление выделов и измельчение отдельных компонентов ландшафта. Масштабность – это правильное отношение составных частей к целому, второстепенному, господствующему, деталей к главному (Гостев, Юскевич,1991). Соразмерность пространственных элементов – это соответствие их размеров росту человека и его психофизиологическим возможностям "воспринимать и оценивать величину предметов, а также соотношения их величин (Боговая, Фурсова, 1988).

Древесные насаждения проектируются достаточно крупными однопородными массивами, чтобы подчеркнуть их своеобразие: дубовая и лиственничная роща, березовое редколесье должны иметь достаточно большие площади, чтобы избежать вычурности и измельчания композиций, но слишком крупные массивы быстро утомляют восприятие. Размещение громоздких пейзажных групп на небольших полянах по соотношению величин считаются не масштабными: группа слишком велика для поляны или поляна мала для группы. Решение масштабности зависит от назначения объекта и его идейного замысла.

Принцип повтора в лесопарковом строительстве тесно переплетается с законом ритма и равновесия и предполагает чередование через определенное расстояние типов ландшафтов: полян, полуоткрытых закрытых ландшафтов, ландшафтных выделов одной древесной породы, пейзажных групп.

Эффект неожиданности, как правило, присущ отдельным композиционным узлам лесопарков. Здесь наиболее выигрышными моментами являются неожиданно раскрывающиеся панорамы, удачно вписанные на изгибе дорог малые архитектурные формы, красиво цветущие кустарники.

Эффект нарастания достигается за счет перехода горизонтальных линий в вертикальные, за счет изменения высоты деревьев, постепенное увеличение густоты древостоя или встречаемости отдельных деревьев, изменения типов ландшафтов, плавно переходящих от полуоткрытых к закрытым и наоборот.

Эффект чередования впечатляющих моментов основан на сочетании контрастных форм деревьев, отдельных пейзажных групп различной декоративности или скульптурных групп, чередующихся на протяжении прогулочного маршрута.

Использование этих несложных приемов при формировании лесопарковых ландшафтов намного увеличивает возможности обогащения лесопарков новыми формами и элементами.

2 Средства ландшафтной композиции. В процессе создания лесопарковых ландшафтов важно соблюдать единство ландшафтной композиции, создание которой требует от архитектора мастерства и вдохновения.

Композиция в переводе с латинского означает составление, расположение, соединение, а также построение произведения искусства. Композиция – это соподчиненность отдельных элементов друг другу и целому, придающая объекту единство художественной формы (Гостев, Юскевич,1991). В ландшафтном искусстве композицию можно определить как расположение пространственных форм лесопарка в определенном сочетании, образующем гармоничное единство организуемого пространства. Пленительность композиции лесопарка, ее очарование находятся в прямой зависимости со степенью сохранения природных данных. При проектировании лесопарков и уходе за насаждениями, пишет С.Н. Палеентреер, знаток и теоретик паркового пейзажа, лесоводы должны глубоко любить природу и брать за образец лучшие естественные ландшафты. Самыйбольшой эффект обеспечен там, где красота местности неоспорима и приходится лишь подчеркивать ее характерные черты. Нужно использовать естественно-природные условия, но вместе с тем учитывать ряд правил, выработанных в течение веков мастерами ландшафтного искусства, парковыми зодчими. Лесопарк – это объемно-пространственная композиция, состоящая из закрытых и открытых пространств. Соотношение между ними тесно связано с географической средой и определяет художественный облик лесопарка. В северных районах открытых пространств должно быть больше, а в южных меньше.

Пространственные формы включают плоскости (поляны, лужайки, водоемы, стены леса) и объемы (древесные массивы, группы отдельных деревьев, малые архитектурные формы). Взаимосвязь пространства, плоскости и объема определяется объемно-пространственной композицией и выражает общие закономерности формирования парковой среды. Соотношение объемных элементов лесопарка – древесной растительности, малых архитектурных форм, полян образуют композицию объемных форм. В ландшафтном искусстве при решении композиционных задач необходимо учитывать ряд свойств, которые имеют пространственные формы. Это геометрический вид формы, величина, масса, фактура, положение в пространстве и освещенность. Соотношение пространственных форм по их свойствам представляют собой средства композиции. В ландшафтном искусстве рассматриваются соотношения форм по величине, геометрическому строению и по положению в пространстве.

Соотношение форм по величине (высоте, ширине, длине). Совокупность пространственных соотношений их величин, объединенных определенной композиционной зависимостью, называется пропорцией. Пропорции в ландшафтном искусстве нельзя отождествлять с пропорциями в математике. Здесь они теснейшим образом связаны с решением конкретных задач, обусловлены художественным вкусом и композиционным опытом автора. С помощью художественных пропорций может быть выражена скромность и простота или монументальность. Пропорции в лесопарковой композиции – это их внутренняя красота. Она невидима непосредственно, всегда ощутима, подобно духовной красоте человека (Жирнов, 1977). В лесопарковом искусстве применение принятых в архитектуре правил пропорции затруднено, так как древесные насаждения, развиваясь, увеличиваются в размере. Соотношение высоты, занимаемой площади, размещение растений внутри пейзажной группы, ширина дорог должны строиться в соответствии с правилами пропорции.

Соотношение форм по геометрическому строению. Этот тип соотношений возникает при сопоставлении объемных плоскостных и линейных форм. Объемные формы характеризуются равенством по трем координатам, плоскостные – по двум, линейные – преобладанием одного измерения над двумя другими. Аналогами этих форм в лесопарковом ландшафте являются лесные массивы, стены леса, поляны, линии дорог. Их соотношения определяют глубину пространства, пластичность опушек, ритмичный строй пейзажа.

Соотношение форм по их положению в пространстве или положение форм по отношению друг к другу имеет решающее значение при создании глубинно-пространственной композиции, так как лесопарковое строительство это искусство больших площадей. Композиции форм бывают фронтальные, объемные и глубинно-пространственные. Фронтальные композиции характеризуются преобладанием горизонтальных и вертикальных элементов, при глубинно-пространственной композиции плоскости и объемы организуют так, чтобы виды и панорамы раскрывались постепенно, по принципу возрастающей эмоциональной нагрузки. Соотношения этого типа регулируются чередованием открытых, закрытых и полуоткрытых ландшафтов, глубинным их построением. При этом следует учитывать, что открытые пространства действуют возбуждающе, а закрытые - успокаивающе. При организации открытых, пространств следует учитывать, что ощущение открытости пространства достигается, если его линейный размер превышает 200 метров при высоте ограничивающих элементов 10-15 метров. Если рассматривать соотношение длины (Д) открытого пространства и высоты (Н) ограничивающих его элементов как 1:1, то такое пространство воспринимается как тесное и замкнутое по вертикали, при Н:Д = 1:2 противоположный зрительный барьер воспринимается целиком, но без неба и лишь при соотношении Н:Д =1:6 достигается освобождение от зрительной замкнутости. На соотношение объемных форм влияют освещенность и сочетание цветов, которые зависят от состояния воздушной среды. Цветовые соотношения необычайно разнообразны и изменяются в зависимости от толщины слоя воздушного пространства.

Соотношение форм по освещенности. Освещенные и затененные лесопарковые пространства необходимо гармонично комбинировать. Глубина перспективы, пространственная выразительность зеленых насаждений, соотношение объемных форм растительных групп подчеркивается игрой света и тени. Динамичная игра светотени – эффектное средство формирования лесопарка, влияющее на размещение растительных групп, и малых архитектурных форм, на соотношение высоты древостоев и площади открытых пространств. Ширина открытого пространства должна быть не менее трехкратной высоты древостоя.

Соотношения по цветовому тону создаются на основе условного разделения спектра на семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Основных тонов три: красный, желтый, синий, остальные являются дополнительными. Для удобства цвета располагают в цветовом круге. Цвета, находящиеся в круге друг против друга создают контрастные, сочетания - красный с зеленым, оранжевый с синим, фиолетовый с желтым. Эти сочетания цветов эмоционально эффектны. Цвета, располагающиеся в круге через один, создают мягкие, гармоничные сочетания (красный с желтым, оранжевый с зеленым, желтый с синим, зеленый с фиолетовым, фиолетовый с оранжевым). Дисгармоничными являются сочетания цветов располагающихся в куге рядом (зеленый с синим, красный с оранжевым, желтый с зеленым). По эмоциональному воздействию цвета разделяют на теплые или активные (красный, оранжевый, желтый), действующие возбуждающе и холодные или пассивные (синий, зеленый, фиолетовый), оказывающие успокаивающее воздействие. Следует учитывать, что при построении пейзажей, теплые тона растительности уместны на хорошо освещенных участках, светло-серебристые и серебристые тона используются для смягчения слишком сильных контрастов. Белый и черный цвета являются нейтральными. Белый цвет создает сильный контраст со всеми темными окрасками, вносит свет и оживление, увеличивает объемность. Черный цвет наоборот уменьшает объемность, усиливает действие желтого и красного цветов. При создании пейзажей использование цветовой гаммы дает возможность создать колоритные «пятна», подчеркнуть соотношение ландшафтов.

Использование средств ландшафтной композиции позволяет при создании лесопарков достичь наиболее высокохудожественного уровня сочетания природных форм в лесопарковом пейзаже.

Создание объемно-пространственной структуры. Основной задачей ведения хозяйства в лесопарках является формирование разнообразных красочных ландшафтов, с учетом рельефа территории, лесорастительных условий, породного состава лесных насаждений, что достигается путем формирования оптимального соотношения объемно-пространственных форм существующих ландшафтов. При формировании ландшафтов, сохраняя свойства каждого отдельного насаждения, их следует создавать более выразительными и увязывать в единую ландшафтную композицию.

Ландшафтно-эстетические и художественные свойства ландшафтов в лесопарках зависят от широты обзора и глубины видимости, контрастности, красочности и архитектурной расчлененности (Пряхин, Николаенко,1981).

Широта обзора и глубина видимости зависят от сомкнутости полога, архитектурно-пространственного построения насаждений, полноты и характера размещения деревьев по площади. Они определяют степень освещенности, условия удобства отдыха. В этом плане достаточный обзор и необходимую глубину видимости обеспечиваетгрупповое размещение деревьев. Наличие под пологом древостоя подроста и подлеска, сформированных в группы, создаст лучшие условия для отдыха. Групповое размещение деревьев является наиболее устойчивой к антропогенным нагрузкам формой насаждений.

Контрастность –это один из показателей ландшафтно-декоративных достоинств насаждения. Достигается сочетанием естественной цветовой гаммы отдельных деревьев. Сочетания белых стволов березы и зеленокорой осины, оранжевой сосны и темных стволов липы и дуба создают определенный контраст.

Красочность – является тем эстетическим показателем, который определяет наличие ярко окрашенных элементов и характер их размещения в пространстве. Эффектны и красочны яркие цветы и плоды деревьев, кустарников. Наличие в насаждениях рябины, калины, ирги, снежноягодника, имеющих яркую окраску плодов, делают пейзажи лесопарка необычайно красочными, так как они сохраняются на деревьях до выпадения снега и порой почти на протяжении всей зимы радуют глаз и украшают ландшафт. Особенно ярко красочность проявляется в осенний период, когда листья деревьев приобретают окраску от ярко-желтой у липы и березы, до медно-коричневой у дуба и красно-желтой у клена и черемухи. На фоне этих цветов очень эффектна неувядающая зелень сосны, ели, пихты, что усиливает красочность и создает эффект контрастности.

Архитектурно-художественная расчлененность является важнейшим качественным показателем ландшафтного-композиционного построения насаждения и может быть горизонтальной и вертикальной. Архитектурно-художественная расчлененность подчеркивает структурную форму насаждения.

Горизонтальная расчлененность достигается сменой породного состава, неравномерностью и групповым размещением деревьев, подроста и подлеска, наличием полян и просветов.

Вертикальная расчлененность достигается созданием многоярусных, разновозрастных насаждений, разного породного состава, с наличием подроста и подлеска.

3 Проектирование типов ландшафтов в лесопарке. Соотношение закрытых, полуоткрытых и открытых типов ландшафтов в лесопарке должно быть приближенно к оптимальным величинам, что позволяет улучшить эстетический эффект и архитектурный облик ландшафтов лесопарка, позволяет лучшим образом организовать его объемно-пространственную структуру.

В литературе предлагаются различные варианты соотношения типов ландшафтов для организации оптимальной структуры лесопарка. На начальной стадии формирования Н.М. Тюльпанов предлагает придерживаться чередующего соотношения: закрытые – 55 – 60 %; полуоткрытые – 25 – 30 %; открытые – 15-20 %.

