Формы ознакомительной работы




 

Для того, чтобы дети усвоили основные компоненты изобразитель­ной грамоты, важно осуществить комплексный и системный подход к организации данного вида деятельности. Комплексность состоит в том, чтобы методы и приемы ознакомительной работы использовать в комплексе. Системность заключается в том, что ознакомление осуществляется на основе обеспечения преемственности в знаниях, умениях, впечатлениях с опорой на имеющийся опыт детей.

Экскурсия — одна из распространенных форм ознакомления с искусством, однако она не всегда включается в педагогический про­цесс дошкольного образовательного учреждения. Однако не все сады имеют возможность содержать в штате специалиста-искусствоведа, который мог бы доступными средствами помочь ребенку проникнуть в мир живописи и графики, а педагоги не всегда обладают необхо­димым объемом знаний и умений. В этом случае экскурсия в музей или на выставку становится эффективной формой, обладающей рядом преимуществ. Во-первых, в ходе экскурсии дети имеют воз­можность непосредственно воспринимать произведения живописи или графики. Это оказывает на них большое эмоциональное воз­действие. Во-вторых, на выставке можно увидеть такие произведе­ния, репродукции которых не всегда имеются в арсенале дошколь­ного учреждения. В-третьих, сама атмосфера музея ни с чем не сравнима, здесь дети учатся не только прочтению произведений, но и осваивают особые правила поведения в общественных учрежде­ниях.

На основании этого можно выделить специфику педагоги­ческой направленности музея в отношении детей до­школьного возраста:

- доступность коллекции музея восприятию детей дошкольного возраста;

- своеобразие среды конкретного музея и степень ее включен­ности в городское социокультурное пространство;

- взаимодействие музея с дошкольными образовательными учреж­дениями;

- организация экскурсий в музее профессиональными кадрами;

- включение музея в современный художественный процесс;

- активизация творческого потенциала ребенка на основе диа­лога с произведением искусства и материально-художественной дея­тельности;

- взаимодействие детского творчества и «взрослого» искусства.

Занятия, которые имеют следующие разновидности.

Занятие — виртуальная экскурсия. Специфика заключается в том, что дети посещают не реальную выставку, а виртуальную, под­готовленную с помощью технических средств обучения (слайд-шоу, видеофильма, слайдов). Когда не всякое дошкольное учреждение имеет возможность посещать различные музеи, выставочные экспо­зиции, вернисажи, такой вид экскурсий может помочь в решении проблемы эстетического воспитания и творческого развития до­школьников. Разрабатывая виртуальные экскурсии, педагог подби­рает произведения искусства, которые наилучшим образом раскры­вают запланированную тему. Они позволяют включить репродукции полотен разных авторов, размещенных в музеях мира и частных кол­лекциях.

Разрабатывая виртуальные экскурсии, целесообразно учитывать возрастные особенности детей и в соответствии с этим компоновать слайды с репродукциями сразу по возрастным группам. Это не озна­чает, что произведения, рассматриваемые в средней группе, не долж­ны демонстрироваться в старшей или подготовительной. Некоторые произведения необходимо включать в качестве объекта изучения на разных возрастных этапах для того, чтобы обеспечить более глубокое изучение отдельных сторон произведения, дополняя и расширяя уже накопленный опыт. В этом случае можно говорить о преемственно­сти и последовательности освоения основ изобразительного искус­ства, поскольку возращение к предыдущему эмоционально-эстетическому опыту приводит к его закреплению и углублению.

Занятие-беседа с использованием репродукций. Многие детские сады не оснащены техническими средствами обучения в полной мере, поэтому для приобщения дошкольников к живописи и графике пе­дагоги используют репродукции, реже картины. Дети имеют возмож­ность непосредственно созерцать репродукцию, а не опосредованно через экран, соответственно они могут подойти к ней поближе, рас­смотреть ее, потрогать, чего нельзя сделать в других условиях. Репро­дукцию можно на какое-то время оставить в группе, чтобы дошколь­ники могли самостоятельно рассматривать произведение, открывая для себя какие-то новые стороны, а потом делиться своими наблю­дениями с другими детьми и педагогом.

Однако количество больших, качественных репродукций в до­школьных учреждениях ограничено. Далеко не все сады имеют про­изведения зарубежных мастеров, которые могли бы использоваться в работе с дошкольниками, поэтому такой вид занятий отчасти ста­новится ограниченным в плане вариативности содержания демон­стрируемых произведений и их художественно-изобразительного своеобразия.

Занятие-беседа может быть:

- самостоятельной формой педагогического процесса, когда пе­дагог продумывает ход беседы, вопросы и предполагаемые ответы, проблемные ситуации, активизирующие детей;

 

- составной частью другого занятия, например, по ознакомлению с окружающим миром или развитию речи. В этом случае происходит интеграция нескольких видов деятельности (педагог, используя для раскрытия одной темы знания из разных областей, показывает детям, насколько эта тема многозвучна и многогранна);

- формой организации свободной деятельности детей, и тогда понятие «занятие» становится условным.

Использование технических средств обучения для демонстрации живописного полотна нельзя приравнивать к целостной экскурсии, так как в данном случае решаются другие задачи.

Занятие-развлечение позволяет в игровой форме изучать спец­ифику художественно-изобразительных образов живописи. Это луч­ше использовать для закрепления материала, когда у детей есть определенный опыт анализа живописных произведений. Развлечение характеризуется непринужденностью обстановки, не требующей большой концентрации внимания детей. Для изучения специфики произведений живописи или графики требуется несколько иная ат­мосфера, не исключающая игровых приемов, но не превращающая занятие в шоу.

При анализе произведений живописи и графики можно исполь­зовать определенную схему. Учитывая многожанровость этих видов искусства, необходимо выделить специфические особенности озна­комления с каждым жанром произведений живописи и графики.

Схема анализа жанровых композиций в произведениях живописи и графики такова:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: