• дыхательная гимнастика
• артикуляционная гимнастика.
• пальчиковые игры со словами,
• гимнастика для глаз,
• физкультминутка, динамические паузы.
Планируемые результаты к концу года:
Старшая группа:
· дети называют основные средства коррекции речи (гимнастика для язычка и пальчиков);
· показывают пять-восемь артикуляционных упражнений; одну-две пальчиковые гимнастики; эмоциональное состояние героя мимикой;
· произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
· выразительно читают стихотворный текст;
· передают образ героя характерными движениями;
· действуют на сцене в коллективе;
· держатся уверенно перед аудиторией.
Подготовительная к школе группа:
· объясняют необходимость занятий по исправлению речевых недостатков, опираясь на внутренний мотив;
· называют основные средства коррекции речи (специальные упражнения для язычка, гимнастика для пальчиков, скороговорки, чтение стихов, выполнение домашних заданий);
· хорошо владеют комплексом артикуляционной гимнастики;
· показывают три-четыре пальчиковые гимнастики, эмоциональное состояние героя мимическими и пантомимическими средствами;
· сочиняют этюды по заданной теме индивидуально и коллективно;
· выразительно читают наизусть стихотворный текст, расставляя логические ударения;
· четко произносят в разных темпах пять-шесть скороговорок;
· произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, разной силой голоса;
· показывают шесть-восемь эмоциональных выражений;
· действуют согласовано, включаясь в действие одновременно или последовательно;
· двигаются в заданном ритме и передают его по цепочке;
|
· создают пластические импровизации под музыку различного характера;
· умеют держаться на сцене уверенно, свободно выполняя простейшие действия.
Форма отчетности:
Спектакль в конце года. Мониторинг.
Диагностика уровня знаний:
(см. в Авторской программе «Правильное детство»)
Оборудование:
1.Театральная ширма
2.Разные виды кукольных театров:
- пальчиковый
- плоскостной шагающий театр
- конусный
- теневой
- би-ба-бо (перчаточный)
- фланелёграф
- магнитный
- штоковый
- масочный
- варежковый
- игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие куклы)
3. Ноутбук, колонки.
4. Костюмы
Работа с родителями
1. Сентябрь:
Консультация для родителей «Театр- наш друг и помощник». Анкетирование, памятки, папка- передвижка.
2. Март:
Консультация для родителей «Роль эмоций в жизни ребенка». Анкетирование, памятки.
3. Декабрь, Февраль:
Помощь детям при участии в конкурсах.
4. Апрель- Май:
Помощь родителей в изготовлении декораций и костюмов к спектаклю.
Помощь в организации похода в кукольный театр.
Учебно- тематический план на 2013- 2014 учебный год.
№ | Тема | Всего часов |
Мониторинг | ||
Знакомство с театром | ||
Кто работает в театре. «Закулисье» | ||
Как вести себя в театре. Играем в театр (Сюжетно- ролевая игра) | ||
Знакомство с варежковым театром | ||
Мимика | ||
Сила голоса | ||
Знакомство с пальчиковым театром | ||
Знакомство с плоскостным шагающим театром | ||
Пантомима | ||
Сила голоса и речевое дыхание | ||
Знакомство с конусным театром | ||
Мимика и жесты | ||
Знакомство с теневым театром | ||
Рисуем театр (конкурс рисунков «В театре») | ||
Знакомство с куклами би-ба-бо | ||
Слух и чувство ритма | ||
Театральные игры | ||
Знакомство с куклами- говорунчиками. | ||
Знакомство со штоковым театром | ||
Сценическая пластика | ||
Расслабление мышц | ||
Знакомство с театром из дерева, магнитным театром. | ||
Театр- кукол оригами. Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками» | ||
Чувства, Эмоции | ||
Знакомство с масочным театром | ||
Театр на фланели | ||
Инсценировка шуток-малюток | ||
Культура и техника речи | ||
Подготовка к инсценировке сказка «Красная шапочка на новый лад» | ||
З1 | Показ театрализованного представления | |
Экскурсия в кукольный театр | ||
Мониторинг |
Итого: 36 часов
|
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2013- 2014 учебный год
Группа: №4
Воспитатель: кОРЧАГИНА л.е.
Количество часов:
всего: 36 часов;
в неделю: 1 час.