И.О. Боговая и Л.М. Фурсова, ссылаясь на И. Родичкина, приводят следующее соотношение типов пространственной структуры (ТПС) в зависимости от природно-климатической зоны (таблица).

 

Таблица – Соотношение ТПС для лесопарков, %

 

Природно-климатическая зона Типы ландшафтов
Закрытые Полуоткрытые Открытые
Лесная   20-25 25-30

 

Формирование пространственной структуры должно дифференцироваться не только по природно-климатическим зонам, но и в самом лесопарке в зависимости от функциональной зоны необходимо придерживаться определенного соотношения типов ландшафтно-пространственной структуры. Объемно-пространственная структура лесопарка в каждой функциональной зоне строится в зависимости от интенсивности посещаемости и плотности отдыхающих, которые устанавливаются проведением учетов.

В зоне массового отдыха пребывает большее количество отдыхающих, и доминируют здесь полуоткрытые и открытые ландшафты. Прогулочная зона является более спокойной зоной отдыха, здесь преобладают полуоткрытые и закрытые, зона тихого отдыха выполняет функции зоны фаунистического покоя, поэтому здесь предпочтение отдается закрытым типам ландшафтов.

При формировании ландшафтного облика лесных территорий рекомендуется придерживаться одного из вариантов оптимального соотношения типов ландшафтов и соблюдать периодичность чередования и сменяемость закрытых, полуоткрытых и открытых ландшафтов через 100-300 м (таблица 2, 3).

Предложенные варианты соотношения пространственных форм являются ориентиром, к которому следует стремиться, но при этом нельзя не учитывать природно-климатических условий региона, особенностей рельефа, видового разнообразия лесов их строения, структуры, интенсивности рекреационного лесопользования, наличия подроста и подлеска, интенсивности посещения лесопарка.

 

Таблица 2 – Примерное соотношение типов ландшафтов, %

Функциональная зона Типы ландшафтов
Закрытые Полуоткрытые Открытые
Активного отдыха 45-55 25-35 15-25
Прогулочная 55-60 25-30 10-20
Резервная 60-70 20-30 10-15

 

Таблица 3 – Соотношение типов насаждений по М.И. Пронину, %

 

Тип насаждения Зона
активного отдыха прогулочно-маршрутного отдыха эпизодического отдыха
Сомкнутые насаждения (полнотой 1-0,5) 20-25 35-40 30-50
Изреженные насаждения (полнотой 0,4-0,3) 25-30 20-25 30-40
Отдельные деревья или группы деревьев на полянах, лужайках (до 0,2 полноты) 15-20 20-25 10-20
Открытые пространства (луга и т.п.) 20-35 10-15 5-10

4 Закрытые, полуоткрытые и открытые пространства в лесопарке

Улучшение ландшафтно-эстетических и художественных свойств насаждений, создание в лесопарке единой ландшафтной композиции достигается проведением комплекса мероприятий, которые способствуют раскрытию и усилению выразительности наиболее красочных пейзажей, подчеркивают их богатство и позволяют формировать ландшафты соответствующих типов. Улучшение состояния закрытых пространств и перевод их в полуоткрытые достигается применением системы рубок формирования, которые направлены на повышение эстетических качеств насаждений и их устойчивости, формирование опушек, насаждений из нижних древесно-кустарниковых ярусов.

При формировании закрытого пространства в древостоях с горизонтальной сомкнутостью сохраняют одноярусность, назначая в рубку деревья преимущественно из нижней части полога, из верхнего полога лишь назначают незначительную часть, понижая его сомкнутость до 0,6-0,7.

При формировании ландшафта закрытого пространства вертикальной сомкнутости, создают многоярусную или ступенчатую структуру насаждения, назначая в рубку деревья из верхней и нижней части древостоя. В том и другом случаях деревья в рубку назначаются с целью улучшения состава и качества насаждений, а также с целью улучшения пространственного их размещения.

Ландшафт закрытых пространств рассчитан на восприятие посе­тителями, находящимися внутри насаждения, декоративное достоинство которого определяется породным составом, структурой и характером напочвенного покрова. Желательно обогащать видовой состав теми растениями, которые могут успешно расти без дополнительных мероприятий, в том числе интродуцентами.

