Полковые оркестры. Придворный оркестр.
Оперные дома.
Оттого - то шум и клики в Петербурге - городке, и пальба, и гром музыки, и эскадра на реке... А. Пушкин
Реформы Петра I коснулись всех сторон русской жизни, реши- тельно изменяя облик старой России, превращая ее из отсталой, изолированной от Европы страны в сильное, развитое, открытое европейское государство. В этом прогрессивном движении большое место отводилось и музыке.
История музыкального Петербурга началась в день его рож- дения — 16 мая 1703 года. Тогда по велению Петра I (1672 – 1725) в дельте Невы на Заячьем острове была заложена крепость «Санкт- Питербурх», переименованная впоследствии в Петропавловскую. На торжественной церемонии закладки крепости, от которой началось бурное строительство новой российской столицы, раздавались ору- дийные залпы и звучала музыка: пел Придворный хор. Петр I при- вез из Москвы хор государевых певчих дьяков, в котором сам любил петь и с которым не расставался ни в военных походах, ни в мирной жизни. Петр с детства хорошо знал и любил цер- ковное пение и даже мог выполнять роль уставщика, то есть ру- ководителя хора. Старейший русский хор, переименованный в При- дворный певческий хор 1 (числом в 30 человек), при Петре стал принимать участие и в светских празднествах, увеселениях, и в торжественных церемониях.
В 1717 году Придворный певческий хор сопровождал Петра I в его дипломатической поездке в Польшу, Германию, Голландию и Францию. Впервые зарубежные меломаны услышали этот прекрас- ный хор, состоявший к тому времени из 60 человек, были вос- хищены его мощным, стройным звучанием. Прозвучали и люби- мые Петром виватные — заздравные — канты 2 в честь воинских побед России. Свой хор имела и царица Екатерина I. Реформы Петра I коснулись всех сторон русской жизни, решительно изме- няя облик старой России, превращая ее из отсталой, изолирован- ной от Европы страны в сильное, развитое, открытое европейское государство. В этом прогрессивном движении большое место от- водилось и музыке.
За границей Петр познакомился с военной духовой музыкой. И, создавая регулярную армию по европейскому образцу, Петр I издал в 1711 году Указ об организации полковых оркестров из труб, литавр и гобоев. Любимым военным инструментом Петра был барабан, на котором он виртуозно исполнял самые сложные рит- мы. В те времена престиж барабанщика в войсках был велик, по- тому что они были связными, выполняли разные команды услов- ными сигналами. Играл Петр и на гобое, и на волынке. Любил он музыку громкую, насыщенную по звучанию. Немецкий историк Якоб Штелин, живший в Петербурге, писал: «Петр Великий нахо- дил особое удовольствие в помпезном звучании <...> рожков и тромбонов, в которые он мог влюбиться впервые во время своей первой поездки по Германии и голландским горо 2 Кант (от лат. cantus — пение, распев) — старинная трехголосная куплетная песня для хора или вокального ансамбля. Существовали канты виватные (приветственные, победные), сатирические, застольные и лирические.
Л. В. Белякаева - Казанская. Силуэты музыкального Петербурга.
Музыка Петербурга
Д о п о л н е н и е
Музыка Петербурга: с момента основания Петербурга начала развиваться музыкальная жизнь города. Реформы Петра I подгото- вили почву для новых европейских форм музицирования. Вначале они не выходили за рамки императорского двора и близкого к нему круга высшей столичной знати, затем постепенно проникали в более широкие слои общества. В годы царствования Петра I воз- никли характерные образцы канта (многоголосные песни) - «при- ветственные», или «панегирические» (кант «На взятие Шлиссельбурга», кант «На победу под Полтавой» и др.). Торжественной припод- нятостью, монументальностью звучания, гимничностью отличались и многие партесные концерты (хоровые концерты а капелла для 8, 12 и более голосов), в том числе концерт в честь победы под Полтавой «Рцы нам ныне» и др. концерты В. П. Титова.
С начала XVIII в. в Петербурге постоянно выступали иност- ранные артисты; с 1720-х гг. существовала немецкая, с 1730-х гг. - итальянская труппы. В качестве придворного капельмейстера и педагога в Петербурге работал итальянский композитор Ф. Арайя (в 1735-59, с перерывами). В 1736 поставлена его опера «Сила любви и ненависти» (первая опера, исполненная в России). В том же году создана придворная итальянская опера (позднее при дворе существовала также французская оперная труппа). В ее спектаклях участвовали русские певцы и оркестранты. Для придворной сцены Арайя написал несколько опер. В 1755 рус- скими артистами исполнена его опера «Цефал и Прокрис» на первое русское либретто (созданное А. П. Сумароковым).
Официальные торжества, балы, празднества обслуживались двумя придворными оркестрами и придворным хором (создан в 1701 на основе хора государевых певчих дьяков, переведен Пет- ром I в 1703 из Москвы в Петербург, с 1763 Придворная пев- ческая капелла; см. Капелла имени М. И. Глинки). Широкое распространение получили духовые ансамбли (с 1711 каждый полк петербургского гарнизона имел свой духовой оркестр). По примеру императорского двора крупные помещики, знать заводили домаш- ние инструментальные и хоровые капеллы. Наряду с придворными, устраивались представления, концерты частными лицами (первое объявление о такого рода частном публичном концерте помещено в газете «Санкт - Петербургские ведомости» в 1746).
Государственная академическая капелла Санкт - Петербурга — российская концертная организация города Санкт-Петербурга, включающая в себя старейший в России профессиональный хоровой коллектив (учреждён в Москве в 1476 году указом царя Ивана III как Хор государевых певчих дьяков), симфонический оркестр и собственный концертный зал. До 1955 года в состав Капеллы также входило хоровое училище.
В 1476 году указом Ивана III образован Хор государевых певчих дьяков в Москве.
В 1479 году к Хору государевых певчих дьяков добавлены малолетние певчие.
12 августа 1479 года Хор государевых певчих дьяков участвует в освящении первого каменного храма Московского кремля — Успенского собора.
В 1564 году Хор государевых певчих дьяков участвует в закладке Никитского собора Никитского монастыря.
2 мая 1703 года певчие участвуют в молебне по случаю взятия шведского города Ниеншанц. 16 мая 1703 года Хор государевых певчих дьяков участвует в торжественном богослужении, посвящённом закладке Санкт-Петербурга.
В 1713 году государевы певчие дьяки по указу Петра I были введены в организованный им Придворный хор[1].
В 1796 году директором Придворной певческой капеллы стал композитор Д. Бортнянский.