Для того, чтобы дети усвоили основные компоненты изобразительной грамоты, важно осуществить комплексный и системный подход к организации данного вида деятельности. Комплексность состоит в том, чтобы методы и приемы ознакомительной работы использовать в комплексе. Системность заключается в том, что ознакомление осуществляется на основе обеспечения преемственности в знаниях, умениях, впечатлениях с опорой на имеющийся опыт детей.
Экскурсия — одна из распространенных форм ознакомления с искусством, однако она не всегда включается в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения. Однако не все сады имеют возможность содержать в штате специалиста-искусствоведа, который мог бы доступными средствами помочь ребенку проникнуть в мир живописи и графики, а педагоги не всегда обладают необходимым объемом знаний и умений. В этом случае экскурсия в музей или на выставку становится эффективной формой, обладающей рядом преимуществ. Во-первых, в ходе экскурсии дети имеют возможность непосредственно воспринимать произведения живописи или графики. Это оказывает на них большое эмоциональное воздействие. Во-вторых, на выставке можно увидеть такие произведения, репродукции которых не всегда имеются в арсенале дошкольного учреждения. В-третьих, сама атмосфера музея ни с чем не сравнима, здесь дети учатся не только прочтению произведений, но и осваивают особые правила поведения в общественных учреждениях.
На основании этого можно выделить специфику педагогической направленности музея в отношении детей дошкольного возраста:
- доступность коллекции музея восприятию детей дошкольного возраста;
|
- своеобразие среды конкретного музея и степень ее включенности в городское социокультурное пространство;
- взаимодействие музея с дошкольными образовательными учреждениями;
- организация экскурсий в музее профессиональными кадрами;
- включение музея в современный художественный процесс;
- активизация творческого потенциала ребенка на основе диалога с произведением искусства и материально-художественной деятельности;
- взаимодействие детского творчества и «взрослого» искусства.
Занятия, которые имеют следующие разновидности.
Занятие — виртуальная экскурсия. Специфика заключается в том, что дети посещают не реальную выставку, а виртуальную, подготовленную с помощью технических средств обучения (слайд-шоу, видеофильма, слайдов). Когда не всякое дошкольное учреждение имеет возможность посещать различные музеи, выставочные экспозиции, вернисажи, такой вид экскурсий может помочь в решении проблемы эстетического воспитания и творческого развития дошкольников. Разрабатывая виртуальные экскурсии, педагог подбирает произведения искусства, которые наилучшим образом раскрывают запланированную тему. Они позволяют включить репродукции полотен разных авторов, размещенных в музеях мира и частных коллекциях.
Разрабатывая виртуальные экскурсии, целесообразно учитывать возрастные особенности детей и в соответствии с этим компоновать слайды с репродукциями сразу по возрастным группам. Это не означает, что произведения, рассматриваемые в средней группе, не должны демонстрироваться в старшей или подготовительной. Некоторые произведения необходимо включать в качестве объекта изучения на разных возрастных этапах для того, чтобы обеспечить более глубокое изучение отдельных сторон произведения, дополняя и расширяя уже накопленный опыт. В этом случае можно говорить о преемственности и последовательности освоения основ изобразительного искусства, поскольку возращение к предыдущему эмоционально-эстетическому опыту приводит к его закреплению и углублению.
|
Занятие-беседа с использованием репродукций. Многие детские сады не оснащены техническими средствами обучения в полной мере, поэтому для приобщения дошкольников к живописи и графике педагоги используют репродукции, реже картины. Дети имеют возможность непосредственно созерцать репродукцию, а не опосредованно через экран, соответственно они могут подойти к ней поближе, рассмотреть ее, потрогать, чего нельзя сделать в других условиях. Репродукцию можно на какое-то время оставить в группе, чтобы дошкольники могли самостоятельно рассматривать произведение, открывая для себя какие-то новые стороны, а потом делиться своими наблюдениями с другими детьми и педагогом.
Однако количество больших, качественных репродукций в дошкольных учреждениях ограничено. Далеко не все сады имеют произведения зарубежных мастеров, которые могли бы использоваться в работе с дошкольниками, поэтому такой вид занятий отчасти становится ограниченным в плане вариативности содержания демонстрируемых произведений и их художественно-изобразительного своеобразия.
|
Занятие-беседа может быть:
- самостоятельной формой педагогического процесса, когда педагог продумывает ход беседы, вопросы и предполагаемые ответы, проблемные ситуации, активизирующие детей;
- составной частью другого занятия, например, по ознакомлению с окружающим миром или развитию речи. В этом случае происходит интеграция нескольких видов деятельности (педагог, используя для раскрытия одной темы знания из разных областей, показывает детям, насколько эта тема многозвучна и многогранна);
- формой организации свободной деятельности детей, и тогда понятие «занятие» становится условным.
Использование технических средств обучения для демонстрации живописного полотна нельзя приравнивать к целостной экскурсии, так как в данном случае решаются другие задачи.
Занятие-развлечение позволяет в игровой форме изучать специфику художественно-изобразительных образов живописи. Это лучше использовать для закрепления материала, когда у детей есть определенный опыт анализа живописных произведений. Развлечение характеризуется непринужденностью обстановки, не требующей большой концентрации внимания детей. Для изучения специфики произведений живописи или графики требуется несколько иная атмосфера, не исключающая игровых приемов, но не превращающая занятие в шоу.
При анализе произведений живописи и графики можно использовать определенную схему. Учитывая многожанровость этих видов искусства, необходимо выделить специфические особенности ознакомления с каждым жанром произведений живописи и графики.
Схема анализа жанровых композиций в произведениях живописи и графики такова: