Благодаря восприятию дети обогащают свой художественно- изобразительный опыт, который делает их творчество правдивым и убедительным. И поэтому в дошкольный период важно как можно глубже раскрыть детям эстетическую ценность произведений искусства, которые впоследствии могут выступать основой их творчества.
Важно определить:
- какое значение имеют произведения изобразительного искусства для детей в период дошкольного детства;
- что привлекает дошкольников в произведениях изобразительного искусства и каким видам они отдают предпочтение;
- каким образом восприятие влияет на эстетическую оценку.
С одной стороны, произведения предстают перед маленьким зрителем целым миром, который окружает их. Чаще всего дети не воспринимают произведения искусства как нечто особенное, отдельное от них. Дома, мосты, фонтаны, памятники в понимании ребенка — это всё то, что создано взрослыми, а соответственно это часть их жизни. И в чем-то дети правы, ведь искусство — вторая природа, рукотворная, созданная в процессе творчества. Многие произведения, гармонично сливаясь с естественной средой, стали ее частью. Поэтому ребенку бывает сложно отделить произведение искусства от искусственно созданного предмета. В этом случае важным критерием становится красота, на которую дети чутко реагируют.
Маша (2 г. 6 мес.), гуляя по парку, увидела фонтан, выполненный в виде шара с разбрызгивающимися по кругу струйками воды. «Мама посмотри, какой фонтанчик красивый, как солнышко с лучиками. Он даже светит, как солнышко, во все стороны». Ребенок в первую очередь выделил эстетический компонент, а потом попытался связать предмет с окружающим миром, проведя аналогию со знакомыми ему объектами и явлениями.
|
В то же время произведения изобразительного искусства воспринимаются дошкольниками как сложная система образов, их значений, идей и смыслов. Основная задача взрослого — направить ребенка, активизировать его внимание, объяснить смысл произведения, скрытого за знаками, символами, вместе с ним выделить характерные особенности, выразительные средства. Самостоятельно дети не всегда способны справиться с такой задачей.
Важный момент — понимание детьми структурности произведения искусства, установление связи между его содержанием и внешней формой. На практике структура образа раскрывается детям не всегда должным образом.
Во-первых, зачастую занятия по ознакомлению с искусством проводятся воспитателем, не имеющим хорошей подготовки в области искусствоведения. Задачи, которые решаются на таких занятиях, больше относятся к развитию речи. В этом случае педагоги организуют только общий анализ, используя следующую схему:
1) автор, название;
2) что изображено и как все взаимодействует;
3) что больше всего нравится.
При таком подходе обогащается словарь ребенка, развивается связная речь, внимание и другие психические процессы, но эстетическое отношение к произведениям не формируется. Перечисляя персонажей, изображенных на репродукции, пересказывая сюжет, дошкольник не приобретает знаний и умений, необходимых для художественно-изобразительного творчества.
Во-вторых, в дошкольном образовательном учреждении дошкольников чаще всего знакомят с произведениями живописи, декоративно-прикладного искусства, иногда графикой или скульптурой малой формы. Реже дети узнают об архитектуре. Знакомство со многими видами искусства осуществляется опосредованно, с помощью иллюстраций, репродукций, фотографий. Редки экскурсии в музеи, на выставки, к архитектурным памятникам или произведениям скульптуры. Однако даже при отсутствии возможности непосредственно воспринимать произведения необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы дети могли учиться выделять структуру образа, выразительные средства, а не занимались составлением предложений об увиденном. Немаловажная роль в этом процессе принадлежит ежедневным прогулкам со взрослыми (воспитателем, родителями), в ходе которых малышу можно ненавязчиво рассказать очень много интересного, важного для его творческой деятельности.
|
В-третьих, очень часто на практике знакомят с произведениями искусства детей среднего и старшего дошкольного возраста и совсем редко — во второй младшей группе. Это необоснованно, поскольку в этом возрасте дети уже способны почувствовать внутреннюю художественную гармонию произведения, его эмоциональную сторону.
Саша (3 г. 1 мес.), прогуливаясь с бабушкой, засмотрелся на здание церкви, которая находилась вдалеке, воскликнул: «Бабушка, а разве бывают такие большие свечки?». Ребенок, несмотря на отсутствие художественно- изобразительного опыта, прочувствовал архитектурный образ. Он сумел сопоставить реальную архитектонику здания с духовно-образным содержанием храмовой архитектуры.
|
Дима (2 г. 3 мес.) собирает из конструктора башню, уменьшая детали по мере увеличения ее высоты, в щели вставляет карандаши и поясняет: — «Это башня-сторож». — «А почему у нее с разных сторон палочки?» — «Это руки, она ловит плохих людей». Конструируя башню, малыш из простой архитектурной формы смог создать целостный образ, придав ему выразительность, сохранив структурные компоненты, характерные для башен.
В-четвертых, в содержательном плане выбираются произведения классические, хорошо всем знакомые. Однако в истории изобразительного искусства создано множество произведений, относимых к иным стилистическим направлениям, чем классика, которые в образной форме раскрывают разные стороны жизнедеятельности человека, используя закономерности, правила, средства, приемы изобразительного искусства. Из каждого исторического периода мирового искусства можно выделить произведения доступные, интересные и понятные дошкольникам разных возрастных групп. Основной акцент при этом следует ставить на особенностях детского восприятия. Порой нам, взрослым, кажется, что дети не поймут, не освоят, запутаются, а для них наравне с классикой оказываются понятными произведения конструктивизма, сюрреализма, экспрессионизма и т.д. Если проанализировать детские работы, относимые к разным видам изобразительного творчества, то в них можно увидеть элементы различных стилей. По всей видимости, у ребенка на каком- то подсознательном уровне заложены множественные формы и выразительные средства искусства, как язык, который применяется дошкольником для отражения всего, что он видит и чувствует.
В раннем и младшем возрасте в работах детей часто присутствует бесформенность. С одной стороны, это показатель детского рисунка, имеющий свое объяснение, с другой — бесформенность в рисунках не оправдывает бездействие педагогов. В этот период уже необходимо знакомить детей с некоторыми компонентами изобразительной грамоты, используя произведения, раскрывающие определенное содержание образа. Через абстракцию дети учатся передавать эмоциональное состояние предмета, объекта, явления, используя, к примеру, только цвет. При этом образы у них узнаваемы.
Есть периоды в детском творчестве, когда дошкольники более всего стремятся к работе с объемными конструкциями, обобщающими геометрические формы в образ. И в этом случае целесообразно знакомить с произведениями конструктивизма, на примере которого можно доступными и понятными средствами раскрыть сложные на первый взгляд художественные отношения выразительных средств в процессе создания конструктивного образа.
Освоение закономерностей, приемов и техник искусства необходимо подкреплять живыми примерами, давать детям возможность изучать их в процессе ознакомления с конкретными произведениями.
Использование в дошкольном учреждении произведений неклассического искусства не исключает изучения детьми мировых шедевров. В любом педагогическом процессе необходимы соразмерность и целесообразность, без подмены понятий, искусственного упрощения, не связанных с возможностями и способностями дошкольников. Исключение разностилистических произведений приводит к эстетическому обеднению личности ребенка, обусловливающему неготовность подрастающего поколения воспринимать современное искусство. Причины кроются, во-первых, в отсутствии опыта анализа таких произведений, во-вторых, в снижении интереса к искусству в целом из-за односторонности содержательно-смысловой характеристики демонстрируемых произведений.
В любой культурно-исторической эпохе в искусстве существовали как позитивные, так и сомнительные достижения. Однако искусство сегодня продолжает развиваться только благодаря тому, что в нем анализируются различные художественно-изобразительные подходы прошлого, на основе которых создаются новые образы, отображающие современные взгляды на историю, социум, культуру. Отнимая у детей возможность искать собственные пути творческого развития, мы обрекаем их на творческую нереализованность. Поэтому основной вопрос, по нашему мнению, состоит не в том, стоит или не стоит знакомить дошкольников со множеством стилей, а в том, как знакомить, чтобы не разрушить детскую чистоту, непосредственность восприятия, основанную на природной гармонии, и не лишить ребенка свободы выбора в отображении замыслов.
Если проанализировать, каким видам и стилям искусства отдают предпочтение дошкольники, то можно установить общую закономерность. В дошкольный период, особенно в раннем и младшем возрасте, детей больше всего привлекают объемные виды искусства, представленные конструктивными или пластическими образами, которые они могут обследовать с разных сторон. Объемное произведение, будь то статуэтка или старинная ваза, всегда притягивает внимание малыша. Плоскостной образ в виде картины становится объектом изучения только для детей, уже имеющих определенный художественно- изобразительный опыт. Однако это не означает, что с живописными и графическими образами не следует знакомить дошкольников. Любой вид искусства может привлечь детское внимание, все зависит от степени заинтересованности ребенка, обусловливающей эффективность процесса овладения основами изобразительного искусства.
Для того чтобы иметь четкие представления, каким образом следует отбирать произведения для ознакомления с ними детей дошкольного возраста, следует обратить внимание на степень и механизм их воздействия в процессе восприятия.
У любого произведения наличествуют две стороны: объективная, внешне актуализированная в самом произведении, и субъективная, проявляющаяся только в процессе непосредственного восприятия и зависящая от художественно-эстетической подготовки зрителя. Объективная сторона произведения помогает определить объем и характер средств, необходимых для раскрытия структуры образа. Субъективная сторона обусловливает выбор педагогических методов, средств и форм, рассчитанных на каждую группу зрителей и конкретного ребенка.
С каждым новым возрастным периодом в одном и том же произведении можно раскрывать все новые стороны, и каждый раз оно будет представать перед ребенком в ином качестве, обогащенное новым содержанием. У ребенка расширяется художественно-изобразительный и личностный опыт, многие знания, умения, которые в ранний период проявлялись интуитивно, неосознанно, в старшей возрастной группе начинают активизироваться, актуализироваться и содержательно углубляться. Наиболее целесообразен подбор произведений искусства не только с новых, но и уже знакомых. В этом случае можно проследить за качественным уровнем усвоения основ изобразительного искусства на примере произведений, а также выявить характер изменений в восприятии детьми одних и тех же компонентов изобразительной грамоты с течением времени. Это позволит в дальнейшем вычленить направления работы в рамках эстетического развития дошкольников.
Любое произведение искусства воспринимается по-разному. Предугадать все возможные реакции зрителя, и тем более ребенка, на то или иное произведение невозможно.
Миша (3 г. 8 мес.) первый раз на выставке увидел картины. При восприятии полотна «Купание красного коня» воскликнул: «Ой, мам, а конь-то в кетчупе испачкался, поэтому его и моют!»
Вряд ли К. Петров-Водкин думал, что красный цвет коня может вызвать у зрителя ассоциации с кетчупом. Иногда во время экскурсий экскурсоводы позволяют себе такие выражения: «В своем произведении художник хотел изобразить...» Однако сказать с полной уверенностью, что хотел изобразить художник, мы не можем, потому что помимо общей идеи, которая проходит красной линией через все произведение, в нем есть моменты, скрытые, потаенные, известные только автору, о которых мы можем только догадываться, предполагать, но не утверждать. Тем более такой подход сразу ограничивает диапазон художественно-эстетического восприятия, сужая возможные интерпретации образа. Самое общее направление художник определяет в процессе создания произведения, адресуя свое творение определенным субкультурам, тем самым ориентируясь на своих реальных или воображаемых единомышленников. Итог такого предположения — выделение в произведении его сигнальной стороны, т. е. ориентация образов произведения на общественную ситуацию и определенные социальные группы.
Художественная образованность ребенка и всемирная признанность произведения не имеют решающего значения для эстетической оценки. Гораздо важнее в этой ситуации другие факторы, выделенные Дж. Гибсоном:
- средовое видение — первоначально воспринимается не само произведение, а среда, в которой оно находится;
- картинное видение позволяет воспринимать произведение с точки зрения его содержательно-смысловой нагрузки, а также дает возможность рассмотреть все его детали, при этом неважно, объемное оно или плоскостное. На восприятие произведения влияет направление источника света, который может подчеркнуть достоинства произведения, а может сделать его неприметным;
- прямое или интуитивное видение — непрофессиональный взгляд на произведение позволяет уловить саму суть его, на основе которой потом анализируется структура образа;
- взаимосвязь картинного и средового видения нацеливает зрителя на активное движение в среде для того, чтобы глубже проникнуть во внутренний мир произведения. Если находиться в одной точке, то довольносложно оценить, к примеру, весь масштаб и величие какого-либо произведения архитектуры. Даже при восприятии живописи с одной точки невозможно изучить произведение целиком, поэтому посетители выставок то отходят на расстояние от картины, то приближаются вплотную, чтобы рассмотреть детали и нюансы;
- наличие эстетических установок общественного характера, складывающихся с течением времени в той или иной культуре, и личностного характера, обусловленные личными стилистическими предпочтениями.
Контрольные вопросы
1. Какие типы восприятия произведений искусства выделены Дж. Гибсоном?
2. Каким образом произведения искусства влияют на развитие эмоциональной сферы ребенка-дошкольника?
3. Какие виды восприятия выделены в психологии? С чем это связано?
4. Чем являются произведения искусства для дошкольника?
5. С какими видами, жанрами искусства следует знакомить детей дошкольного возраста? С какого возраста?
6. Какое значение имеют «пустоты» для анализа произведения?
7. Что составляет психологическую основу восприятия?
8. В чем заключается суть средового видения?