Типовая учебная программа по учебному предмету «Русский язык»
(с русским языком обучения) по обновленному содержанию
Глава 1. Общие положения
1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080.
2. Учебная программа является учебно-нормативным документом, определяющим по каждому учебному предмету/дисциплине содержание и объем знаний, умений, навыков соответственно возрастным познавательным возможностям учащихся.
3. Учебная программа по предмету разработана на основе принципа «спиральности», согласно которой большинство целей обучения и тем по истечении определенных академических периодов обучения (в течение учебного года или в следующих классах) рассматриваются вновь с постепенным углублением, усложнением и наращиванием объема знаний и навыков по ним.
4. Учебная программа реализуется в соответствии с долгосрочным планом, определяющим последовательность изучения разделов программы в течение учебного года. Распределение часов, а также последовательность изучения тем в четверти может варьироваться по усмотрению учителя. Долгосрочный план может являться основой для разработки календарно-тематического планирования.
5. Учебная программа ориентирует процесс обучения на использование методического потенциала каждого предмета для осознанного усвоения учащимися знаний и приобретения умений по предметным областям, развитие самостоятельности путем овладения способами учебной, проектной, исследовательской деятельности, умениями ориентироваться в социокультурном пространстве.
6. Учебная программа включает традиционные функции учебно-нормативного документа с описаниями инновационных педагогических подходов к организации образовательного процесса в современной школе. Подходы к обучению являются основными ориентирами в построении принципиально новой структуры учебной программы по предмету.
7. Одним из основных требований к процессу обучения на современном этапе является организация активной деятельности обучающегося по самостоятельному «добыванию» знаний. Такой подход способствует не только приобретению предметных знаний, социальных и коммуникативных навыков, но и личностных качеств, которые позволяют ему осознавать собственные интересы, перспективы и принимать конструктивные решения. Активная познавательная деятельность обучающегося приобретает устойчивый характер в условиях сотворчества и поддержки учителя как партнера, консультанта.
8. Такого характера усиление личностно-ориентированного образования возможно при использовании интерактивных методов обучения, которые в различных сочетаниях создают предпосылки для сотрудничества всех участников образовательного процесса, не допуская авторитарности во взаимоотношениях. Использование диалоговых и рефлексивных технологий сочетается с организацией проектной и исследовательской деятельности учащихся.
9. Все инновационные подходы к организации образовательного процесса превращают обучение в модель общения учащихся в реальном творческом процессе, предполагающий активный обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
10. Учебная программа конкретного предмета позволяет развивать активность ученика в познавательном и социальном плане путем организации учебной проектной деятельности, ориентированной на использование материалов регионального характера (объекты, предприятия, источники информации). Проектная деятельность воспитательного характера, осуществляемая в рамках достижения целей обучения данного предмета, может быть организована в партнерстве с родителями, представителями местного сообщества.
11. В учебных программах каждого предмета предусмотрена реализация трехъязычного образования, которая предполагает обучение не только трем языкам, но и организацию внеурочной деятельности учащихся на трех языках (казахском, русском и английском). Вклад каждого предмета в создание полиязычной обучающей среды в совокупности обеспечивает реализацию политики трехъязычного образования. Коммуникативный подход, являясь основой обучения языкам, рассматривается как ведущий принцип развития речевой деятельности, учащихся средствами каждого учебного предмета – обмен знаниями и навыками в различных учебных ситуациях, правильное использование системы языковых и речевых норм.
12. В процессе усвоения предметного содержания и достижения целей обучения необходимо создать предпосылки/условия для развития у учащихся навыков применения информационно-коммуникационных технологий, включая поиск, обработку, извлечение, создание и презентацию необходимой информации, сотрудничество для обмена информацией и идеями, оценивание и совершенствование своей работы через использование широкого спектра оборудования и приложений.
13. В учебной программе сформулированы ожидаемые результаты, представленные в виде системы целей обучения, которые служат основой для определения содержания учебного предмета. В содержательном аспекте учебные программы раскрывают вклад конкретного учебного предмета в воспитание учащегося как субъекта своего учения и субъекта межличностного общения.
14. Учебные программы обеспечивают реализацию принципа единства воспитания и обучения, основанного на взаимосвязанности и взаимообусловленности ценностей образования и результатов на «выходе» из школы с системой целей обучения конкретного предмета.
15. Отличительной особенностью учебных программ является их направленность на формирование не только предметных знаний и умений, а также навыков широкого спектра. Выстроенная система целей обучения является основой развития следующих навыков широкого спектра: функциональное и творческое применение знаний, критическое мышление, проведение исследовательских работ, использование информационно-коммуникационных технологий, применение различных способов коммуникации, умение работать в группе и индивидуально, решение проблем и принятие решений. Навыки широкого спектра являются залогом успешности учащихся, как в школьной образовательной практике, так и в перспективе, после окончания школы.
16. Современные инновации в экономике, изменения на рынке труда обуславливают необходимость владения такими навыками, которые в совокупности позволяют учащимся анализировать и оценивать ситуацию и информацию для решения задач, творчески использовать имеющиеся знания и опыт для синтеза новой идеи и информации. Актуальными становятся такие личностные качества как инициативность, любознательность, готовность к изменениям, коммуникабельность.
17. Содержание ежедневного образовательного процесса по конкретному предмету подчинено целям обучения и ориентировано на формирование у учащихся готовности творчески использовать приобретенные знания, умения и навыки в любой учебной и жизненной ситуации, развитие настойчивости в достижении успеха, мотивирует к обучению в течение всей жизни.
18. Развитие личностных качеств в органическом единстве с навыками широкого спектра являются основой для привития учащимся базовых ценностей образования: «казахстанский патриотизм и гражданская ответственность», «уважение», «сотрудничество», «труд и творчество», «открытость», «образование в течение всей жизни». Эти ценности призваны стать устойчивыми личностными ориентирами учащегося, мотивирующими его поведение и повседневную деятельность.
19. Учебный предмет «Русский язык» в образовательном процессе выполняет две функции: во-первых, является предметом изучения, во-вторых, средством изучения других предметов.
20. Цель обучения учебному предмету «Русский язык» – развитие творческой, активной языковой личности путем формирования коммуникативных навыков по всем видам речевой деятельности на основе освоения знаний о языке, норм употребления средств разных уровней и их активизации в продуктивной речевой деятельности, а также обогащения словарного запаса.
21. Предметом обучения является современный русский литературный язык в его реальном функционировании в современных условиях полиэтнического и многоязычного Казахстана.
22. Задачи обучения:
1) формирование знаний о русском языке, его функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах литературного языка (орфоэпических, орфографических, лексических и грамматических) и правилах речевого этикета;
2) обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
3) формирование умений оценивать и выбирать языковые средства с точки зрения нормативности, соответствия ситуации общения;
4) развитие и совершенствование умений создавать устные и письменные монологические высказывания в различных речевых жанрах;
5) совершенствование умений успешного диалогического общения, ведения дискуссии в разных сферах и коммуникативных ситуациях;
6) совершенствование орфоэпической, орфографической, пунктуационной и стилистической грамотности;
7) формирование представлений о национально-культурной специфике русского языка, культуре русского, казахского и других народов;
8) воспитание сознательного отношения к языку как средству общения, источнику знаний, духовно-нравственной ценности, как к языковому капиталу, способствующему успешной социализации в обществе.
23. Грамматический материал изучается в контексте речевых тем.
24. Учебная программа по учебному предмету «Русский язык» рассчитана на 5 лет обучения в основной средней школе.
Глава 2. Организация содержания учебного предмета «Русский язык»
25. Объем учебной нагрузки по учебному предмету «Русский язык» составляет:
1) в 5 классе – 3 часа в неделю, 102 часа в учебном году;
2) в 6 классе – 3 часа в неделю, 102 часа в учебном году;
3) в 7 классе – 3 часа в неделю, 102 часа в учебном году;
4) в 8 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;
5) в 9 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году.
26. Содержание учебной программы по учебному предмету «Русский язык» организовано по разделам обучения. Разделы состоят из подразделов, которые содержат в себе цели обучения в виде ожидаемых результатов по классам.
27. Цели обучения, обозначенные в каждом подразделе, позволяют учителю системно планировать работу по развитию четырех видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо), оценивать достижения обучающихся, информировать их о следующих этапах обучения.
28. Содержание учебного предмета включает 4 раздела:
1) Слушание и говорение;
2) Чтение;
3) Письмо;
4) Соблюдение речевых норм.
29. Раздел «Слушание и говорение» включает следующие подразделы:
1) Понимание содержания текста;
2) Определение основной мысли;
3) Пересказывание прослушанного материала;
4) Прогнозирование событий;
5) Участие в диалоге;
6) Оценивание прослушанного материала;
7) Построение монологического высказывания.
30. Раздел «Чтение» включает следующие подразделы:
1) Понимание информации;
2) Выявление структурных частей текста и определение основной
мысли;
3) Понимание применения лексических и синтаксических единиц в прочитанном тексте;
4) Определение типов и стилей текстов;
5) Формулирование вопросов и оценивание;
6) Использование разных видов чтения;
7) Извлечение информации из различных источников;
8) Сравнительный анализ текстов.
31. Раздел «Письмо» включает следующие подразделы:
1) Составление плана;
2) Изложение содержания прослушанного, прочитанного и аудиовизуального материала;
3) Написание текстов с использованием различных форм представления;
4) Создание текстов различных типов и стилей;
5) Написание эссе;
6) Творческое письмо;
9) Редактирование текстов.
32. Раздел «Соблюдение речевых норм» включает следующие подразделы:
1) Соблюдение орфографических норм;
2) Соблюдение лексических норм;
3) Соблюдение грамматических норм;
4) Соблюдение пунктуационных норм.
33. Базовое тематическое содержание
34. 5 класс
1) Говорение и слушание: определение главной информации, опора на вопросы при определении темы и основной мысли, повествование, описание, пересказ текста, прогнозирование содержания текста по отрывкам текста, участие в диалоге-расспросе, изменение позиции «говорящий» на «слушающий», оценивание звучащей речи с позиции «нравится/не нравится», «правильно/ неправильно», высказывание определенного типа, опора на наглядные материалы.
2) Чтение: сплошные и несплошные тексты, определение основной мысли на основе содержания и композиции текста, прямое и переносное значение слов, синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова, описание, повествование, рассуждение, книжный и разговорный стили, письмо, рекламный текст, объявление, дневник, стихотворение, сказка, формулирование вопросов, ознакомительное чтение, извлечение информации для конкретной задачи, сравнение темы и композиции различных текстов.
3) Письмо: простой план, основное содержание текста, представление информации в виде рисунка, повествование и описание в художественном и разговорном стилях, учет целевой аудитории, эссе-повествование, эссе-рассуждение, творческие работы (120-150 слов), представление себя на месте героя, исправление орфографических ошибок с помощью словаря, редактирование предложений.
4) Соблюдение речевых норм: гласные и согласные в корне слова, НЕ с именами существительными, прилагательными, отрицательными местоимениями, глаголами, а также окончания в разных частях речи; слова с прямым и переносным значением, синонимы, антонимы, омонимы и многозначные слова, заимствованные слова, эмоционально-окрашенные слова; гиперболы, эпитеты, сравнения; согласование именных частей речи в роде, числе и падеже; знаки препинания при прямой речи и обращении, тире в простом предложении, однородными членами, а также с обобщающим словом при однородных членах предложения.
35. 6 класс
1) Слушание и говорение: главная и второстепенная информация, определение основной мысли при помощи ключевых слов; подробный, краткий, выборочный пересказ, прогнозирование развития сюжета по ключевым словам, участие в диалоге по предложенной теме, оценивание прослушанного материала с точки зрения содержания, структуры, логики высказывания, монолог описательного или повествовательного характера с элементами рассуждения с опорой на план, схему, иллюстрации, рекламные ролики и т.д.; соблюдение орфоэпических норм.