В безлесных районах необходимого эффекта при создании ланд­шафтов закрытых пространств можно добиться разными способами: созданием насаждений из крупномерных деревьев и кустарников; временных насаждений из быстрорастущих пород; загущенных посадок, быстро декорирующих площадь; формированием ландшафта из кустарниковых, травянистых декоративных растений.

Полуоткрытые пространства, в отличие от закрытых, обладают более глубокой просматриваемостью, более четкой пространственной структурой. В формировании облика лесопарка они имеют большое значение, так как в них ярче проявляются декоративные особенности и качества деревьев, повышаются требования к качеству травяного покрова. Полуоткрытые пространства являются изолирующими участками между закрытыми и открытыми пространствами, подчеркивают плавность перехода от одной пространственной формы к другой. Организация этих пространств и их внутреннее построение должны обеспечить пейзажное разнообразие. Формирование полуоткрытых пространств тесно связано с пространственным размещением деревьев, породным составом и при проведении рубок формирования необходимо это учитывать. При формировании полуоткрытого пространства с равномерным размещением деревьев, в рубку назначают деревья из нижнего яруса, чтобы усилить выразительность ландшафта, раскрыть стволы деревьев. Особенно оправдан этот прием в насаждениях сосны, березы, дуба.

При организации лесопарков следует учитывать, что открытые пространства должны составлять от 5 до 25 % площади в зависимости от функциональной зоны. Оптимальным считается наличие 18 открытых пространств размером от 1 до 5 га на каждые 200 га лесопарка (Пряхин, Николаенко, 1981). Если открытых участков недостаточно, их следует запланировать и постепенно создавать за счет рубки деревьев на менее ценных в эстетическом отношении участках.

Ландшафт открытых пространств определяется размерами, деко­ративными качествами опушек, наличием небольших групп отдельных деревь­ев, характером травяного покрова. Размеры полян, лужаек оказывают влияние на скорость ветра, интен­сивность инсоляции. Поэтому в зависимости от функционального назначения проектируют поляны разных размеров: 40 × 20 м; 90 × 40; 175 × 60; 115× 85 м. Желательно, чтобы границы полян были криволинейными, изви­листыми. Опушки полян (относительно узкие полосы насаждений, примыкающие к открытым участкам) формируют из деревьев с ред­кой ажурной кроной. Опушке придают объемность, создавая углуб­ления и выступы при проведении лесоводственных и лесокультурных мероприятий.

Для создания впечатления большого открытого пространства опушку поляны формируют открытой, легко просматриваемой и, на­оборот, для создания эффекта меньшей площади – закрытой, непро­сматриваемой. Эти приемы достигаются рубками и посадкой древесных растений по периферии поляны

Особенностью лесопарковых композиций является их изменение с возрастом, поэтому существование запроектированных категорий ландшафта возможно лишь при постоянном контроле и поддержании участков в требуемом состоянии.

Перспектива – зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя.

Различают перспективу линейную и воздушную.

Невысокие растения на переднем плане могут казаться выше более высоких, расположенных вдали. Этот эффект носит название линейной перспективы. Это один из ключевых моментов гармонии пространства.

Воздушная перспектива – это изменение яркости и четкости предметов, а также их цвета по мере удаления от точки наблюдения.

Перспектива может вызывать ощущение движения или покоя. Некоторые перспективы заведомо статичны. Они предназначены для обозрения с одной определенной позиции и видны во всей своей полноте только с этой точки. Другие раскрываются с нескольких точек при движении по саду.

Перспектива обрамляется тремя плоскостями – верхней, горизонтальной и вертикальной. Вертикальные плоскости – «стены» – могут создаваться подстриженной листвой кустарника, рядами деревьев или забором. Плоскость или плоскости основания – «пол сада» – могут иметь наклон, могут быть ровными или устроенными в виде террас с травяной, водной, мощеной или другой поверхностью. Верхней плоскостью – «потолком» служит небо или полог листвы раскидистых деревьев.

Чтобы зрительно увеличить глубину пространства, когда размеры сада ограничены, можно сознательно создать систему промежуточных планов из растений (их называют кулисами), которые направляют взгляд к горизонту.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: