Предпринимательскую деятельность можно классифицировать по различным признакам, однако, анализируя теорию и практику, классификация происходит по следующим признакам: по формам собственности, по охвату территории, по распространению на различных территориях, по темпам роста и уровню прибыльности, по уровню использования нововведений.
Говоря о формах собственности, необходимо упомянуть то, что в рыночной экономике предпринимательство развивается на частной и государственной формах собственности. Частная собственность проявляется в форме единоличной (индивидуальной) и коллективной.
По признакам законности предпринимательство подразделяется на: законное, незаконное, лжепредпринимательство.
В зависимости от распространения деятельности на различных территориях предпринимательство подразделяют на: местное, национальное, международное и мировое [10, с. 34].
С позиции темпов развития, уровня прибыльности и доходности предпринимательские организации можно классифицировать на: быстрорастущие, медленно наращивающие темпы развития компании, рентабельные и низкорентабельные организации.
С позиции использования в процессе своей деятельности инноваций, нововведений, новых технологий, постоянного поиска новых возможностей для производства новых товаров, выполнения работ, оказания услуг, завоевания новых рынков сбыта, формирования нового спроса и предложения на основе нового комбинирования факторов производства, применения инновационного менеджмента, прогрессивного маркетинга предпринимательская деятельность является творческо-поисковой, продуктивной, шаблонной, репродуктивной, направленной на производство известных продуктов трудаизвестными методами, посредством устаревших технологий [10, с. 35].
|
Субъектами предпринимательской деятельности в Республике Беларусь являются:
1) юридические лица – коммерческие организации; некоммерческие организации – в случаях, предусмотренных законодательными актами (п.3 ст.46) ГК.
2) физические лица – граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п.1 ст. 22) ГК.
Обобщая вышеизложенные определения, можно утверждать, что все субъекты хозяйствования условно делятся на следующие группы:
−коммерческие организации;
− некоммерческие организации;
−организации, не являющиеся юридическими лицами, осуществляющие хозяйственную деятельность (например, холдинг);
−индивидуальные предприниматели;
−физические лица, осуществляющие деятельность в сфере ремесла, репетиторства, сдачи внаём жилых помещений, в рамках специального режима налогообложения.
В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество.
К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся:
−хозяйственные товарищества и общества;
− производственные и потребительские кооперативы;
− крестьянские (фермерские) хозяйства.
Участники таких юридических лиц могут иметь вещные права только на имущество, которое они передали юридическим лицам в пользование в качестве вклада в уставный фонд.
|
К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся:
−общественные и религиозные организации (объединения);
− благотворительные и иные фонды;
− объединения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ассоциации и союзы);
−иные коммерческие организации, если иное не установлено ГК, или иными законами или актами Президента Республики Беларусь [7, с. 37−38].
Основными субъектами предпринимательской деятельности выступают коммерческие организации в различных правовых формах. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, она необходима для достижения их уставных целей и соответствует этим целям. Отдельными видами предпринимательской деятельности индивидуальные предприниматели и организации вправе заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). В соответствии с действующим законодательством субъекты предпринимательской деятельности могут осуществлять эту деятельность в рамках объединений в форме концернов, финансово-промышленных и иных хозяйственных групп [9, с. 31].
Следует также учитывать, что Закон о поддержке малого и среднего предпринимательства в целях определения её (поддержки) правовой основы закрепляет критерии разграничения субъектов малого предпринимательства и субъектов среднего предпринимательства. В первую группу включены:
−индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;
|
−микроогранизации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;
−малые организации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно [9, с. 32].
К субъектам среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно.
Средняя численность работников субъектов малого предпринимательства – организаций со статусом юридического лица и субъектов среднего предпринимательства за календарный год определяется в установленном порядке как: списочная численность работников в среднем за год (за исключением работников, находящихся в отпусках по беременности и родам, в связи с усыновлением (удочерением) ребенка в возрасте до трех месяцев, по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет); средняя численность работающих по совместительству с местом основной работы у других нанимателей; средняя численность лиц, выполнявших работы по гражданско-правовым договорам (в том числе заключенным с юридическими лицами, если предметом договора является оказание услуг по предоставлению, найму работников). Данная численность работников определяется в целом по организации, включая филиалы, представительства и иные его обособленные подразделения. Специальная регистрация индивидуальных предпринимателей и организаций в качестве субъектов малого и среднего предпринимательства или иное подтверждение указанного статуса со стороны государственных органов не требуется [9, с. 32].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предпринимательство – является одной из важнейших составляющих современной экономики. Легальное определение предпринимательской деятельности закреплено в (ч.2 п.1 ст. 1) ГК. Экономическая природа предпринимательской деятельности отображается через её признаки: инициативу, коммерческий риск и ответственность, комбинирование факторов производства, инновации. Данные признаки предпринимательской деятельности отличают её от иной не запрещенной законом экономической деятельности. Необходимо отметить также то, что не все признаки нашли свое законодательное закрепление в нормативно правовых актах Республики Беларусь. Определяя место предпринимательской деятельности в системе хозяйственной деятельности, я пришел к выводу о том, что принципиальное различие между предпринимательской и экономической деятельностью заключается в том, что в первом случае все усилия предпринимателя подчинены достижению главной конечной цели деятельности – получению прибыли на систематической основе. Экономическая (хозяйственная) деятельность не всегда направлена на получения прибыли. Также необходимо отметить и то, что понятие хозяйственной деятельности значительно шире, чем понятие предпринимательской деятельности, поскольку хозяйственная деятельность включает в себя две сферы:
− первая сфера хозяйственной деятельности направлена на извлечение прибыли от осуществления такой деятельности
− вторая сфера непосредственно не направлена на извлечение прибыли
Исходя из вышеизложенного, необходимо обратить внимание на то, что предпринимательская деятельность является разновидностью хозяйственной, и они соотносятся между собой как «часть» и «целое».
Проводя анализ нормативно-правовой основы предпринимательской деятельности в Республике Беларусь, можно выделить ряд направлений, развитие которых позволит государству наиболее эффективно регулировать данную деятельность и создаст благоприятные условия для его развития и функционирования в дальнейшем:
− нормативно-правовое обеспечение предпринимательства;
− развитие прогрессивных финансовых технологий;
− создание льготных условий субъектами предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
− установление более упрощенного порядка регистрации субъектов предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции.
Государство также вносит немаловажный вклад для повышения эффективности и широкого распространения предпринимательской деятельности, оно создает информационные, консультативные, исследовательские, и другие центры, инновационные и другие фонды, оказывая тем самым помощь в становлении данного сектора экономики.
Список использованной литературы:
1. Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г., № 2875–XII: в ред. от 17.11.2004 г. //Эталонный банк данных правовой информации ЭКСПЕРТ 2 ИПС 2.4.0.64 Локальная версия [Электронный ресурс]/ОДО«ЭКСПЕРТЦЕНТР». – Минск, 2014.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 7 дек. 1998г., №218-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 08.01.2014г., №128-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2014.
3. О хозяйственных обществах: Закон Респ. Беларусь, 9 дек. 1992г., №2020-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 15.07.2010 г., № 168-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2014.
4. О поддержке малого и среднего предпринимательства: Закон Респ. Беларусь от 01.07.2010г., №148-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 12.07.2013 г., № 573 // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2014.
5. О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования: Декрет Президента Респ. Беларусь, 16 января 2009г., №1: в ред. Декрета Президента Респ. Беларусь от 21.02.2014 г., №311 // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.
6.
7. Амельченя Ю.А., Бакиновская О.А., Гальцов В.С. и др. Хозяйственное право: учеб. пособие / под ред. Т.А. Сигаевой. – Минск: БГЭУ, 2011. – 508с.
8. Хозяйственное право: курс лекций / В.С. Гальцов, А.Г. Сачек,
В.Н. Радоман, А.В. Сальникова. – Минск: Тессей, 2008 – 344 с.
9. Вабищевич, С.С. Хозяйственное право: правовое регулирование хоз. Деятельности: по состоянию на 1фев. 2008 г. // С.С. Вабищевич, И.А Маньковский. – Минск: Молодежное, 2008 – 411 с.
10. Предпринимательство: учебник / под. ред. М. Г. Лапусты [и др.]. –Москва: Инфра-М, 2002. – 448 с.
11. Хозяйственное право Республики Беларусь: Общая часть / А.Жук [Электронный ресурс]. – 2014. Режим доступа: https://www.yurclub.ru/docs/civil/article294.html– Дата доступа: 24.04.2014.
12. Предпринимательское (хозяйственное) право Республики Беларусь / С.С. Вабищевич – Мн.: Молодежное, 2003. – 436с.
13. Предпринимательское право Российской Федерации: учебник / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. — М.: Норма: Инфра-М, 2010. - 1008 с.
14. Реуцкая, Е.А. Хозяйственное право: курс интенсивной подготовки / —Минск: Тетра-Системс, 2008. - 384 с.
15. Сидорчук, В.К. Хозяйственное право: курс лекций // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] // ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2014.
16. Хозяйственное право: Курс лекций / Реуцкая, Е.А. — Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 324 с.
17. О товарных биржах: Закон Респ. Беларусь, от 05.01.2009 г., №10-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 09.07.2012г., №388-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2014.
18. Об экономической несостоятельности (банкротстве): Закон Респ. Беларусь, от 04.01.2014 г., № 415-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.01.2014г., №104-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2014.
19. Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации:
Закон Респ. Беларусь, от 31.12.2010 г., № 269-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 31.12.2010г., № 228-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2014.
20. О торговле: Закон Респ. Беларусь, от 07.12.2009 г., № 231-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 07.12.2009 г., № 66-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2014.