2) Чтение: основная информация сплошных и несплошных текстов, извлечение известной и неизвестной информации; определение основной мысли, выявление структурных частей и объяснение смысла построения текста, фразеологизмы, обращения, однородные члены предложения, вопросительные и восклицательные, побудительные предложения; описание, повествование, рассуждение; характерные черты, языковые и жанровые особенности текстов публицистического и художественного стилей (стихотворение, сказка, рассказ, заметка, репортаж, интервью и др.); формулирование вопросов, оценивающих текст с точки зрения актуальности, ценности, качества и полезности; ознакомительное и комментированное чтение; извлечение информации из различных источников, определение разных точек зрения; сравнение стилистических особенностей различных текстов с учетом их композиционных особенностей (стихотворение, сказка, рассказ, заметка, репортаж, интервью).
3) Письмо: простой и сложный план, подробное, краткое, выборочное изложение текстов-повествований, текстов-описаний от 3 лица, представление информации в виде иллюстраций, комиксов, тексты описание, повествование, рассуждение в публицистическом и художественном стилях (стихотворение, сказка, рассказ, заметка, репортаж, интервью), эссе-повествование, эссе-рассуждение эссе-описание, творческие работы (150-200 слов), исправление орфографических и пунктуационных ошибок с помощью словаря, редактирование текста с учетом его типа.
4) Соблюдение речевых норм: разделительные Ъ и Ь знаки, сложные имена существительные, прилагательные, числительные, неопределенные местоимения, а также приставки и суффиксы в разных частях речи; фразеологические обороты; метафоры, олицетворения, риторические фигуры, антитеза, перифраз; падежные формы числительных, прилагательных, местоимений; степени сравнения прилагательных и наречий; знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями, при прямой и косвенной речи.
36. 7 класс
1) Слушание и говорение: главная и второстепенная, известная и неизвестная информация; определение основной мысли с опорой на структуру; подробный, краткий, выборочный пересказ с изменением лица; прогнозирование содержания с опорой на основную мысль; участие в диалоге и аргументация; оценивание прослушанного материала с точки зрения содержания, использования языковых средств для привлечения внимания, структуры и логики изложения материала; аргументированный монолог (описание, повествование, рассуждение), включающий не менее 2 микротем, на основе плана, схем, иллюстраций, рекламных роликов и т.д.
2) Чтение: сплошные и несплошные тексты, извлечение главной и второстепенной информации; структурные части и их элементы (предложения, абзацы), раскрывающие основную мысль; явное и скрытое (подтекст) значение отдельных слов и выражений в тексте, паронимы, вводные слова, повторы, прямой и обратный порядок слов в предложении; смешанные типы текстов, характерные черты, языковые и жанровые особенности текстов публицистического и официально-делового стилей (объяснительная записка, расписка, правило, поздравление, инструкция, заметка, интервью, дневник, блог, письма: просьбы, приглашения, информационные и другие); формулирование различных вопросов на основе выводов и заключений; разные виды чтения, в том числе поисковое; разграничение факта и мнения; стилистические особенности различных текстов с учетом композиции и языковых особенностей, цели и целевой аудитории (объяснительная записка, расписка, правило, поздравление, инструкция, заметка, интервью, дневник, блог, письма: просьбы, приглашения, информационные и другие).
3) Письмо: простой и сложный план; подробное, краткое, выборочное изложение содержания текстов-повествований, текстов-описаний и текстов-рассуждений с изменением лица; схемы, таблицы, диаграммы; тексты-описания с элементами повествования, тексты-повествования с элементами рассуждения, тексты публицистического и официально-делового стилей (объяснительная записка, расписка, правило, поздравление, инструкция, заметка, интервью, дневник, блог, письма: просьбы, приглашения, информационные и другие), выражение собственного мнения, разные виды эссе, аргументативное эссе; творческие работы (200-250 слов), выбор определенной социальной роли и речевого поведения; исправление смысловых, фактических, логических недочетов; редактирование текста, изменение структуры отдельных предложений или фрагментов текста.
4) Соблюдение речевых норм: гласные после шипящих и Ц, НЕ с разными частями речи, окончания глаголов, суффиксы в разных частях речи, паронимы, термины; аллегория, инверсия, анафора, глагол и его формы, служебные части речи, нормы глагольного управления, знаки препинания в простых, осложненных обособленным определением и обстоятельством предложениях.
37. 8 класс
1) Слушание и говорение: открытая и скрытая (подтекст) информация, цель высказывания; определение основной мысли на основе структурных элементов текста и целевой аудитории; пересказ содержания текстов различных типов речи с изменением лица и сохранением структуры исходного текста; прогнозирование содержания по названию текста или началу; участие в дискуссии, аргументация, выводы; оценивание прослушанного материала с точки зрения темпа речи и соответствия целевой аудитории; развёрнутый аргументированный монолог (рассуждение с элементами описания и повествования, убеждение), включающий не менее 2 микротем на основе блогов и сообщений СМИ.
2) Чтение: основная информация сплошных и несплошных текстов; особенности письменной формы устной речи, извлечение открытой и скрытой (подтекст) информации; особенности структуры текста, раскрывающие основную мысль; подразумеваемый смысл отдельных слов, словосочетаний и предложений в тексте, эмоционально-окрашенных и профессиональных слов, неологизмов, окказионализмов с учетом лексической сочетаемости; смешанные типы текстов, характерные черты, языковые и жанровые особенности публицистического, разговорного, научного, официально-делового стилей (репортаж, фельетон, статья, интервью, очерк, обзор, послание, характеристика, биография, автобиография, аннотация, тезисы, реферат, доклад, комментарии в блоге, чате, форуме и др.), формулирование вопросов и собственных идей на основе прочитанного текста, разграничение факта и мнения; разные виды чтения, в том числе изучающее; извлечение и синтез информации из различных источников, определение ее актуальности, противоречивости, достоверности; сравнение стилистических особенностей различных текстов с учетом цели и целевой аудитории композиционных, языковых (репортаж, фельетон, статья, интервью, очерк, обзор, послание, характеристика, биография, автобиография, аннотация, тезисы, реферат, доклад, комментарии в блоге, чате, форуме и др.).
3) Письмо: цитатный план (простой и сложный); подробное, краткое, выборочное изложение содержания текстов смешанного типа с изменением лица; представление информации сплошных текстов в виде рисунков, схем, таблиц, диаграмм и др. и наоборот; тексты-описания с элементами рассуждения, тексты-повествования с элементами описания, тексты публицистического, официально-делового и научного, разговорного стилей (репортаж, фельетон, статья, интервью, очерк, обзор, послание, характеристика, биография, автобиография, аннотация, тезисы, реферат, доклад, комментарии в блоге, чате, форуме и др.); разные виды эссе, в том числе академическое; творческие работы (250-300 слов), фрагмент/фрагменты текста, являющиеся контрастными по содержанию; исправление смысловых, фактических, логических, стилистических недочетов; редактирование текста, изменение структуры текста.
4) Соблюдение речевых норм: омонимичные самостоятельные и служебные части речи, профессиональные слова, термины, неологизмы; инверсия, градация; обособленные члены предложения; знаки препинания при уточняющих членах предложения, цитировании, а также в неполных предложениях.
38. 9 класс
1) Слушание и говорение: основная и детальная информация текста, высказывание критического отношения к услышанному; определение основной мысли на основе микротем, выражение своего отношения к услышанному; пересказ содержания текстов смешанного типа с творческой интерпретацией информации; прогнозирование содержания по финалу текста; участие в полемике, синтез различных точек зрения; оценивание прослушанного материала с точки зрения нормативности речи, содержания, структуры, логики изложения материала, выражение собственного мнения; развёрнутый аргументированный монолог (рассуждение на заданную тему, убеждение), включающий не менее 3 микротем в пределах учебной, общественно-политической и социально-культурной сфер; использование модели речевого поведения в соответствии с речевыми нормами в конкретной ситуации.
2) Чтение: открытая и скрытая (подтекст) информация сплошных и несплошных текстов, соотнесение заключённой в тексте информации с информацией других источников /личным опытом; выявление особенностей и роли структуры текста в передаче основной мысли; аббревиация, парцелляция, ирония, намёк, преуменьшение, преувеличение и другие приемы в словосочетаниях; типы текстов, характерные черты, языковые особенности текстов разных жанров, стилей и подстилей (научная статья, отчет о поездке и т.д.); формулирование вопросов и идей, интерпретация содержания текстов; разные виды чтения, в том числе просмотровое чтение, чтение с составлением плана, тезисов, конспектов; извлечение и синтез информации из различных источников, выводы на основе полученных сведений, выражение собственного мнения; сравнение стилистических особенностей: композиционные, языковые и жанровые особенности различных текстов, принятие во внимание цели, целевой аудитории и позиции автора (научная статья, отчет о поездке и т.д.).
3) Письмо: разные виды плана, в том числе цитатный, тезисный; изложение содержания текстов, синтез информации прослушанного, прочитанного и аудиовизуального материала; представление информации в виде презентаций с использованием ссылок, гиперссылок; тексты-описания с элементами рассуждения, тексты-повествования с элементами рассуждения соответствующих стилей (научная статья, отчет о поездке и др.).
4) Соблюдение речевых норм: орфографические нормы, стилистически окрашенные слова, аббревиатура, парцелляция, морфологические средства связи (союзы и союзные слова) в сложных предложениях, знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях.
Глава 3. Система целей обучения
39. Учителя вправе самостоятельно определять порядок изучения подразделов или целей обучения в рамках раздела и соответствующей четверти. Учителя имеют право самостоятельно определять количество времени, необходимое для изучения темы и достижения цели обучения. Учителя имеют право разрабатывать задания, нацеленные на достижение более чем одной цели обучения. Учебная программа предоставляет учителям возможность преобразовать цель обучения на несколько целей урока / уроков, выполнение которых в совокупности приведет достижению цели обучения из учебной программы.
40. Система целей обучения:
1) Слушание и говорение
Обучающиеся должны: | |||||
Подраздел | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
1. Понима-ние содержа-ния текста | 5.1.1.1 понимать основное содержание текста, определяя главную информа-цию | 6.1.1.1 понимать основное содержание текста, извлекая главную и второстепен-ную информа-цию | 7.1.1.1 понимать основное содержание текста, извлекая главную и второстепен-ную, известную и неизвестную информацию | 8.1.1.1 понимать содержание текста, определяя открытую и скрытую (подтекст) информацию, цель высказывания | 9.1.1.1 понимать основную и детальную информацию текста, высказывая критическое отношение к услышанному |
2. Определе-ние основной мысли | 5.1.2.1 определять тему и основную мысль, опираясь на вопросы | 6.1.2.1 определять основную мысль, опираясь на ключевые слова, словосочета-ния и др. | 7.1.2.1 определять основную мысль, опираясь на структуру | 8.1.2.1 определять основную мысль на основе структурных элементов текста и целевой аудитории | 9.1.2.1 определять основную мысль на основе микротем, выражая свое отношение к услышанному |
3. Переска-зывание прослу-шанного материала | 5.1.3.1 переска-зывать содержание текстов (повествова-ние, описание), используя эмоцио-нально-окрашен-ные слова | 6.1.3.1 пересказы-вать подробно, кратко, выборочно содержание текстов (повествова-ние, описание) от 3-го лица | 7.1.3.1 пересказывать подробно, кратко, выборочно содержание текстов (повествова-ние, описание и рассуждение) с изменением лица | 8.1.3.1 пересказывать содержание текстов различных типов речи с изменением лица, сохраняя структуру исходного текста | 9.1.3.1 пересказывать содержание текстов смешанного типа, творчески интерпрети-руя информацию |