Календарно-перспективное планирование на 2013-2014 учебный год
Неделя | Тема занятия | Содержание занятия | Задачи занятия |
СЕНТЯБРЬ | |||
06.09 | Мониторинг | ||
13. 09 | 1)Знакомство с театром 2)Просмотр спектакля в детском саду «Первое сентября» | - Что такое театр? - Виды театров. - С чего начинается театр. Беседа, просмотр картинок и видео- роликов. | Знакомство с понятием театр, видами театров, воспитание эмоционально-положительного отношения к театру. Пополнение словарного запаса |
20.09 | Кто работает в театре. «Закулисье». | Знакомство с театральными профессиями и их важность. Знакомство с устройством театра изнутри. Беседа, просмотр видео- ролика. | Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. Пополнение словарного запаса. |
27.09 | Как вести себя в театре. Сюжетно-ролевая игра «Театр» | Чтение стихов, беседа, просмотр видео- ролика. | Знакомство с правилами поведения в театре. Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх. |
ОКТЯБРЬ | |||
04.10 | Знакомство с варежковым театром | Самостоятельная игровая деятельность | Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности |
11.10 | Мимика | Артикуляционная гимнастика; упражнение угадай интонации; скороговорки; игра «Успокой куклу»; игра «Теремок»; отгадываем загадки | Развитие мимики; раскрепощение через игровую деятельность; |
18.10 | Сила голоса | Артикуляционная гимнастика; игра «Перебежки»; скороговорки; пальчиковые игры; игра «Веселый бубен», Игра «Эхо» | Развиваем силу голоса; работа над активизацией мышц губ. |
25.10 | 1)Знакомство с пальчиковым театром 2)Просмотр спектакля в детском саду «Доктор Айболит» в исполнении творческого объединения «Артист» | «Праздник со Смешариками» (игра «Караван», викторина, загадки, игра «Энциклопедия», игра «Ожившие механизмы», игра «Найди и исправь ошибку». | Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности. Развлекательное занятие для детей. |
НОЯБРЬ | |||
01.11 | Знакомство с плоскостным шагающим театром | Инсценировка сказок «Рукавичка», «Заюшкина избушка». | Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности. |
08.11 | Пантомима | Артикуляционная гимнастика; игра «Вьюга»; упражнения на развитие сенсомоторики; этюд «Старый гриб»; пальчиковые игры пальчиковые игры; этюд «Цветочек» | Развиваем умение концентрироваться на предмете и копировать его через движения; развиваем сценическую раскрепощённость |
15.11 | Сила голоса и речевое дыхание | Артикуляционная гимнастика; игра «Гудок»; скороговорки; этюд «Удивительно»; пальчиковые игры. | Развиваем силу голоса и речевого дыхания; активизация мышц губ |
22.11 | Знакомство с конусным настольным театром | Инсценировка сказок «Три поросенка» и «Кот в сапогах» | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. |
29.11 | Мимика и жесты | Артикуляционная гимнастика; игра «Прекрасный цветок»; игра «Дует ветер»; пальчиковые игры; игра «Медведь и елка»; игра «Солнечный зайчик»; этюд «Это я! Это мое!» игра «Волк и семеро козлят»; игра «Одуванчик»; этюд «Великаны и гномы»; упражнения на тренировку памяти; игра «Радуга»; этюд «Медведь в лесу» | Развиваем воображение; учимся с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние. |
ДЕКАБРЬ | |||
06.12 | Знакомство с теневым театром | Инсценировка сказок «Заюшкина избушка», «Гуси- Лебеди». | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Развиваем мелкую моторику рук в сочетании с речью. |
13.12 | Рисуем театр (конкурс рисунков «В театре») | Совместная деятельность детей и родителей. | Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса; |
20.12 | Знакомство с куклами би-ба-бо. | Развиваем мелкую моторику рук в сочетании с речью. Инсценировка сказки «Волк и лиса» | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. |
27.12 | Слух и чувство ритма. | Артикуляционная гимнастика; игра «Лиса и волк»; игра «Ловим комариков»; игра «Волшебный стул»; пальчиковые игры; отгадываем загадки; этюд «Колокола»; игры- диалоги; игра «Чудесные превращения» | Развитие слуха и чувства ритма у детей |
ЯНВАРЬ | |||
10.01 | Театральные игры | Артикуляционная гимнастика; «Что изменилось?» «Поймай хлопок» «Я положил в мешок..» «Тень» «Внимательные звери» «Веселые обезъянки» «Угадай что я делаю» | Развиваем игровое поведение, готовность к творчеству; развиваем коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе. |
17.01 | Знакомство с куклами- говорунчиками | Игра викторина с куклами «Знаете ли вы ПДД?» | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Повторить с детьми основные ПДД |
24.01 | Знакомство со штоковым театром | Сочиняем сказку сами. | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра. |
31.01 | Сценическая пластика | Артикуляционная гимнастика; игра «Не ошибись»; игра «Если гости постучали»; пальчиковые игры «Бельчата»; этюд «Гадкий утенок» | Развиваем умение передавать через движения тела характер животных |
ФЕВРАЛЬ | |||
07.02 | Расслабление мышц | Артикуляционная гимнастика; этюд на расслабление мышц «Штанга»; игра «Волк и овцы»; скороговорки; пальчиковые игры | Развиваем умение владеть собственным телом; управлять собственными мышцами. |
14.02 | Знакомство с театром из деревянных фигурок, резиновых игрушек (персонажи из мультфильмов). Магнитный театр. | Инсценировка сказки «Репка», «Три поросёнка», самостоятельная деятельность. | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. |
21.02 | Театр кукол-оригами. Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками» (семейное видео или фото о том как это делалось) | Изготовление кукол-оригами для театра. Инсценировка сказки «Кот и пес». Совместная деятельность детей и родителей | Ощутить себя «творцами» кукол Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса. |
28.02 | Чувства, эмоции | Артикуляционная гимнастика; Упражнения на тренировку памяти; Игра «Заря»; этюд «Отряхнем руки»; пальчиковые игры этюд «любимая игрушка»; игра «Старый сом»; упражнения на развитие сенсорной моторики; игра «Кошка и скворушки»; игра «Почта»; этюд «Кривое зеркало» | Знакомство с миром чувств и эмоций; развиваем умение передавать чувства и эмоции, учимся овладевать ими |
МАРТ | |||
07.03 | Знакомство с театром масок | Инсценировки сказок «Мужик и Медведь», «Волк и Семеро козлят» «Курочка Ряба» | Освоение навыков владения данными видами театральной деятельности |
14.03 | Демонстрация театра на фланели. | Сочиняем сказку сами. | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра. |
21.03 | Инсценировка шуток-малюток | Артикуляционная гимнастика; Игра «Птицелов»; пальчиковые игры | Работа над развитием речи, интонацией, логическим ударением |
28.03 | Культура и техника речи | Артикуляционная гимнастика «Считай до пяти» «Больной зуб» «Укачиваем куклу» «Игра со свечой» «Самолет» «Мяч эмоций» | Формируем правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию); развиваем воображение; расширяем словарный запас |
АПРЕЛЬ | |||
1- 4 04.04 11.04 18.04 25.04 | Подготовка к инсценировке сказки «Красная шапочка на новый лад» | Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми; Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми; изготовление костюмов и декораций. | Развитие эмоциональной, связно - речевой сферы у детей |
МАЙ | |||
16.05 | Театрализованное представление | Показ спектакля родителям. | Итоговое занятие. Показать чему дети научились за год. |
23.05 | Экскурсия в кукольный театр | Просмотр спектакля в исполнении артистов. Беседа после представления с детьми об увиденном, что больше всего понравилось. | Увидеть своими глазами что такое театр, как он устроен и как работают артисты. По возможности заглянуть за кулисы. |
30.05 | Мониторинг |
Список литературы:
|
1. Г.В.Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г.
2. И.А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г.
3. И.А.Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г.
4. Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»М.:2012г.
5. О.Г.Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2010г.
6. А.Н.Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.:2011г.
7. Л.Е.Кыласова «Родительские собрания» Волгоград: 2010г.
8. И.Г.Сухин «800 загадок, 100 кроссвордов». М.1997г.
9. Е.В.Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г.
10. А.Г.Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).
11. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.:1983г.
12. Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г.
13. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М.: АРКТИ, 2002.
14.: Е.В.Мигунова «театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации.М.:2009г.
15. Г.П.Шалаева «Большая книга правил поведения» М.:200
16. А.Г.Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.
17. Н.Б.Улашенко «Организация театральной деятельности. Старшая группа» Издательско-торговый дом г.Волгоград 2009г.
18. Г.В.Генов «Театр для малышей» М.1968г.