4. Прогнози-рование событий | 5.1.4.1 прогнози-ровать содержание по отрывкам текста | 6.1.4.1 прогнозиро-вать развитие сюжета по ключевым словам | 7.1.4.1 прогнозиро-вать содержание, исходя из основной мысли текста | 8.1.4.1 прогнозиро-вать содержание по названию текста или началу | 9.1.4.1 прогнозировать содержание по финалу текста |
5. Участие в диалоге | 5.1.5.1 участвовать в диалоге-расспросе, меняя позицию «говоря-щий» на «слуша-ющий» и учитывая возрастные особеннос-ти исполня-емой роли | 6.1.5.1 участвовать в диалоге, обмениваясь мнениями по предложен-ной теме | 7.1.5.1 участвовать в диалоге по предложен-ной проблеме, аргументируя свою точку зрения | 8.1.5.1 участвовать в дискуссии по предложенной проблеме, аргументируя собственные утверждения, убеждая оппонента в правильности своей позиции, делать выводы | 9.1.5.1 участвовать в полемике, синтезируя различные точки зрения и предлагая решение проблемы |
6. Оценива-ние прослушанного материала | 5.1.6.1 оценивать звучащую речь с позиции «нравится /не нравится», «правильно/ неправиль-но», аргументи-руя свою позицию | 6.1.6.1 оценивать прослушан-ный материал с точки зрения содержания, структуры высказыва-ния и логики изложения материала | 7.1.6.1 оценивать прослушан-ный материал с точки зрения содержания, использова-ния языковых средств для привлечения внимания, структуры и логики изложения материала | 8.1.6.1 оценивать прослушанный материал с точки зрения темпа речи и соответствия целевой аудитории | 9.1.6.1 оценивать прослушан-ный материал с точки зрения нормативнос-ти речи, содержания, структуры, логики изложения материала, выражая собственное мнение |
7. Построе-ние монологи-ческого высказы-вания | 5.1.7.1 строить высказыва-ние определенного типа последова-тельно, с четкой структурой, с опорой на наглядные материалы; 5.1.7.2 соблюдать орфоэпичес-кие нормы | 6.1.7.1 строить монолог описательного или повествова-тельного характера с элементами рассуждения с опорой на план, схему, иллюстра-ции, рекламные ролики и т.д.; 6.1.7.2 соблюдать орфоэпичес-кие нормы | 7.1.7.1 строить аргументиро-ванный монолог (описание, повествова-ние, рассуждение), включающий не менее 2-х микротем, на основе плана, схем, иллюстраций, рекламных роликов и т.д.; 7.1.7.2 соблюдать орфоэпичес-кие нормы | 8.1.7.1 строить развёрнутый аргументиро-ванный монолог (рассуждение с элементами описания и повествования, убеждение), включающий не менее 2-х микротем в пределах учебной, социально-культурной и общественно- политической сфер, на основе блогов и сообщений средств массовой информации с учетом целевой аудитории; 8.1.7.2 соблюдать орфоэпические нормы | 9.1.7.1 строить развёрнутый аргументиро-ванный монолог (рассуждение на заданную тему, убеждение), включающий не менее 3-х микротем в пределах учебной, общественно-политической и социально-культурной сфер; 9.1.7.2 использовать модели речевого поведения в соответствии с речевыми нормами в конкретной ситуации |
2) чтение:
Обучающиеся должны: | |||||||||||||||||
Подраздел | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | ||||||||||||
1. Понимание информа-ции | 5.2.1.1 понимать основную информацию сплошных и несплош-ных текстов, определяя тему | 6.2.1.1 понимать основную информацию сплошных и несплошных текстов, извлекая известную и неизвестную информацию | 7.2.1.1 понимать основную информацию сплошных и несплошных текстов, извлекая главную и второстепен-ную информацию | 8.2.1.1 понимать основную информацию сплошных и несплошных текстов (в том числе особенности письменной формы речи), извлекая открытую и скрытую (подтекст) информацию | 9.2.1.1 понимать открытую и скрытую (подтекст) информацию сплошных и несплошных текстов, соотнося заключённую в тексте информацию с информацией других источников /личным опытом | ||||||||||||
2. Выявление структур-ных частей текста и определение основной мысли | 5.2.2.1 определять основную мысль на основе содержания и композиции | 6.2.2.1 определять основную мысль, выявляя структурные части и объясняя смысл построения текста | 7.2.2.1 выявлять структурные части и их элементы (предложе-ния, абзацы), раскрыва-ющие основную мысль | 8.2.2.1 выявлять особенности структуры текста, раскрыва-ющие основную мысль | 9.2.2.1 выявлять особенности и роль структуры текста в передаче основной мысли | ||||||||||||
3. Понимание примене-ния лексичес-ких и синтакси-ческих единиц в прочитан-ном тексте | 5.2.3.1 понимать применение прямого и переносного значения слов, синонимов, антонимов, омонимов и многознач-ных слов, синтаксических единиц, использованных автором в тексте для различных целей | 6.2.3.1 понимать применение фразеологиз-мов, обращений, однородных членов предложений, вопроситель-ных и восклицательных, побудитель-ных предложений | 7.2.3.1 понимать применение и объяснять явное и скрытое (подтекст) значение отдельных слов и выражений в тексте, использова-ние паронимов, вводных слов, повторов, прямого и обратного порядка слов в предложении | 8.2.3.1 понимать применение и объяснять подразумева-емый смысл отдельных слов, словосочета-ний и предложений в тексте, эмоциональ-но-окрашенных и профессио-нальных слов, неологизмов, окказионализмов с учетом лексической сочетаемости | 9.2.3.1 понимать применение аббревиации, парцелляции, иронии, намёков, преуменьше-ния, преувеличе-ния и другие приемы в словосочета-ниях | ||||||||||||
4. Определе-ние типов и стилей текстов | 5.2.4.1 определять типы текстов: описание, повествова-ние и рассуж-дение, различать книжный и разговор-ный стили по основным признакам (письмо, рекламный текст, объявление, дневник, стихотворе-ние, сказка) | 6.2.4.1 определять и различать типы текстов: описание, повествова-ние, рассуждение; распознавать характерные черты, языковые и жанровые особенности текстов публицистического и художествен-ного стилей (стихотворе-ние, сказка, рассказ, заметка, репортаж, интервью) | 7.2.4.1 определять смешанные типы текстов и различать характерные черты, языковые и жанровые особенности текстов публицистического и официально-делового стилей (объяснитель-ная записка, расписка, правило, поздравление, инструкция, заметка, интервью, дневник, блог, письма: просьбы, приглашения) | 8.2.4.1 определять смешанные типы текстов, различать характерные черты, языковые и жанровые особенности публицистического, разговорного, научного, официально-делового стилей (репортаж, фельетон, статья, интервью, очерк, обзор, послание, характеристи-ка, биография, автобиогра-фия, аннотация, тезисы, реферат, доклад, комментарии в блоге, чате, форуме) | 9.2.4.1 определять типы текстов, характерные черты, языковые особенности текстов разных жанров, стилей и подстилей (научная статья, отчет о поездке) | ||||||||||||
5. Формули-рование вопросов и оценивание | 5.2.5.1 формулиро-вать вопросы, отража-ющие отношение к тексту | 6.2.5.1 формулиро-вать вопросы, оценивающие текст с точки зрения актуальности, ценности, качества и полезности | 7.2.5.1 формулиро-вать различные вопросы на основе выводов и заключений | 8.2.5.1 формулиро-вать вопросы и собственные идеи на основе прочитанного текста, различать факт и мнение | 9.2.5.1 формулиро-вать вопросы и идеи, интерпрети-руя содержание текстов | ||||||||||||
6. Использование разных видов чтения | 5.2.6.1 использо- вать ознакоми-тельный вид чтения | 6.2.6.1 использовать виды чтения: ознакомительное, комментиро-ванное | 7.2.6.1 использовать разные виды чтения, в том числе поисковое | 8.2.6.1 использовать разные виды чтения, в том числе изучающее | 9.2.6.1 использовать разные виды чтения, в том числе просмотровое чтение, чтение с составлением плана, тезисов, конспектов | ||||||||||||
7. Извлечение информа-ции из различных источников | 5.2.7.1 извлекать информа-цию для выполнения конкретной задачи | 6.2.7.1 извлекать информацию из различных источников, сравнивая полученные сведения, определяя разные точки зрения | 7.2.7.1 извлекать информацию из различных источников, различая факт и мнение | 8.
Поиск по сайту©2015-2025 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |